• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об основных направлениях действий в чрезвычайных ситуациях на рынке труда
и Программе занятости населения на 1994 год

Во исполнение Закона РФ "О занятости населения в РФ", постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 года N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения", в целях снижения социальной напряженности в городах и районах области постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления программы действий в чрезвычайных ситуациях на рынке труда.

2. Главам городских и районных администраций:

- в соответствии с Основными направлениями в срок до 1 февраля 1994 года разработать и утвердить районные и городские программы действий в чрезвычайных ситуациях на рынке труда.

- вводить в действие указанные программы при наступлении критического состояния на рынке труда.

3. Областному центру занятости населения обеспечить методическое руководство и технологию работы городских и районных служб занятости в условиях чрезвычайных ситуаций на рынке труда.

4. Одобрить проект областной Программы занятости населения на 1994 год по II-му варианту прогноза рынка труда.

5. Областному центру занятости населения представить в январе 1994 года на согласование в Федеральную службу занятости России Программу занятости населения Псковской области на 1994 год.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по экономическому прогнозированию и развитию рыночных структур администрации области.

     Глава Администрации области                         В.Н.Туманов

Псков,
9 января 1994 года
N 1

Приложение
к постановлению администрации
области N 1 от 09.01.94г.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
НА РЫНКЕ ТРУДА

1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программы действий в чрезвычайных ситуациях разрабатываются для принятия срочных мер при резком ухудшении ситуации на рынке труда, характеризующемся массовым банкротством предприятий, активным высвобождением работников с действующих предприятий, отсутствием или наличием минимального числа свободных рабочих мест (вакансий) и как следствием - массовой безработицы.

Цель - снижение социальной напряженности, вызванной высоким уровнем безработицы, предотвращением активных массовых протестов.

Основной упор делается на формирование резервных мощностей службы занятости:

- обеспечение помещениями в престижных городских районах, удобных для приема клиентов;

- техническое оснащение служб;

- найм и обучение дополнительного персонала;

- введение дополнительных программ действий службы занятости (компенсационные выплаты частично безработным и т.д.);

- при необходимости открытие новых центров занятости или их филиалов, в т.ч. на крупных предприятиях, где ожидается массовое высвобождение.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА КРИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

2.1. Критическим считается состояние, при котором:

- состояние "здоровья" экономики стремительно ухудшается, растет число банкротств, инвестиционная активность близка к нулю, отсутствуют либо минимально число свободных рабочих мест (вакансий); темпы увольнений резко возрастают, степень социальной напряженности угрожает превысить уровень управляемости;

- безработица в районе (городе) достигает 10% и более;

- поток обращающихся в центры занятости превышает их стандартную пропускную способность, что парализует работу, приводит к формированию значительных очередей и массового недовольства;

- средств Государственного фонда занятости становится недостаточно для своевременной и в полном объеме выплаты пособий по безработице, покрытия затрат на текущие программы обучения, а также на содержание службы занятости;

- органы государственной власти не имеют достаточно ресурсов и административных возможностей стабилизировать обстановку обычными средствами.

2.2. Наиболее простым оценочным показателем критического состояния является нарушение нормального режима работы службы занятости.

3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Для координации проработки и исполнения планов действий в условиях чрезвычайных ситуаций на рынке труда могут создаваться специализированные комитеты на трехсторонней основе-представители администраций, профсоюзных органов, руководитель службы занятости.

Функции Комитетов могут выполнять координационные комитеты содействия занятости населения. Основная задача Комитета координация действий органов исполнительной власти по разработке пакета мер и порядка их применения, а также, при необходимости, развернутых мобилизационных планов, в которых предусматривается ответственность, ресурсы и порядок исполнения чрезвычайных мероприятий.

4. СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ:

- переходит на многосменный режим работы или вводит иной режим работы службы;

- мобилизует дополнительные кадровые ресурсы;

- замораживает начало реализации новых программ и приостанавливает выполнение части действующих;

- направляет финансовые ресурсы прежде всего на выплату пособий по безработице.

Кроме того, при необходимости:

- считает подходящей любую доступную работу;

- вводит упрощенный порядок выплаты пособия по безработице;

- изменяет периодичность выплаты пособия с двух раз на один раз в месяц;

- стандартизирует пособия по безработице;

- изменяет порядок выплаты пособий, требующих длительной проверки;

- заблаговременно предупреждает отделения сбербанка об увеличении объема выплат.


5. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

- организацию дополнительных краткосрочных курсов для безработных в действующих учебных заведениях с их финансированием из бюджета и Фонда занятости;

- обязательный порядок предоставления сведений о вакантных ученических местах в службу занятости для всех профессиональных учебных заведений, включая учебные центры предприятий.

6. ОСОБЫЙ РЕЖИМ НАЙМА, УВОЛЬНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

6.1. В условиях критического состояния на рынке труда может применяться:

- ограничение (запрет) найма работников без уведомления службы занятости;

- запрет на сверхурочные работы;

- практика предоставления частично оплачиваемых и иных отпусков;

- обязательный порядок исполнения процедур, предусмотренных нормативными актами по организации массового высвобождения;

- обязательный порядок предоставления сведений о всех вакансиях в службу занятости;

- дополнительные меры ответственности администрации предприятий за несоблюдение законодательства о труде и занятости и режима действия в чрезвычайных ситуациях.

        

7. ОТВЕТНЫЕ МЕРЫ НА МАССОВЫЕ УВОЛЬНЕНИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ

Созданные комитеты анализируют возможные альтернативы высвобождению:

- производство новых видов продукции;

- повышение эффективности работы предприятия без сокращения числа занятых;

- перевод работников на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и др;

- максимально возможное увеличение периода времени до фактического увольнения работников с предприятия;

- конкретный отбор работников, подлежащих увольнению на основе максимально возможного учета как потребностей предприятия, так и индивидуальных возможностей каждого работника;

- четкое оформление защиты тех граждан, которым угрожает массовое высвобождение.

Для этого предусмотреть:

а) обязанность работодателя предварительно уведомлять службу занятости и профсоюзов предприятия о запланированном им высвобождении. Период такого предварительного уведомления должен зависеть от количества подлежащих высвобождению граждан и от ситуации на местном рынке труда;

б) обязанность работодателя предварительно уведомлять о высвобождении тех работников, которых он затронет;

в) конкретная и четкая процедура создания Комитетов, упомянутых выше, и стадий его работы;

г) создание четкой процедуры переговоров работодателя и профсоюза об условиях сокращения работников.

Такая процедура должна включать в себя следующее:

- определение условий сокращения рабочего дня и недели или ухода в вынужденный отпуск без сохранения заработной платы;

- определение условий перевода работников с одного места работы на другое внутри предприятий;

- Положение о "замораживании" приема на работу новых работников в период реорганизации предприятия;

- определение условий выплаты высвобождаемым работникам компенсации при высвобождении, в том числе за счет специально создаваемых работодателями страховых фондов.

Процедуры организации ответных мер на угрозу массового высвобождения вносятся в коллективные договоры (соглашения).


8. ОРГАНИЗАЦИЯ ШИРОКОМАСШТАБНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

Под общественными работами понимаются специально создаваемые за счет средств государства или спонсоров временные трудоемкие рабочие места, как правило, ликвидируемые после завершения объема работ, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие социально полезную направленность.

Под субсидируемыми рабочими местами понимаются социально полезные рабочие места, не требующие, как правило, предварительной профессиональной подготовки работников, имеющиеся в распоряжении предприятий (организаций), не обладающих достаточными финансовыми средствами для их заполнения постоянными работниками. В основном программы субсидируемых рабочих мест реализуются в общественном секторе (школы, поликлиники, библиотеки и т.д.)

Создание общественных работ и субсидированных рабочих мест рассматривается как краткосрочная чрезвычайная мера, применяемая, как правило, в районах массовой безработицы и (или) для предоставления временной занятости длительно безработным, а также гражданам, потерявшим или не имеющим права на получение пособия по безработице, если иные средства политики занятости оказались недостаточными для предоставления незанятым гражданам возможности приобретения постоянной работы или профессионального обучения.

Программы общественных работ и субсидированных рабочих мест преследуют следующие цели:

- предоставление источника дохода для безработных, в особенности для тех, кто исчерпал право на пособия и тем не менее не нашел постоянную работу;

- развитие государственной и социальной инфраструктуры, т.е. производство реально необходимых товаров и услуг;

- поддержание и развитие навыков работы и стимулов к труду безработных, особенно молодежи и тех, кто впервые вступает на рынок труда;

- проверка готовности безработных приступить к работе;

- для общественных работ можно использовать любые трудоемкие работы, которые местные власти могут создать, и которые будут приносить пользу, не требуя при этом высокой квалификации.

К основным видам общественных работ могут относиться:

- ремонт дорог, улиц и тротуаров;

- ремонт и чистка дренажных систем, водоотвода и пр.;

- регулярная работа по поддержанию в нормальном состоянии парков и иных общественных районов;

- ремонт и эксплуатация общественных сооружений и систем;

- чистка, уборка и ремонт общественного транспорта;

- ремонт сельских дорог и восстановление окружающей среды, включая посадки деревьев;

- предоставление безработным возможностей работы в качестве помощников в библиотеках, детских садах, домах престарелых и иных подобных учреждениях, испытывающих потребность в работниках.

Органам исполнительной власти необходимо:

- заблаговременно определить вероятные виды, объемы общественных работ, перечень предприятий, участвующих в программах;

- заблаговременно разработать административные процедуры, необходимые для начала реализации программы и готовые к применению на практике в любой момент, включая определение перечня лиц, которые могут возглавлять временные бригады;

- до начала организации общественных работ согласовывать все совместные действия с другими организациями, которые будут участвовать в этих программах;

- определить резервные финансовые и материальные ресурсы, необходимые для быстрого развертывания программ.

9. ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Областной и местные органы социальной защиты мобилизуют финансовые ресурсы на реализацию масштабных благотворительных программ, включая организацию бесплатного питания и т.п.


Текст документа сверен по:
официальная рассылка






Об основных направлениях действий в чрезвычайных ситуациях на рынке труда в Программе занятости населения на 1994 год

Название документа: Об основных направлениях действий в чрезвычайных ситуациях на рынке труда в Программе занятости населения на 1994 год

Номер документа: 1

Вид документа: Постановление Администрации Псковской области

Принявший орган: Администрация Псковской области

Статус: Действующий

Дата принятия: 09 января 1994

Дата начала действия: 09 января 1994