АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О социально-экономическом положении Псковской области и мерах
по реализации Программы администрации Псковской области на 1994-1995 годы
"Развитие реформ и стабилизации экономики Псковской области"

Развитие экономики области во все большей степени происходит под влиянием преобразований, направленных на обеспечение перехода к рынку. Администрация Псковской области отмечает, что в сложившейся социально-политической ситуации появились возможности для дальнейшей демократизации общества, достижения гражданского согласия, ускорения проведения реформ.

Предпринятые в 1993 году стабилизационные меры позволили начать институциональные преобразования и структурную перестройку промышленности. В результате решительных мер экономика области существенно изменила свой облик, в ней начались новые процессы, присущие рыночной экономике и ведущие к ее развитию. Снизились темпы падения объемов производства, увеличились доля выпуска товаров народного потребления, с вводом в действие Псковской ГРЭС область имеет собственное производство электроэнергии.

Однако для обеспечения устойчивой стабилизации положения в производственной и социально-экономической сферах требуются дополнительные меры. В целях преодоления кризисных явлений в экономике, социальной сфере и организованного начала работы в 1994 году администрация Псковской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые проекты Программы администрации Псковской области на 1994-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация экономики Псковской области (далее именуется - Программа) и Плана действий администрации Псковской области на 1994-1995 годы по реализации Программы (далее именуется - План действий).

2. Комитету по экономическому прогнозированию и развитию рыночных структур направить Программу и План действий в областное Собрание для рассмотрения совместно с проектом бюджета области.

3. Рекомендовать администрациям городов и районов области при разработке территориальных программ социально-экономического развития руководствоваться основными положениями Программы и Плана действий.

4. Организационно-контрольному отделу совместно с комитетом по экономическому прогнозированию и развитию рыночных структур, по результатам рассмотрения Программы и Плана действий Областным Собранием, подготовить проект распоряжения администрации по механизму контроля за ходом выполнения мероприятий Плана действий.

5. Финансовому управлению области совместно с Комитетом по экономическому прогнозированию и развитию рыночных структур осуществлять разработку областного бюджета на 1994 год в соответствии с Программой и Планом действий.

     Глава администрации области                         В.Н.Туманов

Псков,
28 марта 1994 года
N 25




РАЗВИТИЕ РЕФОРМ И СТАБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ПРОГРАММА
АДМИНИСТРАЦИИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
на 1994-1995 годы

г.Псков
1994 год

Разработанная в 1992 году Программа углубления экономической реформы в Псковской области на 1992-1993 годы завершила свое действие. Являясь документом, содержащим конкретные цели и необходимые меры по их достижению, она позволила на этапе кризисного развития народного хозяйства области скоординировать действия всех структур государственной власти на преодоление негативных процессов в экономике области. На этом этапе были начаты институциональные преобразования и структурная перестройка в промышленности. В результате решительных мер экономика области за этот период существенно изменила свой облик, в ней начались новые процессы, присущие рыночной экономике и ведущие к ее развитию. Снизились темпы падения объемов производства, увеличилась доля выпуска товаров народного потребления, с вводом в действие Псковской ГРЭС область будет иметь собственное производство электроэнергии.

Однако радикальные преобразования отрицательно сказались на уровне жизни населения, но предпринятые меры большей частью были жизненно необходимы, а их болезненные последствия - неизбежны. Сложная ситуация в середине 1993 года была обусловлена противостоянием Правительства и Верховного Совета, что сказалось на кредитно-финансовой политике и темпах приватизации, а в результате это отразилось на темпах повышения жизненного уровня населения.

Таким образом, завершился важный, во многих отношениях самый трудный этап преобразований. Дальнейшие действия должны быть направлены на то, чтобы противостоять негативным явлениям, вовремя нейтрализовать возникающие угрозы, закрепить позитивные тенденции и добиться дальнейшего продвижения вперед.

Настоящая Программа конкретизирует основные положения и направления социально-экономической политики Администрации области и разработана в соответствии с постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 13 августа 1993 года N 791 на основе Программы Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы: "Развитие реформ и стабилизация российской экономики". Она предназначена для координации работы всех органов государственной власти в области на 1994-1995 годы по реформированию и стабилизации экономики в области.

Осуществление предусмотренных в настоящей Программе мер обеспечит выход области из тяжелого кризиса и создаст предпосылки для ее возрождения, экономического подъема и повышения благосостояния народа.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Достаток в государстве - это прежде всего достаток граждан, которые в нем живут. Исходя из этого конечными целями Администрации Псковской области являются:

- человек должен иметь возможность проявлять инициативу, зарабатывать, повышать качество своей жизни;

- высокое благосостояние населения области, доступность для большинства из них широкого круга благ, уверенность людей в завтрашнем дне на основе обладания собственностью, стабильность, безопасность и справедливость в обществе при необходимом уровне социальных гарантий;

- обеспечение прав и свобод граждан, завершение формирования правового демократического государственного и местного управления процессами социально-экономического развития области;

- развитие лучших традиций населения Псковской области, нравственности и духовности, процветания культуры, всемерная поддержка научного потенциала области, сохранение природной среды;

- упрочение экономических и политических позиции Псковской области в Российской Федерации, развитие внешнеэкономических связей;

- сохранение и улучшение здоровья населения области.

Для этого необходимо создание социально-ориентированной экономики, способной динамично развиваться на основе собственных внутренних ресурсов, восприятия прогрессивных достижений науки, прочного и органичного включения в межхозяйственные связи.

Чтобы достичь этих целей на основе рыночных механизмов намечается обеспечить:

- значительное ограничение вмешательства государственных органов управления в экономику области, сокращение доли государственного сектора, дифференциация налогов, сокращение доли федеральных средств в консолидированном бюджете области;

- развитие предпринимательства и конкуренции;

- создание условий для привлечения инвестиций в экономику области;

- открытие экономики, создание сильного экспортного потенциала, в том числе за счет товаров с высокой добавленной стоимостью;

- преодоление кризиса в аграрном секторе, удовлетворение спроса на продовольствие.

В сложившихся обстоятельствах нет возможностей для широкого маневра или применения каких-либо радикальных мер для быстрого и безболезненного улучшения положения в экономике. Экономика области неразрывно связана со всей экономикой России, в ней происходят те же процессы, усложненные приграничным статусом области, и во многом она зависит от решений, принимаемых Правительством России.

Только последовательными действиями по созданию эффективных рыночных институтов, огромной организационной работой, совместными усилиями всех слоев населения области можно преодолеть кризис и обеспечить процветание Псковщины.

I. Основным целевым ориентиром ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ администрации области останутся вопросы исполнения бюджета с упором на увеличение доходной части бюджета и сокращение доли федеральных средств в консолидированном бюджете области.

  

Поэтому, главная задача здесь - предотвращение неконтролируемого роста расходов бюджета, необходимость проводить ответственную финансовую политику.

Здесь необходимо осуществить мероприятия по организационному и методическому руководству регионами области по разработке финансовых балансов территорий. Это позволит определить финансовое состояние регионов, иметь четкое предоставление о доходной части их бюджетов, а следовательно, и о возможностях расходной части.

На областном уровне необходима разработка законодательных актов, исключающих принятие экономически необоснованных и финансово неподкрепленных решений, а также определяющих механизм контроля распределения и расходования получаемых средств. Требуется разработка положения о порядке выделения средств из областного бюджета на региональные программы.

Все вносимые проекты законодательных актов должны иметь заключение о их стоимости и источниках финансирования.

Следует ввести в практику установление моратория на новые расходы, ужесточить контроль за исполнением бюджета, сократить дотационную часть бюджета к 1995 году не менее, чем на 10%.

Необходимо иметь в виду, что вследствие глубоких структурных дисбалансов экономики области в ближайшем будущем полностью ликвидировать дотационную часть бюджета будет невозможно.

Учитывая важность стабильности налоговой системы, предсказуемости изменений в ней для поддержания деловой активности, и в целях увеличения налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, в ближайшее время необходимо:

- внести предложения по совершенствованию действующего законодательства по усилению стимулирующей роли налогов в расширении производства товаров и услуг, инвестиционной деятельности, в приоритетном развитии предприятий малого и среднего бизнеса;

- провести инвентаризацию налоговых льгот и их анализ;

- усилить контроль за доходами юридических и физических лиц, получающих доходы в иностранной валюте от внешнеэкономической деятельности и соблюдением налогового законодательства иностранными юридическими лицами;

- осуществить широкий комплекс мер, обеспечивающих контроль за обязательным применением контрольно-кассовых аппаратов.

Учитывая то, что в условиях общей экономической нестабильности положение в денежном обращении области напряженное и потребности народного хозяйства в наличных деньгах в 1993 году более чем на 1/3 удовлетворялись за счет эмиссии, требуется коммерческим банкам усилить контроль за расходованием предприятиями и организациями средств на оплату труда, порядком ведения кассовых операций, своевременной сдачей выручки в банк и целевым расходованием денежных средств, получаемых в банке.

В целях сбалансированности денежных доходов и расходов населения, кредитные ресурсы необходимо выделять отраслям, влияющим на социальную сферу, расширяющим производство товаров народного потребления и сферу услуг.

Важнейшее направление ценовой политики - дальнейшая либерализация цен на производимые и реализуемые в области товары и услуги. Проводимые мероприятия с одной стороны должны вести к увеличению объемов выпуска продукции и получению необходимой прибыли, с другой - снижению уровня цен за счет появления конкурентов на рынке товаров и услуг и улучшения качества продукции. Необходимо продолжить реализацию прав, предоставляемых действующим законодательством в вопросах регулирования цен и тарифов для отдельных категорий граждан с низким уровнем доходов. В первую очередь это касается: продуктов питания и товаров для детей, продукции общественного питания для школьных, студенческих и рабочих столовых, дотации транспортным предприятиям для указанных категорий населения.

II. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ - одно из главных направлений экономической реформы. Они включают:

- приватизацию;

- реформу государственных предприятий;

- поддержку предпринимательства и развитие рыночной инфраструктуры;

- демонополизацию экономики, контроль за монополистической деятельностью. Формирование конкурентной среды;

- развитие финансового рынка.

Широкомасштабная приватизация - центральное звено экономической реформы. Ее ключевая цель - формирование широкого слоя частных собственников, содействующих созданию социальной базы рыночной экономики и демократического общества.

Для повышения эффективности работы предприятий и создания конкурентной среды необходимо довести в 1994 г.количество приватизированных и акционированных предприятий области до 80% от их общего количества. Обеспечить условия для вложения приватизационных чеков населения путем увеличения объема акций, выставляемых на чековых аукционах и частоты их проведения.

Изменения в структуре собственности требуют нового подхода к государственному регулированию экономики. Ряд предприятий государственной собственности, обеспечивающих функционирование социальной сферы и инженерной инфраструктуры городов и районов, не подлежат приватизации их деятельность будет находиться под жестким контролем органов государственного управления.

Государственное управление предприятиями, имеющими смешанную форму собственности, будет осуществляться через владение и распоряжение паями, долями имущества и акциями предприятий, дающее право участия в собрании акционеров, Совете директоров, а, следовательно, определения экономической стратегии подобных предприятий с учетом государственных интересов.

Особая роль в социально-экономическом развитии области отведена малому и среднему предпринимательству, которое, при соответствующей поддержке государственных органов управления, должно обеспечить скорейшее насыщение платежеспособного спроса и необходимые структурные сдвиги в экономике, формирование конкурентной среды.

Исходя из этого, система государственной поддержки предпринимательства на территории области и, соответственно, усилия администрации ориентируются на создание, прежде всего, как рыночной инфраструктуры, так и на конкретные малые предприятия, другие предпринимательские структуры, в том числе на увеличение количества предприятий до 15-20 тысяч и в ориентировании их на производственную деятельность.

Областная администрация будет направлять свои действия на поддержание торговли, как вида деятельности и важнейшего в рыночной экономике механизма распределения ресурсов. Содействие развитию торговли необходимо осуществлять по следующим направлениям:

- снятие излишних административных ограничений на торговлю;

- демонополизация оптовой торговли;

- усиление контроля за торговлей с точки зрения качества реализуемых товаров, уровня обслуживания, соблюдения норм законодательства;

- сохранение на переходный период присутствия государственного регулирования на товарном рынке с целью поддержания необходимых товаропотоков и обеспечения поставок для государственных нужд;

- разработка сводных экономических показателей отслеживания конъюнктуры и состояния товарных рынков;

- разработка мероприятий по организации сбора информации и слежания за конъюнктурой товарных рынков;

- разработка по территориям области ресурсных балансов спроса и предложения (конъюнктуры рынка).

Исключительная важность конкуренции для эффективности рыночных механизмов выдвигает антимонопольную политику в авангард проводимых институциональных преобразований и осуществляется по трем основным направлениям: демонополизация собственности, управления, производства товаров и услуг.

Основным фактором, под воздействием которого будет формироваться антимонопольная политика в ближайшие несколько лет, является открытие экономики для иностранных инвестиций. Но такая дорога будет хорошей только при двустороннем движении. Поэтому уже сейчас необходимо предпринимать меры по движению товаров предприятий Псковской области на рынке иностранных государств.

Основным направлением деятельности администрации по развитию рынка ценных бумаг и финансовых институтов должно стать всемерное содействие образованию и становлению банков, институциональных инвесторов, путем стимулирования кредитных учреждений на привлечение и размещение средств в экономике области.

Одним из основных условий функционирования нормального цивилизованного рынка ценных бумаг в Псковской области является наличие мощной постоянно действующей фондовой биржи, учредителями которой должны стать крупные банковские структуры. При наличии такой биржи возможно создание на территории области рынка Государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

III. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА направлена на создание социально-ориентированной, высокоэффективной и конкурентноспособной рыночной экономики, ориентированной на производство потребительских товаров и услуг, вовлечение в хозяйственный оборот новых источников природных ресурсов, резкого повышения эффективности их использования, формирование экспортной базы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»