АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об итогах социально-экономического развития области за 1995 год
и утверждении Программы и Плана действий Администрации области
"Реформы и развитие экономики Псковской области в 1996-1997 годах"

Анализ развития экономики области за 1995 год показывает, что в истекшем году удалось приостановить темпы падения промышленного производства, сохранялась устойчивая тенденция снижения инфляции, наметилось стабильное снижение темпов роста безработицы, а в отдельные месяцы года наблюдалось снижение численности безработных, достигнута относительная насыщенность промышленными и продовольственными товарами.

В то же время в области продолжает сохраняться перераспределение денежных доходов в пользу высокодоходных групп населения, наблюдается дифференциация заработной платы по отраслям хозяйства и районам области. В течение всего года наблюдалось превышение кредиторской задолженности предприятий над дебиторской.

В целях дальнейшего социально-экономического развития области, повышения уровня жизни населения, координации работы всех органов государственной власти для последовательного осуществления курса реформ постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Программу "Реформы и развитие экономики Псковской области в 1996-1997 годах" и План действий Администрации области по реализации Программы "Реформы и развитие экономики Псковской области в 1996-1997 годах" (в дальнейшем Программа и План действий).

2. Рекомендовать мэрам городов Пскова и Великие Луки, главам районов области при разработке территориальных программ социально-экономического развития руководствоваться основными положениями Программы и Плана действий.

3. Финансовому управлению области, комитету экономики Администрации области при уточнении и разработке областного бюджета на 1996 и 1997 годы руководствоваться утвержденным Планом действий.

4. Комитету государственной службы и местного самоуправления Администрации области:

4.1. Организовать контроль за ходом выполнения Программы и Плана действий.

4.2. При формировании планов заседаний Администрации области на 1996-1997 годы предусматривать рассмотрение итогов выполнения Программы и Плана действий не реже двух раз в год.

     Глава Администрации
     области                                    В.Н.Туманов

Псков,

21 марта 1996 года

N 90

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Псковской области
от 21 марта 1996 г. N 90

ПРОГРАММА
"РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1996-1997 ГОДАХ"

1. Новый этап - этап преобразований

Принятая в 1994 году Программа "Развитие реформ и стабилизация экономики Псковской области" завершила свое действие. Она была построена с учетом закономерностей переходного периода, и анализ хода ее выполнения позволяет сделать вывод о том, что процесс перехода к рыночной экономике идет трудно, противоречиво, с немалыми ошибками и потерями, но в целом успешно: замедлились темпы падения объемов производства, увеличения безработицы, роста потребительских цен, достигнута относительная насыщенность основными продуктами питания и непродовольственными товарами.

Первоочередные мероприятия Программы Администрации области на 1994-1995 годы были направлены на поддержку жизнеобеспечивающих отраслей экономики, сдерживания снижения жизненного уровня населения Псковской области, ведение законотворческой деятельности, создание условий для привлечения дополнительных инвестиций в экономику области.

Смысл этапа стабилизации в том, что значительная часть проблем, стоявших на первом этапе - этапе кризисного развития, либо решена,либо отходит на второй план, тогда как иные проблемы, ранее не столь актуальные или вовсе отсутствовавшие, приобретают больший вес и должны привлекать наибольшее внимание. В связи с этим появляется необходимость в определенных изменениях социально-экономической политики, отраженных в новой программе реформ и развития экономики Псковской области.

Так, если не допускать движения вспять, менее острыми становятся проблемы либериализации экономики (цен, хозяйственных связей) и приватизации государственной собственности, темп этих процессов замедляется и приобретает качественно новые черты.

Однако:

- обострились проблемы финансового положения и платежеспособности большого числа предприятий, растет безработица их решение должно пользоваться особым вниманием;

- процесс установления новых относительных цен продвинулся достаточно далеко,однако при этом издержки производства местных предприятий в большинстве случаев оказались реально выше, чем у конкурентов, остается серьезной и проблема качества продукции;

- с особой остротой встает проблема инвестиций на возмещение и обновление производственного аппарата, на пополнение оборотных средств;

- необходимо мобилизовать потенциал инвестирования для использования в целях структурной перестройки и развития экономики области, сдерживаемый высокими темпами инфляции, а также высокими рисками, обусловленными неопределенностью прав собственности;

- решение проблемы финансовой стабилизации становится неотложным: ощутимый рост доходов бюджета возможен только на основе оживления производства и повышения реальных доходов населения;

- требуют пристального внимания социальные проблемы.

В целом одно из главных противоречий переходного периода состоит в том, что скорейшее оздоровление экономики требует настойчивого продолжения преобразований, связанных с жесткими непопулярными мерами, с многообразными испытаниями для населения, тогда как общество проявляет возрастающую усталость, разочарование, негативное отношение к реформам или методам из проведения, недоверие к власти и проводимой социально-экономической политике. Между тем затягивание процессов реформирования будет лишь усугублять трудное положение и усиливать политическую нестабильность.

В связи с этим будут предъявляться исключительно высокие требования к эффективности и гибкости социальной политики.

Таким образом, необходимость перехода к новому этапу преобразований - этапу стабилизации - обусловлена как итогами последних лет, так и вновь возникшими проблемами, требующими новых подходов и от руководителей области, предприятий и организаций, предпринимателей, всех граждан.

Реформы переходят вниз, они требуют изменений в работе и жизни каждого. Эти процессы напрямую связаны с повышением роли местного самоуправления в государственной системе управления территориями Российской Федерации, в том числе и Псковской области.

Местное самоуправление в системе государственного устройства это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Обеспечение становления и развития местного самоуправления, переход от централизованных методов руководства к методам правового, организационно-методического и финансового воздействия на формирование системы местного самоуправления, укрепления основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, повышения его благосостояния, социальной защиты, стабилизации политической системы - вот далеко не полный перечень проблем, предполагаемый к решению с помощью реформ.

2. Цели Программы

Исходя из условий, сложившихся к началу 1996 года, руководствуясь целями процветания области и обеспечения ее демократического развития, повышения благосостояния ее граждан, Администрация области намечает следующие цели своей социально-экономической политики на ближайшие два года:

добиться устойчивой стабилизации общего объема производства и возобновления экономического роста;

укрепить законность и правопорядок, платежную и финансовую дисциплину, институты государственной власти;

существенно улучшить условия для предпринимательства и деловой активности, проводить приватизацию в интересах повышения эффективности производства и увеличения инвестиций;

активизировать структурную перестройку экономики посредством стимулирования инвестиций в высокоэффективные и конкурентоспособные производства;

обеспечить рост уровня жизни населения области, проводя активную социальную политику с учетом интересов различных групп и слоев населения;

обеспечить сельскохозяйственным производителям условия для укрепления продовольственной базы области, дальнейшего наращивания объемов производства конкурентоспособной продукции.

Ориентация на достижение этих целей обусловливает социальную направленность Программы и процесса преобразований в целом, соответствие Программы интересам подавляющего большинства населения.

3. Экономическая, бюджетная и налоговая политика

Главной задачей экономического регулирования является создание благоприятных экономических условий, способствующих росту деловой активности всех экономических агентов, формированию на этой основе потенциала экономического роста и улучшению качества жизни населения области.

3.1. Поддержка промышленных предприятий и предпринимательства

На протяжении последних лет остается сложным положение дел в промышленности области. Для выхода предприятий из кризисного состояния Администрация области, используя имеющиеся рычаги, оказывала предприятиям помощь. Совместные усилия Администрации области и предприятий дают положительные результаты: темпы падения объемов производства начинают постепенно замедляться, на ряде предприятий ведутся работы по освоению новых конкурентоспособных видов продукции.

Для поддержки промышленных предприятий Администрация области и дальше будет поддерживать перспективные отрасти промышленности, создавать условия для целенаправленного привлечения инвестиций.

Постановлением Администрации области от 19.06.95 г. N 109 введено в действие положение о социальном заказе Псковской области. Ведется и будет продолжена работа по формированию социального заказа,который позволит максимально использовать бюджетные средства, загрузить свободные мощности промышленности области, увеличить занятость населения.

Устойчивая стабилизация производства и возобновление экономического роста невозможна без развития частного конкурентоспособного сектора в производства, сфере услуг и других секторах экономики.

Экономическая стабилизация и увеличение темпов развития предприятий малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность в сфере производства должны повысить заинтересованность средних и крупных предприятий в производственном и непроизводственном кооперировании, создании новых производственно-технологических цепочек с широким участием в них малых и средних предприятий различного профиля деятельности.

Для развития малого предпринимательства в области в 1993-1995гг. созданы: областной фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, учебно-предпринимательский центр "Псков" с бизнес-инкубатором и техно-парком, Торгово-промышленная палата Псковской области, образовано несколько страховых компаний с филиалами в городах и районах области по страхованию коммерческой, предпринимательской деятельности. Большая работа велась в рамках Комплексной программы поддержки и развития малого предпринимательства Псковской области на 1994-1995 годы.

В настоящее время разрабатывается программа поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 годы, в которой предусмотрена помощь по предоставлению имущества, финансовых ресурсов и организации деятельности предприятий. Началась работа по привлечению субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции и выполнению социальных заказов за счет средств областного бюджета. Поддержке предпринимательства также будет способствовать развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства и специалистов органов исполнительной власти, занятых вопросами поддержки предпринимательства. Предполагается создать в Псковской области лизинговую компанию, которая позволит уменьшить первоначальные вложения, необходимые для организации дела.

В 1996 году необходимо принять областной закон по поддержке малого бизнеса, разработку которого ведет областной фонд поддержки предпринимательства, окончательно определиться с организациями, которые будут оказывать предпринимателям информационные и консультационные услуги, готовить новые кадры, учить предпринимателей культуре рыночных отношений. Предстоит выработать позицию в предоставлении льгот - давать льготы только предприятиям, продукция которых необходима области или дает большие валютные поступления при ее экспорте. Одна из задач - создать областной фонд нежилых помещений для малого предпринимательства.

Администрации предстоит много сделать, чтобы добиться обеспечения потребностей области в продуктах питания и ТНП малыми предприятиями. Для обеспечения вновь создаваемым предприятиям нормальных условий для реализации продукции, создается сеть оптовых рынков (с выходом на другие области Северо-Западного региона). На создание этих оптовых рынков нужны огромные средства, но при наличии гарантий могут найтись предприниматели, способные профинансировать данные проекты.

3.2. Регулирование процесса банкротства

Работа территориального агентства Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Псковской области в рамках своевременного применения механизмов законодательства о несостоятельности и неплатежеспособности оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию области, препятствуя нерациональному хозяйствованию, способствуя оздоровлению предприятий, привлечению инвестиций в развитие производства.

Дальнейшее активное применение механизма оздоровления предприятий путем реализации процедур несостоятельности (банкротства) в 1996-1997 годах, а также налоговые льготы, позволит способствовать улучшению финансового состояния предприятий, успешному решению проблемы неплатежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Помимо этого ведется подготовка специалистов антикризисного управления, поддержка предприятий из фонда финансовой поддержки (санации) предприятий, а также за счет бюджетных средств от продаж на финансирование мероприятий по оздоровлению предприятий - должников и предотвращение негативных социальных последствий банкротств.

3.3. Развитие рынка ценных бумаг

В настоящее время существует значительный потенциал развития рынка ценных бумаг.

Развитие и укрепление инфраструктуры рынка ценных бумаг, в том числе с расчетом на будущее функционирование акционерных обществ, позволит им активно использовать рынок ценных бумаг как источник формирования капитала. Предстоит разработать предложения по развитию вторичного рынка ценных бумаг в области, в том числе акций промышленных предприятий, и по их интеграции в ведущие финансовые рынки России. Для привлечения средств населения прорабатывается вопрос о выпуске целевых облигационных займов, в том числе и жилищных. Необходимо также осуществлять жесткий контроль за соблюдением правовых норм в этой сфере.

3.4. Рынок недвижимости

Создание рынка земли и недвижимости необходимо для нормального функционирования экономики. В условиях антиинфляционной деятельности предприятий это обеспечит базу для самофинансирования деятельности предприятий через ипотечное кредитование, гарантии для привлечения частных и иностранных инвестиций в производственную сферу. Кроме того, этот фактор формирует условия для рационального ценообразования в данной сфере, а также для постепенного введения налогообложения недвижимости, учитывающего рыночную оценку доходности ее использования. Это позволит экономическими методами добиться эффективного использования земли и иной недвижимости, создать новый источник доходов местных бюджетов.

В настоящее время в области необходимо разработать предложения и проект Порядка выкупа земельных участок, связанных с объектами недвижимости, находящихся в частной собственности.

3.5. Развитие банковской системы

В условиях дальнейшего развития экономических реформ необходимо стимулировать укрепление стабильности и надежности банковской системы области, повысить доверие к ней со стороны граждан. Особую актуальность это приобретает в настоящее время при потере рядом банков ликвидности. Требует продолжения работа по наращиванию уставных капиталов коммерческих банков, увеличению их ресурсной базы, в том числе путем ликвидации мелких банков, поглощения и слияния их с более крупными банками.

В условиях стабилизации инфляционных процессов необходимо разработать комплекс мер по повышению заинтересованности банков в инвестировании экономики области и, в частности, их льготное налогообложение.

В условиях взаимного кризиса неплатежей, сокращения налоговых поступлений в бюджет, увеличения расчетов наличными деньгами становится важной задача по совершенствованию и внедрению банками прогрессивных систем расчетов, направленных на осуществление платежей в режиме реального времени.

Рассматривается возможность создания в области уполномоченного инвестиционного банка по развитию региона.

3.6. Ценовая политика

В области ценовой политики в 1996-1997 годах предусматривается осуществление приемлемых для рыночной экономики методов государственного регулирования цен и тарифов (в пределах прав, предоставленных федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами, в том числе на продукцию естественных монополий), стимулирующих стабилизацию, оживление и подъем производства. Работа по регулированию цен и тарифов будет направлена на защиту интересов потребителей продукции, товаров и услуг, на обеспечение полного покрытия экономически обоснованных издержек предприятий и создание условий для адекватного инвестирования в развитие производства.

В целях защиты от роста цен различных групп и слоев населения предусматривается эффективное использование имеющихся финансовых ресурсов области.

В течение всего периода намечено осуществлять жесткий и эффективный контроль за соблюдением государственной дисциплины цен, неукоснительно применять к нарушителям экономические и административные меры наказания.

3.7. Антимонопольная политика

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»