АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О мерах по введению  договорных
взаимоотношений в муниципальном хозяйстве области

Во исполнение постановления Совета Министров - Правительства  Российской Федерации от 22 сентября 1993 г.  N 935  "О  переходе  на новую   систему   оплаты   жилья  и  коммунальных  услуг  и  порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате  жилья  и коммунальных  услуг"  и переходом с 1 января 1994 года на договорные отношения собственников жилищного  фонда  и  объектов  коммунального хозяйства     с     субъектами     хозяйствования     -    жилищными ремонтно-эксплуатационными и коммунальными предприятиями:

1. Утвердить прилагаемое Примерное положение о порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве Псковской области.

2. Рекомендовать администрациям районов и городов Псков и Великие Луки в целях упорядочения полномочий местных органов управления жилищно-коммунальным хозяйством, создания условий для вхождения в рыночную экономику:

2.1. создать службы "Заказчика" на жилищно-коммунальные услуги и утвердить положения о них на основе Примерного положения, утверждённого Комитетом Российской Федерации по муниципальному хозяйству 24.08.1993 г.;

2.2. при необходимости внести изменения в структуру управления жилищно-коммунальным хозяйством на подведомственной территории, а также перерегистрировать уставы предприятий ЖКХ и заключить с их руководителями трудовые договора (контракты);

2.3. передать в оперативное управление службам "Заказчика" муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, находящиеся в муниципальной собственности;

2.4. передать в полное хозяйственное ведение предприятиям ЖКХ движимое и недвижимое имущество (основные и оборотные средства и их источники), используемое для обслуживания муниципального жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, находящихся в муниципальной собственности;

2.5. ввести в практику утверждение цен на жилищно-коммунальные услуги населению в двух уровнях:

- соответствующий стоимости оптимального уровня услуг ЖКХ, определённого исходя из зкономически обоснованных затрат на их производство и рентабельности в пределах до 25%;

- предназначенный для оплаты услуг населением;

2.6. возложить на службу "Заказчика" обязанности по составлению статистической и бухгалтерской отчётности, разработке программ и прогнозов выполняемых работ по реконструкции и капитальному ремонту подведомственных объектов и формирование совместно с финансовым отделом (управлением) требуемых средств на их содержание.

2.7.определить порядок поступления на расчётный счёт службы "Заказчика" платы за жилищно-коммунальные услуги и аренду нежилых помещений, бюджетных ассигнований, выделенных в местном бюджете на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, средств пенсионного и других фондов, предназначенные для компенсации установленных льгот населению.

3. Для координации работы и оказания необходимой помощи органам исполнительной власти на местах образовать рабочую группу в составе:

  Кузьмин А.Н.         - председатель комитета по строительству, транспорту
                       и жилищно-коммунальному хозяйству;

  Исаев А.И.            -  начальник отдела управления собственностью комитета
                       по  управлению   государственным   имуществом
                       Псковской области;

  Степанова Е.В.        -  начальник   отдела   областного   финансового
                       управления;

  Степанова Г.М.       - ведущий экономист областного комитета по ценам;

  Смирнова В.А.        - главный специалист отдела по труду  администрации
                       области;

  Назаров Г.П.         - главный инженер ГП "Псковжилкоммунсервис";

  Тимофеев М.М.        - зам.директора  по экономике ГП
                         "Псковжилкоммунсервис"



     Глава администрации области                         В.Н.Туманов

Псков,

11 февраля 1994 года

N 88-р


Приложение
к распоряжению администрации
Псковской области
от 11 февраля  1994 г. N 88-р

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке формирования договорных взаимоотношений
в муниципальном хозяйстве Псковской области

г.Псков

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. Общие положения                                         3

  2. Правовые основы договорных взаимоотношений              5

  3. Организация договорных  отношений  между  местными      8
     органами исполнительной  власти  и  предприятиями
     жилищно-коммунального хозяйства

  4. Организация договорных отношений между предприятиями   12
     жилищно-коммунального   хозяйства   и
     собственниками  квартир (домов)

  5. Организация  договорных отношений между предприятиями  15
     различных подотраслей ЖКХ

ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Примерная   форма   договора  на  оказание  услуг
     населению  и бюджетным организациям по водоснабжению
     и водоотведению                                        16

  2. Примерная форма договора на оказание услуг  населению  23
     и бюджетным организациям по электроснабжению.

  3. Примерная форма договора на оказание  услуг  населению 30
     и бюджетным   организациям   по   теплоснабжению    и
     горячему водоснабжению

  4. Примерная форма договора на ремонт и техническое       37
     обслуживание конструктивных элементов и ограждающих
     конструкций зданий и уборку придомовой территории

  5. Примерная форма  генерального договора на   жилищно-   43
     коммунальное обслуживание

  6. Примерный  договор  на  обслуживание  и  ремонт
     приватизированных квартир                              55

  7. Примерный   договор   на  обслуживание  и  ремонт
     приватизированных жилых домов                          57

  8. Примерная  форма  договора  на  оказание  услуг  по
     водоснабжению и водоотведению для владельцев квартир,
     домов                                                  63

  9. Примерная   форма   договора  на  оказание  услуг  по
     теплоснабжению для владельцев квартир, домов           67

 10. Пример расчета применения экономических санкций за     69
     нарушение гарантированного уровня качества водоснабжения

 11. Примерная  форма  договора  о  закреплении  за
     предприятием муниципального  имущества  на  праве
     полного   хозяйственного ведения.                      70

 12 Примерная    форма договора о  передаче   предприятию   76
     муниципального имущества на обслуживание

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение разработано на основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" а также в соответствии с Законами Российской Федерации "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об основах федеральной жилищной политики", Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1990 г. с изменениями и дополнениями внесёнными Постановлением ВС РФ от 23 мая 1992 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", "Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", утверждённым распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. и "Положением о порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве", утвержденного решением коллегии Роскоммунхоза от 18 мая 1993г. N 1-1 и согласованного Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

1.2. Одной из основных проблем перехода жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) к рыночным отношениям является разграничение функций управления прав собственности, хозяйственного ведения и пользования, соответствующего разделения прав и ответственности а также реальное освоение договорных взаимоотношений между местными органами исполнительной власти и предприятиями ЖКХ.

Практическую сложность представляют не столько сами методы такого взаимодействия, сколько отсутствие четкого понимания основ этого процесса - разграничения прав собственности и хозяйствования с соответствующим разделением прав и ответственности сторон.

1.3. В целом комплекс договорных взаимоотношений предприятий ЖКХ представляется в виде следующих блоков:

- договоры между местными органами исполнительной власти (заказчиками) и эксплуатационными предприятиями ЖКХ (подрядчиками) любой формы собственности о закреплении за предприятием муниципального имущества и на жилищно-коммунальное обслуживание

- договоры между эксплуатационными предприятиями ЖКХ различных форм собственности и отдельными гражданами, товариществами и другими объединениями собственников квартир, домов;

- договоры между предприятиями различных подотраслей ЖКХ независимо от форм собственности на выполнение конкретного вида работ, услуг или их часть.

Эта система договоров должна обеспечивать оптимальное сочетание экономических и административных рычагов воздействия на комплекс жизнеобеспечивающих для данной территории подотраслей жилищно коммунального хозяйства с целью его бесперебойного и качественного функционирования.

1.4. Особенностью жилищно - коммунального хозяйства как отрасли является использование предприятиями ЖКХ разнородных основных фондов, т.е. как основных фондов, формирующих инженерную инфраструктуру городов (основное производство в водо-, тепло-, электро-, и газоснабжении и ряд других), так и основных фондов, обеспечивающих обслуживание инженерной инфраструктуры (производственные базы, ремонтные мастерские, машины, вспомогательные механизмы и т.д.) Первые являются основными составляющими жизнеобеспечивающей системы территории, служат непосредственному удовлетворению потребностей в услугах жилищно коммунального хозяйства. Следует отметить, что именно эта группа основных фондов обуславливает технологический монополизм большинства предприятий _ производителей услуг ЖКХ. Таким образом представляется необходимым сохранение функций управления и контроля местных органов власти за состоянием и использованием этой категории фондов. В то же самое время по отношению к основным фондам, используемым для обслуживания объектов инженерной инфраструктуры предприятия ЖКХ могут и должны обладать значительной самостоятельностью, вплоть до возможности их приватизации, так как это в значительной мере предопределяет саму возможность формирования конкурентной среды на рынке услуг жилищно - коммунального хозяйства.

Учитывая изложенное, является очевидной необходимость дифференцированного подхода при определении использования различных групп основных фондов предприятиями ЖКХ, а также обеспечение координации всей работы по контролю за состоянием и использованием основных фондов, заключением договоров на обслуживание, и качеством предоставляемых услуг, уровнем и своевременностью оплаты услуг потребителями и получением соответствующих средств предприятиями жилищно - коммунального хозяйства.

1.5. Данное положение носит рекомендательный характер для практического использования в различных вариантах реально складывающихся взаимоотношений предприятий ЖКХ с собственником основных фондов жилищно-коммунального хозяйства и потребителями услуг, а также предприятиями ЖКХ.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

2.1. Договорные отношения между предприятиями ЖКХ и собственником объектов ЖКХ - "Заказчиком" жилищно-коммунальных услуг - строятся на разграничении прав собственности и хозяйствования с соответствующим разделением прав и ответственности сторон.

В соответствии с Законом РСФСР "О собственности в РСФСР", Указом Президента РСФСР "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности органов управления российских городов" от 5 ноября 1991г. N 166 и постановлением Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 к муниципальной собственности относятся: жилищный фонд и нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, тепло-, электро-, газоснабжения, внешнего благоустройства и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей, а также жилищно-эксплуатационные, ремонтно-строительные и другие предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт объектов инженерной инфраструктуры).

2.2. В качестве субъекта собственности жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры и, как правило, генерального заказчика на жилищно-коммунальные услуги должны выступать местные органы исполнительной власти или их структуры, созданные для этих целей. В их оперативное управление должна быть передана вся технологическая часть основных фондов отрасли (жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры, электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, линейные сооружения на них и др.). Они же несут ответственность за их сохранность, развитие и обновление, выступают ответчиком перед природоохранными органами за сверхнормативные загрязнения окружающей среды, заложенные в технологическом уровне коммунальных объектов, приобретают лицензии на пользование природными ресурсами, осуществляют другие действия, вытекающие из полномочий собственника.

Эксплуатационно-технологическая часть основных фондов ЖКХ (производственные базы, ремонтные мастерские, машины, механизмы и т.д.) передаются в полное хозяйственное ведение предприятий ЖКХ различных форм собственности, которые являются субъектом хозяйствования и "Подрядчиком" (исполнителем) по предоставлению услуг потребителям.

2.3. В качестве субъекта собственности и "Заказчика" на услуги жилищно-коммунального хозяйства могут также выступать отдельные граждане, товарищества (кондоминиумы) и другие объединения собственников квартир, домов.

2.4. Документом, представляющим собой экономическую и правовую основу взаимоотношений местных органов исполнительной власти (или других собственников), выступающих в роли "Заказчика" на жилищно-коммунальные услуги, и предприятий ЖКХ, выступающих в роли "Подрядчика" (исполнителя услуг), является договор, отражающий взаимные обязательства сторон:

- предприятие - подрядчик гарантирует уровень качества, надежности и экологической безопасности обслуживания, соответствующий объективным возможностям, созданным собственником (зависящим от состава и состояния технологической части основных фондов), при плановом объеме потребления услуг;

- заказчик (местные органы исполнительной власти и другие собственники) гарантируют оплату услуг в соответствии с реально достигнутым качеством обслуживания, контролируют выполнение договорных обязательств и определяют размер экономических санкций при нарушении показателей качества.

2.5. Договор на производство жилищно-коммунальных услуг заключается на весь технологический цикл работ, обеспечивающий конечный результат - реализацию услуги непосредственно потребителю, независимо от организации работ по обслуживанию жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры: все виды работ по производству и реализации услуги могут выполняться одним предприятием; отдельные виды работ могут поручаться другим предприятиям или частным фирмам, как субподрядчикам. При этом и оплата услуг включает в себя все технологические звенья до конечного результата.

Это обусловлено тем, что услуга является товаром, имеющим определенные потребительские свойства. Ответственность перед "Заказчиком" за производство и реализацию этого товара потребителю несет предприятие ЖКХ, заключившее договор на обслуживание (оказание услуг), которое в свою очередь может поручить выполнение отдельных видов работ другим предприятиям.

Так, например, оплата услуг водоснабжения включает в себя обеспечение финансирования всех видов работ по обслуживанию и ремонту насосных станций, очистных сооружений, инженерных сетей, включая внутридомовые, то есть тариф по водоснабжению должен обеспечивать рентабельную работу всех служб, занятых на выполнении этой услуги. В то же время отдельные виды работ, например, обслуживание внутридомовых сетей, прочистка канализационных сетей могут быть предприятиями ВКХ по договору переданы другим предприятиям или частным фирмам. Однако, и в этом случае ответственность за качество водоснабжения потребителей перед "Заказчиком" несет предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (основной подрядчик).

2.6. Взаимоотношения между предприятиями различных подотраслей жилищно-коммунального хозяйства независимо от форм собственности строятся также на договорной основе.

Договоры между подотраслевыми предприятиями ЖКХ заключаются на конкретный объем работ, услуг или их часть (операцию, стадию) и содержат требования к техническим данным и качеству выполняемых работ, услуг, данные о разграничении зон обслуживания, сроки и способы оплаты. При этом должны максимально учитываться интересы потребителей услуг.

Очевидно, например, что для граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде предпочтительно иметь дело с одним предприятием, которое, выполняя работы по ремонту жилого дома и содержанию придомовых территорий, одновременно выполняют функции посредника по обеспечению услугами водоснабжения, теплоснабжения. Жилищно-эксплуатационные организации, в настоящее время,как правило, проводят своими силами обслуживание внутридомовых сетей или осуществляют эти функции по договору с соответствующими подотраслевыми предприятиями, не несущими юридической ответственности за услуги в целом.Именно этот аспект их совместной деятельности, требующий правового регулирования в рамках Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" находит своё отражение в данном положении.

2.7. Выбор предприятия для обслуживания всё в большей степени будет за жильцом по критерию доступности цены и качества услуг. Роль государственного регулирования при этом должна заключаться в создании соответствующих правовых и экономических условий равноправного положения на рынке услуг предприятий различных форм собственности, отсутствия монополизации рынка.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»