Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2013 года N 89

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Правильный выбор (2013-2015 годы)"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 85.
____________________________________________________________________

г. Чита

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 НГР: ru92000201301700}

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в рамках реализации программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, "Не оступись!", в целях профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, а также организации социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Правильный выбор (2013-2015 годы)".

Губернатор Забайкальского края
Р.Ф.Гениатулин



УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Забайкальского края

26 февраля 2013 года N 89



КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Правильный выбор (2013-2015 годы)"

ПАСПОРТ краевой долгосрочной целевой программы "Правильный выбор (2013-2015 годы)"

Наименование программы

Краевая долгосрочная целевая программа "Правильный выбор (2013-2015 годы)" (далее - программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 15 января 2013 года N 5-р "О разработке краевой долгосрочной целевой программы "Правильный выбор (2013-2015 годы)".

Дата утверждения
 программы

Постановление Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2013 года N 89 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Правильный выбор (2013-2015 годы)".

Государственный заказчик - координатор программы

Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края

{позиция "Государственный заказчик - координатор программы" в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 }

Основные разработчики и исполнители программы

Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края ;

 Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (далее - Минобразования);

 Федеральное казенное учреждение уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Забайкальскому краю (далее - ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю);

 Забайкальский краевой суд;

 Управление Судебного департамента в Забайкальском крае;

 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Забайкальский государственный университет" (далее - ЗабГУ);

 государственные учреждения социального обслуживания (социально-реабилитационные центры, комплексные центры социального обслуживания населения) (далее - ГУСО);

 Ассоциация государственных учреждений социального обслуживания "Содружество" Забайкальского края.

{позиция "Государственный заказчик - координатор программы" в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 }

Цель и задачи программы

Цель программы: профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, развитие системы социального сопровождения, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Задачи:
 1) организация межведомственного непрерывного социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;

 2) социальная адаптация несовершеннолетних, находя-щихся в конфликте с законом, создание и развитие ювенальных служб в Забайкальском крае;

 3) развитие системы методического обеспечения и повышения профессиональной компетентности различ-ных категорий специалистов социальных служб, работа-ющих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.

Целевые группы

Несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел, в уголовно-исполнительных инспек-циях, комиссиях по делам несовершеннолетних и защи-те их прав (далее - КДН и ЗП), - 5400 чел.;

 несовершеннолетние, осужденные условно и находящиеся под следствием, - 350 чел.;

 семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершен-нолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы, - 1250 семей;

 специалисты, работающие в области применения ювенальных технологий, - 250 чел.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

Индикаторы и показатели

2013 год

2014 год

2015 год

Численность несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, чел.

2400

2200

2050

Численность несовершеннолет-них, состоящих на учете в КДН и ЗП, чел.

2540

2150

1900

Удельный вес несовершен-нолетних, совершивших прес-тупления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних, %

2,0

1,7

1,5

Удельный вес несовершен-нолетних, совершивших прес-тупление повторно, в общей численности несовершеннолет-них, совершивших преступление, %

18,6

15,8

13,7

Выявление аддиктивных расстройств на ранних стадиях у несовершеннолетних, заключенных под стражу и осужденных к отбыванию наказаний без лишения свободы, чел.

50

75

100

Уровень совершения повтор-ных преступлений и правона-рушений осужденных несовер-шеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнитель-ных инспекциях, %

3,5

2,5

1,5

Удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения, %

0,4

0,3

0,2

Число семей, находящихся в со-циально опасном положении, ед.

1200

1050

950

Число различных категорий специалистов социальных служб, работающих с несовер-шеннолетними, находящимися в конфликте с законом, повысивших свой профессио-нальный уровень, чел.

150

200

250

Сроки и этапы реализации программы

Программа реализуется в течение 2013-2015 годов в один этап.

Объемы и источники финансирования программы

Финансирование мероприятий программы осуществляется из средств бюджета Забайкальского края (в рамках текущего финансирования подведомственных учреждений социального обслуживания и других учреждений, задействованных в реализации мероприятий программы), бюджета Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее-Фонд), и внебюджетных источников:
 бюджет Забайкальского края - 62  542,0 тыс. рублей;

 бюджет Фонда - 26 323,3 тыс. рублей;

 внебюджетные источники - 1 000,0 тыс. рублей.
 Финансирование программы по годам (тыс. рублей):

Источники

2013 год

2014 год

2015 год

Бюджет Забайкальского края

22  883,0

1 9 48 1, 0

20 178 , 0

Бюджет Фонда

9 970,9

8 114,3

8 238,1

Внебюджетные средства

300,0

300,0

400,0

Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация мероприятий программы позволит:
 повысить уровень межведомственного непрерывного социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и огранич ения свободы;

 снизить удельный вес количества безнадзорных детей в общем количестве детского населения до 0,2 %;

 внедрить технологии, направленные на профилактику правонарушений несовершеннолетних, на ресоциализацию подростков, преступивших закон;

 снизить долю повторных преступлений и правонару-шений, совершенных несовершеннолетними, в общем количестве преступлений и правонарушений несовершеннолетних с 20,3 % до 13,7 %;

 увеличить долю условно осужденных несовершенно-летних, вовлеченных в социально-реабилитационные программы, от общего числа условно осужденных несовершеннолетних с 20 % до 90 %;

 развить систему консультативной и психологической поддержки семьи для создания благоприятного внутрисемейного климата, социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих освобождающихся из мест лишения свободы детей;

 увеличить долю специалистов, работающих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, прошедших обучение, повысивших квалификацию в рамках программы, от общего числа специалистов, задействованных в структурах, уполномоченных заниматься вопросами профилактики безнадзорности и правонарушений, с 35 % до 95 %.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


В целях организации деятельности по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних на территории Забайкальского края создана комплексная система профилактики, основанная на принципах законности, коллегиальности и приоритетности прав и интересов ребенка.

Деятельность краевых учреждений различной ведомственной подчиненности строится в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных документов, регламентирующих деятельность по профилактике преступности несовершеннолетних.

В Забайкальском крае в 2011 году при финансовой поддержке Фонда завершилась реализация краевой целевой программы "Не оступись!" на 2009-2011 годы по приоритетному направлению деятельности Фонда "Содействие социальной реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной".

По всем направлениям программы была проведена многоплановая работа, что, в свою очередь, отразилось и на результатах. За два с половиной года реализации мероприятий программы в Забайкальском крае сформирована новая система профилактики правонарушений несовершеннолетних, которая позволяет грамотно и эффективно решать проблемы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, а также их постсудебное сопровождение, социальную, психологическую реабилитацию и ресоциализацию.

С целью профилактики рецидива преступлений среди несовершеннолетних на базе ГУСО "Черновский комплексный центр социального обслуживания населения "Берегиня" Забайкальского края (далее - Черновский КЦСОН "Берегиня") создано отделение дневного пребывания на 15 мест для оказания помощи несовершеннолетним, отбывшим наказание в виде лишения свободы и осужденным без лишения свободы. Одна из важнейших задач работы отделения - это формирование у подростков здоровых нравственных и психологических установок. Деятельность специалистов отделения направлена на обеспечение благоприятных условий для адаптации осужденных к условиям современной жизни, осуществление социальной защиты осужденных, решение социальных проблем, восстановление и укрепление социально полезных связей, содействие в трудовом и бытовом устройстве.

На базе экспериментальных учреждений системы социальной защиты, учреждений УФСИН России по Забайкальскому краю (ГКCУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Надежда" Забайкальского края (далее - СРЦ "Надежда"); ГУСО "Нерчинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гарант" Забайкальского края (далее - Нерчинский СРЦ "Гарант"); ГУСО "Ингодинский комплексный центр социального обслуживания населения "Милосердие" Забайкальского края (далее - Ингодинский КЦСОН "Милосердие"); Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Забайкальскому краю; ГУСО "Сретенский комплексный центр социального обслуживания населения "Березка" Забайкальского края (далее - Сретенский КЦСОН "Березка"); воспитательная колония г. Нерчинска) осуществлено внедрение пилотных проектов по индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. За время действия программы более 2500 детей и подростков получили комплексную социально-реабилитационную помощь и поддержку, оказана благотворительная помощь разным категориям семей, состоящим на учете, на сумму 411802 рубля.

Активно проводилась работа по программе и на базе учреждений УФСИН России по Забайкальскому краю. Разработаны и внедрены инновационные технологии: создание экспериментальной площадки на базе ФБУ "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция N 1 УФСИН России по Забайкальскому краю", реализация психокоррекционной программы "Путь к себе" по коррекции агрессивного поведения несовершеннолетних на базе следственных изоляторов. Проведено 303 исследования личности несовершеннолетних условно осужденных, на всех подготовлены психологические характеристики, проведено 151 индивидуальное психологическое мероприятие, 281 психологическая консультация и 36 психокоррекционных мероприятий с группой в составе 40 человек. Для совершенствования работы психологов закуплены аппаратно-программный комплекс "БОС-ПУЛЬС", сенсорные комнаты, компьютерные методики и другое оборудование. За весь период реализации программы мероприятиями охвачено 459 несовершеннолетних.

В воспитательной колонии г. Нерчинска создан учебно-профессиональный центр по подготовке специалистов (портной, автослесарь). На конец 2011 года 66 обучающихся несовершеннолетних получили свидетельства о повышении квалификации.

Инновационной технологией для Забайкальского края стало создание и оснащение на территории воспитательной колонии г. Нерчинска "пунктов гласности", возможностями которых смогли воспользоваться 26 воспитанников. Для оказания юридической помощи в рамках внедрения данной технологии привлечены добровольцы из числа студентов юридических факультетов читинских вузов. В результате совместных встреч помощь получили 27 несовершеннолетних, 25 родителей. Совместно с волонтерами в плане профилактических мер, направленных на предупреждение преступности, продолжается реализация проекта "Я и закон".

Масштабным направлением программы стало создание 7 ювенальных судов в Железнодорожном, Центральном, Черновском, Ингодинском районах города Читы и Читинском, Оловяннинском, Краснокаменском районах края. Одной из основных функций ювенального суда является не только вынесение приговоров, но и реабилитация подростков, преступивших закон. Гуманизация процесса отправления правосудия в отношении несовершеннолетних требует участия в нем специалистов, обладающих набором профессиональных компетенций в области психологии, педагогики, социальной работы. В настоящий момент при всех ювенальных судах введены ставки специалистов по социальной работе и психологов.

Для организации и дальнейшего сопровождения специалистов по социальной работе, психологов, работающих при ювенальных судах, на базе ГУСО "Центр психолого-педагогической помощи населению "Доверие" Забайкальского края (далее - ЦППН "Доверие") создан организационно-методический центр-отделение. Первоочередной задачей центра-отделения стала работа, направленная на внедрение ювенальных технологий в крае. Центр-отделение формирует единую концептуальную и понятийную основу профессиональной деятельности ювенальных специалистов, обеспечивает их методическими и информационными материалами, отвечающими требованиям современной науки и практики, оказывает оперативную профессиональную помощь и психологическую поддержку, способствует профессиональному росту и повышению уровня профессиональной квалификации.

Таким образом, за период реализации программы с 2009 по 2011 годы, а также в 2012 году специалисты по социальной работе и психологи ювенальных судов приняли участие в 519 судебных слушаниях - как в качестве сопровождающего лица несовершеннолетнего, так и в качестве ювенального специалиста. Изучено 293 уголовных дела в отношении несовершеннолетних. Психологическую помощь получили 904 несовершеннолетних, попавших в ситуацию судебного разбирательства; организовано 269 семейных встреч с психологом, проведено 309 индивидуальных и семейных социально-психологических диагностических обследований. На стадии общего сопровождения на 430 несовершеннолетних заведены карты социального сопровождения, содержащие объективную информацию о социальном, бытовом и психологическом состоянии несовершеннолетнего; в отношении 695 несовершеннолетних осуществлены различные виды текущего социального контроля (телефонный, письменный, очный); составлено 128 индивидуальных программ реабилитации; в рамках курирования и патронажа семей и несовершеннолетних 19 семей взято на усиленный социальный контроль. Всего в судах с участием ювенальных работников было рассмотрено 260 дел в отношении несовершеннолетних, к которым были применены следующие виды наказаний: условное осуждение с испытательным сроком - 98 человек; штраф от 1 тыс. рублей - 18 человек; обязательные работы - 16 человек; исправительные работы (до 1 года) - 5 человек; принудительные меры воспитательного воздействия - 17 человек; предупреждение - 7 человек; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа - 8 человек; возложение обязанности загладить причиненный вред - 2 человека; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетних - 8 человек; лишение свободы - 20 человек; примирение с потерпевшим - 47 человек; возложение дополнительных обязанностей - 2 человека; помещение в закрытое воспитательное учреждение - 4 человека; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела - 8 человек.

Повышению профессиональной компетентности специалистов, непосредственно работающих с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, уделяется особое внимание. На начальном этапе реализации программы проведены обучающие семинары в виде круглых столов по темам: "Актуальные проблемы становления и развития ювенальной юстиции в России и Забайкальском крае", "Внедрение ювенальной юстиции на территории Забайкальского края", "Становление и развитие ювенальных технологий в Забайкальском крае: опыт, проблемы, перспективы", "Психолого-педагогические аспекты работы с несовершеннолетними"; выпущены сборники "Современные проблемы ювенальной юстиции" (2009 год), "Ювенальная юстиция как особая система правосудия для несовершеннолетних" (сборник правовых актов, 2010 год), "Введение ювенальных технологий в районные суды Забайкальского края" (сборник правовых актов, 2011 год).

В течение 2009-2012 годов реализованы программы повышения квалификации: "Социальная ювенальная работа" (2009 год, 48 человек), "Организация деятельности специалистов ювенальной работы"(2009 год, 5 человек), "Опыт социальной ювенальной работы с несовершеннолетними, совершившими правонарушения" (2010 год, 42 человека), "Технологии социальной ювенальной работы: теория и практика" (2011 год, 52 человека), "Ресурсы и возможности укрепления и распространения положительных результатов в сфере реализации ювенальных технологий" (2012 год, 69 человек).

Особое внимание уделяется изданию программно-методического обеспечения подготовки специалистов по социальной ювенальной работе. Создан программно-методический комплекс "Подготовка специалистов в области социальной ювенальной работы в контексте национальных интересов России"; учебное пособие "Социальная работа с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации", Атлас социальной работы "Технологии социальной ювенальной работы, реализуемые в Забайкальском крае". В помощь несовершеннолетнему, находящемуся в трудной жизненной ситуации, издано справочное пособие "Это здорово!".

Реализация мероприятий программы позволила снизить:

удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения с 0,5 % до 0,4 %;

численность несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП, с 3268 до 2740 человек;

численность несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, с 3098 до 2931 человека;

удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних с 3,1 % до 2,5 %.

Полученный за время реализации программы опыт внедрения ювенальных технологий в Забайкальском крае требует дальнейшего исследования и развития. Чем больше новых форм, методов, технологий будет создано на этом пути, тем больше вероятности избежать ошибок и создать свою собственную, эффективную для России модель социального сопровождения несовершеннолетних.

По итогам работы всех субъектов профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних за 9 месяцев 2012 года зарегистрировано снижение подростковой преступности на 21,4 % (2011 год - 1081 несовершеннолетний правонарушитель, 2010 год - 1477, 2009 год - 1758), ее удельный вес составляет 7,3 % (2011 год - 8,9 %, 2010 год - 9,8 %, 2009 год - 9,7 %, 2008 г. - 11,3 %). Однако эти показатели значительно выше показателей по Сибирскому федеральному округу и Российской Федерации. Основными причинами сохраняющегося высокого удельного веса преступлений, совершенных несовершеннолетними, является семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не исполняющих должным образом своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Многие дети оставлены родителями или самовольно уходят из семей, не обеспечивающих им необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития.

По данным УМВД России по Забайкальскому краю, в 2012 году отмечается рост преступлений на территории 17 муниципальных районов. Высокий удельный вес подростковой преступности зарегистрирован в 18 районах края.

На учете в муниципальных отделах внутренних дел состоит 391 судимый несовершеннолетний. Из данной категории 340 осуждены условно, 40 несовершеннолетних совершили повторные преступления, 107 вменены дополнительные обязанности, 152 продлен испытательный срок, 16 испытательный срок заменен на лишение свободы, 14 условно-досрочно освобождены от отбывания наказания, 28 осуждены к обязательным работам, 1 - к исправительным, 37 - к иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Одной из наиболее серьезных проблем является организация деятельности субъектов системы профилактики по ресоциализации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Особого внимания требует организация социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей, освобождающихся из мест лишения свободы в несовершеннолетнем возрасте. Поэтому острой проблемой для социальных учреждений остается оснащение помещений для организации досуга несовершеннолетних, для реабилитационно-спортивных занятий. Низка оснащенность этих учреждений современным учебным, реабилитационным, спортивным, медицинским, бытовым оборудованием, средствами информационных технологий и автотранспортом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»