МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
Здоровье человека зависит всецело от характера взаимодействия его биологического начала, сформировавшегося в процессе длительной эволюции под влиянием факторов окружающей среды и многочисленных социальных влияний. Эти две составляющие здоровья человека -биологическое и социальное - находятся в диалектическом единстве и тесной взаимосвязи.
Решая сходные проблемы, направленные на улучшение благосостояния общества и конкретного индивидуума, медицина и социальная работа используют различные методологические подходы.
Медицина преимущественно исследует анатомо-физиологическое состояние организма человека в целом и его отдельных систем, выявляя отклонения от физиологической нормы, диагностирует патологические изменения в организме, определяет причинно-следственные связи, лежащие в их основе, механизмы развития заболеваний.
К задачам социальной работы относится выявление ведущих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на здоровье человека, его социальную адаптацию и влияющих на состояние здоровья детей.
Профилактическая деятельность, осуществляемая медицинским персоналом, зачастую недостаточно эффективна, поскольку не затрагивает целый комплекс социальных проблем или решает их частично.
Все это свидетельствует о возрастающей роли в системе здравоохранения нового вида профессиональной деятельности - социальной работы. Становление такого вида деятельности обусловлено ухудшением здоровья населения, потребовавшим решения проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне - на уровне социально-медицинской работы.
Во исполнение Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в целях совершенствования деятельности по выявлению и пресечению фактов ненадлежащего исполнения обязанностей родителями и замещающими их лицами по уходу, воспитанию и содержанию несовершеннолетних, создания условий для эффективной защиты детей от жестокого обращения и иных преступных посягательств со стороны взрослых, улучшения выявления семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требующих контроля со стороны соответствующих органов (полиции, образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.) и на основании Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края,
приказываю:
1.Утвердить:
1.1 .Положение об организации деятельности кабинета социальной работы (приложение № 1);
1.2.Порядок работы по выявлению семей, нуждающихся в социальной защите (приложение № 2)
1.3.Должностную инструкцию специалиста по социальной работе (приложение № 3);
1.4.Основания, требующие безотлагательного обращения в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности (приложение №4);
1.5.Социальный паспорт семьи (приложение № 5);
1.6.Акт обследования жилищно-бытовых условий (приложение № 6);
1.7.Форму патронажа социального работника (приложение № 7);
1.8.Форму отчета (еженедельного, ежемесячного, ежеквартального, годового) (приложение № 8);
1.9.Перечень нормативно-правовых документов социального работника, фельдшера ФАПа (приложение № 9);
1.10.Перечень необходимых документов и папок специалиста по социальной работе, фельдшера ФАПа (приложение № 10);
1.11 .Показатели оценки статуса социально-неблагополучной и социально-уязвимой семьи (приложение № 11).
2.Главным врачам центральных районных больниц, расположенных на территории Забайкальского края:
2.1.рассмотреть вопрос о введении должности специалиста по социальной работе центральной районной больницы в пределах утвержденного штатного расписания
срок до 01.10.2012 г.;
2.2.внести изменения в должностные инструкции врачей-педиатров участковых, медицинских сестер врачей педиатров участковых, фельдшеров ФАПов, возложив на них обязанности по выявлению, наблюдению социально-неблагополучных и социально-уязвимых семей, информирование о данных семьях специалиста по социальной работе ЦРБ срок до 01.10.2012 г.;
2.2.приказом по учреждению утвердить Положение об организации деятельности кабинета социальной работы, должностную инструкцию специалиста по социальной работе срок до 01.10.2012 г.;
2.3.обеспечить специалиста по социальной работе рабочим местом, компьютером, необходимыми журналами, бланками документов: социальный паспорт семьи, акт обследования жилищно-бытовых условий, патронаж специалиста по социальной работе срок до 01.10.2012 г.
2.4.организовать работу специалиста по социальной работе в соответствии с действующими нормативными документами срок - постоянно;
2.5.обеспечить представление ежеквартальных отчетов специалистов по социальной работе главному внештатному специалисту по социальной работе Министерства здравоохранения Забайкальского края М.В.Нечаевой (ГУЗ «Городская детская клиническая поликлиника №3», г.Чита, ул.П.Осипенко, 35, телефон: 32-51-77) в срок до 28 числа отчетного периода срок - постоянно;
2.6.информацию о выполнении данного приказа представить в отдел охраны материнства и детства Министерства здравоохранения Забайкальского края Е.В.Буяновой срок до 10.10.2012 г.
3.Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя руководителя Министерства - начальника отдела охраны материнства и детства Н.Г.Игнатьеву.
И.о.руководителя Министерства
С.Н Чабан
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации деятельности кабинета социальной работы
1.Настоящее Положение определяет организацию деятельности кабинета социальной работы (далее Кабинет).
2.Кабинет является структурным подразделением медицинской организации (центральной районной больницы).
3.Структура Кабинета и штатная численность медицинского и другого персонала устанавливаются руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого создан Кабинет, исходя из объема проводимой лечебно-профилактической работы и численности обслуживаемого населения.
4.Для организации работы Кабинета в его структуре предусматриваются помещения:
-для приема пациентов, нуждающихся в оказании социальной помощи;
-при необходимости подсобное помещение (для сбора и хранения одежды, обуви для социально-уязвимых, социально-неблагополучных семей).
5.Кабинет оснащается мебелью, компьютером, необходимыми журналами, бланками документов (социальный паспорт семьи, акт обследования жилищно-бытовых условий, патронаж социального работника и т.д.).
6.Кабинет осуществляет следующие функции:
-выявление и учет на территории обслуживания медицинской организации семей (социально-неблагополучные, социально-уязвимые), имеющих детей, нуждающихся в социальной помощи и поддержке;
-осуществление патронажей в социально-неблагополучные и социально-уязвимые семьи, имеющие детей (экстренный патронаж, срочный патронаж, обычный патронаж, контрольный патронаж и т.д.);
-определение характера и объема необходимой помощи семьям, имеющим детей;
-создание банка данных о наличии семей, имеющих детей, нуждающихся в социальной поддержке и защите, их классификацию по параметрам, необходимым для организации социальной поддержки и защиты;
-взаимодействие с государственными структурами, общественными организациями, научными учреждениями и институтами, а также с учреждениями (органом опеки и охраны прав детства, Комиссией по делам несовершеннолетних, подразделением по делам несовершеннолетних, отделом социальной защиты материнства и детства и т.д.) по вопросам социальной помощи семье и детям;
-предоставление населению необходимых консультаций по различным вопросам социальной защиты детей;
-осуществление координации посреднической деятельности по оказанию различного рода социальной помощи семье и детям;
-курирование социально-неблагополучных семей, имеющих детей, с целью ранней диагностики и профилактики условий, угрожающих здоровью и развитию детей;
-работа по оказанию независимой благотворительной помощи нуждающимся семьям, имеющим детей;
-составление отчетов в установленном порядке;
-обеспечение своего рабочего места необходимой информацией о работе социальных служб, государственных учреждений, номерами их телефонов, специальной литературой;
-оформление и направление официальных представлений, ходатайств в органы опеки, комиссию по делам несовершеннолетних, отдел социальной защиты материнства и детства, подразделения по делам несовершеннолетних о выявлении детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке;
-проведение совместных рейдов с инспекторами по делам несовершеннолетних по социально-неблагополучным семьям, имеющим детей, состоящих на учете в кабинете социальной работы;
-участие в заседаниях суда, комиссиях по делам несовершеннолетних, где рассматривается вопрос о положении детей в семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию и нуждающейся в социальной поддержке;
-извещение органа опеки и попечительства, отдела социальной защиты материнства и детства, подразделений по делам несовершеннолетних о выявлении социально-неблагополучной семьи, имеющей ребенка.
__________________
ПОРЯДОК
работы по выявлению семей, нуждающихся в социальной поддержке
1.Настоящий Порядок регулирует вопросы выявления и работы с семьями, которые имеют детей и нуждаются в социальной поддержке.
2.Выявление и работа с семьями, которые имеют детей и нуждаются в социальной поддержке, осуществляется врачами-педиатрами участковыми, фельдшерами ФАПов, медицинскими сестрами врачей-педиатров участковых, врачами-специалистами. Организация социальной службы должна быть построена на основе принципов: законности, гуманизма, справедливости, демократизма, организации и контроля, дифференциации и индивидуализации помощи на основе личностного подхода, своевременности, достаточности, комплексной помощи, координации и сотрудничества, научной обоснованности. При любых видах помощи в обязательном порядке должен соблюдаться принцип «Не навреди».
3.Врач-педиатр участковый (фельдшер ФАПа):
3.1.Составляет полную информацию о социальном положении населения обслуживаемой территории, создает банк данных - социальную карту участка. Социальная карта участка должна включать общую численность обслуживаемого населения, количество проживающих на территории семей. Из общего количества семей необходимо выделить: неполные семьи, многодетные, малообеспеченные, семьи, имеющие в своем составе инвалида, наркологического больного, ребенка инвалида.
3.2.Ведет выявление и учет семей, имеющих детей до 17 лет, нуждающихся в социальной помощи и поддержке и проживающих на обслуживаемой территории.
3.3.При выявлении социально-неблагополучной или социально-уязвимой семьи, имеющей несовершеннолетних детей, требующих контроля, представляет письменную информацию о данной семье (докладную) районному педиатру, специалисту по социальной работе ЦРБ.
3.4.При выявлении ребенка в социально-неблагополучной семье, находящегося в жизненно-опасной ситуации, незамедлительно представляет устную информацию (по телефону) районному педиатру, специалисту по социальной работе ЦРБ, а затем направляет им письменную информацию (докладную).
3.5.При взятии данных семей на учет должен организовать проведение патронажа:
- экстренный патронаж - 1-2 раза в неделю
- срочный патронаж - 1 раз в 2 недели
- обычный патронаж - 1 раз в 3-4 недели
- контрольный патронаж - 1 раз в 3 месяца.
3.6.Участвует в совместных рейдах с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних, специалистами органов опеки в социально-неблагополучные семьи, совместных выездах с районным педиатром, социальным работником ЦРБ, в семьи, воспитывающие детей до 1-го года 7 группы риска.
3.7.При необходимости участвует в совместных рейдах с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних в социально-неблагополучные и социально-уязвимые семьи, имеющие детей до 17 лет, состоящие на учете у специалистов по социальной работе.
3.8.Проводит совместную работу с женскими консультациями по решению вопроса о контрацепции женщинам из социально-неблагополучных и социально-уязвимых семей. Осуществляет внеплановые дородовые патронажи к беременным женщинам.
4.Специалист по социальной работе:
Специалист по социальной работе должен обладать знаниями о здоровье, факторах, влияющих как положительно, так и отрицательно на его состояние, так как при работе с пациентами необходимо способствовать пониманию ими информации относительно их физического и душевного здоровья для того, чтобы использовать эту информацию для улучшения их жизни. Специалист по социальной работе играет роль координатора или диспетчера в оказании пациентам медицинских организаций комплексной интегрированной помощи, связывая воедино медицинскую и социальную помощь, активизируя как внутренние, так и внешние связи.
4.1.При поступлении информации от участкового педиатра (участковой медицинской сестры, фельдшера ФАПа) о выявлении социально-неблагополучной, социально-уязвимой семьи, имеющей несовершеннолетних детей, требующей контроля, специалист по социальной работе представляет информацию о данной семье районному педиатру, заместителю главного врача по медицинской части. При выявлении ребенка в социально-неблагополучной семье, находящегося в жизненно-опасной ситуации, незамедлительно по телефону информирует органы опеки, подразделение по делам несовершеннолетних, а затем направляет им в письменной форме информационное сообщение.
4.2.Создает банк данных о наличии семей, имеющих детей до 17 лет, нуждающихся в социальной поддержке и защите, квалифицирует их по параметрам, необходимым для организации социальной поддержки и защиты.
4.3.Проводит консультирование населения по вопросам социальной защиты.
4.4.Курирует социально-неблагополучные семьи, имеющие детей до 17 лет, с целью ранней диагностики и профилактики условий, угрожающих здоровью и развитию детей.
4.5.Определяет характер и объем необходимой помощи семьям, имеющим детей до 1-го года.
4.6.Взаимодействует с государственными структурами, общественными организациями, учреждениями по вопросам социальной помощи семье и детям.
4.7.Предоставляет официальные сведения, информационные сообщения, ходатайства в органы опеки, комиссию по делам несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних, отделы социальной защиты материнства и детства.
4.8.Представляет интересы детей в органах опеки и охраны прав детства, отделах социальной защиты населения, Комиссиях по делам несовершеннолетних, Подразделениях по делам несовершеннолетних, в судах (в качестве свидетеля).
4.9.Собирает информацию у врачей-педиатров участковых и фельдшеров ФАПОв для составления ежемесячного (ежеквартального) отчета.
4.10.Проводит совместную работу с комиссиями по делам несовершеннолетних, участвует в заседаниях КДН.
___________________
Должностная инструкция специалиста по социальной работе