ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2011 года N 408
Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Поддержка многодетных семей Забайкалья (2011-2014 годы)"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 85.
____________________________________________________________________
г. Чита
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 НГР: ru92000201301700}
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, распоряжением Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2010 года N 716-р "О Концепции развития и укрепления института семьи в Забайкальском крае на 2011-2015 годы", Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148, в целях улучшения социально-экономического положения семей в Забайкальском крае, защиты прав и интересов семьи, повышения роли семьи в воспитании детей, профилактики семейного неблагополучия Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Поддержка многодетных семей Забайкалья (2011-2014 годы)".
Губернатор Забайкальского края
Р.Ф. Гениатулин
постановлением Правительства
Забайкальского края
15 ноября 2011 года N 408
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Поддержка многодетных семей Забайкалья (2011-2014 годы)
Наименование программы | Краевая долгосрочная целевая программа "Поддержка многодетных семей Забайкалья (2011- 2014 годы)" (далее - программа). |
Дата принятия решения о разработке программы | Распоряжение Правительства Забайкальского края от 27 июля 2011 года N 396-р "О разработке краевой долгосрочной целевой программы "Поддержка многодетных семей Забайкалья (2012-2014 годы)". |
Дата утверждения | Постановление Правительства Забайкальского края от 15 ноября 2011 года N 408 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Поддержка многодетных семей Забайкалья (2011- 2014 годы)". |
Государственный заказчик - координатор программы | Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края . |
{позиция " Государственный заказчик - координатор программы " в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 } | |
Государственные заказчики программы | Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края ; |
{позиция " Государственные заказчики программы " в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 } | |
Основной разработчик программы | Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. |
Цели и задачи программы | Цель: создание организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни многодетных семей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия семей в жизни общества на территории Забайкальского края. |
Важнейшие целевые индикаторы | Увеличение числа многодетных семей, участвующих в пилотном проекте по социальной поддержке многодетных семей "Наше подворье", до 196; |
Сроки и этапы реализации программы | 2011-2014 годы. |
Потребность в финансировании программы | Источниками финансирования программы являются средства бюджета Забайкальского края. |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы | В результате реализации мероприятий программы ожидается: |
Основой любого общества всегда являлась семья, от степени защищенности и стабильности которой зависят благополучие и успешное развитие страны в целом. Установка на создание крепкой семьи, рождение и воспитание детей - это традиционно часть менталитета россиян. Вместе с тем в современном обществе семьи сталкиваются с определенными социальными и иными проблемами и им, безусловно, без поддержки и помощи государства не обойтись.
В особой защите и поддержке нуждаются многодетные семьи. Анализ ситуации показывает, что в силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются по сравнению с другими категориями семей по всем социально-экономическим показателям уровня жизни. Слабая экономическая самостоятельность многодетных семей является одной из причин семейного неблагополучия и порождает большое число семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в различных мерах социальной поддержки.
Социальная значимость проблем, связанных с проблемами многодетных семей, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода, который позволит обеспечить высокий уровень межведомственной координации, будет способствовать наиболее эффективному взаимодействию при выработке общих подходов в ходе реализации мер социальной поддержки и улучшения положения многодетных семей.
Соотношение семей Забайкальского края по количеству детей (включая усыновленных, опекаемых, приемных) представлено в таблице.
Количество детей в семье | Количество семей (по годам) | |||
1989 | 2004 | 2006 | 2010 | |
Всего семей | 228253 | 176894 | 177299 | 182294 |
Семьи с 1 ребенком | 96993 | 105450 | 98173 | 103234 |
Семьи с 2 детьми | 93697 | 54858 | 64204 | 66418 |
Семьи с 3 детьми | 25003 | 12175 | 12019 | 9517 |
Семьи, имеющие 4 детей | 6619 | 3070 | 2267 | 2321 |
Семьи, имеющие 5 детей | 4082 | 837 | 457 | 552 |
Семьи, имеющие 6 детей | 1428 | 340 | 115 | 195 |
Семьи, имеющие 7 детей | 285 | 96 | 45 | 37 |
Семьи, имеющие 8 детей | 73 | 37 | 9 | 10 |
Семьи, имеющие 9 детей | 53 | 21 | 5 | 7 |
Семьи, имеющие 10 и более детей | 20 | 10 | 5 | 3 |
Распределение многодетных семей по числу детей показывает преобладание семей с тремя детьми, которые составляют 76 % всех многодетных семей. С точки зрения демографической классификации это скорее "среднедетность", чем "многодетность". Семей с 5 и более детьми оказывается меньше 6 % (835). Согласно проведенному мониторингу, более 90 % многодетных семей в крае являются малообеспеченными, так как имеют среднедушевой доход ниже установленного в крае.
В связи с этим сегодня необходимы изменения, направленные не на одностороннюю, а на взаимную адаптацию многодетной семьи и экономики. Необходимо развивать инфраструктуру, направлять ресурсы, так как без финансовой поддержки развитие и укрепление института многодетной семьи в Забайкальском крае невозможно.
Большинство многодетных семей не имеют транспорта, что не дает им возможности подвозить на дом продукты питания и необходимые товары, выезжать всей семьей за пределы местожительства и т. д. В условиях роста платности услуг многодетные семьи с невысокими доходами не могут обеспечить себе и своим детям приемлемое лечение, отдых и оздоровление. Они хуже питаются, не имеют комфортных жилищных условий, что отрицательно сказывается на здоровье. Многодетным родителям труднее дать детям достойное образование и воспитание.
Явная уязвимость членов многодетных семей на рынке труда во многом порождена их относительно низким образовательным потенциалом и, прежде всего, дефицитом профессионального образования. По характеристикам профессиональной подготовки члены семей с 3 детьми заметно уступают членам малодетных семей, а домохозяйства с 5 и более детьми отличаются настолько сильно, что есть основания говорить о большинстве этих семей как об особой группе. Наиболее наглядно ее специфика проявляется в разрезе города и села, что указывает на локализацию данной группы преимущественно в сельской местности.
Реализация программных мероприятий по развитию подсобного хозяйства позволит родителям обеспечить самозанятость, детям приобрести навыки работы на подсобном хозяйстве и даст дополнительный доход семье.
Организация групп семейного воспитания также обеспечит дополнительные доходы семье, позволит неорганизованным детям из многодетных семей получить услуги дошкольного образования.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, создаст в обществе положительное отношение к материнству и детству, даст возможность многодетным семьям и молодым семьям, стоящим перед выбором, иметь или не иметь детей, рассчитывать на заботу и поддержку государства, поднимет престиж и социальный статус семьи, воспитывающей детей, и в конечном итоге улучшит демографическую ситуацию в Забайкальском крае.
Решение обозначенных задач требует комплексного подхода в их реализации и государственной поддержки, чем и обусловлена необходимость применения программно-целевого метода и разработки программы.
Целью программы является создание организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни многодетных семей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия семей в жизни общества на территории Забайкальского края.
Программа предусматривает реализацию комплекса скоординированных общегосударственных и региональных мер социального, правового и организационного характера.
В рамках реализации программы предусматривается решение следующих задач:
обеспечение социальной безопасности семьи на основе экспертизы принимаемых краевых целевых программ с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи;
повышение общественного статуса многодетных семей и развитие их нравственного потенциала;
активизация трудовых и экономических ресурсов многодетных семей методом побуждения к занятию хозяйством, фермерством, повышение уровня благосостояния семьи;
решение проблем укрепления и развития института семьи через возрождение исконных традиций и устоев, поддержку ценностей семейного образа жизни;
предоставление гарантий защищенности тем семьям, которые в силу объективных причин находятся в особых обстоятельствах и не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия;
повышение роли многодетной семьи в реализации ее воспитательной функции по социализации и сохранению семейных традиций в обществе;
оказание поддержки взрослым членам семьи в выполнении их профессиональных и семейных обязанностей через формирование полноценной системы социального обслуживания семьи, предоставляющей разнообразные качественные и доступные социальные услуги;
пропаганда ценностей семьи, имеющей несколько детей, повышение социальной привлекательности и престижа многодетной семьи;
создание на территории края служб по профилактике отказов от новорожденных детей.
В рамках направления предусматривается разработка положения о проведении ежегодного телемарафона, посвященного Дню семьи, положения о проведении ежегодной акции "Семья помогает семье", проекта краевой долгосрочной целевой программы "Дети Забайкальского края (2014- 2016 годы)", проекта положения об учреждении премии Губернатора Забайкальского края "Отец года", внесение изменений в Закон Забайкальского края "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края" в части установления порядка единовременного предоставления на безвозмездной основе земельных участков под строительство индивидуального жилого дома льготным категориям граждан, в том числе семьям при рождении 3-го или последующего ребенка, в Закон Забайкальского края "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае", разработка положения о проведении краевого конкурса на звание "Семья года", "Лучшая приемная семья".
В рамках данного направления предусматривается:
проведение мониторинга социально-экономического положения многодетных семей;
подготовка ежегодного доклада о положении детей в Забайкальском крае;
проведение мероприятий, посвященных Дню матери, Дню семьи, Дню защиты детей;
оказание адресной помощи многодетным семьям в рамках проведения мероприятий, посвященных Дню матери, Дню семьи, Дню защиты детей;
укрепление материально-технической базы оздоровительных учреждений для проведения смен "Мать и дитя";
организация фестивального движения семей Забайкалья, в том числе проведение конкурса молодых семей "Забайкальская семья", конкурса семейных династий с участием семей разных поколений.
В рамках данного направления предусматривается:
разработка алгоритма межведомственного взаимодействия учреждений родовспоможения (женские консультации, роддома и другие) и государственных учреждений социального обслуживания;
организация временной занятости несовершеннолетних из многодетных семей в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
внедрение пилотного проекта по социальной поддержке многодетных семей "Наше подворье";
открытие на базе дошкольных образовательных учреждений групп семейного воспитания;
открытие на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей групп (школ будущих матерей) для беременных женщин;