Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2011 года N 388

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Возвращение (2012-2014 годы)"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 85.
____________________________________________________________________

г. Чита

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства Забайкальского края от 28.12.2011 года N 516 НГР: ru92000201101563}

Постановление Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 НГР: ru92000201301700}

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148, в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, а также ресоциализации подростков, преступивших закон, Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Возвращение (2012-2014 годы)".

Губернатор Забайкальского края
Р.Ф. Гениатулин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Забайкальского края

25 октября 2011 года N 388


КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Возвращение (2012-2014 годы)"

ПАСПОРТ краевой долгосрочной целевой программы "Возвращение (2012-2014 годы)"

Забайкальский край


Наименование программы

Краевая долгосрочная целевая программа "Возвращение (2012-2014 годы)" (далее – программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 27 июля 2011 года N 399-р "О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы "Возвращение (2012-2014 годы)".

Дата утверждения
 программы

Постановление Правительства Забайкальского края от 25 октября 2011 года N 388  "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Возвращение (2012-2014 годы)".

Государственный заказчик - координатор программы

Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края

{позиция " Государственный заказчик - координатор программы " в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 }

Цель программы

Повышение на территории Забайкальского края эффективности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, посредством организации межведомственного непрерывного социального сопровождения, социализации и реабилитации несовершеннолетних, склонных к совершению или совершивших правонарушения и преступления.

Задачи программы

Организация межведомственного непрерывного социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или находящихся в конфликте с законом;

 развитие системы внедрения ювенальных технологий в Забайкальском крае;

 развитие системы методического обеспечения и повышения профессиональной компетентности различных категорий специалистов социальных служб, работающих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.

Целевые группы

Несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел, в уголовно-исполнительных инспекциях (далее - УИИ), комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДНиЗП);

 несовершеннолетние правонарушители, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах;

 несовершеннолетние, освободившиеся из мест лишения свободы;

 специалисты, работающие с детьми "группы риска", социальными сиротами, сиротами;

 семьи, имеющие детей, совершивших правонарушения, и находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

Индикаторы и показатели

2012 год

2013 год

2014 год

Численность несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (чел.)

2600

2500

2400

Численность несовершеннолетних, состоящих на учете КДНиЗП (чел.)

2640

2550

2440

Удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних (%)

2,0

1,7

1,3

Удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление (%)

13,6

11,8

9,7

Выявление аддиктивных расстройств на ранних стадиях у несовершеннолетних, заключенных под стражу и осужденных к отбыванию наказаний без лишения свободы (чел.)

50

75

100

Уровень совершения повторных преступлений и правонарушений осужденными несовершеннолетними, состоящими на учете в УИИ (%)

3,5

2,5

1,5

Удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения (%)

0,4

0,3

0,2

Число семей, находящихся в социально опасном положении (ед.)

1200

1050

950

Число различных категорий специалистов социальных служб, работающих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, повысивших свой профессиональный уровень (чел.)

150

200

250

Сроки и этапы реализации программы

Программа реализуется в течение 2012-2014 годов без деления на этапы.

Основные мероприятия

Мероприятия, направленные на:
 развитие и повышение доступности инфраструктуры региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;

 организацию межведомственного непрерывного социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или находящихся в конфликте с законом, а также лиц из числа несовершеннолетних правонарушителей, освобождающихся из учреждений закрытого типа;

 развитие системы услуг, оказываемых несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, а также лицам из числа несовершеннолетних правонарушителей, освобождающихся из учреждений закрытого типа;

 развитие технологий и методик социализации, реабилитации и социального сопровождения различных категорий несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или оказавшихся в конфликте с законом;

 повышение правовой грамотности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их родителей, эффективности индивидуальной профилактической работы;

 модернизацию материально-технической базы учреждений социального обслуживания;

 создание системы методического обеспечения и повышения профессиональной компетентности различных категорий специалистов социальных служб, работающих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом;

 информационное освещение в средствах массовой информации (далее - СМИ) (радио, газеты, подготовка телесюжетов) о ходе реализации программы и достигнутых результатах ее выполнения.

Основные исполнители мероприятий программы

Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края , Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (далее - Минобразования), Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в Забайкальском крае (далее – краевая КДНиЗП, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю (далее – УФСИН по Забайкальскому краю), Забайкальский краевой суд, Управление Судебного департамента в Забайкальском крае, ФГБОУ ВПО "Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского" (далее – ЗабГГПУ), государственные учреждения социального обслуживания (социально-реабилитационные центры, комплексные центры социального обслуживания населения), Ассоциация государственных учреждений социального обслуживания Забайкальского края "Содружество".

{позиция " Основные исполнители мероприятий программы " в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 }

Объёмы и источники финансирования программы

Общий объем финансирования мероприятий программы из средств краевого бюджета за весь период реализации составляет 74 374,89 тыс. рублей, в том числе:
 2012 год - 25 985,05 тыс. рублей;

 2013 год - 23 971,6 тыс. рублей;

 2014 год - 24 418,24 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация мероприятий программы позволит:
 повысить в Забайкальском крае уровень межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 снизить удельный вес количества безнадзорных детей к общему количеству детского населения до 0,2 %;

 внедрить ювенальные технологии, направленные на профилактику правонарушений несовершеннолетних, на ресоциализацию подростков, преступивших закон;

 снизить долю повторных преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в общем количестве преступлений и правонарушений несовершеннолетних с 13,9 до 9,7 %;

 увеличить долю условно осужденных несовершеннолетних, вовлеч енных в социально-реабилитационные программы, от общего числа условно осужденных несовершеннолетних с 10 до 90 %;

 развить систему консультативной и психологической поддержки семьи для создания благоприятного внутрисемейного климата, социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих освобождающихся из мест лишения свободы детей;

 увеличить долю специалистов, работающих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, прошедших обучение, повысивших квалификацию в рамках программы, от общего числа специалистов, задействованных в структурах, уполномоченных заниматься вопросами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с 35 до 95 %.

Организация контроля за исполнением программы

Контроль за реализацией программы в установленном порядке осуществляют Министерство территориального развития Забайкальского края и заместитель председателя Правительства Забайкальского края по социальным вопросам.

I. Описание проблемы преступности и правонарушений несовершеннолетних и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


В целях организации деятельности по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних на территории Забайкальского края создана комплексная система профилактики, основанная на принципах законности, коллегиальности и приоритета прав и интересов ребенка.

Органы и учреждения системы профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных документов.

В Забайкальском крае в 2011 году при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), завершается реализация краевой целевой программы "Не оступись!" на 2009-2011 годы по приоритетным направлениям деятельности Фонда – содействие социальной реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной.

В рамках реализации данной программы в Забайкальском крае:

созданы 5 ювенальных судов в городе Чите (Железнодорожный, Центральный, Черновский, Читинский, Ингодинский районные суды). Социальные работники и психологи социальной защиты сопровождают несовершеннолетних в суде, работают с окружением несовершеннолетнего;

на базе Государственного учреждения социального обслуживания "Центр психолого-педагогической помощи населению "Доверие" Забайкальского края (далее - ГУСО ЦПППН "Доверие") создан организационно-методический центр – отделение, через который апробируются формы групповой и индивидуальной методической работы с социальными ювенальными работниками;

на базе Государственного учреждения социального обслуживания (далее - ГУСО) "Черновский комплексный центр социального обслуживания населения "Берегиня" Забайкальского края создано отделение помощи несовершеннолетним, отбывшим наказание в виде лишения свободы, осужденных к наказанию без лишения свободы. Одна из важнейших задач работы отделения – это формирование у подростков здоровых нравственных и психологических установок. Деятельность специалистов отделения направлена на обеспечение благоприятных условий для адаптации осужденных к условиям современной жизни, осуществление социальной защиты осужденных, решение социальных проблем, восстановление и укрепление социально полезных связей, содействие в трудовом и бытовом устройстве. В отделении проводится социально-трудовая реабилитация с целью приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности;

на базе ФБУ МРУИИ N 1 УФСИН России по Забайкальскому краю открыта экспериментальная площадка по внедрению инновационных технологий работы с несовершеннолетними, осужденными к наказанию без изоляции от общества;

в Нерчинской воспитательной колонии открыт учебно-профессиональный центр, в котором ведется подготовка осужденных несовершеннолетних по профессии портной и автослесарь, созданы и оснащены "пункты гласности". которые позволяют быстро реагировать на обращения воспитанников и оперативно разрешать их проблемы;

для психологической коррекции агрессивности подростков на базе следственных изоляторов реализуется ведомственная программа "Путь к себе";

в 2009-2010 годах получена адресная помощь в виде мебели, компьютеров, телевизоров, холодильников, стиральных машин для 220 семей, воспитывающих 1063 ребенка (многодетные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, и семьи, взявшие на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей). Для многих семей эта помощь является шагом и надеждой на возвращение к нормальной жизни, на объединение семьи;

на основе анализа состояния повторной преступности для улучшения работы по данному направлению оперативно-служебной деятельности подразделением по делам несовершеннолетних УМВД России по Забайкальскому краю подготовлены и направлены в органы внутренних дел (далее - ОВД) Забайкальского края обзоры, указания, методические рекомендации по предупреждению повторной преступности несовершеннолетних;

в практической деятельности органов и ведомств системы профилактики используется порядок межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления по жизнеустройству и социальной реабилитации несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы, учреждений закрытого типа, амнистированных, осужденных условно и других несовершеннолетних;

выпущены справочное пособие в помощь несовершеннолетнему "Это здорово!", "Имею право знать!", сборник правовых актов "Ювенальная юстиция как особая система правосудия для несовершеннолетних", учебное пособие "Современные проблемы ювенальной юстиции", учебное пособие "Социальная работа с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации", программно-методические материалы "Подготовка специалистов в области социальной ювенальной работы в контексте национальных интересов России", программно-методический сборник "Подготовка специалистов в области социальной ювенальной работы", издана наглядная агитация - календари для подростков, серии брошюр "Академия безопасности", памятки;

проведены курсы повышения квалификации, круглые столы по вопросам становления и развития элементов ювенальных технологий на территории Забайкальского края, участниками которого стали представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью обмена опытом по созданию системы ювенального правосудия в Забайкальском крае судьи Забайкальского краевого суда, психологи и специалисты по социальной работе командированы в Ростовскую область, города Ангарск и Санкт-Петербург. Опережающим фактором, влияющим на динамику достижения основных показателей программы, является повышение профессионального уровня специалистов и развитие новых технологий работы с семьей и детьми. Сложилась определенная система обучения специалистов учреждений системы социальной защиты населения с использованием возможностей ЗабГГПУ, ГОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена", ГОУ ДПО "Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования", Санкт-Петербургского центра научно-технической информации "Прогресс".

Результатом внедрения ювенальных технологий является увеличение числа уголовных дел, прекращенных за примирением сторон, увеличиваются показатели избрания видов наказаний, не связанных с лишением свободы, при одновременном снижении повторных преступлений среди этих несовершеннолетних.

Из рассмотренных дел к 137 несовершеннолетним применены следующие меры:

штраф - 6; обязательные работы – 6; исправительные работы – 4; ограничение свободы – 2; реальное лишение свободы – 15; условное лишение свободы – 62;

без наказания: передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного органа - 1; принудительные меры воспитательного характера – 13; принудительные меры медицинского характера – 2;

прекращенные дела: деятельное раскаяние - 1; примирение с потерпевшим - 24; истечение срока давности – 1.

Из 113 несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в ГУСО "Черновский комплексный центр социального обслуживания "Берегиня" Забайкальского края, 6 несовершеннолетних совершили повторные правонарушения; рецидив составляет 5,3 %.

На территории Забайкальского края по итогам 2010 года уменьшилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними: ранее совершавшими преступления - на 18,9 % (с 227 до 184), ранее судимыми – на 16,4 % (с 195 до 163).

В настоящее время с неблагополучными семьями и детьми из этих семей работают 240 участковых специалистов по социальной работе в 31 городском и 225 сельских поселениях (соответственно 73 % и 65 % от общего числа поселений). Решена задача приближения социальных услуг через внедрение участковой службы в 71 % населенных пунктов Забайкальского края. В 2011 году планируется охватить участковой службой все населенные пункты Забайкальского края.

Реализация мероприятий программы позволила снизить:

удельный вес безнадзорных детей к общему числу детского населения с 0,5 % до 0,4 %;

численность несовершеннолетних, состоящих на учете в КДНиЗП, с 3268 до 2740 человек;

численность несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД, с 3098 до 2931 человека;

удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних с 3,1 % до 2,5 %.

Вместе с тем по итогам работы всех субъектов профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних за 2010 год зарегистрировано снижение подростковой преступности на 16,0 % (2010 год - 1477 несовершеннолетних, 2009 год – 1758 несовершеннолетних), однако ее удельный вес составляет 9,8 % (2009 год – 9,7 %, 2008 год – 11,3 %), что значительно выше показателей по Сибирскому федеральному округу – 6,8 % и Российской Федерации – 5,6 % (Хабаровск – 9,1 %, Благовещенск – 8,9 %, Бурятия – 8,7 %, Иркутская область – 6,4 %).

Удельный вес подростковой преступности, %


2008 год

2009 год

2010 год

Забайкальский край

11,70

9,7

9,8

Сибирский федеральный округ

8,2

6,8

Российская Федерация

6,9

5,6

Основными причинами сохраняющегося высокого удельного веса преступлений несовершеннолетних является семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей. Многие дети оставлены родителями или самовольно уходят из семей, не обеспечивающих им необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития.

Возросло число выявленных преступлений, предусмотренных статьей 151 Уголовного кодекса Российской Федерации, в 2,3 раза (с 3 до 6).

По данным УМВД России по Забайкальскому краю, отмечается рост преступлений несовершеннолетних на территории г. Читы (Центральный район, отдел полиции "Северный" - на 5,8 % (с 52 до 55), Железнодорожный район – на 10,4 % (с 67 до 74)), а также в следующих районах: Балейском – на 16,0 % (с 50 до 58), Борзинском – на 20,0 % (с 70 до 84), Красночикойском – на 5,3 % (с 19 до 20), Могочинском – на 2,0 % (с 49 до 50), Петровск-Забайкальском – на 13,6 % (с 81 до 92), Тунгиро-Олёкминском – на 100,0 % (с 0 до 1), Хилокском на 44,2 % (с 52 до 75), Шелопугинском – в 2,5 раза (с 8 до 20).

Высокий удельный вес подростковой преступности зарегистрирован в 16 районах края. Наиболее высокий уровень отмечается в Балейском (16,4 %), Борзинском и Могочинском (15,4 %), Сретенском (16,5 %), Шилкинском (15,9 %) районах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»