ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2011 года N 387
Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Право ребенка на семью (2012-2014 годы)"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 85.
____________________________________________________________________
г. Чита
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства Забайкальского края от 28.12.2011 года N 516 НГР: ru92000201101563}
Постановление Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 НГР: ru92000201301700}
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148, в целях организации работы по профилактике социального сиротства Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Право ребенка на семью (2012-2014 годы)".
Губернатор Забайкальского края
Р.Ф. Гениатулин
постановлением Правительства
Забайкальского края
25 октября 2011 года N 387
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Право ребенка на семью (2012-2014 годы)"
Основание для разработки программы (для программ, планируемых к реализации) | Распоряжение Правительства Забайкальского края от 27 июля 2011 года N 400-р "О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы "Право ребенка на семью (2012-2014 годы)". | ||||
Нормативный правовой акт, которым утверждена программа (для утвержденных программ) | Постановление Правительства Забайкальского края от 25 октября 2011 года N 387 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Право ребенка на семью (2012-2014 годы)". | ||||
Орган управления программой (государственный заказчик программы) | Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края | ||||
{позиция " Орган управления программой (государственный заказчик программы) " в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 } | |||||
Основные разработчики и исполнители программы | Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края; | ||||
{позиция " Основные разработчики и исполнители программы " в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 } | |||||
Срок реализации программы | 2012-2014 год ы. Программа будет реализовываться в один этап. | ||||
Цели программы | 1. Системные изменения на территории Забайкальского края в организации работы по профилактике социального сиротства детей, обеспечивающие эффективную реализацию права ребенка на семью. | ||||
Задачи программы | 1. Организация на территории края сетевого взаимодействия в решении проблем социального сиротства, профилактики безнадзорности и беспризорности, отказов от новорожденных. | ||||
Целевые группы, на которые направлена деятельность по программе (количественные и качественные характеристики) | 1251 социально неблагополучная семья. | ||||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, в том числе в части изменения положения целевых групп | Количественные | 2011 год | 2014 год | ||
Количество социально неблагополучных семей | 1251 | 1008 | |||
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов) | 11858 | 10306 | |||
Количество граждан, изъявивших желание принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 1325 | 1700 | |||
Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах внутренних дел | 3423 | 2423 | |||
Количество беременных женщин (в том числе несовершеннолетних) с риском отказа от новорожденных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении | 239 | 180 | |||
Количество руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания и здравоохранения - участников реализации программы | 795 | 793 | |||
Количество студентов и учащихся высших и средних учебных заведений (волонтеров), вовлеченных в реализацию программы | 680 | 795 | |||
Количество участковых специалистов в муниципальных образованиях края | 260 | 368 | |||
Количество руководителей и специалистов, повысивших квалификацию за период реализации программы | 0 | 922 | |||
Количество детей, родители которых лишены родительских прав в течение года | 970 | 846 | |||
Количество родителей, восстановленных в родительских правах в течение года | 21 | 39 | |||
Число детей, от которых матери отказались при рождении в течение года | 150 | 0 | |||
Удельный вес отказов от новорожденных в общей численности новорожденных детей | 0,2 | 0 | |||
Количество детей в семьях, находящихся в социально опасном положении, снятых с учета комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в связи с улучшением положения в семьях, в течение года, в % от числа детей в таких семьях, состоящих на учете | 8,4 | 6,8 | |||
Количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе детей-инвалидов), получивших реабилитационные услуги в учреждениях социального обслуживания, в % от числа детей в трудной жизненной ситуации | 62 | 70 | |||
Количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оздоровленных на базе учреждений социального обслуживания в период летних каникул | 5108 | 5664 | |||
Количество родителей из социально неблагополучных семей, трудоустроенных в течение года | 36 | 84 | |||
Количество учреждений, на базе которых созданы кабинеты психокоррекционной работы с родителями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с беременными женщинами с риском отказа от новорожденных | 8 | 20 | |||
Количество учреждений, на базе которых открыта школа будущих родителей | 1 | 19 | |||
Количество учреждений, на базе которых создана служба раннего вмешательства "Активная поддержка будущей мамы" | 0 | 6 | |||
Количество учреждений, на базе которых создана служба экстренного реагирования | 20 | 30 | |||
Количество учреждений, на базе которых открыто отделение временного пребывания матери с ребенком, находящихся в трудной жизненной ситуации | 3 | 7 | |||
Количество учреждений, на базе которых открыт пункт проката предметов первой необходимости для матери с ребенком | 0 | 17 | |||
Количество учреждений, на базе которых открыта леготека для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (в том числе для семей с детьми-инвалидами) | 0 | 12 | |||
Число детей, переданных в приемные семьи в течение года | 296 | 886 | |||
Число детей, усыновленных в течение года | 153 | 167 | |||
Число детей, находящихся под опекой (попечительством) по состоянию на указанную дату | 5940 | 5770 | |||
Количество профессионально подготовленных кандидатов в приемные родители (от числа кандидатов в приемные родители) | 87 | 95 | |||
Количество ресурсных центров по сопровождению семей с детьми, беременных женщин и матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации | 1 | 2 | |||
Количество учреждений - кураторов в системе сетевого взаимодействия, созданного в рамках реализации программы | 0 | 8 | |||
Качественные показатели : | 8 | ||||
Объем и источники финансирования программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования) | рублей |
Источники | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Бюджет Забайкальского края | 30468800 | 26864500 | 25863300 |
Бюджет Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд) | 12555312 | 11635600 | 11158400 |
Внебюджетные средства | 180000 | 600000 | 600000 |
Общая численность детского населения Забайкальского края по состоянию на 01 января 2011 года составляет 278271 человек, из них численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 11858 человек (4,3 % от общего числа детского населения края). Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние 3 года составило: на 01 января 2009 года – 10606 детей, на 01 января 2010 года – 12818 детей (3,8 %, 4,0 %, 4,3 % от общего числа детского населения соответственно по годам).
Положение семьи и детей на территории Забайкальского края в целом отражает ситуацию в России и требует кардинального решения проблемы социального сиротства. С этой целью при финансовой поддержке Фонда на территории края в период с 2009 года по 2011 год была реализована краевая целевая программа "Право ребенка на семью (2009-2011 годы)". Анализ ситуации, сложившейся в крае до начала реализации названной программы, позволил определить приоритетные направления в решении проблемы социального сиротства, в соответствии с которыми был реализован комплекс программных мероприятий. По состоянию на начало 2009 года наиболее актуальными проблемами являлись:
рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
увеличение числа родителей, лишенных родительских прав;
высокий процент малообеспеченных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (число получателей детских пособий ежегодно увеличивается);
рост численности детей-инвалидов;
устойчивая тенденция увеличения семей, в которых один или оба родителя являются безработными.
Актуальной проблемой для края является также отказ от детей при их рождении.
Исследования показали, что 78 % социальных сирот в Забайкальском крае появляются в результате лишения родителей родительских прав и отказов от новорожденных.
Необходимо отметить, что в крае ведется целенаправленная работа по профилактике социального сиротства и развитию системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правительством Забайкальского края принимаются меры по совершенствованию нормативно-правовой и законодательной базы профилактики социального сиротства, кадровому и методическому обеспечению деятельности в данном направлении, созданию условий для профилактической работы с семьей и детьми.
В течение последних трех лет реализация краевой целевой программы "Право ребенка на семью (2009-2011 годы) на территории Забайкальского края подкреплена рядом нормативных правовых актов:
принята Концепция развития и укрепления института семьи в Забайкальском крае на 2011-2015 годы, одобренная распоряжением Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2010 года N 715-р;
Законом Забайкальского края от 09 марта 2011 года N 464-ЗЗК внесены изменения в Закон Забайкальского края от 18 декабря 2009 года N 315-ЗЗК "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей", устанавливающие нормы, направленные на защиту прав несовершеннолетних, получающих образование после 18 лет, и увеличивающие норматив денежного вознаграждения приемным родителям;
Основной формой защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является их устройство в семьи. Из общего количества выявленных детей за последние 3 года переданы на воспитание в семьи 1543 ребенка, в том числе преданы под опеку 1084 ребенка, усыновлены 153, переданы в приемные семьи 98 детей, на патронат 208 детей, что составляет 66 % от общего числа выявленных детей.
Получил дальнейшее распространение опыт реабилитации детей и подростков в семейных условиях. В настоящее время семейные воспитательные группы (далее - СВГ) функционируют во всех детских социозащитных учреждения края. По состоянию на 01 августа 2011 года в крае существует 110 СВГ, в них проживает 156 детей.
Решению задач данной программы во многом способствовало внедрение на территории края участковой социальной службы. Ее создание позволило приблизить социальные услуги к населению, снизить социальную напряженность, повысить качество работы с неблагополучными семьями. В ходе реализации программы создано 240 участковых служб в городских и сельских поселениях Забайкальского края. Положительный итог работы - организация межведомственного взаимодействия всех субъектов, участвующих в решении вопросов семьи и детства.
В рамках реализации указанной программы в 2009-2011 годах проводилась работа по апробации 4 пилотных моделей профилактической работы с семьей и несовершеннолетними.
В целях реализации модели "Приобретение позитивного социального опыта" в 11 государственных учреждениях системы социальной защиты и образования Забайкальского края усовершенствована социально-бытовая и реабилитационная среда, обеспечивающая оптимальную жизнедеятельность и социальную адаптацию воспитанников; получили необходимые навыки и умения для самостоятельной жизни 4074 несовершеннолетних (по состоянию на 01 августа 2011 года).
Реализация модели "Комплексное сопровождение социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и интеграции их в социальное окружение" позволила в 14 государственных учреждениях системы социальной защиты Забайкальского края создать условия, отвечающие интересам разновозрастных групп несовершеннолетних. Социальную реабилитацию в данных учреждениях прошли 12 338 детей и подростков, проведена работа с 8 590 родителями.
В ходе реализации модели "Психолого-педагогическая реабилитация, способствующая формированию у детей уверенного поведения, коммуникативных навыков, адекватного восприятия себя, окружающих людей, актуализации социально-приемлемых норм поведения" в государственных учреждениях системы социальной защиты и образования Забайкальского края были обустроены 10 темных и светлых сенсорных комнат. Обустройство сенсорных комнат способствовало положительной динамике процесса социально-психологической реабилитации детей и подростков, эффективности профилактической работы с несовершеннолетними. Психолого-педагогические услуги в сенсорных комнатах получили 8 487 детей и подростков.
Модель "Предпрофильное сопровождение несовершеннолетних" способствовала оптимизации процесса профессионального самоопределения подростков по направлениям: швейное дело, столярное дело, кулинария. Данная модель апробирована в 11 государственных учреждениях системы социальной защиты и образования Забайкальского края, охвачен 4771 несовершеннолетний (по состоянию на 01 августа 2011 года).