Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2011 года N 387

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Право ребенка на семью (2012-2014 годы)"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 85.
____________________________________________________________________

г. Чита

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства Забайкальского края от 28.12.2011 года N 516 НГР: ru92000201101563}

Постановление Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 НГР: ru92000201301700}

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148, в целях организации работы по профилактике социального сиротства Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Право ребенка на семью (2012-2014 годы)".

Губернатор Забайкальского края
Р.Ф. Гениатулин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Забайкальского края

25 октября 2011 года N 387



КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Право ребенка на семью (2012-2014 годы)"



ПАСПОРТ краевой долгосрочной целевой программы "Право ребенка на семью (2012-2014 годы)" Забайкальский край

Основание для разработки программы (для программ, планируемых к реализации)

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 27 июля 2011 года N 400-р "О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы "Право ребенка на семью (2012-2014 годы)".

Нормативный правовой акт, которым утверждена программа (для утвержденных программ)

Постановление Правительства Забайкальского края от 25 октября 2011 года N 387 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Право ребенка на семью (2012-2014 годы)".

Орган управления программой (государственный заказчик программы)

Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края

{позиция " Орган управления программой (государственный заказчик программы) " в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 }

Основные разработчики и исполнители программы

Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края;

 Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (далее - Минобразования);

 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в Забайкальском крае (далее - Краевая КДНиЗП);
государственные учреждения социального обслуживания Забайкальского края (социально-реабилитационные центры, комплексные центры социального обслуживания населения);
государственные учреждения образования Забайкальского края (детские дома, коррекционные школы);

 государственные учреждения здравоохранения Забайкальского края, муниципальные учреждения здравоохранения (родильные дома, женские консультации, детские больницы);

 ФГБОУ ВПО "Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского" (далее - ЗабГГПУ);
Ассоциация государственных учреждений социального обслуживания Забайкальского края "Содружество" (далее – АГУСО "Содружество").

{позиция " Основные разработчики и исполнители программы " в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 }

Срок реализации программы

2012-2014 год ы. Программа будет реализовываться в один этап.

Цели программы

1. Системные изменения на территории Забайкальского края в организации работы по профилактике социального сиротства детей, обеспечивающие эффективную реализацию права ребенка на семью.
 2. Внедрение новых технологий социальной работы через ресурсный центр по подготовке специалистов для работы с семьей .

Задачи программы

1. Организация на территории края сетевого взаимодействия в решении проблем социального сиротства, профилактики безнадзорности и беспризорности, отказов от новорожденных.
 2. Развитие системы внедрения новых технологий работы по профилактике семейного неблагополучия.
 3. Переподготовка специалистов государственных учреждений для работы по профилактике семейного неблагополучия.
 4. Организация просветительской работы и проведение социально значимых мероприятий, направленных на формирование в обществе ценностного отношения к семье.

Целевые группы, на которые направлена деятельность по программе (количественные и качественные характеристики)

1251 социально неблагополучная семья.
 84 семьи, имеющие детей, в которых один или оба родителя безработные.
 2 520 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов).
 Граждане, изъявившие желание принять на воспитание 1700 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 1610 семьей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов.
 3 423 несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах внутренних дел.
 275 беременных женщин (в том числе несовершеннолетних) с риском отказа от новорожденных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
 70 женщин, сомневающихся в необходимости принятия рожденного ребенка из медицинского учреждения.
 795 руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания и здравоохранения - участников реализации программы.
 700 студентов и учащихся высших и средних учебных заведений (волонтеров).

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, в том числе в части изменения положения целевых групп

Количественные
 показатели

2011 год

2014 год

Количество социально неблагополучных семей

1251

1008

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов)

11858

10306

Количество граждан, изъявивших желание принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1325

1700

Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах внутренних дел

3423

2423

Количество беременных женщин (в том числе несовершеннолетних) с риском отказа от новорожденных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении

239

180

Количество руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания и здравоохранения - участников реализации программы

795

793

Количество студентов и учащихся высших и средних учебных заведений (волонтеров), вовлеченных в реализацию программы

680

795

Количество участковых специалистов в муниципальных образованиях края

260

368

Количество руководителей и специалистов, повысивших квалификацию за период реализации программы

0

922

Количество детей, родители которых лишены родительских прав в течение года

970

846

Количество родителей, восстановленных в родительских правах в течение года

21

39

Число детей, от которых матери отказались при рождении в течение года

150

0

Удельный вес отказов от новорожденных в общей численности новорожденных детей

0,2

0

Количество детей в семьях, находящихся в социально опасном положении, снятых с учета комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в связи с улучшением положения в семьях, в течение года, в % от числа детей в таких семьях, состоящих на учете

8,4

6,8

Количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе детей-инвалидов), получивших реабилитационные услуги в учреждениях социального обслуживания, в % от числа детей в трудной жизненной ситуации

62

70

Количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оздоровленных на базе учреждений социального обслуживания в период летних каникул

5108

5664

Количество родителей из социально неблагополучных семей, трудоустроенных в течение года

36

84

Количество учреждений, на базе которых созданы кабинеты психокоррекционной работы с родителями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с беременными женщинами с риском отказа от новорожденных

8

20

Количество учреждений, на базе которых открыта школа будущих родителей

1

19

Количество учреждений, на базе которых создана служба раннего вмешательства "Активная поддержка будущей мамы"

0

6

Количество учреждений, на базе которых создана служба экстренного реагирования

20

30

Количество учреждений, на базе которых открыто отделение временного пребывания матери с ребенком, находящихся в трудной жизненной ситуации

3

7

Количество учреждений, на базе которых открыт пункт проката предметов первой необходимости для матери с ребенком

0

17

Количество учреждений, на базе которых открыта леготека для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (в том числе для семей с детьми-инвалидами)

0

12

Число детей, переданных в приемные семьи в течение года

296

886

Число детей, усыновленных в течение года

153

167

Число детей, находящихся под опекой (попечительством) по состоянию на указанную дату

5940

5770

Количество профессионально подготовленных кандидатов в приемные родители (от числа кандидатов в приемные родители)

87

95

Количество ресурсных центров по сопровождению семей с детьми, беременных женщин и матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации

1

2

Количество учреждений - кураторов в системе сетевого взаимодействия, созданного в рамках реализации программы

0

8

Качественные показатели :
 улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов);

 улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

 улучшение положения беременных женщин и матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;

 повышение эффективности работы по профилактике отказов от новорожденных, по развитию института приемной семьи (в результате формирования модели сетевого межведомственного взаимодействия и комплексных подходов к решению задач);

 повышение профессиональной компетентности руководителей и специалистов учреждений социальной защиты, образования, занимающихся проблемами семьи и детства;

 расширение доступности и повышение качества социально-реабилитационных услуг, предоставляемых семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.

8

Объем и источники финансирования программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования)

рублей

Источники

2012 год

2013 год

2014 год

Бюджет Забайкальского края

30468800

26864500

25863300

Бюджет Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд)

12555312

11635600

11158400

Внебюджетные средства

180000

600000

600000

Раздел I. Описание проблемы в области сиротства детей и обоснование необходимости ее решения программным методом


Общая численность детского населения Забайкальского края по состоянию на 01 января 2011 года составляет 278271 человек, из них численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 11858 человек (4,3 % от общего числа детского населения края). Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние 3 года составило: на 01 января 2009 года – 10606 детей, на 01 января 2010 года – 12818 детей (3,8 %, 4,0 %, 4,3 % от общего числа детского населения соответственно по годам).

Положение семьи и детей на территории Забайкальского края в целом отражает ситуацию в России и требует кардинального решения проблемы социального сиротства. С этой целью при финансовой поддержке Фонда на территории края в период с 2009 года по 2011 год была реализована краевая целевая программа "Право ребенка на семью (2009-2011 годы)". Анализ ситуации, сложившейся в крае до начала реализации названной программы, позволил определить приоритетные направления в решении проблемы социального сиротства, в соответствии с которыми был реализован комплекс программных мероприятий. По состоянию на начало 2009 года наиболее актуальными проблемами являлись:

рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

увеличение числа родителей, лишенных родительских прав;

высокий процент малообеспеченных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (число получателей детских пособий ежегодно увеличивается);

рост численности детей-инвалидов;

устойчивая тенденция увеличения семей, в которых один или оба родителя являются безработными.

Актуальной проблемой для края является также отказ от детей при их рождении.

Исследования показали, что 78 % социальных сирот в Забайкальском крае появляются в результате лишения родителей родительских прав и отказов от новорожденных.

Необходимо отметить, что в крае ведется целенаправленная работа по профилактике социального сиротства и развитию системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правительством Забайкальского края принимаются меры по совершенствованию нормативно-правовой и законодательной базы профилактики социального сиротства, кадровому и методическому обеспечению деятельности в данном направлении, созданию условий для профилактической работы с семьей и детьми.

В течение последних трех лет реализация краевой целевой программы "Право ребенка на семью (2009-2011 годы) на территории Забайкальского края подкреплена рядом нормативных правовых актов:

принята Концепция развития и укрепления института семьи в Забайкальском крае на 2011-2015 годы, одобренная распоряжением Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2010 года N 715-р;

Законом Забайкальского края от 09 марта 2011 года N 464-ЗЗК внесены изменения в Закон Забайкальского края от 18 декабря 2009 года N 315-ЗЗК "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей", устанавливающие нормы, направленные на защиту прав несовершеннолетних, получающих образование после 18 лет, и увеличивающие норматив денежного вознаграждения приемным родителям;

принято распоряжение Правительства Забайкальского края от 14 апреля 2011 года N 186-р "О проведении ежегодной благотворительной акции "Семья помогает семье в Забайкальском крае".

Основной формой защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является их устройство в семьи. Из общего количества выявленных детей за последние 3 года переданы на воспитание в семьи 1543 ребенка, в том числе преданы под опеку 1084 ребенка, усыновлены 153, переданы в приемные семьи 98 детей, на патронат 208 детей, что составляет 66 % от общего числа выявленных детей.

Получил дальнейшее распространение опыт реабилитации детей и подростков в семейных условиях. В настоящее время семейные воспитательные группы (далее - СВГ) функционируют во всех детских социозащитных учреждения края. По состоянию на 01 августа 2011 года в крае существует 110 СВГ, в них проживает 156 детей.

Решению задач данной программы во многом способствовало внедрение на территории края участковой социальной службы. Ее создание позволило приблизить социальные услуги к населению, снизить социальную напряженность, повысить качество работы с неблагополучными семьями. В ходе реализации программы создано 240 участковых служб в городских и сельских поселениях Забайкальского края. Положительный итог работы - организация межведомственного взаимодействия всех субъектов, участвующих в решении вопросов семьи и детства.

В рамках реализации указанной программы в 2009-2011 годах проводилась работа по апробации 4 пилотных моделей профилактической работы с семьей и несовершеннолетними.

В целях реализации модели "Приобретение позитивного социального опыта" в 11 государственных учреждениях системы социальной защиты и образования Забайкальского края усовершенствована социально-бытовая и реабилитационная среда, обеспечивающая оптимальную жизнедеятельность и социальную адаптацию воспитанников; получили необходимые навыки и умения для самостоятельной жизни 4074 несовершеннолетних (по состоянию на 01 августа 2011 года).

Реализация модели "Комплексное сопровождение социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и интеграции их в социальное окружение" позволила в 14 государственных учреждениях системы социальной защиты Забайкальского края создать условия, отвечающие интересам разновозрастных групп несовершеннолетних. Социальную реабилитацию в данных учреждениях прошли 12 338 детей и подростков, проведена работа с 8 590 родителями.

В ходе реализации модели "Психолого-педагогическая реабилитация, способствующая формированию у детей уверенного поведения, коммуникативных навыков, адекватного восприятия себя, окружающих людей, актуализации социально-приемлемых норм поведения" в государственных учреждениях системы социальной защиты и образования Забайкальского края были обустроены 10 темных и светлых сенсорных комнат. Обустройство сенсорных комнат способствовало положительной динамике процесса социально-психологической реабилитации детей и подростков, эффективности профилактической работы с несовершеннолетними. Психолого-педагогические услуги в сенсорных комнатах получили 8 487 детей и подростков.

Модель "Предпрофильное сопровождение несовершеннолетних" способствовала оптимизации процесса профессионального самоопределения подростков по направлениям: швейное дело, столярное дело, кулинария. Данная модель апробирована в 11 государственных учреждениях системы социальной защиты и образования Забайкальского края, охвачен 4771 несовершеннолетний (по состоянию на 01 августа 2011 года).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»