В настоящее время более 2/3 совокупного объема сельскохозяйственной продукции края поставляется малыми сельскохозяйственными предприятиями, такими как личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ), крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - КФХ) и индивидуальными предпринимателями (далее - ИП).
Большая часть сельскохозяйственных предприятий (бывшие колхозы и совхозы) прекратила свое существование в последние 15-20 лет. Малые сельскохозяйственные предприятия не только сохранились, но и развились в критические для агросектора края периоды. Тенденции роста поголовья сельскохозяйственных животных и ряда других объемных показателей в данном секторе сохраняются в большинстве сельских районов Забайкальского края. Так, в 2010 году владельцами ЛПХ и КФХ произведено 89,8% мяса, 98,1% картофеля, 88,7% овощей, 97,4% молока, 46,2% шерсти и 7,7 % зерна. В секторе ЛПХ и КФХ сосредоточено 87,6% поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС), 87,1 % свиней, 76,9% лошадей и 44,4% овец.
Вместе с тем разрушение коллективного сектора сельского хозяйства негативно отразилось как на состоянии ЛПХ и КФХ, так и в целом на уровне сельской жизни. Так, в сельской местности Забайкальского края фактическая и официальная безработица в 2,1 раза выше, чем в городах и поселках городского типа (17,5% и 8,2% в 2010 году). Средняя заработная плата сельских жителей составляет 11 539 рублей в месяц против 21 073 рублей в городской местности. Отток жителей из села в 1990-2010 годах достиг 21,2%, и данная тенденция сохраняется в настоящее время.
Уровень жизни сельского населения постоянно снижается, устойчиво наблюдаются такие негативные социальные явления, как алкоголизм, высокий уровень смертности, потеря мотивации к труду и др.
ЛПХ и КФХ, будучи зависимыми от колхозов и совхозов формами хозяйствования, в условиях их несостоятельности или исчезновения, вследствие своей разобщенности и малых размеров не в состоянии самостоятельно разрешить такие важнейшие для них вопросы, как:
обеспечение сельскохозяйственных животных дешевыми и качественными зерновыми и другими кормами полевого происхождения;
обеспечение подворий и ферм высокопродуктивным молодняком КРС, свиней и птицы;
снабжение горюче-смазочными материалами, запасными частями к сельскохозяйственной технике;
бесперебойный сбыт собственной продукции и др.
В таких условиях сельским жителям очень сложно расширять собственное производство, в том числе создавать новые семейные фермы товарного типа. Следует признать и то немаловажное обстоятельство, что, несмотря на ожидания, малый и средний бизнес в большинстве случаев так и не занял ту нишу, которая была оставлена бывшими колхозами и совхозами, в том числе и в части обеспечения жителей малых и отдаленных сел потребительскими товарами.
В этой ситуации наиболее реальным и наименее затратным вариантом решения накопившихся сельских проблем и обеспечения позитивных перемен в жизни села может стать расширение и активизация деятельности потребительской кооперации в условиях целевой государственной поддержки. Так, система потребительской кооперации в настоящее время включает в себя 214 магазинов и торгово-закупочных организаций, 27 хлебопекарен и кондитерских цехов, 13 организаций (объектов) общественного питания, 11 перерабатывающих организаций, торговых баз и крупных хранилищ. В крае действует 20 районных потребительских обществ, объединяющих в своем составе 79128 пайщиков и 1466 постоянно занятых работников.
Несмотря на последствия мирового финансового кризиса и значительный урон, понесенный потребительской кооперацией в переходный период, в 2009-2010 годах она смогла добиться определенного роста основных финансовых показателей, особенно в сферах торговли и общественного питания. В значительной части потребительских обществ усиливаются тенденции качественного развития на основе повышения конкурентоспособной деятельности, наметилась тенденция развития такого направления деятельности, как переработка сельхозпродукции.
Необходимость развития потребительской кооперации в крае в условиях целевой государственной поддержки продиктована тем, что организации потребительской кооперации обладают крупным потенциалом для расширения деятельности по закупке сельскохозяйственной продукции и сырья, в том числе дикорастущих плодов, ягод, грибов и лекарственно-технического сырья, хранению, переработке и реализации этой продукции для улучшения обеспечения сельских жителей промышленными и продовольственными товарами, включая средства и материалы производственно-хозяйственного назначения.
Решение обозначенных задач требует комплексного подхода и государственной поддержки, чем и обусловлена необходимость применения программного метода и разработки краевой долгосрочной целевой программы.
Программа предусматривает мероприятия, направленные на создание условий для эффективного развития потребительской кооперации края в целом, при этом приоритетными направлениями развития в деятельности организаций потребительской кооперации будут:
закупка сельскохозяйственной продукции, произведенной в условиях ЛПХ, КФХ и других форм хозяйствования;
переработка и реализация заготовленной сельхозпродукции;
обеспечение ЛПХ и КФХ малогабаритной сельхозтехникой, инвентарем, запасными частями к сельскохозяйственной технике, кормами и молодняком сельскохозяйственных животных и птицы;
торговое обслуживание сельского населения, в том числе проживающего в малых и отдаленных селах.