Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 февраля 2011 года № 55

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы
 «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013-2017 годы)»

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 85.
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года № 205), в целях устойчивого развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, повышения качества жизни населения Забайкальского края и обеспечения продовольственной безопасности Правительство Забайкальского края  

    

    постановляет:


утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013-2017 годы)».

Губернатор Забайкальского края
Р.Ф.Гениатулин


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Забайкальского края
28 февраля 2011 года № 55

КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности
Забайкальского края (2013-2017 годы)»


ПАСПОРТ

краевой долгосрочной целевой программы «Развитие пищевой

и перерабатывающей промышленности Забайкальского края

(2013-2017 годы)»

Наименование

программы

«Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013-2017 годы)» (далее - программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 01 февраля 2011 года № 27-р «О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы «Развитие пищевой и перерабатывающей                  промышленности Забайкальского края (2013-                   2017 годы)».

Дата утверждения
программы

Постановление Правительства Забайкальского края «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013-              2017 годы)» от 28 февраля № 55.

Государственный

заказчик программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края.

Основной разработчик программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края.

Цель и задачи программы

Цель: формирование эффективной и конкурентоспособной пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивающей наращивание объемов производства продуктов питания и напитков; развитие конкуренции на локальных агропродовольственных рынках, предусматривающей комплекс мер по созданию организаций районного звена, в том числе на кооперативной основе, ориентированных на производство продукции для реализации на местных рынках сбыта; стимулирование развития смежных отраслей.

Задачи:

проведение эффективной инвестиционной политики, направленной на реконструкцию, техническое перевооружение и организацию новых предприятий;

расширение ассортимента выпускаемой продукции, стимулирование производства новых инновационных продуктов;

оптимизация системы обеспечения сырьем, включая формирование системы размещения мощностей по первичной и глубокой переработке сельскохозяйственного сырья;

увеличение и обновление парка транспорта по перевозке скота и транспортировке молока;

развитие мощностей для долговременного хранения овощей и картофеля с организацией первичной переработки (включая мытье, фасовку и маркировку продукции);

развитие районной и межрайонной кооперации, ориентированной на производство продукции для реализации на местных рынках сбыта;

повышение финансовой устойчивости организаций пищевой и перерабатывающей промышленности за счет государственной поддержки.


Важнейшие целевые
индикаторы программы

Индикаторами, на основании которых осуществляется оценка хода реализации программы, являются значения показателей объема производства основных видов продуктов питания.

 

Наименование видов
продуктов питания

Объем производства

Мясо и субпродукты 1

2013  

2017  

категории

2600

4000

Колбасные изделия

11780

13800

Полуфабрикаты мясные

2200

2600

Цельномолочная

продукция

12500

22000

Хлеб и хлебобулочные изделия

40000

43400

Сроки и этапы реализации программы

2013-2017 годы.

Программа реализуется в один этап

Потребность в финансировании программы

Объем финансирования мероприятий программы за счет средств бюджета Забайкальского края составит 452300 тыс. рублей, в том числе по годам:

     2013 год - 69600 тыс. рублей;
     2014 год - 119500 тыс. рублей;
     2015 год - 100600 тыс. рублей;
     2016 год - 80400 тыс. рублей;
     2017 год - 82200 тыс. рублей.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы

К 2017 году ожидается:

увеличение мощностей:

убоя скота на 51 тонну в смену;

производства цельномолочной продукции на 21 тонну в смену, из них 7 тонн в смену - для питания детей в общеобразовательных учреждениях («школьное молоко»);

ввод 4,3 тыс. тонн единовременного хранения в реконструированных овощехранилищах;

создание 430 рабочих мест;

повышение доходов сельского населения за счет организации заготовки сельскохозяйственной продукции.

Населения края получит возможность приобретать более качественную продукцию организаций пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края в широком ассортименте.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Анализ показывает, что в 2009 году по отдельным производствам (мясные полуфабрикаты, колбасные изделия, рыбная продукция, производство консервированной продукции, кондитерских изделий, муки, безалкогольных напитков) произошло увеличение объемов производства относительно 2005 года. По таким видам, как мясо, включая субпродукты  I категории, цельномолочная продукция, сыры и творог, макаронные изделия, пиво наблюдается снижение объемов производств.

С 2005 года по 2009 год рентабельность организаций отрасли снизилась с 9,6% до 4,4%. Удельный вес убыточных организаций в общем их числе по годам варьирует от 22,9% до 50%. Сложившийся уровень значения показателя свидетельствует о том, что как минимум в каждой пятой организации темп роста материальных затрат опережает темп роста выручки, полученной от реализации продукции. Сумма убытков, которые несут убыточные организации отрасли, в среднем за год составляет 37,0 млн. рублей.

Крупные организации хлебопекарной, кондитерской, молочной и мясной промышленности в основном сосредоточены в краевом центре.

Важным показателем для анализа состояния развития отрасли является уровень загрузки производственных мощностей.

По итогам 2009 года загруженность имеющихся мощностей пищевой и перерабатывающей промышленности по производству мяса и субпродуктов I категории составила 14,4%, колбасных изделий - 37,3%, полуфабрикатов - 55,0%, цельномолочной продукции - 19,8%, хлеба и хлебобулочных изделий - 40,7%, кондитерских изделий - 68,9%, минеральной воды - 67,4%, безалкогольных напитков - 78,5%, овощных консервов - 66,2%.

В Забайкальском крае производством пищевых продуктов занимаются более 430 организаций и индивидуальных предпринимателей, из них 64 предприятия относятся к группе крупных и средних, 119 действующих миницехов по выпуску пищевой продукции, 250 хлебопекарен.

Организации имеют различную техническую оснащенность и сроки эксплуатации оборудования. Значительную часть составляют малые цеха с низким уровнем механизации и оснащенности современным оборудованием. Многие линии и оборудование полностью выработали свой ресурс и не отвечают современным технологиям производства пищевых продуктов.

Суммарная мощность организаций по производству хлеба и хлебобулочных изделий составляет 140 тонн в смену. Загрузка имеющихся мощностей достигает 40,7%. В 2010 году производство хлеба и хлебобулочных изделий составило 39,5 тыс. тонн, или 108% к соответствующему периоду 2009 года. В ООО «Кенон», ООО «Черновский хлебозавод», ИП Плахин «Карымский хлебозавод», ООО «Хлебозавод» г. Петровск-Забайкальский, ООО «Молоко» г. Борзя и ряде других крупных организаций ассортимент выпускаемой продукции расширился до 90 наименований, в том числе внедряется в производство хлеб и хлебобулочная продукция профилактического назначения.

Молочная отрасль представлена 13 молочными заводами и цехами, из которых 10 - стабильно работающие. Суммарная мощность организаций по производству цельномолочной продукции составляет 101,3 тонны в смену, загруженность в 2009 году составила 19,8%.

В 2009 году объем производства цельномолочной продукции по сравнению с 2005 годом снизился до 90,5%. Снижение объемов производства вызвано изменением условий стандартизации молочной продукции, принятием нового федерального закона, регламентирующего применение сухого молока при производстве продукции. Организации отрасли, испытывающие недостаток молочного сырья, отказались от выпуска продукции из сухого молока, что привело к снижению объемов производства, увеличению завоза на территорию края цельномолочной продукции из других регионов.

По оценке, организации молочной промышленности для производства продукции используют 4-5% от имеющегося объема ресурсов молочного сырья.

В 2010 году произведено 11,6 тыс. тонн цельномолочной продукции, или 112% в сравнении с 2009 годом.

На территории края осуществляют деятельность 49 предприятий различной мощности по производству мяса и мясной продукции, их которых 7 организаций имеют мощности для первичной переработки скота.

Производственная мощность организаций позволяет перерабатывать в смену 300 тонн скота в живой массе, вырабатывать 45 тонн колбасных изделий и деликатесной продукции, 15 тонн полуфабрикатов.

В 2010 году промышленный забой составил 1,8 тыс. тонн скота в живом весе, переработано 14,0 тыс. тонн мяса, произведено 10,5 тыс. тонн колбасный изделий и копченостей и 1,9 тыс. тонн полуфабрикатов. В сравнении с 2005 годом в 2010 году произошло снижение объемов производства мяса и субпродуктов I категории до 66,7%.

Существующая суммарная мощность отрасли по первичной переработке скота используется на 14,4%. Причины низкой загрузки мощностей убоя в том, что при высокой концентрации поголовья скота в хозяйствах населения отсутствует заготовительная сеть, отсутствует необходимая техника для проведения закупа и транспортировки скота на перерабатывающие предприятия, отсутствуют крупные сельскохозяйственные организации, работающие по долгосрочным договорам-контрактациям, используется устаревшее энергоемкое оборудование при осуществлении процесса забоя скота.

Темп роста производства колбасных изделий и деликатесной продукции в 2010 году к соответствующему периоду 2005 года составляет 142,0%, полуфабрикатов - 183,7%. Прирост объемов производства колбасных изделий и полуфабрикатов произошел за счет установки нового оборудования, проведения мероприятий по техническому перевооружению и модернизации на ООО «Маккавеевский пищекомбинат», ООО «Читинская мясная компания», ИП Аниськина, ИП Резникова, а также ввода в 2009 году новых мощностей по производству колбасных изделий ООО «Мясокомбинат «Даурский».

В 2010 году объем производства колбасных изделий и деликатесной  продукции увеличился по сравнению с 2009 годом на 110%, производство полуфабрикатов увеличилось на 104,5%. Продукция отвечает современным требованиям к качеству и упаковке и востребована на краевом продовольственном рынке

По оценке, мясная отрасль обеспечивает региональный рынок продукцией собственного производства на 45%. Существующая суммарная мощность по производству колбасных изделий загружена на 37,3%.

Производством овощных консервов и производством продукции из дикорастущего сырья в Забайкальском крае занимаются 3 организации: ОАО «Черновский овощевод», ССПК «Надежда» и ООО «Таежная компания» Красночикойского района. Производственные мощности по выпуску плодоовощной консервации составляют 7 туб в смену. Загруженность мощностей составила 66,2%.

В 2010 году произведено 63,61 туб консервированной овощной продукции и грибов, или 87,1% к уровню 2009 года.  

Розлив минеральной воды налажен в шести организациях. Ведется производство безалкогольной продукции. В 2010 году произведено 58,7 тысяч полулитров минеральной и газированной воды, 1269 тыс. декалитров безалкогольных напитков, что в сравнении с 2009 годом составляет 117,0% и 109,5% соответственно.

В крае действуют организации, имеющие производственно-технологические мощности, соответствующие современным требованиям: ООО «Маккавеевский пищекомбинат», ООО «Читинская мясная компания», ИП Аниськина (производство мясной и рыбной продукции), ИП Семенова (мясные полуфабрикаты), ООО «Кенон», ООО «Радуга», ООО «Сладкий дом» (хлеб, хлебобулочная и кондитерская продукция), ЗАО «Читинские Ключи» (пивобезалкогольная продукция); проводятся мероприятия по техническому перевооружению, модернизации производства; открываются новые участки для производства продукции, оснащенные современным оборудованием. Так, в ООО «Кенон» введена в эксплуатацию линия автоматической подачи муки бестарным способом, в ООО «Черновский хлебозавод» оснащен участок производства мелкоштучной продукции, участок фасовки хлеба и хлебобулочной продукции; в 2010 году введены мощности по переработке молока (ООО «Агинское молоко», ООО «Атамановский пищекомбинат», ООО «Молоко» в с. Дульдурга); установлено новое технологическое оборудование для производства колбасных изделий (ООО «Маккавеевский пищекомбинат», ООО «Читинская мясная компания», ИП Аниськина, ИП Резникова); новые термические камеры, позволяющие производить термическую обработку при заданных параметрах, максимально снижающих технологические потери и обеспечивающие максимальное качество при производстве продукции; в ООО «Таежная компания» организована переработка кедрового ореха, освоен  процесс переработки черемухи, ведутся работы по использованию отходов производства - кедровой скорлупы.

Ведущей организацией в производстве пивобезалкогольной продукции является ЗАО «Читинские Ключи». Акционерное общество оснащено современным высокотехнологическим оборудованием, проводится работа по техническому переоснащению производства, расширению ассортимента выпускаемой продукции за счет внедрения новых видов продукции, совершенствования упаковки производимой продукции. Предпринимаются меры по увеличению реализации продукции. Развивается сеть доставки продукции по заявкам в торгующие организации. Продукция поставляется на рынки других субъектов Российской Федерации и за ее пределы.

Основные проблемы организаций, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья, заложены в необеспеченности сырьем за счет внутренних источников; отсутствии долговременных договоров-контрактаций на поставку сырья на переработку от существующих сырьевых источников, не зависящих от фактора сезонности сельскохозяйственной продукции; неразвитости системы заготовок для производства продукции.

Возможности экстенсивного роста для большинства производителей продуктов питания ограничены. Уровень конкуренции в пищевой промышленности, обеспечение соответствующего качества сырья, продукции и продовольствия, изменение структуры потребления требуют постоянных инвестиций в обновление и модернизацию производства для повышения его эффективности.

Обеспеченность населения Забайкальского края основными продуктами питания по отношению к рекомендуемым рациональным нормам потребления составляет 88,5% по мясу и мясопродуктам, 79,8% - по молоку и молочным продуктам, 50,4% - по рыбе и рыбопродуктам,  57% - по овощам и продовольственным бахчевым культурам, 71,1% - по фруктам и ягодам. Превышение норм питания наблюдается в потреблении картофеля на 5,2%, сахара - на 10,7%, хлебных продуктов - на 10,7%. Недостаточный уровень среднедушевого потребления таких важнейших продуктов, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рыба и рыбопродукты, яйца и яйцепродукты, овощи и фрукты и потребление таких дешевых продуктов, как картофель и хлебопродукты, превышающее рекомендуемые нормы, в некоторой степени связаны с низкой платежеспособностью большей части населения.

Достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни, является одной из основных задач Доктрины продовольственной безопасности.

Реализация комплекса мер государственной поддержки, предложенных программой, позволит стабилизировать положение дел в пищевой и перерабатывающей промышленности за счет увеличения объемов производства, улучшения качества выпускаемой продукции и расширения ее ассортимента, что в конечном итоге будет способствовать повышению качества жизни населения Забайкальского края.

Раздел 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

Целью программы является формирование эффективной и конкурентоспособной пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивающей наращивание объемов производства продуктов питания и напитков; развитие конкуренции на локальных агропродовольственных рынках, предусматривающей комплекс мер по созданию организаций районного звена, в том числе на кооперативной основе, ориентированных на производство продукции для реализации на местных рынках сбыта; стимулирование развития смежных отраслей.

Для решения поставленной цели определены следующие задачи:

проведение эффективной инвестиционной политики, направленной на реконструкцию, техническое перевооружение и организацию новых предприятий;

расширение ассортимента выпускаемой продукции, стимулирование производства новых инновационных продуктов;

оптимизация системы обеспечения сырьем, включая формирование системы размещения мощностей по первичной и глубокой переработке сельскохозяйственного сырья;

увеличение и обновление парка транспорта по перевозке скота и транспортировке молока;

развитие мощностей для долговременного хранения овощей и картофеля с организацией первичной переработки (включая мытье, фасовку и маркировку продукции);

развитие районной и межрайонной кооперации, ориентированной на производство продукции для реализации на местных рынках сбыта;

повышение финансовой устойчивости организаций пищевой и перерабатывающей промышленности за счет государственной поддержки.

Срок реализации программы - 2013-2017 годы. Программа реализуется в один этап.

Характеристика основных мероприятий программы

В рамках настоящей программы государственная поддержка организаций пищевой и перерабатывающей промышленности будет направлена на стимулирование привлечения внебюджетных источников на строительство, реконструкцию и модернизацию производственных объектов; увеличения объемов переработки и производства продуктов питания из сырья, произведенного в Забайкальском крае; технического перевооружения и приобретения специализированного автотранспорта для транспортировки молока и перевозки скота.

В перспективе до 2017 года предусмотрено проведение модернизации и технического переоснащения действующих организаций хлебопечения с заменой устаревшего оборудования, установкой новых высокопроизводительных линий, поддающихся быстрой переналадке для выпуска расширенного ассортимента хлебобулочной и кондитерской продукции, а так же строительство шести новых производственных объектов отрасли в муниципальных районах.

Для наращивания объемов заготовок молочного сырья необходима организация заготовительной сети по заготовке молочного сырья в муниципальных районах, имеющих сырьевой ресурс.

Организация заготовки молочного сырья является основным фактором, влияющим на уровень переработки молочного сырья и производства молочной продукции. Прежде всего в заготовке молока заинтересованы организации молочной промышленности, поэтому преимущественно переработчики молочного сырья должны быть его заготовителями. Так как основное производство молока находится в личных подсобных хозяйствах, то организация его заготовки сопряжена с определенными затруднениями. Существует необходимость в наличии в большинстве муниципальных районов от 2 до 4 пунктов заготовки молока, а также в развитии кооперативных форм экономического и производственного взаимодействия между сельскохозяйственными товаропроизводителями, заготовителями и переработчиками молока. Решение данного вопроса во многом зависит от участия администраций муниципальных районов и сельских (городских) поселений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»