Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 января 2011 года № 4


О внесении изменений в краевую долгосрочную целевую программу
«Модернизация профессионального образования Забайкальского края (2011-2015 годы)»,
утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 23 августа 2010 года № 341

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 85.
____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года № 205), Правительство Забайкальского края
     
    
 постановляет:

утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в краевую долгосрочную целевую программу «Модернизация профессионального образования Забайкальского края (2011-2015 годы)», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 23 августа 2010 года № 341.


Губернатор Забайкальского края
Р.Ф.Гениатулин


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Забайкальского края
21 января 2011 года № 4


ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в краевую долгосрочную целевую программу «Модернизация профессионального образования Забайкальского края (2011-2015 годы)», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 23 августа 2010 года № 341


1. В позиции «Потребность в финансировании программы» паспорта программы:

1) в абзаце первом цифры «196 000,0» заменить цифрами «206 450,0»;

2) дополнить абзацами следующего содержания:

«Средства  работодателей - 10 450,0 тыс. рублей, в т. ч. по годам:

2011 год - 1 500,0 тыс. рублей;

2012 год - 2 200,0 тыс. рублей;

2013 год - 2 200,0 тыс. рублей;

2014 год - 2 250 ,0 тыс. рублей;

2015 год - 2 300,0  тыс. рублей.».

2. Подраздел 1.3 «Актуальность разработки программы» раздела 1 «Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом» дополнить абзацами следующего содержания:

«К позитивным предпосылкам модернизации системы  профессионального образования  края  следует отнести:  

сохраняющуюся привлекательность для населения уровней начального и среднего профессионального образования;

наличие масштабных инвестиционных проектов федерального значения, базирующихся на внедрении инновационных технологий, реализуемых и планируемых к  реализации на территории края;  

заинтересованность Правительства Забайкальского края в достижении нового качества профессионального образования и, соответственно, качества  кадрового потенциала территории;

опыт участия края в федеральных проектах, в рамках которых отрабатывались подходы, модели и механизмы, позволяющие  придать новое качество профессиональному образованию, соответствующее задачам инновационного развития экономики.».

3. Раздел 2 «Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы» изложить в следующей редакции:

«Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы

Целью программы является повышение доступности качественных образовательных услуг и приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями краевого рынка труда, ориентированного на многополярность развития экономики края и возрастающую роль краевых центров опережающего экономического роста, которые отличаются межрегиональным уровнем значимости и обладают потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории в долгосрочной перспективе.

Цель программы неразрывно связана с решением следующих задач:

совершенствование системы прогнозирования потребности в трудовых ресурсах;

снижение дисбаланса кадровых потребностей;

модернизация и оптимизация сети учреждений профессионального образования, обновление их материально-технической базы;

развитие сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования разного уровня и подчиненности на краевом и межрегиональном уровнях;

совершенствование механизмов финансирования системы профессионального образования на основе субсидий;

совершенствование механизмов финансирования модульных образовательных программ;

обеспечение общественно-государственного взаимодействия при определении номенклатуры и формировании государственного заказа (государственного задания) и разработке наиболее значимых с точки зрения кадрового обеспечения социально-экономического развития края программ профессионального образования и профессиональной подготовки;

развитие краевого сегмента системы независимой оценки качества профессионального образования при ведущей роли объединений работодателей;

создание системы базовых центров переподготовки и повышения квалификации персонала в целях развития кадрового потенциала края.

Срок реализации программы - 2011-2015 годы. Программа реализуется в один этап.

Приоритетными направлениями программы являются следующие:

1. Внедрение модели государственно-общественного управления системой профессионального образования в целях реализации Программы социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы и Стратегических направлений развития Забайкальского края на период до 2025 года.

Меры, предусмотренные в рамках данного направления программы,  направлены на разработку и реализацию системных изменений в управлении профессиональным образованием края, обеспечивающих динамичное социально-экономическое развитие края.

Задача 1.1. Планирование развития краевой системы профессионального образования на основе прогноза кадровых потребностей.

Задача 1.1.1. Формирование государственного задания на подготовку кадров на основе прогнозирования кадровых потребностей экономики и социальной сферы края.

Для того, чтобы быть реально встроенной в комплекс ресурсного  обеспечения социально-экономического развития региона, система профессионального образования края должна иметь возможность своевременно оценивать необходимость разработки и реализации тех изменений, которые обеспечат соответствие структуры, объема и качества подготовки выпускников системы профессионального образования  потребностям рынка труда.

В 2010 году в целях обеспечения отраслей экономики края рабочими кадрами и специалистами с учетом социально-экономического развития, изменений демографической ситуации Министерством трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края сформированы прогнозные показатели потребности в рабочих кадрах и квалифицированных специалистах на период до 2020 года по уровням профессионального образования (высшее профессиональное, среднее профессиональное и начальное профессиональное образование), группам и видам экономической деятельности. Данные прогнозные показатели потребности в рабочих кадрах и квалифицированных специалистах рассмотрены и согласованы Правительством Забайкальского края (распоряжение Правительства Забайкальского края от 08 июня 2010 года № 303-р). В соответствии с указанным распоряжением Правительства Забайкальского края прогнозные показатели потребности в рабочих кадрах и специалистах принимаются за основу с сентября 2010 года при формировании государственных заданий краевым образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования на подготовку кадров, а также учитываются при согласовании контрольных цифр приема в федеральные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Этим же распоряжением Правительства Забайкальского края Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края уполномочено осуществлять проведение ежегодного мониторинга ситуации на рынке труда и формирование прогнозных показателей потребности в рабочих кадрах и квалифицированных специалистах с высшим, средним и начальным профессиональным образованием.

Для обеспечения ежегодного мониторинга формирования прогнозных показателей потребности в рабочих кадрах и специалистах необходимо внедрение системы прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах краевого рынка труда.

Для формирования государственного задания краевым образовательным учреждениям профессионального образования на подготовку кадров необходимы:

разработка и утверждение Регламента формирования государственного задания на подготовку кадров края, предусматривающего этапы разработки государственного регионального заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов, объемы подготовки по отраслям и уровням профессионального образования на предстоящий учебный год;

согласование и утверждение государственного регионального заказа.

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края осуществляет:

формирование государственного задания на подготовку рабочих кадров и специалистов в количественном и профессионально-отраслевом разрезе на конкурсной основе учреждениям начального профессионального и среднего профессионального образования с учетом их возможностей и потребностей экономики края;

мониторинг и анализ соответствия существующей структуры подготовки по программам профессионального образования прогнозу потребности края  в трудовых ресурсах.

Мониторинг соответствия структуры подготовки по программам профессионального образования прогнозу потребности экономики края в кадрах должен стать частью механизма гибкого реагирования профессионального образования на потребности рынка труда. Данные  мониторинга должны обеспечивать возможность школьникам и их родителям, работающему населению и безработным гражданам осуществлять рациональный выбор направлений обучения; способствовать повышению эффективности государственных инвестиций в сферу образования.

В целях обеспечения публичной доступности данные о региональных кадровых потребностях и данные мониторинга соответствия структуры подготовки по программам профессионального образования прогнозу потребностей экономики края в кадрах должны размещаться на сайтах Министерства трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края и Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

Показатели выполнения задачи 1.1.1 «Формирование государственного задания на подготовку кадров на основе прогнозирования кадровых потребностей экономики и социальной сферы края»:

1) внедрение системы прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах краевого рынка труда;

2) разработка и принятие Регламента формирования государственного задания на подготовку кадров края;

3) рост доли населения, имеющего профессиональное образование, в общей численности экономически активного населения (с 67% в 2011 году до  75% в 2015 году).

Планируется реализация следующих мероприятий:


п/п

Мероприятие

Срок

Ответственные

1

Внедрение системы прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах краевого рынка труда

2011-2012 гг.

Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края; Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

2

Разработка и принятие Регламента формирования государственного задания на подготовку кадров края

2011 г.

Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края; Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края;
государственное учреждение «Учебно-методический центр начального и среднего профессионального образования Забайкальского края»

3

Формирование прогноза (на перспективу 3, 5 и 10 лет) оптимального объема и структуры выпуска обучающихся учреждений профессионального образования в разрезе уровней подготовки и профессий, специальностей, направлений подготовки

2011-2015 гг.

Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края; Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края

4

Организация и проведение  мониторинга соответствия существующей структуры подготовки по программам профессионального образования прогнозу потребности края  в трудовых ресурсах

ежегодно, начиная с 2011 г.

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края; государственное учреждение  «Учебно-методический центр начального и среднего профессионального образования Забайкальского края»

5

Создание нормативных правовых и организационно-управленческих условий для введения практики конкурсного размещения государственного регионального заказа на подготовку кадров уровня начального профессионального и среднего профессионального образования в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам между образовательными учреждениями

ежегодно, начиная с 2011 г.

Министерство образования, науки и молодежной  политики Забайкальского края;  Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края

6

Апробация и корректировка процедур конкурсного размещения государственного регионального заказа на подготовку кадров уровня начального профессионального и среднего профессионального образования в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам между образовательными учреждениями

ежегодно, начиная с 2012 г.

Министерство образования, науки и молодежной  политики  Забайкальского края; образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования

7

Создание и обеспечение функционирования системы информирования населения в печатных и электронных средствах массовой информации о текущей ситуации на рынке труда и прогнозируемой востребованности тех или иных специальностей, профессий на среднесрочную перспективу, требованиях работодателей к квалификации и иным характеристикам кадров

ежегодно, начиная с 2011 г.

Министерство  образования, науки и молодежной  политики Забайкальского края; Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края; государственное учреждение  «Учебно-методический центр начального и среднего профессионального образования Забайкальского края»; Объединение  работодателей Забайкальского края



Задача 1.1.2. Формирование единиц сервисной инфраструктуры системы профессионального образования для реализации функций оптимизации профессионально-квалификационной структуры подготовки в соответствии со Стратегией социально-экономического развития края и принципом доступности.

Реализация мер по оптимизации профессионально-квалификационной структуры подготовки в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края, формирование проекта ежегодного государственного задания на подготовку кадров, взаимодействие рынка профессиональных образовательных услуг и рынка рабочих мест Забайкальского края для достижения сбалансированности спроса и предложения на региональном рынке труда возможны на основе осуществления комплекса сервисных функций, а именно:

функции мониторинга регионального рынка труда по показателям актуальных и перспективных требований работодателей к уровню и качественным параметрам профессиональных квалификаций работников начального и среднего звена и организации на этой основе работ по актуализации региональной составляющей (вариативной части) федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (далее - ФГОС);

функции мониторинга соответствия структуры подготовки по программам профессионального образования прогнозу потребности экономики края в кадрах;

функции прогноза (на перспективу 3, 5 и 10 лет) оптимального объема и структуры выпуска обучающихся образовательных учреждений профессионального образования;

функции информационного обмена между всеми субъектами взаимодействия рынков труда и профессионального образования;

функции информационно-аналитического обеспечения по вопросам рынка труда и образовательных услуг молодежи, взрослого населения, предприятий и организаций.

Указанные функции, как правило, не могут быть реализованы в полном объеме региональным органом управления в сфере образования, поэтому целесообразно осуществление этих сервисных функций возложить на государственное учреждение «Учебно-методический центр начального и среднего профессионального образования Забайкальского края» с последующим переименованием его в Центр развития профессионального образования. Это потребует существенного усиления его кадрового потенциала, внесения соответствующих изменений в документы, регламентирующие его деятельность, определения потребности объемов, порядка и источников  финансирования.

Для решения задач интеграции профессионального образования в систему кадрового обеспечения социально-экономического развития Забайкальского края целесообразно формирование межведомственной общественной структуры Краевого совета по кадровой политике при Правительстве Забайкальского края с функциями:

рассмотрение и согласование прогноза кадровых потребностей (на перспективу 3, 5 и 10 лет), прогноза оптимального объема и структуры выпуска обучающихся образовательных учреждений профессионального образования в разрезе уровней подготовки и профессий, специальностей, направлений подготовки;

утверждение государственного заказа на подготовку кадров, региональной составляющей (вариативной части) ФГОС начального профессионального и среднего профессионального образования третьего поколения;

выработка и согласование стратегических приоритетов региональной образовательной политики в сфере профессионального образования;

согласование и утверждение предложений по изменениям сети  профессионального образования и другим стратегическим вопросам развития системы профессионального образования;

согласование и утверждение предложений по развитию краевой системы  добровольной сертификации  квалификаций.

В состав Краевого совета по кадровой политике при Правительстве Забайкальского края должны войти представители Объединения работодателей Забайкальского края, отраслевых министерств края, крупных бизнес-структур, председатели Совета директоров начального профессионального и среднего профессионального образования и Совета ректоров вузов Забайкальского края и др.

Взаимодействие системы профессионального образования по качеству подготовки выпускников и его внешней оценке может быть реализовано через отраслевые советы (комиссии) в составе Объединения работодателей Забайкальского края со следующими  функциями:

обобщение требований работодателей к качеству профессионального образования;

участие в разработке профессиональных стандартов и образовательных программ профессионального образования;

проведение общественно-профессионального аудита образовательных учреждений;

участие в организации и создании отраслевых ресурсных центров начального и среднего профессионального образования;

создание мест производственного обучения, практики и стажировки на предприятиях отрасли и др.

Отраслевые советы (комиссии) в составе Объединения работодателей Забайкальского края в первую очередь целесообразно создать в ключевых отраслях экономики края: строительство и ЖКХ, лесная и деревообрабатывающая промышленность, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство, горнодобывающая  отрасль, металлургия, энергетика.

Развитие института социального партнерства на краевом уровне требует разработки соответствующих нормативных положений, перераспределяющих полномочия и ответственность социальных партнеров за развитие как образовательных учреждений, так и кадрового потенциала региона в целом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»