ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 августа 2010 года № 341
Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Модернизация
профессионального образования Забайкальского края (2011-2015 годы)»
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 85.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 21 октября 2011 года)
_______________________________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
постановлением Правительства Забайкальского края от 21 января 2011 года № 4 ("Азия-Экспресс", № 5, 3 февраля 2011 года);
постановлением Правительства Забайкальского края от 21 октября 2011 года № 379 ("Азия-Экспресс", № 43-1, 31 октября 2011 года)
_______________________________________________________________________________
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года № 205), в целях повышения доступности качественных образовательных услуг и приведения содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями регионального рынка труда, ориентированного на многополярность развития экономики Забайкальского края и возрастающую роль региональных центров опережающего экономического роста, Правительство Забайкальского края
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу «Модернизация профессионального образования Забайкальского края (2011-2015 годы)» (далее - программа).
2. Министерству финансов Забайкальского края (С.А.Доробалюк) предусмотреть средства на реализацию мероприятий программы в проекте закона Забайкальского края о бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, исходя из возможностей краевого бюджета.
Губернатор Забайкальского края
Р.Ф.Гениатулин
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Модернизация профессионального образования
Забайкальского края (2011-2015 годы)»
Наименование программы | Краевая долгосрочная целевая программа «Модернизация профессионального образования Забайкальского края (2011-2015 годы)» (далее - программа). | |||
Дата принятия решения о разработке программы | Распоряжение Правительства Забайкальского края от 06 июля 2010 года № 381-р «О разработке краевой долгосрочной целевой программы «Модернизация профессионального образования Забайкальского края (2011-2015 годы)». | |||
Дата утверждения программы | Постановление Правительства Забайкальского края от 23 августа 2010 года № 341 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Модернизация профессионального образования Забайкальского края (2011-2015 годы)». | |||
Государственный заказчик программы | Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. | |||
Основной разработчик программы | Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. | |||
Цель и задачи программы | Цель: повышение доступности качественных образовательных услуг и приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями краевого рынка труда, ориентированного на многополярность развития экономики Забайкальского края и возрастающую роль краевых центров опережающего экономического роста, которые отличаются межрегиональным уровнем значимости и обладают потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории в долгосрочной перспективе. Задачи: совершенствование системы прогнозирования потребности в трудовых ресурсах; снижение дисбаланса кадровых потребностей; модернизация и оптимизация сети учреждений профессионального образования, обновление их материально-технической базы; развитие сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования разного уровня и подчиненности на краевом и межрегиональном уровнях; совершенствование механизмов финансирования системы профессионального образования на основе субсидий; совершенствование механизмов финансирования модульных образовательных программ; обеспечение общественно-государственного взаимодействия при определении номенклатуры и формировании государственного заказа (государственного задания) и разработке наиболее значимых с точки зрения кадрового обеспечения социально-экономического развития края программ профессионального образования и профессиональной подготовки; развитие краевого сегмента системы независимой оценки качества профессионального образования при ведущей роли объединений работодателей; создание системы базовых центров переподготовки и повышения квалификации персонала в целях развития кадрового потенциала края. | |||
Важнейшие целевые индикаторы программы | Доля востребованных профессий, специальностей и направлений подготовки начального, среднего и высшего профессионального образования на краевом рынке труда, обеспеченных образовательными программами, соответствующими Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения, - 98 %; доля привлеченных внебюджетных средств в общем объеме средств учреждений начального и среднего профессионального образования - не менее 10 %; доля учебных кабинетов и лабораторий, оснащенных новым оборудованием, - не менее 65 %; доля выпускников образовательных учреждений профессионального образования, успешно прошедших сертификационные процедуры краевой системы независимой сертификации квалификаций, - не менее 96 %. | |||
Сроки и этапы реализации | 2011-2015 годы. | |||
Потребность в финансировании программы | Всего: 206 450,0 тыс. рублей. Краевой бюджет - 154 300,0 тыс. рублей, в т. ч. по годам: 2011 год - 30 940,0 тыс. рублей; 2012 год - 30 840,0 тыс. рублей; 2013 год - 30 840,0 тыс. рублей; 2014 год - 30 840,0 тыс. рублей; 2015 год - 30 840,0 тыс. рублей. Внебюджетные средства образовательных учреждений - 41 700,0 тыс. рублей, в т. ч. по годам: 2011 год - 8 340,0 тыс. рублей; 2012 год - 8 340,0 тыс. рублей; 2013 год - 8 340,0 тыс. рублей; 2014 год - 8 340,0 тыс. рублей; 2015 год - 8 340,0 тыс. рублей. Средства работодателей - 10 450,0 тыс. рублей, в т. ч. по годам: 2011 год - 1 500,0 тыс. рублей; 2012 год - 2 200,0 тыс. рублей; 2013 год - 2 200,0 тыс. рублей; 2014 год - 2 250 ,0 тыс. рублей; 2015 год - 2 300,0 тыс. рублей. | |||
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы | Повышение роли профессионального образования в Забайкальском крае как ключевого фактора экономического роста: увеличение доли населения, имеющего профессиональное образование, в общей численности экономически активного населения до 75 %; увеличение числа ресурсных центров профессионального образования не менее чем в 3 раза; адаптация образовательных услуг в профессиональном образовании к потребностям общества и экономики, снижение уровня структурной безработицы в Забайкальском крае: доля выпускников, трудоустроившихся по профессии (специальности) в первый год после выпуска, не менее 70 %; снижение миграционного оттока квалифицированных специалистов из Забайкальского края: увеличение доли выпускников, обучавшихся на бюджетной основе, занятых по профессии (специальности), до 74 % с начальным профессиональным образованием, до 60 % со средним профессиональным образованием, до 65 % с высшим профессиональным образованием. |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
1.1. Перспективы социально-экономического развития Забайкальского края
Забайкальский край (далее - край) образован 01 марта 2008 года в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 2007 года № 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа». В состав края вошел Агинский Бурятский округ как административно-территориальная единица с особым статусом.
Край входит в состав Сибирского федерального округа (далее - СФО), административным центром края является г. Чита с численностью населения 309,0 тыс. жителей по состоянию на 01 января 2010 года.
Площадь территории края составляет 431,5 тыс. кв. км (8,8 % территории СФО, 2,6 % территории России). На его территории находится 418 муниципальных образований, из них:
муниципальных районов - 31;
городских округов - 4;
городских поселений - 45;
сельских поселений - 338.
Население края на 01 января 2010 года составляло 1 117,0 тыс. человек, в том числе: 713,8 тыс. человек - городское, 403,2 тыс. человек - сельское.
Социально-экономическое развитие края обеспечивают ведущие предприятия:
Забайкальская железная дорога - филиал ОАО «РЖД»;
Открытое акционерное общество «Забайкальский горно-обогатительный комбинат»;
Открытое акционерное общество «Жирекенский горно-обогатительный комбинат»;
Открытое акционерное общество «Приаргунское производственное горно-химическое объединение»;
Открытое акционерное общество «Сибирская угольная компания»;
Открытое акционерное общество «Машзавод»;
Открытое акционерное общество «Завод горного оборудования»;
Общество с ограниченной ответственностью «Сретенский судостроительный завод»;
Открытое акционерное общество «Читинский МДК».
При этом наблюдается положительная динамика уровня занятости населения края, которая представлена в таблице 1.
Таблица 1
Уровень занятости населения по годам, в процентах | ||||||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Забайкальский край | 52 | 48,4 | 57,9 | 51,1 | 52,4 | 54,8 | 54,6 | 55,8 | 54,6 | 56,4 |
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и Стратегическими направлениями развития Забайкальского края на период до 2025 года этот период будет характеризоваться как время новых сырьевых вызовов для мировой экономики, которая столкнется с исчерпанием многих месторождений, расположенных на территориях с благоприятными природными условиями.
В этой связи возрастает роль края как одного из перспективных регионов по освоению новых месторождений черных, цветных, благородных и редких металлов, плавикового шпата, каменного и бурого угля, камней-самоцветов, минеральных вод и сырья для производства строительных материалов. В недрах края заключено 42 % разведанных запасов плавикового шпата России, 31 % циркония, 21 % меди, 28 % молибдена, 18 % титана, 13 % серебра, 12 % свинца, золота, вольфрама, олова, лития, цинка, угля и железных руд. Прогнозный минерально-сырьевой потенциал составляют: двуокись титана, никель, кобальт, свинец, сурьма, ртуть, германий, сынныриты, флюорит, цеолиты. Кроме этого, имеется ряд месторождений камнесамоцветного сырья, перлитов, графита, огнеупорных и тугоплавких глин, магнезита, и существуют предпосылки для выявления месторождений алмазов и платины. Край имеет значительный энергетический потенциал, способствующий организации металлургического производства на сырье этих месторождений.
Однако ресурсный потенциал края в силу объективных и субъективных причин используется далеко не полностью.
В долгосрочной перспективе край станет площадкой по отработке новых технологий в горнодобывающей отрасли и геологоразведке в сложных геологических и природных условиях.
Интенсивное развитие горнодобывающей промышленности и переработка полезных ископаемых будут сопряжены с внедрением инновационных технологий. Реализация проектов позволит повысить эффективность и комплексность использования природных ресурсов, увеличить долю обработанной продукции, в том числе глубокой переработки, и, как следствие, обеспечит выход экономики края на новый, качественно более высокий уровень развития.
Перспективными инвестиционными проектами в развитии горнорудной промышленности являются:
строительство горно-обогатительных комбинатов в рамках инвестиционного проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области». Количество создаваемых рабочих мест - 71 000 (на весь комплексный проект);
строительство горно-обогатительных комбинатов на базе Берёзовского, Нойон-Тологойского, Чинейского, Удоканского и Новоширокинского месторождений полезных ископаемых. Количество создаваемых рабочих мест - более 3 600.
Край обладает перспективным в промышленном освоении лесным фондом. Общая площадь лесного фонда края - 34 691 тыс. га (9,33 % от общей площади лесного массива в СФО), в том числе площадь территории, занятой хвойными породами, - 19 399 тыс. га (10,2% площади хвойных пород в СФО). Общий запас древесины на корню составляет 2 736 млн. м(3) (8,21% - доля в СФО).
Перспективными инвестиционными проектами в развитии лесной и деревообрабатывающей промышленности являются:
создание лесопромышленного комплекса в северо-восточных районах края, в том числе строительство Амазарского целлюлозного завода в п. Амазар Могочинского района. Количество создаваемых рабочих мест - 1 250;
развитие инфраструктуры зоны опережающего развития со специализацией на производстве целлюлозы в Могочинском районе. Количество создаваемых рабочих мест будет определено техническим проектом;
строительство лесоперерабатывающего комбината в г. Чите. Количество создаваемых рабочих мест - 380;
создание лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в юго-восточных районах края в зоне строительства дороги Нарын - Лугокан. Количество создаваемых рабочих мест будет определено техническим проектом;
создание деревообрабатывающей зоны «Маньчжурия - Забайкальск». Количество создаваемых рабочих мест - 2 000.
Конкурентоспособность и уровень интеграции экономики края в российскую и мировую экономику напрямую зависит от уровня развития инфраструктуры. Мощность транспортного комплекса должна соответствовать потребностям в транспортировке и переработке экспортных и транзитных грузов из регионов Сибири и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В период до 2025 года будут решены основные проблемы транспортной доступности территории, преодоления низкой плотности транспортных коммуникаций, сдерживающих реализацию природно-ресурсного потенциала территории и экономическую интеграцию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Будет реконструирована автомобильная дорога А-166 Чита - Забайкальск с обходами населенных пунктов пгт Агинское, ст. Мирная, ст. Безречная, г. Борзя и ликвидацией пересечений с железной дорогой в одном уровне.
Получат развитие автомобильные дороги регионального и местного значения Краснокаменск - Мациевская, Бырка - Акша. Будет проведена реконструкция автодорог, обеспечивающих формирование и развитие автодорожного коридора Забайкальск - Приаргунск - Староцурухайтуй, а также автодорог Чита - Беклемишево, Хапчеранга - Кыра, Мангут - Кыра - Шумунда, Баляга - Ямаровка, Сретенск - Усть-Карск. Будет проведена модернизация транспортной системы г. Читы. Намечено строительство автомобильных дорог, обеспечивающих связь населенных пунктов с опорной сетью автодорог края.
К основным инвестиционным проектам, намеченным к реализации в период действия программы, следует отнести:
строительство подъездов от федеральной автодороги «Амур» Чита - Хабаровск к населенным пунктам края. Количество создаваемых рабочих мест будет определено техническим проектом;
строительство автомобильной дороги Сретенск - Усть-Карск (обеспечение транспортной инфраструктурой развития промышленного комплекса на юго-востоке края). Количество создаваемых рабочих мест будет определено техническим проектом;
строительство федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита - Хабаровск. Количество создаваемых рабочих мест - 900;
строительство новой линии железной дороги Нарын - Лугокан. Количество создаваемых рабочих мест будет определено техническим проектом;
комплексная реконструкция участка Карымская - Забайкальск Забайкальской железной дороги. Количество создаваемых рабочих мест - 630;
перспективное развитие станции Забайкальск. Количество создаваемых рабочих мест - 2 000;
строительство и реконструкция федеральной автомобильной дороги А-166 Чита - Забайкальск до границы с Китайской Народной Республикой. Количество создаваемых рабочих мест будет определено проектом.
Одновременно Стратегические направления развития Забайкальского края на период до 2025 года предполагают развитие агропромышленного комплекса и строительной индустрии края, где в период до 2025 года будет реализован комплекс мер, направленных на снятие ограничений развития комплекса стройиндустрии и производственных мощностей по выпуску стройматериалов.
В соответствии со Стратегическими направлениями развития Забайкальского края на период до 2025 года в отдельное направление развития края выделено развитие приграничного сотрудничества, обеспечивающего стратегическую стабильность и равноправное стратегическое партнерство. Развитие этого направления предусматривает реализацию механизма функционирования территорий интенсивных приграничных торгово-экономических отношений. Данный механизм предполагает создание и функционирование в крае до 30-40 территориально и временно ограниченных площадок (зон) промышленного, сельскохозяйственного, строительного и торгового типа с размещением на них предприятий и организаций с иностранным, смешанным и российским капиталом.
Успешное достижение целей, решение задач социально-экономического развития края в перспективе обусловливает необходимость совершенствования пространственной организации его производительных сил, предполагающую повышение гибкости территориальной структуры хозяйства края, развитие его ресурсно-производственной базы, преодоление территориальных диспропорций деловой активности.
На территории края выделено 10 зон опережающего развития, из них:
1) 6 зон опережающего развития федерального уровня значимости:
Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс;
Чарский территориально-промышленный комплекс;
торгово-промышленная зона в пгт Забайкальск;