ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

20 октября 2009 года № 673-р


[О стратегии организации и развития системы экологического образования и формирования экологической
культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года]

 


В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края:

1. Одобрить Стратегию организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года (прилагается).

2. Утвердить Региональный план действий по реализации Стратегии организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края (2010-2014 годы) (прилагается).

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Забайкальского края Е.В. Вишнякова.

4. Настоящее распоряжение опубликовать в уполномоченных органах печати.

И.о. Губернатора Забайкальского края
А.А.Холмогоров

 


Одобрена
Распоряжением
Правительства Забайкальского края
от 20 октября 2009 г. № 673-р

Стратегия организации и развития системы экологического образования и формирования
экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года  

     


     1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения методами перспективного планирования      

Необходимость организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края диктуется потребностью оптимизации взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой в условиях усиливающегося экологического кризиса, проявляющегося на всех уровнях: от регионального до глобального. В этих условиях экологическое образование способно выполнить ряд важнейших социальных функций.

Во-первых, роль экологического образования проявляется в обеспечении адаптации граждан и общества в целом к меняющимся условиям среды. Адаптирующая функция экологического образования позволяет членам общества находить адекватные ответы на различные, прежде всего антропогенные преобразования в социоприродном окружении. В современных условиях член общества не может считаться полноценно образованным, если не имеет представления об окружающих факторах риска, способных повлиять на его здоровье и благополучие, а также условиях снижения их негативного воздействия (здоровый образ жизни и др.). Таким образом, экологическое образование является ключевым условием обеспечения экологической безопасности личности и общества, жизнедеятельности граждан в благоприятной окружающей среде, право на которую гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Во-вторых, формирование экологической культуры каждого гражданина и общества в целом является необходимым условием обеспечения выживания человеческого общества в будущем. Опыт исторического развития демонстрирует постепенное прогрессирующее ухудшение состояния биосферы, связанное с потреблением природных ресурсов и накоплением отходов производства. В условиях, когда можно прогнозировать дальнейшее нарастание этой тенденции, научное сообщество и государство обязаны выработать механизмы сохранения ключевых биосферных параметров и сделать их достоянием общества. Эффективность государственной политики в данной сфере определяется степенью готовности гражданского общества к ее поддержке, включая необходимые разумные ограничения. Соответственно, миссия экологического образования - обеспечить идеологическую основу не только настоящего, но и будущего выживания человечества и сохранения биосферы на планете Земля. Инструменты обеспечения готовности общества к рациональному природопользованию в целях устойчивости развития на неопределенно долгий временной интервал формируют прогностическую функцию экологического образования.

В-третьих, воспитание экологической культуры выступает идеологией, направленной на сохранение родной страны с ее богатым природным и культурным разнообразием. Основой этой идеологии призвана служить любовь к Родине, патриотические чувства, направленные в данном случае на сохранение природы России как самостоятельной ценности и среды для жизни ее граждан. Таким образом, воспитание экологической культуры является неотъемлемой частью патриотического воспитания. Недооценка весомой роли данного компонента в составе воспитания патриотизма и гражданственности способна привести к весьма серьезным негативным социальным последствиям. Задачами формирования гражданственности и патриотизма обосновывается патриотическая функция экологического образования.

В-четвертых, нельзя не учитывать, что в современном мире в качестве прогрессивных и успешных принимаются лишь те действия и идеологии, которые достаточно экологичны. Ни одна страна и ни один регион не могут рассчитывать на формирование собственного позитивного имиджа при низком уровне экологической культуры населения. Таким образом, создание позитивного образа государства в целом и Забайкальского края в частности в определенной степени определяется имиджевой функцией экологического образования.

Таким образом, стратегические приоритеты устойчивого развития человеческого общества во многом связаны с развитием системы экологического образования в каждой отдельной стране и регионе мира. Следствием этого является то, что в последние десятилетия наблюдается устойчивая мировая тенденция усиления экологической компоненты в образовании, ее модернизации и эволюции в экологическое образование для устойчивого развития. В 2003 году Генеральная Ассамблея ООН объявила десятилетний период, начавшийся 1 января 2005 года, Десятилетием образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций.

Необходимость развития экологического образования в Российской Федерации, включения его в состав государственного стандарта среднего общего образования неоднократно формулировалась в качестве одного из ключевых направлений образовательной политики. В частности, такая стратегическая задача определена Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики". В соответствии сданным Указом предлагается рассмотреть вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основ экологических знаний.

Однако масштабы Российской Федерации не позволяют в полной мере учитывать уникальные особенности (природные, культурные, социально-экологические и др.) ее субъектов. Именно поэтому значительная доля ответственности за организацию и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры населения ложится на региональный уровень. Необходимость разработки стратегии обусловлена Уставом Забайкальского края, которым определено, что Правительство Забайкальского края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии.


     2. Региональные особенности, влияющие на организацию и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры населения Забайкальского края
     

Уставом Забайкальского края предусмотрена необходимость учета особенностей территории при формировании различных аспектов региональной политики. Уставом Забайкальского края определено, что деятельность органов государственной власти края и органов местного самоуправления направлена на обеспечение достойных условий жизни, воспитания, образования и деятельности человека, формирования гражданского общества, развития науки, культуры, социальной сферы с учетом особенностей региона, его исторических и иных традиций. Стратегия организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации также должна в полной мере учитывать его региональную специфику.

Существующие особенности Забайкальского края, определяющие специфику организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на его территории, носят как объективный, так и субъективный характер. К числу наиболее важных из них могут быть отнесены:

1) низкая экологическая устойчивость экосистем края из-за специфики климата и рельефа;

2) наличие ряда экологических проблем (вырубка лесов, пожары, антропогенное загрязнение природных сред), сказывающихся как на состоянии природных экосистем, так и на здоровье, экономических и социальных условиях жизни забайкальцев, угрожающих стабильности общественного устройства в целом;

3) относительно малая площадь особо охраняемых природных территорий в сравнении с общероссийскими и мировыми показателями;

4) геополитическое положение трансграничного региона;

5) различия в плотности населения, степени экономического развития и, как следствие, неравноценность ресурсных обменов и наличие трансграничных переносов загрязняющих веществ;

6) острота демографических проблем (в том числе низкая продолжительность жизни);

7) недостаточный уровень экологической культуры населения;

8) недостаточное кадровое, научно-методическое, информационно-технологическое и материально-техническое обеспечение организации экологического образования в образовательных учреждениях.

В то же время ряд особенностей Забайкальского края может быть успешно использован при организации и развитии системы экологического образования и формировании экологической культуры населения края:

1) трансграничный характер территории, предоставляющий большие возможности для развития совместных проектов в области экологического образования (международные экологические смены, конкурсы рисунков и т.п.);

2) высокое биологическое и ландшафтное разнообразие, наличие ключевых местообитаний, популяций и видов растений и животных, охраняемых договорами, конвенциями и иными документами на международном, российском и региональном уровнях;

3) наличие малонаселенных районов, в которых наблюдается относительно небольшая нарушенность природных экосистем;

4) географическая связь края сразу с четырьмя глобально значимыми экологическими регионами (сибирская тайга, Даурская степь, озеро Байкал, водно-болотные угодья российского Дальнего Востока);

5) принадлежность региона к трем водным бассейнам (Амурскому, Байкало-Енисейскому, Ленскому);

6) позитивное отношение и убежденность многих педагогов Забайкальского края в необходимости усиления работы по экологическому образованию на базе образовательных учреждений, их готовность участвовать в реализации программ экологического образования;

7) наличие определенной научно-методической базы, практических наработок в сфере экологического образования;

8) наличие социально значимых проектов регионального значения в сфере экологического образования, имеющих существенный потенциал развития.


     3. Цели и ключевые задачи организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края      

Идеологической основой при разработке целевого компонента Стратегии организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года (далее - Стратегия) стали концепция устойчивого развития, современная концепция экологического образования, требования Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды", Экологической доктрины Российской Федерации, Устава Забайкальского края.

Так, Устав Забайкальского края определяет, что органы государственной власти Забайкальского края осуществляют взаимодействие с населением в целях его благополучия, эффективной реализации властных полномочий, устойчивого развития края, сохранения благоприятной окружающей среды.

Основной целью Стратегии является организация и развитие системы экологического образования и формирование культуры населения Забайкальского края в целях обеспечения экологической безопасности личности и субъекта Российской Федерации, устойчивого развития территории, сохранения уникальной природы и культуры края как части мирового сообщества.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

организация систематической работы по экологическому образованию населения в образовательных и природоохранных учреждениях края, средствах массовой информации;

координация деятельности образовательных, природоохранных, научных и других учреждений, а также неправительственных организаций в развитии экологического образования в регионе;

объединение ресурсов (административных, финансовых, научных и др.), направленных на развитие экологического образования в Забайкальском крае;

укрепление региональной нормативно-правовой базы в области экологического образования;

совершенствование кадрового, научно-методического, информационно-технологического и материально-технического обеспечения экологического образования в образовательных учреждениях Забайкальского края;

пропаганда экологических знаний среди населения средствами массовой информации, социальной рекламы и интернет-ресурсов;

сотрудничество в области экологического образования с другими странами и регионами Российской Федерации.


     4. Основные принципы организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры населения Забайкальского края
     

Политика в области экологического образования в целях устойчивого развития Забайкальского края должна опираться на нижеследующие ключевые принципы:

1) осознание гражданским обществом (власть, бизнес, общественные экологические организации, учреждения науки, образования, здравоохранения и культуры; граждане) важности сотрудничества, демонстрации стремления региона к экологическому лидерству. Реализация этого принципа будет содействовать объединению усилий и координации всех заинтересованных субъектов сотрудничества в экологическом образовании;

2) обязательность экологической компоненты в планах социально-экономического развития муниципальных образований (в том числе мероприятий по экологическому образованию населения);

3) доступность, открытость экологической информации и гласность для осознания всем обществом главных угроз для окружающей среды и совместного решения задач устойчивого развития. Этот принцип реализуется в соответствии с Уставом Забайкальского края, определяющим, что органы государственной власти края и органы местного самоуправления осуществляют экологическое просвещение населения края посредством распространения информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов и экологической безопасности, о законодательстве в области охраны окружающей среды;

4) принцип гуманности, означающий, что приоритетом является воспитание экологической культуры граждан, несущих созидательное отношение к миру природы, людям и самим себе, сохраняющих природу и культуру Забайкалья как уникальную территорию и часть мирового сообщества;

5) принцип систематичности, предполагающий, что работа по реализации Стратегии должна вестись последовательно в соответствии с комплексом мероприятий Регионального плана действий по ее реализации.

6) непрерывность и преемственность, основанные на согласовании подходов, требований, форм и содержания в организации экологического образования во всех образовательных учреждениях с разграничением функций каждого уровня;

7) принцип созидательной экологической деятельности, предполагающий реализацию субъектами образовательных, природоохранных и других учреждений социально значимых проектов, направленных на решение конкретных экологических проблем социоприродного окружения.  

   

    5. Приоритетные направления организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры населения Забайкальского края      

Сложная экологическая и социально-экономическая обстановка требует определения приоритетов в организации и развитии системы экологического образования и формировании экологической культуры населения. На приоритетных мерах необходимо сконцентрировать все имеющиеся ресурсы.

В целях организации систематической работы по экологическому образованию населения, а также взаимодействия научных, образовательных и общественных организаций на уровне Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края создается рабочая группа по реализации Стратегии.

Реализация Стратегии призвана обеспечить:

объединение и координацию усилий всех субъектов, заинтересованных в реализации Стратегии, включая федеральные, краевые и муниципальные образовательные, научные и экологические учреждения, средства массовой информации и общественность;

привлечение научного потенциала Забайкальского края к систематической работе по экологическому образованию.

В области нормативно-правового обеспечения реализации Стратегии приоритетами являются:

утверждение Регионального плана действий по реализации Стратегии на 2010-2014 годы;

с учетом введения новых государственных образовательных стандартов рассмотрение Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края вопроса о рекомендации для школ Забайкальского края предметов, целью которых является знакомство с региональными экологическими проблемами, овладение путями их решения, формирование природоведческой компетенции с учетом региональной специфики (в рамках структурной составляющей основной образовательной программы начального и основного общего образования, формируемой образовательным учреждением);

в перспективе с учетом введения новых государственных образовательных стандартов разработка рекомендаций по экологизации основной образовательной программы с учетом специфики Забайкальского края;

введение в программы среднего и высшего профессионального образования специальных курсов или разделов по изучению региональных экологических проблем и путей их решения, возможностей устойчивого развития региона.

В области научно-методического обеспечения при реализации Стратегии приоритетами являются разработка и издание региональных учебников и пособий по экологии для всех образовательных учреждений, в первую очередь для школ, так как школа является самым массовым государственным институтом образования молодого поколения. Для этого необходимо:

обеспечение преемственности содержания программ по экологии на разных ступенях общеобразовательной школы;

создание опытно-экспериментальных площадок по экологическому образованию на базе различных типов учебных заведений;

разработка и издание программ курсов, учебных пособий и методических материалов регионального характера по экологии и экологизации учебно-воспитательного процесса для всех типов образовательных учреждений;

разработка и издание электронных приложений к учебникам и учебным пособиям по различным аспектам экологии;

разработка и техническое сопровождение интернет-ресурсов по экологическому образованию и биологическому разнообразию региона;

формирование банка данных о специалистах и опыте работы по экологическому образованию в Забайкальском крае;

обобщение и распространение опыта экологического образования.

В области повышения квалификации специалистов приоритетом являются следующие мероприятия, в первую очередь для педагогических и управленческих кадров:

проведение курсов и семинаров по экологическому образованию для учителей экологии, воспитателей учреждений дошкольного образования, включение вопросов экологического образования в программы курсов повышения квалификации для всех педагогов и административных работников образовательных учреждений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»