Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ



07 июля 2009 года № 265

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы
«Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009-2015 годы)»

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 85.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 12 июля 2013 года)

___________________________________________________________________________________    

Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:    

постановлением Правительства Забайкальского края от 19 апреля 2011 года № 128 ("Азия-Экспресс", № 16/1, 25 апреля 2011 года);   

постановлением Правительства Забайкальского края от 13 декабря 2011 года № 463 ("Азия-Экспресс", № 51/1, 23 декабря 2011 года);

постановлением Правительства Забайкальского края от 10 августа 2012 года № 338 ( "Азия-Экспресс", № 34, 23 августа 2012 года);

постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2013 года № 301 ("Азия-Экспресс", № 29, 18 июля 2013 года)

___________________________________________________________________________________

     

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148, в целях реализации основных направлений социально-экономической политики, создания условий для повышения устойчивости демографического развития Правительство Забайкальского края

    

    постановляет:


1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу «Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009- 2015 годы)» (далее - программа).

2. Министерству финансов Забайкальского края (С.А.Доробалюк) подготовить предложения о внесении в установленном порядке соответствующих изменений в Закон Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2009 год» в части финансирования программы.

Губернатор Забайкальского края
Р.Ф.Гениатулин


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Забайкальского края
07 июля 2009 года № 265
(с изменениями, внесенными
постановлениями Правительства Забайкальского края:
от 19 апреля 2011 года № 128,  от 13 декабря 2011 года № 463,
от 10 августа 2012 года № 338,  от 12 июля 2013 года № 301)


Краевая долгосрочная целевая программа
«Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009-2015 годы)»

(с изменениями на 19 апреля 2011 года)

ПАСПОРТ
краевой долгосрочной целевой программы
«Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009-2015 годы)»

Наименование
программы

Краевая долгосрочная целевая программа «Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009-2015 годы)» (далее - программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Губернатора Забайкальского края от 10 июля 2008 года № 428-р «О разработке краевой долгосрочной целевой программы «Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009-2015 годы)» (в редакции распоряжения Правительства Забайкальского края от 03 февраля 2009 года № 36-р).

Дата утверждения программы

Постановление Правительства Забайкальского края от 07 июля 2009 года № 265 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009-2015 годы)».

Государственный заказчик - координатор программы

Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края

(Позиция "Государственный заказчик.." с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2013 года № 301)

Государственные заказчики программы
     (Позиция "Государственные заказчики..." с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2013 года № 301)

Министерство здравоохранения Забайкальского края;

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края;

Министерство культуры Забайкальского края;

Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края;

Департамент записи актов гражданского состояния Забайкальского края;

Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края;

Администрация Губернатора Забайкальского края.

Основной разработчик программы

Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края

(Позиция "Основной разработчик.." с изменением, внесенным постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2013 года № 301)

Цель и задачи программы
     (Позиция "Цель и задачи..." с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2013 года № 301)

Цель: создание условий для повышения устойчивости демографического развития, стабилизации численности населения, формирование предпосылок к последующему улучшению демографических показателей.
Задачи:

сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, от предотвратимых причин;

сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья  населения, здоровья детей и подростков;

сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

повышение уровня рождаемости, включая укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; обеспечение доступности услуг дошкольного образования населению края;

развитие и поддержка семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей;

привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития края.


Целевые индикаторы

Показатели по годам

2009

2010

2011

2015

Суммарный коэффициент рождаемости

1,763

1,803

1,834

1,914

Смертность на 1000 человек населения

14,0

14,0

13,9

13,7

Младенческая смертность на 1000 родившихся живыми

8,7

8,7

8,7

8,3

Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, лет

63,68

64,16

64,42

66,15

Миграционный прирост(+), убыль (-) на 1000 человек населения

-3,2

-2,9

-2,5

-2,0


Сроки и этапы реализации программы

2009-2015 годы.
Программа реализуется в один этап.

Потребность в финансировании программы
     (Позиция "Потребность в финансировании..." в редакции постановления  Правительства Забайкальского края от 12 июля 2013 года № 301, предыдущую редакцию документа от 10 августа 2012 года см. ярлык "Редакции")

Потребность в финансировании мероприятий программы за счет краевого бюджета на 2009-2015 годы (в ценах соответствующих лет) составляет 1192493,62 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 26343,27 тыс. рублей;

2010 год - 91720,80 тыс. рублей;

2011 год - 220996,40 тыс. рублей;

2012 год - 178270,80 тыс. рублей;

2013 год - 167398,50 тыс. рублей;

2014 год - 261664,35 тыс. рублей;

2015 год - 246099,50 тыс. рублей.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы
     (Позиция "Основные... конечные результаты..." с изменением, внесенным постановлением  Правительства Забайкальского края от 12 июля 2013 года № 301)

В результате выполнения мероприятий программы ожидается:

стабилизация численности населения Забайкальского края на уровне 1 120,0 тыс. человек;

повышение суммарного коэффициента рождаемости в Забайкальском крае с 1,725 в 2008 году до 1,914 в 2015 году;

снижение смертности на 1000 человек населения с 14,3 в 2008 году до 13,7 в 2015 году, в том числе сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий с 404 человек в 2008 году до 295 человек в 2015 году; сокращение численности пострадавших на производстве со смертельным исходом на 1000 работающих с 0,141 случая в 2008 году до 0,091 случая в 2015 году; сокращение смертности трудоспособного населения на 100 тысяч человек населения от болезней системы кровообращения со 152,4 случаев в               2007 году до 147,5 случаев в 2015 году;

снижение младенческой смертности на 1000 родившихся живыми с 8,7 в 2008 году до 8,3 в 2015 году;

снижение материнской смертности на 100 тысяч родившихся живыми с 21,0 в 2009 году до 19,0 в                   2015 году;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Забайкальского края с 63,69 лет в 2008 году до 66,15 лет в 2015 году;

увеличение удельного веса детей, охваченных дошкольным образованием, с 50,3 % в 2008 году до 75 % в 2015 году;

увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 67 % в 2008 году до 69 % в 2015 году;

снижение объема привлечения иностранной рабочей силы на 12,6 %;

снижение миграционной убыли населения на                         1000 человек населения с -3,2 в 2008 году до -2,0 в 2015 году;

увеличение доли жителей края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общего числа жителей, с 17 % в 2008 году до 28 % в                 2015 году;

расширение охвата населения культурным досугом, ориентированным на пропаганду здорового образа жизни;

укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, ориентация населения на многодетную семью.


Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Мероприятия программы являются продолжением системы мер по реализации Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. В соответствии с данной Концепцией был принят Комплексный план мероприятий по улучшению демографической ситуации в Читинской области на 2006-2008 годы. Задачи по улучшению демографической ситуации в регионе решались посредством реализации федеральных, областных целевых программ, а также мероприятий Программы социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы, касающихся укрепления здоровья, улучшения качества жизни населения, регулирования миграционных процессов.

Заметный вклад в развитие человеческого потенциала края внесли крупные социальные проекты на федеральном уровне, прежде всего реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» и долгосрочной государственной демографической программы (комплекс мер по материальной поддержке семьи с 01 января 2007 года).

С 2006 года по 2008 год в результате принимаемых на федеральном и региональном уровнях мер сложились позитивные сдвиги в демографическом развитии: снижение темпов сокращения численности населения; естественный прирост за счет увеличения числа родившихся на 14,1 % и снижения числа умерших на 7,9 %; повышение показателя естественного прироста в 3,8 раза (за последний год); уменьшение числа детей, умерших на первом году жизни, на 3,8 %; снижение миграционной убыли на 16,1 %; повышение продолжительности жизни населения на 2,29 года.

Несмотря на указанные позитивные моменты, демографические показатели далеки от оптимальных величин. Вследствие этого демографическая ситуация в регионе остается сложной и характеризуется дальнейшим сокращением численности населения, приводящим к уменьшению плотности заселения приграничного региона (2,6 человек на 1 кв. км); низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения; высоким уровнем смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте; изменением структуры населения в сторону постарения; низкой ожидаемой продолжительностью жизни; миграционным оттоком населения.

С 1990 года в регионе началось стабильное сокращение численности населения. За период до 2009 года численность населения края уменьшилась на 258,3 тыс. человек и на 01 января 2009 г. составила 1117,0 тыс. человек. Сокращение численности населения происходило в результате миграционной и естественной убыли населения. Естественная убыль населения, сложившаяся впервые в 1993 году, сохраняла до 2006 года довольно устойчивый характер. Впервые за последние десять лет в 2007 году в Забайкальском крае сложился естественный прирост (+466 человек), а в 2008 году данный показатель увеличился до +1756 человек.

Одной из самых острых демографических проблем остается высокий уровень смертности населения. Коэффициент смертности в 2008 году составил 14,3 промилле (порог высокой смертности - 15 промилле). Основной причиной высокого уровня смертности является сверхсмертность граждан трудоспособного возраста (40,5 % от общего количества умерших), около 77 % из них - мужчины. В структуре причин смерти после заболеваний системы кровообращения (49,9 %) на втором месте в регионе находится смертность от внешних причин (20,1 %), на третьем - от онкологических заболеваний (11,1 %). В крае отмечается снижение младенческой смертности. В 2001 году на 1000 родившихся приходилось 23,3 умерших детей в возрасте до года, в 2008 году - 8,7 умерших детей.

Высокая смертность сказывается на продолжительности жизни населения края. Ожидаемая продолжительность жизни в 2008 году составила 63,7 года. При этом очень низкий уровень доживаемости у мужчин - 57,7 года, у женщин - 70,4 года.

Начиная с 2000 года в крае отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения. Суммарный коэффициент рождаемости в 2008 году составил 1,725 против 2,15 необходимого для простого воспроизводства населения.

На рождаемость отрицательно влияют низкий денежный доход у многих семей; современная структура семьи (ориентация на малодетность); увеличение числа детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке; условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам; низкий уровень репродуктивного здоровья.

Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. В 2007 году численность населения края старше трудоспособного возраста составила 15,5 % (оптимальная величина 10 %), трудоспособного возраста - 64,2 %, детей и подростков - 20,3 % (оптимальная величина 33 %).

Одним из факторов, ежегодно определяющим численные потери населения, является устойчивая миграционная убыль. В 2008 году миграционная убыль составила -3621 человек, что на 16,1 % меньше миграционной убыли в 2006 году (-4314 человек). В 2007 году среди выбывших население трудоспособного возраста составляло 74,3 % от общей численности мигрантов, среди прибывших мигрантов - 75,3 %.

По инерционному варианту прогноза предположительной численности населения края без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности, увеличению уровня рождаемости, регулированию миграционных процессов население края сократится (по сравнению с 2007 годом) к концу 2015 года на 45,9 тыс. человек (4,1 %) и составит 1073,0 тыс. человек, а к началу 2026 года - 983,9 тыс. человек. К 2015 году уменьшится ожидаемая продолжительность жизни до 63,47 лет, сократится численность женщин репродуктивного возраста на 7,9 %, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста на 11,9 %.

Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития края, прежде всего на темпе роста валового регионального продукта и обеспеченности края трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.

В связи с этим необходимо направить деятельность органов государственной власти Забайкальского края на преодоление негативных тенденций демографических процессов и создание условий для повышения устойчивости демографического развития, стабилизацию численности населения края и формирование предпосылок последующего улучшения демографических показателей. Наличие нерешенных демографических проблем, сложная социально-экономическая и демографическая ситуация в Забайкальском крае подтверждают целесообразность и необходимость разработки краевой долгосрочной целевой программы демографического развития региона для обеспечения комплексного подхода к решению демографических задач. При этом программно-целевыми методами предстоит обеспечить концентрацию сил и средств на приоритетных направлениях демографического развития (рождаемость, смертность, миграция); своевременное реагирование на демографические тенденции в текущем периоде; учет региональных особенностей демографического развития и координацию действий органов государственной власти всех уровней и институтов гражданского общества. Соблюдение этих принципов даст возможность осуществить систему мер (дополнительно к федеральным и региональным мерам) по созданию в крае благоприятных условий для комплексного решения вопросов демографической политики, направленной на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения, регулирование миграционных процессов.

Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы

 

Целью программы является создание условий для повышения устойчивости демографического развития, стабилизации численности населения, формирование предпосылок к последующему улучшению демографических показателей.

Достижение поставленной цели в значительной степени зависит от решения целого ряда задач социально-экономического развития края, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, создание эффективной социальной инфраструктуры, рынка доступного жилья, повышение уровня занятости населения, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

Задачи программы:

сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, от предотвратимых причин;

сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

повышение уровня рождаемости, включая укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; обеспечение доступности услуг дошкольного образования населению края; (Абзац седьмой раздела 2 с изменением, внесенным постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2013 года № 301)

развитие и поддержка семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития края.

Сроки реализации программы:

2009-2015 годы. Программа реализуется в один этап.

Характеристика основных мероприятий программы

Реализация мероприятий программы будет осуществляться по шести  направлениям. (Абзац первый подраздела с изменением, внесенным постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2013 года № 301)

Социальная поддержка семьи в связи с рождением и воспитанием детей


В рамках данного направления решаются задачи по обеспечению возможности для помещения детей в дошкольные образовательные учреждения с целью возвращения матери к трудовой деятельности; укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Одним из факторов улучшения демографической ситуации в современных условиях является система дошкольного образования, в частности, предоставление гарантий устройства ребенка в дошкольное учреждение и возвращение матери к активной трудовой деятельности. В настоящее время всеми формами дошкольного образования охвачено 50,3 % детей дошкольного возраста. На учете для получения мест в детских садах в крае зарегистрировано более 21 тысячи детей. Рост рождаемости еще в большей мере актуализирует данную проблему. Поэтому для полного охвата дошкольным образованием детей дошкольного возраста намечено развитие инфраструктуры дошкольного образования.

Необходимым условием изменения демографической ситуации в крае является укрепление семейно-брачных отношений. Предусматривается укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, пропаганда ценностей семьи, имеющей нескольких детей.

Реализация мероприятий по социальной поддержке семей при рождении и воспитании детей позволит повысить суммарный коэффициент рождаемости с 1,712 в 2007 году до 1,914 в 2015 году, обеспечить рост численности детей, охваченных дошкольным образованием, с 50,3 % в 2008 году до 75 % в 2015 году, переориентировать сознание граждан на традиционные семейные ценности и задать многодетность в качестве нормы забайкальской семьи.

Развитие учреждений родовспоможения и улучшение медицинской помощи женщинам во время беременности и родов, включая развитие
перинатальных технологий, профилактика и раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков

Мероприятия данного направления обеспечивают решение задач по оптимизации медицинской помощи матери и ребенку, снижению показателей материнской и младенческой смертности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»