Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июля 2009 года N 263

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Забайкальском крае на 2010-2012 годы"

г. Чита

{Утратило силу:

по истечении срока действия}

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства Забайкальского края от 31.12.2010 года N 538 НГР: ru92000201001189

Постановление Правительства Забайкальского края от 31.12.2010 года N 539 НГР: ru92000201001241

Постановление Правительства Забайкальского края от 15.03.2011 года N 71 НГР: ru92000201100152

Постановление Правительства Забайкальского края от 08.06.2011 года N 194 НГР: ru92000201100447}

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148, в целях реализации государственной политики устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Правительство Забайкальского края постановляет:

1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Забайкальском крае на 2010-2012 годы".

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов "Каларский район", "Тунгокоченский район" и "Тунгиро-Олёкминский район" разработать муниципальные целевые программы по экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов Севера.

Губернатор Забайкальского края
Р.Ф. Гениатулин

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением

Правительства Забайкальского края

07 июля 2009 года N 263

КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Забайкальском крае на 2010-2012 годы"

ПАСПОРТ краевой долгосрочной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Забайкальском крае на 2010-2012 годы"


Наименование программы

Краевая долгосрочная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Забайкальском крае на 2010-2012 годы" (далее - программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 13 мая 2009 года N 295-р "О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Забайкальском крае на 2010-2012 годы".

Дата утверждения программы

Постановление Правител ьства Забайкальского края от 07.07.2009 года N 263 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Забайкальском крае на 2010-2012 годы".

Государственный заказчик -координатор программы
 Государственные заказчики программы

Министерство территориального развития Забайкальского края.
 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края;

 Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края;

 Министерство здравоохранения Забайкальского края;

 Министерство культуры Забайкальского края.

Основной разработчик программы

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Цель и задачи программы

Цель:
 создание в Забайкальском крае условий для формирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера (далее - малочисленные народы Севера) на основе укрепления социально-экономического потенциала, сохранения исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.
 Задачи:
 развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;

 повышение качества жизни малочисленных народов Севера;

 создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов Севера;

 повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей;

 сохранение культурного наследия малочисленных народов Севера.

Важнейшие целевые индикаторы программы

Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, составит 109 %;

 удельный вес населения, участвующего в работе любительских объединений в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, составит 3,5 %;

 коэффициент младенческой смертности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера снизится до 8,7;

 уровень зарегистрированной безработицы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера снизится до9,3 %;

 количество состоящих на учете больных активным туберкулезом в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера составит 47 человек;

 уровень денежных доходов на душу на селения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера повысится до 13630 рублей.

Сроки и этапы реализации программы

2010-2012 годы.
 Программа реализуется в один этап.

Потребность в финансировании программы

Объем финансирования за счет бюджета Забайкальского края на реализацию мероприятий программы на период 2010-2012 годов (в ценах соответствующих лет) составляет 136 855,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2010 год - 42 530,0 тыс. рублей;

 2011 год - 44 315,0 тыс. рублей;

 2012 год - 50 010,0 тыс. рублей.
 Объемы финансирования мероприятий программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Забайкальского края.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация мероприятий программы позволит создать условия для:
 повышения качества жизни малочисленных народов Севера в местах их компактного проживания;

 улучшения состояния здоровья малочисленных народов Севера;

 духовного и национально-культурного развития малочисленных народов Севера.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Среди народов, проживающих на территории Забайкальского края, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера (далее - малочисленные народы Севера), права которых гарантируются Конституцией Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В Забайкальском крае места компактного проживания малочисленных народов Севера - Каларский, Тунгокоченский и Тунгиро-Олёкминский районы, общая площадь территории которых составляет 151 тыс. кв. км, или 35 % от всей территории Забайкальского края. По состоянию на 01 января 2009 года на данной территории проживает 25 тыс. человек, или 2,2 % от общей численности населения края; из них 1121 человек - представители малочисленных народов Севера, в основном это эвенки (99,5 %). В Каларском районе проживает 42,8 % от общей численности малочисленных народов Севера, в Тунгокоченском - 32,8 %, Тунгиро-Олёкминском - 24,4 %.

Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность этих народов Севера обусловливают необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению их самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания.

В целях стабилизации экономического и социального развития малочисленных народов Севера на территории Забайкальского края реализовывалась федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года", в рамках которой осуществлялось строительство малокомплектной школы в с. Чапо-Олого Каларского района, приобретено 4 дизель-генераторных установки. Однако анализ реализации данной программы показал, что коренного перелома в экономическом развитии, улучшении уровня и условий жизни малочисленных народов Севера не произошло.

К важнейшим хозяйственным проблемам, требующим безотлагательного решения, прежде всего относится развитие традиционных отраслей хозяйствования (оленеводство и охотничий промысел), которые не выдерживают рыночной конкуренции и находятся в кризисном состоянии, что влечет обострение социальных проблем. Наблюдается резкое снижение занятости малочисленных народов Севера и, как следствие, уровня их жизни. Их денежные доходы в 3-5 раз ниже, чем доходы других жителей региона проживания. Возрастает иждивенческая нагрузка на работающих. Абсолютное большинство представителей малочисленных народов Севера живет за чертой бедности.

Дисперсность системы расселения малочисленных народов Севера в труднодоступных населенных пунктах - основная причина обучения детей в малокомплектных и неполных школах, а также в школах- интернатах. Изменение традиционного уклада жизни лиц, относящихся к малочисленным народам Севера, воспитание детей, связанное с длительным проживанием их в интернатах, служит причиной кризиса семьи.

Семьи малочисленных народов Севера нуждаются не только в услугах здравоохранения и образования, но и в улучшении жилищных условий. Жилищная проблема является одной из наиболее острых. Жилищный фонд находится в ветхом или аварийном состоянии и в большинстве населенных пунктов не соответствует санитарно-гигиеническим нормам (отсутствуют водоснабжение, канализация, другие инженерные сети).

Особого внимания требует состояние здоровья населения малочисленных народов Севера. Изменение их образа жизни формирует возникновение так называемых "болезней цивилизации", порождает более высокую степень вероятности возникновения заболеваний и распространения социально значимых болезней и эпидемий. Значительная часть учреждений медицинского обслуживания требует капитального ремонта и оснащения необходимым оборудованием.

Наблюдается снижение уровня общего и профессионально-технического образования представителей малочисленных народов Севера. Организация обучения родному языку остается на низком уровне. В школах не хватает преподавателей, владеющих методикой преподавания языка, школы недоукомплектованы учебной литературой, пособиями для внеклассного чтения на родных языках.

Продолжается разрушение национальной культуры, традиций, уменьшается сеть культурных учреждений. Во всех отдаленных селах необходимо строительство новых клубных учреждений, т. к. существующие объекты имеют стопроцентный износ или находятся в аварийном состоянии.

Устойчивое развитие малочисленных народов Севера предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.

На федеральном уровне распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 года N 132-р утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 217 "Об утверждении Правил распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Для решения на краевом уровне поставленных указанными документами задач требуется участие и взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, что обусловило необходимость применения программного метода и разработки настоящей программы. Поставленные проблемы соответствуют приоритетным направлениям социально-экономического развития края. Кроме того, предоставление средств федерального бюджета на поддержку экономического и социального развития малочисленных народов Севера будет осуществляться при условии принятия соответствующей краевой долгосрочной целевой программы.

Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы


Целью программы является создание в Забайкальском крае условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления социально-экономического потенциала, сохранения исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.

Достижение поставленной цели будет осуществляться путем эффективного использования государственной поддержки за счет бюджетов всех уровней.

Исходя из цели программы определены следующие задачи:

развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;

повышение качества жизни малочисленных народов Севера;

создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов Севера;

повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей;

сохранение культурного наследия малочисленных народов Севера.

Срок реализации программы - 2010-2012 годы.

Программа реализуется в один этап.

Решение поставленных задач программы будет обеспечено за счет осуществления комплекса программных мероприятий, которые сгруппированы по трем направлениям:

создание условий для развития экономики традиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

развитие сферы образования, культуры и медицинского обслуживания малочисленных народов Севера;

развитие и модернизация инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

Для контроля выполнения мероприятий программы определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность выполнения программных мероприятий.

N п/п

Целевые индикаторы

Показатели по годам

2010

2011

2012

1

Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры (%)

107

108

109

2

Удельный вес населения, участвующего в работе любительских объединений в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера (%)

3,5

3,5

3,5

3

Коэффициент младенческой смертности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера

9,8

9,0

8,7

4

Уровень зарегистрированной безработицы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера (%)

11,4

10,1

9,3

5

Количество состоящих на учете больных активным туберкулезом в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера (человек)

48

48

47

6

Уровень денежных доходов на душу населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера (рублей)

11478

12510

13630

Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы


Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет средств бюджета Забайкальского края, а также средств федерального бюджета в соответствии с Правилами распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 217.

Затраты на реализацию мероприятий программы за счет средств бюджета Забайкальского края составляют 136 855,0 тыс. рублей , в том числе по годам:

2010 год - 42 530,0 тыс. рублей;

2011 год - 44 315,0 тыс. рублей;

2012 год - 50 010,0 тыс. рублей.

Распределение ассигнований между государственным заказчиками программы планируется осуществлять согласно приложению к настоящей программе.

Объемы финансирования мероприятий программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Забайкальского края.

Раздел 4. Механизм реализации программы


Текущее управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик - координатор программы.

Государственный заказчик - координатор программы и государственные заказчики программы ежегодно в установленном порядке уточняют перечень финансируемых мероприятий программы на очередной финансовый год, определяют сроки их реализации и объемы финансирования, оценивают возможность достижения показателей целевых индикаторов.

Государственные заказчики программы:

ежегодно подготавливают и представляют государственному заказчику - координатору программы бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;

получают и распределяют в установленном порядке бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств;

осуществляют отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции для выполнения мероприятий программы;

осуществляют ведение отчетности о реализации программы и представляют ее государственному заказчику - координатору программы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»