ЧИТИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

РЕШЕНИЕ

от 04 марта 1991 года № 109

Об итогах социально-экономического развития области
за 1990 год и мерах по стабилизации обстановки


Исполком областного Совета народных депутатов отмечает, что добиться устойчивой работы отраслей народного хозяйства за прошедший период не удалось. Кризисные явления продолжают нарастать, усилился процесс разрушения хозяйственных связей, распада потребительского рынка.

Ухудшилось положение в промышленности, сельском хозяйстве, капитальном строительстве. Остается сложным финансовое состояние. Просроченная задолженность по краткосрочным ссудам банков и взаимным расчетам между предприятиями составила 113,4 млн. рублей, превысив уровень прошлого года на 75 процентов. Кредитные вложения в народное хозяйство за год уменьшились на 488,6 млн. рублей или на 29 процентов. По эмиссионному результату выпущено денег в обращение сверх плана более 81 млн. рублей.

Общий объем розничного товарооборота увеличился на 11,9 процентов к уровню 1989 года. Однако прирост достигнут в основном за счет роста цен и увеличения продажи алкогольных напитков. Критическое положение сложилось с обеспечением населения продовольственными товарами, которых промышленностью области произведено на 1, 5% меньше уровня 1989 года. Значительно сократились поставки из государственных ресурсов по рыночному фонду цельномолочной продукции, масла животного, сахара, яиц, маргарина, плодоовощных консервов, кондитерских изделий.

Снизилась трудовая, договорная, финансовая дисциплина, проявляется пренебрежение к интересам партнеров. Массовые и систематические срывы поставок сырья и материалов, комплектующих изделий вызвали простои оборудования на ряде предприятий. Вследствие этих причин промышленностью области обязательства по договорным поставкам выполнены лишь на 93,3%, не справились с обязательствами около 50% предприятий. Объем недопоставленной потребителям продукции достиг 94,5 млн. рублей.

Допущена недопоставка промышленной продукции по заключенным  договорам такими крупными предприятиями, как машиностроительный завод, разрезы "Харанорский" и "Восточный ", Нерчинский полиметаллический  комбинат, шахта ''Букачача", камвольно-суконный комбинат, ТРЗ, производственное арендно-кооперативное объединение "Забайкалстрой", агропромсоюз. Ухудшилась дисциплина  поставок в промышленности городов Читы и Петровск-Забайкальского, Борзинского, Могочинского, Приаргунского, Чернышевского, Шилкинского районов.

Причины значительного роста недопоставленной продукции кроются в первую очередь в низкой требовательности хозяйственных органов, руководителей предприятий по обеспечению выполнения планов производства в разрезе всего ассортимента выпускаемой продукции, недостаточной организации труда, слабого использования экономических санкций к нарушителям договорной дисциплины.

В целом объем производства промышленной продукции снизился по сравнению с 1989 годом на 1, 8 процента. Сокращено производство электроэнергии, выплавка стали, добыча угля, олова, свинца, цинка, производство деревообрабатывающих станков, компрессоров, электрических подъемных средств, лесопиломатериалов и другой продукции.

Не обеспечено выполнение задания по финансовым результатам, промышленностью недополучено прибыли па сумму около 16 млн. рублей. Допущено превышение убытков, и невыполнение плана прибыли Дарасунским заводом горного оборудования, машиностроительным заводом, обувной фабрикой, ТРЗ, Казановским и Черновским кирпичными заводами и многими другими предприятиями. Производительность труда за истекший год возросла лишь на 0,8%, при плане 6,9 процента.

Спад производства и закупок сельскохозяйственной продукции, ухудшение работы предприятий агропромышленного комплекса, явились причинами низкого обеспечения населения продуктами питания. Вследствие уменьшения посевных площадей сельскохозяйственных культур, снижения урожайности, медленного внедрения интенсивных технологий сокращено производство зерна, картофеля, овощей и кормов.

Производство и закупки молока снизились в большинстве районов области. Наибольшее сокращение допустили хозяйства Улетовского и Акшинского районов. Продуктивность каждой коровы уменьшилась на 135 кг молока. Ниже уровня прошлого года и планового задания закуплено шерсти и яйца. Производство и закупки скота и птицы сократились в Акшинском, Чернышевском и Тунгиро-Олекминском районах. В промпереработку продолжает поступать некондиционный по упитанности скот. В истекшем году сдано государству 12, 5 тыс. тонн тощего скота или 11% от общего объема закупок.

Сократилось к уровню 1989 года производство продуктов питания на перерабатывающих предприятиях агропромышленного комплекса, в том числе мяса - на 2,3 тыс. тонн, колбасных изделий - на 2,5 тыс. тонн, масла животного - на 373 тонны, цельномолочной продукции - на 12,2 тыс. тонн, муки - на 17,3 тыс. тонн, безалкогольных напитков - на 152 тыс. дал.

Высокими остаются потери животноводческой продукции из-за падежа скота и высокой яловости маточного поголовья. Падеж увеличился по всем видам сельскохозяйственных животных. Каждая четвертая корова и овцематка не дали приплода.

Уменьшение поголовья общественного стада всех видов животных в хозяйствах не компенсируется повышением его продуктивности и не может не сказаться отрицательно па объемах производства животноводческой продукции в последующие годы.

Результаты в сельскохозяйственном производстве свидетельствуют о том, что и существующая структура управления и хозяйствования АПК области не способствует увеличению производства продукции, улучшению технологической дисциплины, и внедрению научно-технического прогресса в колхозах и совхозах.

Не улучшилось положение в капитальном строительстве. Ввод в действие основных фондов за счет всех источников финансирования сократился на 43%. К уровню 1989 года план  выполнен лишь на 66 процентов. Из 23 объектов государственного заказа 1990 года приняты в эксплуатацию всего 7. Не введены в действие цех крупнопанельного домостроения Харанорской ГРЭС, деревообрабатывающий комбинат объединения "Дальспецстрой", завод крупнопанельного домостроения и цех по производству товаров народного потребления объединения "Забайкалстрой", испытательная станция машиностроительного завода и другие.

Срывы договорных обязательств поставки строительных  материалов, слабая организация труда, отток квалифицированных рабочих кадров в кооперативы отрицательно сказались на темпах строительства Харанорской ГРЭС, Жирекенского ГОКа,  Читинского молкомбината, разреза "Харанорский", где освоение лимитов капитальных вложений и строительно-монтажных  работ составило менее 80 процентов. Объем незавершенного  строительства достиг 1,3 млрд. рублей, превысив уровень 1989 года на 40 процентов. Допущено снижение ввода жилья на 34,7 тыс. кв. м или на 5,5 процента. Годовой план по вводу жилья выполнен на 93,2%, детских дошкольных учреждений - на 62,6, больниц и поликлиник соответственно на 84,0 и 45,4 процента.

Грузооборот железнодорожным транспортом сократился и составил 96,3 млрд. тонно-километров. Автомобильным транспортом общего пользования перевезено грузов на 6% меньше, чем за 1989 год.

Несколько активизировались внешнеэкономические связи. Объем экспорта по сравнению с предыдущим годом увеличился на 30 процентов. Вместе с тем обязательства по экспорту выполнены на 72. процента.

На этапе перехода к рыночным отношениям не уделяется должного внимания со стороны окр(рай,гор)исполкомов, руководителей предприятий, производственных объединений формирований рыночной инфраструктуры, медленными темпами ведется процесс разгосударствления и приватизации собственности. Переданы в коллективную собственность только два завода "Торгтехника" и "Автоспецоборудования". Зарегистрировано лишь 38 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Слабо ведется привлечение дополнительных средств   на развитие производства и социальной сферы предприятиями   и местными Советами за счет свободных средств предприятий и населения. Продажу акций осуществляют лишь Забайкальская железная дорога, объединения "Читагражданстрой" и "Читастройматериалы".

Исполком областного Совета народных депутатов

решил:

1. Выражая крайнюю озабоченность сложной социально-экономической обстановкой в области, отметить низкий уровень организаторской работы органов хозяйственного руководства, администрации и советов трудовых коллективов предприятий и организаций, колхозов и совхозов по выполнению плановых заданий 1990 года, наращиванию объемов   и повышению эффективности производства, что явилось основными причинами обострения положения на потребительском рынке, нарушения существующих хозяйственных связей, снижения финансовых результатов.

2. Отметить, что исполкомы местных Советов народных депутатов, отделы и управления облисполкома не в полной мере использовали данные им полномочия по стабилизации экономики области и переходу к рыночным отношениям, не обеспечивали проведение эффективной экономической и социальной политики, определенной принятыми законодательными актами.

3. В целях стабилизации экономического положения области предложить Агинскому окрисполкому, рай(гор)исполкомам, ГлавПЭУ, финансовому управлению, комиссии по экономической реформе, управлениям, объединениям и другим органам хозяйственного управления сосредоточить свои усилия на практическом претворении в жизнь мер по переводу экономики области на рыночные отношения, созданию соответствующей инфраструктуры, организованному проведению разгосударствления и  приватизации собственности с учетом интересов трудящихся, финансовому оздоровлению экономики. Активнее использовать эффективные формы влияния и экономического стимулирования на деятельность предприятий и организаций путем льготного налогообложения, направления материально-технических ресурсов и других рычагов воздействия.

4. Производственным управлениям, объединениям, предприятиям в полной мере использовать предоставленные им  действующим законодательством  права по применению  экономических санкций к поставщикам за нарушение договорных обязательств. Больше проявлять активности в изыскании дополнительных источников материально-технических ресурсов, совершенствовании прямых договорных связей с поставщиками, развитии коммерческой деятельности.

5. В целях стабилизации потребительского рынка области в 1991 году предложить Агинскому окрисполкому, рай(гор) исполкомам, ГлавПЭУ, финансовому управлению, отраслевым отделам облисполкома совместно с производственными объединениями, управлениями и ведомствами провести работу с предприятиями и организациями по обеспечению ими производства непродовольственных товаров народного потребления в объеме не менее 471,0 млн. рублей и реализации платных услуг населению в объеме 204, 8 млн. рублей. Обеспечить освоение 13, 9 млн. рублей капитальных вложений, направленных на создание мощностей по производству непродовольственных товаров народного потребления.

Усилить работу по развитию сети малых предприятий и цехов, производственных кооперативов по производству товаров народного потребления, по переработке местного сырья, наращиванию производства строительных материалов, проведению строительных и ремонтных работ, оказанию услуг населению.

Совместно с союзными и республиканскими органами управления принять меры по дополнительному изысканию материально-технических и финансовых ресурсов для ускорения ввода в действие в 1991 году предприятий и цехов по производству товаров народного потребления, а также по созданию необходимых заделов их ввода в 1992 году.

6. ГлавПЭУ, финансовому управлению, управлению торговли, агропромсоюзу до 1 апреля 1991 года разработать и представить на рассмотрение облисполкома экономические меры по ограничению вывоза продовольствия и товаров народного потребления за пределы области, применение санкций на вывоз указанных товаров, включая введение налоговых сборов (пошлин) с совхозов, колхозов, кооперативов, предприятий и организаций, вывозящих продовольствие и промышленные товары народного потребления из области.

7. Агинскому окрисполкому, рай(гор)исполкомам, агропромсоюзу, комитету по земельной реформе, ГлавПЭУ, ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов разработать и осуществить конкретные меры по организованному проведению земельной реформы и программы социального развития села, по стимулированию и усилению в ответственности колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, перерабатывающих предприятий за увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, своевременное и полное заключение договоров на поставку продукции в счет продналога, госзаказа. Обеспечить  их безусловное выполнение.

Развернуть работу по расширению подсобных хозяйств граждан, дальнейшему развитию коллективного садоводства, огородничества и животноводства. Всемерно поощрять и оказывать практическую помощь и содействие в ускорении  развития этих форм  хозяйствования. Организовать продажу населению поросят, цыплят, молодняка крупного рогатого скота для выращивания и откорма их в крестьянских и  личных подсобных хозяйствах граждан.

8. Комиссии по экономической реформе, отделам облисполкома, ГлавПЭУ подготовить и представить облисполкому  для рассмотрения на очередной сессии областного Совета народных депутатов предложения по созданию обновленной структуры управления народным хозяйством области, адекватной новым функциям и полномочиям местных Советов в экономической сфере, задачам формирования и развития рыночных отношений.

9. Облисполком обращается к советам трудовых коллективов, руководителям промышленных, строительных, сельскохозяйственных, транспортных и других предприятий с предложением проанализировать итоги своей деятельности в прошедшем году, наметить и осуществить меры, позволяющие преодолеть допущенные отставания, повысить эффективность производства и качество выпускаемой продукции, поднять трудовую, технологическую и договорную дисциплину, что явится определяющим условием для стабилизации экономики области.

Председатель исполкома
К. Шабаршин

Управляющий Делами
В. Лесков

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»