Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 24 апреля 2006 года № 109-А/п


Об утверждении областной целевой программы
"Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой
в целях жилищного строительства (2006 - 2010 годы)"

_____________________________________________________________
Утратило силу с 01 января 2007 года на основании постановления
Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 года № 316-А/п
______________________________________________________________



В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области "Об Администрации Читинской области", Положением о разработке и реализации областных целевых программ, областных программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Администрации Читинской области от 04 мая 2005 года № 118-А/п, в целях обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства Администрация Читинской области

постановляет:

1.Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства (2006 - 2010 годы)" (далее - программа).

2. Комитету по финансам Читинской области (Б.В.Аюшиев) рассмотреть вопрос об источниках финансирования в 2006 году программы в процессе исполнения бюджета текущего года исходя из его возможностей.

3. Комитету транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области (А.Г.Серёгин), Комитету по финансам Читинской области (Б.В.Аюшиев) при формировании проекта областного бюджета на соответствующие годы включать программу в перечень программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета, с учетом его возможностей.

4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в развитие областной целевой программы разработать соответствующие муниципальные программы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Читинской области - председателя Комитета транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства А.Г.Серёгина.

6. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.

          
          Губернатор Читинской области
          Р.Ф.Гениатулин

 

          Утверждена
          постановлением Администрации
                                                                                                 Читинской области
                                                                                          24 апреля 2006 года № 109-А/п

     
Областная целевая программа
"Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой
в целях жилищного строительства (2006 - 2010 годы)"



ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой
в целях жилищного строительства (2006 - 2010 годы)"


Наименование программы

"Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства (2006 - 2010 годы)" (далее - программа)

Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Администрации Читинской области от 28 марта 2006 года № 172-А/р "О разработке областной целевой программы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства (2006 - 2010 годы)"

Дата утверждения программы

Постановление Администрации Читинской области от 24 апреля 2006 года № 109-А/п "Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства (2006 - 2010 годы)"

Заказчик программы

Комитет транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области (далее - Комитет ТСЖКХиС)

Основные разработчики программы

Комитет ТСЖКХиС, ЗАОр "НП Читагражданпроект", администрация городского округа "Город Чита"

Цели и задачи программы

Целью программы является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения, на конкурентном рынке жилищного строительства, удешевление стоимости жилья и повышение его доступности за счет внедрения новых финансовых механизмов и оказания государственной поддержки в обустройстве земельных участков, выделенных под строительство.     
     Задачами программы являются:
     - реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
     - демонополизация и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечение комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
     - создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой

Важнейшие целевые индикаторы и показатели




Ввод жилья в результате реализации программы в 2006 - 2010 годах - 965 тыс. кв.метров, в том числе :
     в 2006 году - 128 тыс.кв.м;
     в 2007 году - 142 тыс.кв.м;
     в 2008 году - 196 тыс.кв.м;
     в 2009 году - 217 тыс.кв.м;
     в 2010 году - 282 тыс.кв.м

Сроки и этапы
реализации
программы

2006 - 2010 годы:
     1 этап - 2006 - 2007 годы;
     2 этап - 2008 - 2010 годы

Исполнители   
основных мероприятий программы

Комитет ТСЖКХиС, Комитет по финансам Читинской области, органы местного самоуправления (на конкурсной основе), застройщики (на конкурсной основе), организации коммунального комплекса (на конкурсной основе)

Объемы и источники финансирования программы




Механизм реализации программы

Потребность в финансировании программы составляет 2257,0 млн. рублей, в том числе за счет средств:
  федерального бюджета - 305,0 млн. рублей;
  областного бюджета - 152,5 млн. рублей;
  местных бюджетов - 152,5 млн. рублей;
  внебюджетных источников - 1647,0 млн.рублей.
     В качестве механизмов реализации программы планируется:
     1) предоставление государственных гарантий Российской Федерации, Читинской области и муниципальных районов по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, в пропорции:
     федеральный бюджет - 50%;
     Читинская область - 25%;
     муниципальные районы - 25%;
     2) предоставление субсидий бюджету Читинской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, из расчета максимальной доли возмещения затрат:
     по кредитам, выданным в 2006 году - на 80%;
     по кредитам, выданным в 2007 году - на 65%;
     по кредитам, выданным в 2008 - 2009 годах - на 50%.
     Финансовые объемы и мероприятия программы подлежат ежегодной корректировке

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация программы должна обеспечить увеличение объемов жилищного строительства и развитие первичного рынка жилья, формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития коммунальной инфраструктуры, увеличение частных инвестиций в жилищное строительство


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её
решения программными методами


С 2002 по 2005 годы объемы жилищного строительства в Читинской области увеличиваются крайне низкими темпами: с 76 тыс. кв.м до  107 тыс. кв.м в год. Причем объемы то нарастают, то снижаются. Это говорит о том, что в области жилищного строительства создалось немало проблем, большинство из которых индивидуальные застройщики самостоятельно решить не могут. Один из четырех приоритетных национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" наряду с мерами, предпринимаемыми на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, поможет серьезно увеличить объемы жилищного строительства за счет государственной поддержки  застройщиков и внедрения новых рыночных механизмов в эту сферу.

Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.

Органы местного самоуправления и застройщики отмечают завершение периода так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих коммунальных сетей, а также ограниченные возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.

Причины, определяющие недостаточный объем предложения земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, связаны с высоким уровнем монополизации и административного вмешательства на рынке жилищного строительства. Это порождает чрезмерные административные барьеры в отношении доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство.

Принятые в 2005 году федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного жилья, в частности, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и "О концессионных соглашениях", сформировали законодательную базу для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Были созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное.

Однако реализация принципов, заложенных в федеральных законах, требует создания дополнительных стимулов в виде государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В рамках программы предполагается обеспечить в приоритетном порядке коммунальной инфраструктурой земельные участки, предназначенные под жилищное строительство, на территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом, таким образом продолжив решение задач, поставленных областной целевой программой "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2006 - 2010 годах", утвержденной постановлением Администрации Читинской области от 27 сентября 2005 года № 235-А/п.

Следует отметить, что в ходе реализации областной целевой программы "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003 - 2005) годы" не удалось достигнуть крупномасштабного переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, поскольку для решения этой задачи не были задействованы рыночные инструменты, а использовались бюджетные средства для жилищного строительства на земельных участках с готовой инфраструктурой.

Программа должна обеспечить комплексный подход к решению проблем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и системной застройки городских территорий, а также способствовать более эффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на эти цели.

Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства основана на формировании организациями, предоставляющими коммунальные услуги, монопольной платы за присоединение к системам коммунальной инфраструктуры или на выполнении застройщиками для присоединения к этим системам технических условий, определенных на основе непрозрачных и изменяющихся принципов. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных площадок для жилищного строительства.

Органы местного самоуправления, как правило, не имеют комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.

В большинстве городов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития коммунальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию строительства жилья.

Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства требует для их решения программно-целевого подхода, что позволит не только обеспечить существенное увеличение объемов жилищного строительства, но и создать необходимые условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения средств федерального бюджета.

     
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы


Основной целью программы является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения, на конкурентном рынке жилищного строительства, удешевление стоимости жилья и повышение его доступности за счет внедрения новых финансовых механизмов и оказания государственной поддержки в обустройстве земельных участков, выделенных под строительство.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- подготовить и реализовать инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, что приведет к значительному увеличению объемов жилищного строительства;

- стимулировать действия органов исполнительной власти муниципальных образований Читинской области по активизации проводимой государственной политики, направленной на демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также комплексному развитию систем коммунальной инфраструктуры;

- создать эффективные и устойчивые организационные и финансовые механизмы обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.

Выполнение программы будет осуществляться в два этапа.

На 1 этапе (2006 - 2007 годы) планируется существенно повысить объем инвестиций, направляемых на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, путем осуществления мер государственной поддержки, что позволит обеспечить:

- существенный рост жилищного строительства, начиная с 2007 года;

- подготовку земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства, в 2008 - 2009 годах;

- создание нового банковского кредитного инструмента, позволяющего предоставлять кредиты на развитие коммунальной инфраструктуры органам местного самоуправления, застройщикам и организациям коммунального комплекса.

В этот период государственная поддержка будет оказана проектам по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, которые будут осуществляться как органами местного самоуправления, так и хозяйствующими субъектами - застройщиками или организациями коммунального комплекса.

На 2 этапе реализации программы (2008 - 2010 годы) развитие коммунальной инфраструктуры в значительной степени будет происходить на основе рыночных принципов. Доля государственных и муниципальных гарантий, а также бюджетные средства, направляемые на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, предоставляемым на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, будут сокращаться. При этом за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов будут обеспечиваться ранее принятые обязательства по содействию в реализации проектов, начатых на 1 этапе программы.

В целях активизации рыночных процессов с 2008 года основное внимание будет уделяться государственной поддержке проектов, осуществляемых хозяйствующими субъектами.

Условиями досрочного прекращения реализации программы могут быть досрочное достижение целей и выполнение задач программы, изменение направлений государственной жилищной политики.

Для контроля программных мероприятий определен целевой индикатор, характеризующий прямой эффект от реализации программы: дополнительный ввод жилья в 2006 - 2010 годах составит  965 тыс. кв. метров, в том числе :

в 2006 году - 128 тыс.кв.м;

в 2007 году - 142 тыс.кв.м;

в 2008 году - 196 тыс.кв.м;

в 2009 году - 217 тыс.кв.м;

в 2010 году - 282 тыс.кв.м.

3. Ресурсное обеспечение программы

Расчет затрат на реализацию программы выполнен исходя из объемов жилищного строительства, планируемых на 2006 - 2010 годы и прогнозных показателей критериев эффективности реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

С учётом сроков предоставления бюджетных заявок на 2007 - 2009 годы на участие в федеральных программах и готовности градостроительной документации, необходимой для участия в конкурсном отборе, в основу для разработки областной целевой программы положен инвестиционный проект "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой городского округа "Город Чита". На основании аналога определена доля затрат на обустройство земельных участков в стоимости жилья, не превышающая 15% общей стоимости строительства жилья.

Общий объем финансирования программы составит 2 257,0 млн. рублей, в том числе:

     средства федерального бюджета - 305,0 млн. рублей на субсидирование процентной ставки по кредиту;
     средства областного бюджета - 152,5  млн.  рублей;
     средства местных бюджетов - 152,5 млн. рублей;

средства внебюджетных источников - 1647,0 млн. рублей.

Конкретные объемы средств федерального бюджета, направляемых в виде субсидий бюджету субъекта Российской Федерации для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и объемы государственных гарантий Российской Федерации и Читинской области будут зависеть от сроков кредитования, уровня рыночных процентных ставок по кредитам и других факторов. При обосновании размера расходов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам учтены следующие прогнозные показатели рыночной процентной ставки по этим кредитам: в 2006 году - 14 процентов, в 2007 году - 12 процентов, в 2008 году - 11 процентов и в 2009 году - 10 процентов.

При распределении средств государственной (муниципальной) поддержки по годам учитывается необходимость оказания максимально возможной поддержки для увеличения ввода жилья до тех пор, пока не получат развитие механизмы привлечения средств частных инвесторов и кредиторов для обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. После 2009 года не планируется оказывать государственную поддержку по новым кредитам, и средства частных инвесторов и кредиторов на эти цели будут привлекаться на рыночных условиях.

Объемы финансирования из областного и муниципального бюджетов могут корректироваться ежегодно в соответствии с возможностями этих бюджетов.

     
4. Механизм реализации программы

Механизмы финансирования развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства должны обеспечивать привлечение банковских кредитных ресурсов для реализации таких инвестиционных проектов и предусматривать меры по повышению привлекательности их кредитования. В рамках программы предусматриваются меры государственной поддержки в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, а также предоставление государственных и муниципальных гарантий.

Организационные механизмы выполнения программы должны обеспечить четкое разграничение ответственности между всеми возможными участниками процесса обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой и ориентироваться на рыночные инструменты решения проблемы, что позволит минимизировать инвестиционные риски и удешевить стоимость кредитования.

Возможно делегирование органами местного самоуправления ответственности за развитие коммунальной инфраструктуры частным операторам объектов коммунальной инфраструктуры. Предполагается также развитие специальной рыночной деятельности, связанной с обустройством территорий, предназначенных для жилищного строительства, коммунальной инфраструктурой (девелопмент).

В зависимости от конкретной ситуации реализация инвестиционных проектов будет осуществляться органами местного самоуправления, застройщиками или организациями коммунального комплекса, например, частными компаниями, управляющими системами коммунальной инфраструктуры на условиях концессионных соглашений.

В соответствии с таким подходом заемщиками при реализации инвестиционных проектов могут выступать органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса или застройщики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»