Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ



от 13 декабря 2005 года № 318-А/п

Об утверждении областной целевой программы
"Образование и наука (2006-2008 годы)"



_____________________________________________________________
Утратило силу с 01 января 2007 года на основании постановления
Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 года № 316-А/п
______________________________________________________________

В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области "Об Администрации Читинской области" и Положением о разработке и реализации областных целевых программ, областных программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Администрации Читинской области от 04 мая 2005 года № 118-А/п, с целью создания условий для устойчивого развития системы образования Читинской области, обеспечивающей общедоступное образование различного уровня для населения, и развития научно-технического потенциала Читинской области Администрация Читинской области

    

    постановляет:


1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Образование и наука (2006-2008 годы)" (далее - программа).

2. Комитету экономики Читинской области (Т.И.Майзлингер) и Комитету по финансам (Б.В.Аюшиев) при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год включать программу в перечень программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета с учетом его возможностей.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Читинской области по социальным вопросам К.И.Карасева.

4. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.

Губернатор Читинской области
Р.Ф.Гениатулин

Утверждена
постановлением Администрации
Читинской области
13 декабря 2005 года № 318-А/п

Областная целевая программа
"Образование и наука (2006-2008 годы)"

  

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Образование и наука (2006-2008 годы)"

Наименование
программы

Областная целевая программа "Образование и наука (2006-2008 годы)" (далее - программа).

Дата принятия решения
о разработке программы

Распоряжение Администрации Читинской области от  04 августа 2005 года № 547-А/р "О разработке областной целевой программы "Образование и наука (2006-2008 годы)".

Дата утверждения программы

Постановление Администрации Читинской области от 13 декабря 2005 года318-А/п         "Об утверждении областной целевой программы "Образование и наука (2006-2008 годы)".

Заказчик программы

Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области.

Основной  разработчик
 программы

Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области.

Цель и задачи программы

Цель программы -  создание условий для устойчивого развития системы образования и науки Читинской области,  обеспечивающей общедоступное, в том числе профессиональное, образование различного уровня для населения на основе развития интеграционных процессов в научно-образовательной сфере.

Задачи программы:

- создание условий, обеспечивающих общедоступное дошкольное образование, начальное и основное общее обязательное образование, профильное образование в полной средней школе, дополнительное образование детей дошкольного и школьного возраста;

- создание условий, обеспечивающих   доступное профессиональное образование  различного уровня в учреждениях  начального, среднего и высшего профессионального образования;

- развитие научно-технического потенциала области, внедрение наукоемких современных технологий.

Важнейшие целевые
показатели

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Уровень успеваемости, % учащихся, в % в %

97,8

98,0

98,1

Уровень качества,  %

34,3

34,4

34,5

Результаты ЕГЭ по отдельным предметам и позиция в общем рейтинге России, место

72

60

55

Средняя обеспеченность дошкольным образованием,  %

91,3

91,5

91,7

Обеспеченность учебной литературой,  %

45

55

60

Обеспеченность компьютерной техникой, количество учащихся на 1 компьютер

47

42

38

Норматив расходов на обеспечение учебно-воспитательного процесса, рублей

21500

23500

24500

Сроки и этапы реализации
программы

2006-2008 годы

Исполнители основных
мероприятий программы

Государственное учреждение "Центр материально-технического обеспечения образовательных учреждений Читинской области" (далее - ГУ "МТО"), Читинский институт повышения квалификации работников образования (далее - ЧИПКРО), Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского (далее - ЗабГПУ), образовательные  и научные учреждения, согласно заключенным договорам, областные педагогические училища, государственные образовательные учреждения "Центр медико-психолого-педагогического сопровождения "ДАР" (далее - "ДАР"), "Центр диагностики и сопровождения "Семья" (далее - "Семья"), учреждения начального профессионального образования (далее - НПО), научно-образовательные организации согласно заключенным договорам

Объем и источники
финансирования программы

Общий объем финансирования программы составляет - 267341,1 тыс. рублей,

в том числе средства:

- областного бюджета -106116,3 тыс. рублей;

- местных бюджетов - 155952,3 тыс. рублей;

- внебюджетных источников - 5272,5 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы и показатели социально-экономической
эффективности

Реализация мероприятий программы позволит:

- повысить качество и доступность образования разного уровня путем реструктурирования образовательной среды;

- сформировать единую образовательную среду, развить интеграционные процессы, создать научно-образовательные комплексы и образовательные округа;

- создать условия для реализации прав граждан на получение доступного качественного образования;

- обеспечить развитие воспитательной среды и способствовать формированию навыков законопослушного поведения путем усиления воспитательной роли образовательного пространства области, развития современных технологий диагностики, коррекции медико-психологических проблем детского населения области, развития современных методов медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка и профилактики асоциального поведения;

- способствовать формированию здорового образа жизни, созданию условий для развития различных форм и методов физкультурно-оздоровительной работы;

- обеспечить развитие научно-производственного потенциала области за счет стимулирования интеграционных процессов в научно-образовательной среде, адресной поддержки перспективных научных исследований.



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

программными методами



Развитие образовательной системы области  происходит в сложной ситуации. Ухудшение социально-экономических условий отрицательно сказалось на системе образования. Вступление в силу ряда федеральных законов, разграничивших полномочия федерального центра и субъектов Российской Федерации и значительно увеличивших  нагрузку на областной бюджет, а также неудовлетворительное финансирование областных целевых программ в сфере образования являются основными причинами нестабильной ситуации в отрасли. Дефицит финансовых ресурсов ведет к потере лучшего из того, что имелось и еще имеется в системе образования.

Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает из-за недостатка финансовых средств на надлежащее содержание объектов образования. Большинство зданий действующих в области учреждений образования требуют капитального ремонта или реконструкции.

Особенно остро в области стоит проблема развития образования на селе, где необходимо проведение долгосрочной политики поддержки и оптимизации сети сельских школ с учетом взаимосвязи уровня образования населения и  развития трудовых ресурсов села, социальной инфраструктуры, условиями труда, быта и жизни в сельской местности.

Система образования в Читинской области претерпевает структурные изменения, связанные с уменьшением количества  учащихся, сокращением учебной нагрузки и сети общеобразовательных учреждений, высвобождением педагогических кадров. С 1995 года по 2005 год количество учащихся сельских школ в области уменьшилось с 75686 до 55449 человек,  количество школ - с 664 до 594, в том числе сельских малокомплектных - с 492 до 399.             

Уменьшение числа начальных школ в абсолютном большинстве случаев не связано с закрытием: малокомплектные начальные школы стали структурными подразделениями средних школ. Сохранение школьных зданий позволило  обеспечить обучение детей непосредственно в данном населенном пункте. Эти меры  способствовали оптимизации бюджетных расходов, обеспечению оперативного руководства, методической помощи, преемственности ступеней обучения.

В условиях реструктуризации  сети сельских школ становятся приоритетными проблемы подвоза учащихся, содержания и развития сети пришкольных интернатов. В настоящее время в сельской местности до школ подвозиться 7414 учащихся (13,4%), из них 6035 человек - ежедневно, при этом число их будет расти, что вызовет необходимость обновления и пополнения автобусного парка. В сельской местности действует 61 пришкольный интернат для 1465 учащихся.      

Следует отметить, что сельская школа вносит весомый вклад в  образование и воспитание подрастающего поколения. Ее техническое состояние и уровень педагогического воздействия существенно влияют на социальное развитие села, повышение культурного уровня сельского населения, развитие демографической ситуации на селе.

Особенно сильно отразилась финансово-экономическая ситуация в области на сельском образовании - за период с 1992 года число дошкольных учреждений сократилось на 264, 94 сельские школы требуют капитального ремонта, 16 - находятся в аварийном состоянии, в 27 - нет спортивных залов, в 53 - нет столовых. Школы испытывают трудности в программно-методическом, материально-техническом обеспечении учебного процесса.  Это препятствует созданию полноценной развивающей среды.

Система начального профессионального образования реализует  функцию воспроизводства квалифицированных специалистов. Ежегодно     20% выпускников 9-х классов, поступают в учреждения начального профессионального образования.

Другая функция начального профессионального образования, значение которой возрастает, - подготовка, переподготовка и повышение квалификации взрослого населения.

Из-за продолжительного  недостаточного финансирования учебных заведений начального профессионального образования основные фонды сельских профессиональных училищ изношены на 80-90%, а станочный парк и оборудование в ведомственных профессиональных училищах - на 70-80%.

Учебный процесс недостаточно оснащен учебной литературой, особенно по профессиональной подготовке, инструментом, оргтехникой, другими средствами обучения.

Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Существующее же количество образовательных учреждений для указанных детей не в состоянии удовлетворить потребность в их содержании и обучении.

Особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам не посещают школы или другие образовательные учреждения, то есть не получают образования, и их количество не уменьшается.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от своевременности решения поставленных проблем, от восстановления и устойчивого функционирования системы образования и воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм.

Следует отметить, что обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования различных уровней является  обязанностью субъекта Российской Федерации.  

В критическом положении   находятся   образовательные    учреждения дополнительного образования и учреждения, обеспечивающие досуг детей. Сокращается число учреждений, где подростки могут заниматься научно-техническим творчеством и спортом. Растет число платных секций и кружков, что при существующем уровне доходов основной массы населения значительно снижает доступность некогда общедоступного и бесплатного дополнительного образования.

Значительная часть трудоспособной молодежи, получившей девятилетнее образование, не продолжает обучение в учреждениях профессионального образования. Эта ситуация не способствует социальной адаптации молодых, их эффективной трудовой занятости, но вызывает  рост безнадзорности и преступности, темпы которого за последние годы увеличились по сравнению с темпами роста преступности среди взрослых.

Обостряется проблема кадрового обеспечения образовательных учреждений, качественный состав педагогических кадров. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, отсутствие притока молодых специалистов вследствие слабой профессиональной мотивации, низкого уровня оплаты труда, слабой социальной защищенности педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений, отсутствия возможности повышения квалификации. В связи с этим остро стоит проблема сохранения потенциала педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений всех уровней, а также научных школ и направлений научно-технической деятельности высших учебных заведений.

Значимость  для области научной деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях, предопределена не только перспективой использования научных результатов в тех или иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в научно-исследовательской работе не может осуществляться подготовка специалистов и повышение их квалификации. Уменьшение бюджетных ассигнований на проведение научно-исследовательских работ отрицательно сказалось как на квалификации, так и на  социальном статусе научных работников.

Все более замкнутый характер приобретает процесс подготовки кадров высшей квалификации, который из-за отсутствия необходимых средств вынужденно ограничивается рамками региональных научных школ, которые не всегда и не по всем направлениям могут обеспечить должный уровень научной подготовки таких кадров.

Ухудшается взаимодействие высших учебных заведений с организациями промышленности, опытными и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса, свертыванию энергоемких научно-исследовательских работ и отсутствию практической подготовки будущих специалистов.

Решение поставленных  проблем требует комплексного подхода и  государственной поддержки, что обусловило необходимость применения программного метода и разработку областной целевой программы.     

Правительством Российской Федерации реформы в сфере образования и науки определены в качестве одного из основных приоритетов для государственной поддержки в рамках целевых программ в 2006 году и на перспективу до 2010 года. Поэтому  для привлечения средств федерального бюджета на развитие образования и науки в области  в рамках реализации мероприятий федеральных целевых программ, например Федеральной целевой  программы развития образования на 2006-2010 годы, необходимо наличие областной целевой программы.

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации  программы


Цель программы - создание условий для устойчивого развития системы образования и науки Читинской области,  обеспечивающей общедоступное, в том числе профессиональное, образование различного уровня для населения на основе развития интеграционных процессов в научно-образовательной сфере.

Для достижения указанной цели необходимо решить основные задачи:

- создание условий, обеспечивающих общедоступное дошкольное образование, начальное и основное общее обязательное образование, профильное образование в полной средней школе, дополнительное образование детей дошкольного и школьного возраста;

- создание условий, обеспечивающих доступное профессиональное образование соответствующего уровня в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

- развитие научно-технического потенциала области, внедрение наукоемких современных технологий.

Мероприятия программы предусматривают создание системы  поддержки муниципальных систем образования, учреждений профессионального образования, научных учреждений Читинской области в решении актуальных задач развития научно-образовательной среды.

Реализацию мероприятий планируется осуществить по следующим направлениям:

- развитие системы дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования;

- развитие воспитательного процесса и организация работы с одаренными детьми;

- развитие кадрового потенциала отрасли;

- развитие начального, среднего, высшего профессионального образования и послевузовского образования;

- развитие научного потенциала;

- улучшение качества детского питания.

Для контроля программных мероприятий определены целевые показатели (конечные результаты), характеризующие эффективность реализации программы.

Целевые показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Уровень успеваемости учащихся  (отношение числа успевающих учащихся к общему числу учащихся),  %

97,8

98,0

98,1

Уровень качества (отношение числа учащихся обучающихся на "хорошо" и "отлично" к общему числу учащихся),  %

34,3

34,4

34,5

Результаты ЕГЭ по отдельным предметам и позиция в общем рейтинге России, место

72

60

50

Обеспеченность дошкольным образованием (отношение числа детей, получающих дошкольную подготовку, к общему числу детей в возрасте от 3 до 7 лет),  %

91,3

91,5

91,7

Обеспеченность учебной литературой (отношение количества комплектов учебников к числу обучающихся),  %

45

55

60

Обеспеченность компьютерной техникой, число учащихся на 1 компьютер

47

42

38

Норматив расходов на обеспечение учебно-воспитательного процесса (отношение суммы финансовых средств из всех источников, затраченных на реализацию учебно-воспитательного процесса, к числу учащихся),  рублей

21500

23500

24500


     Сроки реализации      программы:     2006 - 2008 годы.            Программа реализуется в один этап.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»