Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2005 года № 234-А/п


Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту
и алкоголизации населения на 2006-2008 годы"

_____________________________________________________________
Утратило силу с 01 января 2007 года на основании постановления
Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 года № 316-А/п
______________________________________________________________

В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области "Об Администрации Читинской области" и Положением о разработке и реализации областных целевых программ, областных программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Администрации Читинской области от 04 мая 2005 года № 118-А/п, в целях обеспечения условий для приостановления роста злоупотребления алкогольными напитками, наркотиками, их незаконного оборота и поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества, Администрация Читинской области   

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2006-2008 годы" (далее - программа).

2. Комитету экономики Читинской области (Т.И.Майзлингер) и Комитету по финансам Читинской области (Б.В.Аюшиев) при формировании бюджета на 2006-2008 годы включать программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом году, с учетом возможностей областного бюджета.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Читинской области по социальным вопросам К.И. Карасева.

4. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.

Губернатор Читинской области
Р.Ф.Гениатулин


 
Утверждена
постановлением
                                                                   Администрации Читинской области
                                                                    27 сентября 2005 года № 234-А/п

Областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению
наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации
населения на 2006-2008 годы"

ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками,
их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2006-2008 годы"


Наименование программы

Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2006-2008 годы" (далее - программа).

Дата принятия
решения о
разработке
программы

Распоряжение Администрации Читинской области от
19 апреля 2005 года № 248-А/р "О разработке областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2006-2008
годы".

Дата
утверждения
программы

Постановление Администрации Читинской области от  27 сентября 2005 года № 234-А/п "Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2006-2008 годы".

Заказчик
программы

Комитет здравоохранения Читинской области

Основной
разработчик
программы

Комитет здравоохранения Читинской области

Цель и задачи
программы

Основной целью программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления алкогольными напитками, наркотиками и их незаконного оборота и поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
Задачи программы:
     - совершенствование системы профилактики злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими веществами со стороны различных категорий населения, прежде всего молодежи и несовершеннолетних;
     - совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, страдающих наркологической патологией;
     - укрепление материально-технической базы учреждений сферы здравоохранения.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Для контроля  программных мероприятий  определены целевые  индикаторы, характеризующие  прямой эффект реализации  программы:


Проведение  в общеобразовательных  учреждениях города Читы  и районов области  профилактических медицинских осмотров (количество учреждений)

150/ 2006 г.
150/ 2007 г.
150/ 2008 г.

Приобретение лекарственных препаратов нового поколения (количество пролеченных больных)

300/ 2006 г.
300/ 2007 г.
300/ 2008 г.

Проведение агротехнических мероприятий по уничтожению дикорастущей конопли (тыс. га).

3,5 / 2006 г.
3,5/ 2007 г.
3,5 / 2008 г.

Сроки и этапы реализации программы

Сроки реализации программы - 2006-2008 годы.

Программа будет реализовываться в один этап.

Исполнители основных мероприятий программы

Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области, Комитет культуры Читинской области, Комитет по физической культуре и спорту Читинской области, Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области, Государственное учреждение здравоохранения "Областной наркологический диспансер" Читинской области (далее - областной наркологический диспансер), Государственное учреждение здравоохранения "Областное бюро судебно-медицинской экспертизы" Читинской области, УВД Читинской области, Региональное управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Читинской области (далее - РУ ФСКН по Читинской области), организации, согласно заключенным договорам, средства массовой информации, согласно заключенным договорам.

Объемы и источники финансирования программы

Потребность в финансировании мероприятий программы из средств областного бюджета на весь период реализации составляет 20241,0 тыс. руб., в том числе:
2006 год - 6197,0 тыс. рублей;
2007 год - 5745,0 тыс. рублей;
2008 год - 8299,0 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-
экономической эффективности

 Предполагается, что выполнение программных мероприятий за период 2006-2008 годов будет способствовать:

 

Увеличение охвата несовершеннолетних при проведении профилактических антинаркотических мероприятий

10 %/ 2006 год
10 %/ 2007 год
10 %/ 2008 год

Совершенствование и повышение эффективности методик лечения и реабилитации лиц, больных наркологической патологией, с увеличением числа лиц с ремиссией более 1 года

5 %/ 2006 год
5 %/ 2007 год
5%/ 2008 год

Информированность населения о вреде суррогатной алкогольной продукции, с уменьшением смертности от отравления

5 %/ 2006 год
5 %/ 2007 год
5 %/ 2008 год

Уменьшение площади сырьевой базы дикорастущей конопли

8 %/ 2006 год
8 %/ 2007 год
8 %/ 2008 год

Снижение уровня преступности среди несовершеннолетних

4 %/ 2006 год
4 %/ 2007 год
4%/ 2008 год

Увеличение занятости несовершеннолетних в культурно-массовых мероприятиях

10 %/ 2006 год
10 %/ 2007 год
10 %/ 2008 год

Увеличение ранней выявляемости наркологической патологии

10 %/ 2006 год
10 %/ 2007 год
10%/ 2008 год


1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами


В числе регионов Российской Федерации, ставших объектом экспансии со стороны наркобизнеса, Читинская область оказалась во второй десятке по числу преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Наркомания быстрыми темпами распространяется в молодежной среде. Ежегодно расширяются масштабы наркопреступности, ее уровень определяется возросшей активностью организованных преступных группировок, прежде всего этнических, наладивших межрегиональные и международные связи и сформировавших наркорынок в Читинской области.

Заинтересованными ведомствами изучены фактические масштабы распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков, спиртосодержащей продукции и связанные с этим потери общества, которые рассматривались на заседаниях Межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами, их незаконному обороту и алкоголизации населения. Члены комиссии выразили обеспокоенность ситуацией по распространению пьянства и наркомании, складывающейся как в регионе, так и в России в целом.

Оперативная обстановка в Читинской области в сфере незаконного оборота наркотических средств и оборота алкогольной продукции в течение 2004 года продолжала оставаться сложной. Наркотики и суррогат алкоголя по-прежнему нелегально поступали в незаконный оборот, ширилось их потребление среди несовершеннолетних и молодежи. Наркомания и алкоголизация населения стали существенно влиять на общеуголовную преступность (практически каждый второй задержанный в областном центре за имущественные преступления является потребителем наркотических средств или алкоголиком).

Медицинская статистика также свидетельствует о неблагоприятной  наркологической ситуации в Читинской области, которая имеет высокие показатели заболеваемости хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами. Если  показатель заболеваемости хроническим алкоголизмом в Читинской области лишь  на 10 % превышает средний по России (118,5 и 104,3 соответственно), то показатель заболеваемости алкогольными психозами (92,7 на 100 тыс. населения) более чем в 1,5 раза превышает общероссийский (55,9). О неблагоприятной  наркологической ситуации в Читинской области свидетельствует и количество отравлений суррогатами  алкоголя. За последние годы их число резко возросло. В 1999 году в Читинской области умерло от отравления алкоголем и его суррогатами 375 человек, в 2001 году - 628 человек, в 2004 году по этой причине погибло около 800 человек. Таким образом, объективный показатель неблагополучного течения алкоголизма, в виде числа алкогольных психозов и количества отравлений суррогатами  алкоголя, ярко демонстрирует тяжесть алкогольной патологии в регионе и требует принятия неотложных мероприятий, направленных на снижение алкоголизации. Заболеваемость наркоманией в Читинской области в 2004 году в целом была сопоставима с уровнем 2000-2001 годов; областной показатель 19,3 на 100 тыс. населения лишь на 10 % превышает российский (16,1). Однако следует отметить, что регистрируется примерно лишь каждый десятый потребитель психоактивных веществ. В силу объективных причин, лица, страдающие наркоманией, обращаются за помощью  в исключительных случаях,  либо для документального подтверждения их лечения перед судебными органами, либо для снятия так называемой "ломки" и уменьшения суточной дозы наркотика. Отсутствие адекватной законодательной базы не позволяет активно подходить к вопросам лечения и  выявления наркозависимых, что, безусловно, негативно сказывается на данных официальной статистики. В целом по области на учете на конец 2004 года состояло 23,5 тысячи пациентов, страдающих наркологическими расстройствами, из них более 1000 с наркотической зависимостью. Особую настороженность вызывает распространенность наркологической патологии у детей и подростков. Всего на учете в областном наркологическом диспансере состоит 579 несовершеннолетних, в т.ч.  99 детей  до 14 лет. В 2004 году вновь зарегистрированных несовершеннолетних было 323 человека, из них 77 детей. Следует отметить, что по сравнению с предыдущим годом  в группе подростков 15-17 лет отмечен рост заболеваемости алкоголизмом и  психозами, показатель 31,2 более чем в 1,5 раза превысил российский (18,1). При этом показатель заболеваемости алкогольными психозами в 2004 году среди подростков 15-17 лет значительно возрос и в 5,5 раз превысил средний по России.

Число случаев отравления наркотическими средствами со смертельным исходом на территории Читинской области за последние два года увеличилось в 3,7 раза (в 2003 году - 18 случаев, в 2004 году - 67). В 3 раза увеличилось количество выездов бригад скорой помощи по фактам отравления наркотиками (с 123 в 2003 году до 374  в 2004 году).

С ростом числа лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом, увеличивается количество граждан, инфицированных ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами и другими сопутствующими заболеваниями. Наибольший рост абсолютного числа ВИЧ-инфицированных в 2004 году отмечался в группе потребителей наркотических средств и составил 73,1 %. По состоянию на 01 января 2005 года количество зарегистрированных ВИЧ-инфицированных по России составляет 303724 человека (в Сибирском федеральном округе - 39968). Россия сегодня - это страна, где темпы прироста заболеваемости ВИЧ-инфекцией находятся на 1-м месте в мире.

По Сибирскому федеральному округу число употребляющих наркотики несовершеннолетних в возрасте от 14 до 15 лет, состоящих на учете, составляет 1813 лиц, в возрасте от 16 до 17 лет - 2437 лиц. Число подростков, больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением, возросло более чем в 28 раз (в среднем по России - в 17 раз). Если в Читинской области в 1994 году на учете состояло 6 несовершеннолетних, в 2002 году - 43, то в 2004 году - 145 человек, что, безусловно, не отражает реальную действительность, хотя официальные цифры за указанный период выросли в 10 раз.

По оценкам, на одного зарегистрированного наркомана приходится 9 - 10 незарегистрированных. Прогноз, основанный на росте численности подростков, употребляющих психоактивные вещества, показывает, что по показатель распространенности данного явления к 2010 году может вырасти на 45 %.

В рамках областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2005 годы" проводился ряд мероприятий, направленных на решение обозначенных проблем.

Комитетом сельского хозяйства и продовольствия Читинской области в 2003 году выполнены мероприятия по уничтожению дикорастущей конопли на общую сумму 1000 тыс. рублей.

Автономной некоммерческой организацией "Центр по проблемам химической зависимости "Спасательный круг" в 2003-2004 году освоено 250,0 тыс. рублей на улучшение материально-технической базы центра.

Большинство программных мероприятий выполнялось за счет собственных средств, в рамках текущего финансирования. Комитетом здравоохранения Читинской области совместно с Комитетом образования г. Читы и правоохранительными органами области в общеобразовательных учреждениях было организовано проведение профилактических мероприятий. Данная работа проводится с привлечением врачей-наркологов, психологов, специалистов по социальной работе, сотрудников правоохранительных органов. Согласно совместно утвержденному плану в 2004 году охвачено профилактической работой 43 учебных заведения города, осмотрено около 9 тыс. человек в возрастной категории 12-18 лет. Выявлено 68 подростков с наркологической патологией. Специалисты областного наркологического диспансера, совместно с сотрудниками правоохранительных органов, принимали участие в проведении рейдов по задержанию и осмотру беспризорных и безнадзорных детей с целью выявления потребителей психоактивных веществ. В 2004 году врачи-наркологи приняли участие в 8 рейдах, в результате чего в подростковое отделение был доставлен на обследование и лечение 41 подросток. Всего за 2004 год в подростковом отделении диспансера получили лечение около 300 подростков, из них 120 беспризорных и безнадзорных. Однако следует отметить, что часть детей, склонных к бродяжничеству, вновь оказывается на улице, вследствие чего у данных больных отмечаются частые рецидивы. С 2004 года в рамках договора специалисты  областного наркологического диспансера совместно с сотрудниками РУ ФСКН по Читинской области проводят еженедельные рейды по посещению на дому лиц, состоящих на диспансерном учете. Данная работа позволяет активно наблюдать за пациентами, проводить вторичную профилактику и при необходимости корректировать наблюдение и лечение.

Учреждения культуры области в профилактике наркомании используют разные формы и методы работы, как массовые, так и индивидуальные, которые могут наглядно показать всем, от малышей до стариков, пагубность наркомании. Проблемы наркомании поднимаются на занятиях клубов "Собеседник", "Ровесник", "Помоги себе сам", "Подросток", "Подросток и закон".

Вместе с тем, состояние работы по оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта, сохранению и развитию материально-технической базы считается недостаточным. Детские спортивные школы обеспечиваются финансированием только в части заработной платы тренерско-преподавательского состава, недостаточно осуществляется финансирование на участие в соревнованиях, обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием.

Однако из-за недостаточного финансирования поставленные программой цели и задачи не были достигнуты.

Несмотря на проводимый комплекс мер ситуация, складывающаяся со злоупотреблением алкоголем, наркотическими средствами и их незаконным оборотом на территории Читинской области, остается сложной и тенденции к ее улучшению не наблюдается. Заинтересованные ведомства и службы не имеют должного методического и правового обеспечения. Недостаточное финансирование и слабая материально-техническая база ведомств не позволяют быстро разработать и внедрить новые современные методы профилактики, выявления, лечения и реабилитации лиц, страдающих химической зависимостью, а также пресечения преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Таким образом, продолжающееся ухудшение наркологической ситуации в Читинской области свидетельствует о том, что задачи государственной политики в этой сфере, определенные Федеральным законом от 08 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", остаются невыполненными. В решении данной проблемы требуется участие и взаимодействие различных органов государственной власти, органов местного самоуправления и других организаций, что обусловило необходимость применения программного метода и разработку областной целевой программы на 2006-2008 годы.

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

Исходя из анализа причин распространения наркомании в области, важнейшими целями и задачами разрабатываемой программы в сфере борьбы с наркотиками и алкоголизмом необходимо считать следующее:

Цели программы:

- обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления алкогольными напитками, наркотиками и их незаконного оборота;

- поэтапное сокращение распространения наркомании и алкоголизации населения и связанных с ними преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.

Задачи программы:

- совершенствование системы профилактики злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими веществами со стороны различных категорий населения, прежде всего молодежи и несовершеннолетних;

- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, страдающих наркологической патологией;

- укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения.

     Сроки реализации программы - 2006-2008 годы. Программа будет реализовываться в один этап.

Характеристика основных мероприятий программы


Программа представляет собой комплекс взаимоувязанных профилактических, лечебно-реабилитационных мероприятий, а также мероприятий, направленных на пресечение незаконного оборота наркотиков, суррогатных спиртосодержащих жидкостей. Система мероприятий предусматривает обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими веществами, их незаконного оборота, а в перспективе - поэтапное сокращение наркомании и алкоголизма и связанной с ними преступности до уровня минимальной опасности для общества.

Комплекс мероприятий включает в себя:

- профилактику наркомании и алкоголизма;

- выявление, лечение и реабилитацию лиц, потребляющих наркотики без назначения врача, а также злоупотребляющих алкогольными напитками;

- проведение агротехнических мероприятий по уничтожению дикорастущей конопли.

Профилактика наркомании и алкоголизма


Наряду с собственно терапевтическими и реабилитационными мероприятиями приоритеты наркологической службы направлены на первичную профилактику и раннее выявление наркологической патологии. Именно данные мероприятия, целью которых является ограждение подрастающего поколения от пьянства, алкоголизма и наркомании, позволяют добиваться максимальных результатов. При самых благоприятных условиях лечения эффективность составляет не более 2-4 %. Поэтому во главе угла должна стоять санитарно-просветительная и профилактическая работа, санитарно- гигиеническое воспитание подрастающего поколения и максимально раннее, на этапах предболезни, выявление потребителей психоактивных веществ.

Для решения этих задач областным наркологическим диспансером  совместно с Комитетом образования г. Читы и органами внутренних дел планируется в период 2006-2008 годов проведение профилактической работы в 120 учебных заведениях с охватом около 30 тыс. несовершеннолетних в возрастной категории 12-18 лет.

С целью улучшения оказания наркологической помощи несовершеннолетним в районах области в 2006-2008 годы планируется продолжить опыт работы выездных бригад и ежегодного оказания организационно-методической и практической помощи с охватом всех районов области.

Планируется провести обучение педагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних, врачей общесоматической сети по раннему выявлению наркологической патологии у несовершеннолетних, в количестве 150 человек. В учебных заведениях планируется организация социологических опросов с целью мониторинга распространенности наркологических расстройств с охватом 10 тыс. человек.

Будут подготовлены методические материалы для инспекторов Инспекции по делам несовершеннолетних, педагогов школ и профтехучилищ, родителей ("Подросток и наркотики", "Обращение к родителям", "Симптомы наркотического опьянения", "Наркомания - путь в бездну", "Опасная привычка", "Заметки для подростка о том, чем вы "дышите", "Скажи нет наркотикам", "Наркотики и ты", "Дневник одной ломки", "В помощь практикующему наркологу", "Пиво - тоже алкоголь", "Как уберечь ребенка от наркотиков"). Данные методические материалы позволят расширить профилактическую работу и информированность по антинаркотической направленности.

Организация и проведение культурно-массовых мероприятий в рамках единых всероссийских антинаркотических акций позволят пропагандировать здоровый образ жизни.

Таким образом, комплекс указанных мероприятий позволит совершенствовать систему профилактики злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими веществами со стороны различных категорий населения, прежде всего молодежи и несовершеннолетних.


Выявление, лечение и реабилитация лиц,
 потребляющих наркотики без назначения врача,
 а также злоупотребляющих алкогольными напитками

Выявление, лечение и реабилитация больных, страдающих наркологическими заболеваниями, являются актуальными вопросами современной наркологии. Реализация мероприятий этого раздела позволит не только выявлять больных на этапе предболезни, но и оптимизировать наркологическую помощь.

Оснащение в рамках программы химико-токсикологической лаборатории расходными материалами сократит время проведения исследований на определение наркотических веществ с 30 минут до 5 минут, повысив степень выявляемости психоактивных веществ в биологических жидкостях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»