РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА


ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе
"Сохранение, поддержка, развитие культуры
и искусства Читинской области" на 2002-2005 годы"



Принят
Читинской областной Думой
23 апреля 2002 года


Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Сохранение, поддержка, развитие культуры и искусства Читинской области" на 2002-2005 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

                                        Председатель областной Думы
                                        А.Ф. Эпов


     г.Чита
     23 апреля 2002 года
     № 367-ЗЧО

Приложение
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Сохранение, поддержка, развитие
культуры и искусства Читинской области"
на 2002-2005 годы  


ПАСПОРТ
областной целевой программы "Сохранение, поддержка, развитие
культуры и искусства Читинской области" на 2002-2005 годы.

Наименование программы

Областная целевая программа "Сохранение, поддержка, развитие культуры и искусства Читинской области" на 2002-2005 годы (далее - программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Постановление Главы Администрации Читинской области от 17.05.2001 № 321 "О разработке областной целевой программы "Сохранение, поддержка, развитие культуры и искусства Читинской области" на 2002-2005 годы".

Дата утверждения программы

Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Сохранение, поддержка, развитие культуры и искусства Читинской области" на 2002-2005 годы" от 23.04.2002 № 367-ЗЧО.

Государственный заказчик программы

Администрация Читинской области

Основной разработчик программы

Комитет культуры Администрации Читинской области

Цель и задачи программы

Цель: создание благоприятных условий для сохранения, поддержки и развития самобытной культуры Забайкалья.
Задачи:
осуществление комплекса мер, направленных на радикальное реформирование материально-технической базы учреждений культуры области и их техническое оснащение;
оказание целенаправленного влияния на формирование культурной политики муниципальных образований средствами профессионального искусства Забайкалья;
обеспечение государственной поддержки профессионального творчества Забайкалья, создание условий для его развития; возрождение, сохранение, развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечение условий для доступа граждан к информационным ресурсам музейных, библиотечных и архивных фондов Читинской области; оказание поддержки юным дарованиям и талантливой молодежи Забайкалья;
развитие и совершенствование практики заказов художественных произведений, постановок, спектаклей, музыкальных программ, субсидирование внутриобластной гастрольно-выставочной деятельности; защита и сохранение памятников истории и культуры, предметов музейного и книжного фонда;
стимулирование и поддержка развития, популяризации народного творческого потенциала различных социально-демографических групп населения в сфере культуры, установление прочных преемственных культурных связей между старшим поколением и детьми;
развитие фестивального движения с целью стимулирования любительского искусства;
активизация работы по созданию национально-культурных центров; формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов, проживающих в Забайкалье.

Сроки реализации программы

2002-2005 годы

Перечень основных мероприятий

Строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объектов культуры. Сохранение исторического наследия народов Забайкалья. Укрепление материально-технической базы учреждений культуры. Поддержка народного творчества и культурно-досуговой деятельности. Поддержка молодых дарований. Профессиональное искусство Забайкалья - селу. Поддержка областных учреждений культуры и искусства, профессиональных коллективов и творческих союзов, инновационная и научная деятельность.

Исполнители основных мероприятий программы

Комитет культуры Администрации Читинской области, администрации муниципальных образований, Читинская государственная кинокомпания, Центр по сохранению историко-культурного наследия, областная библиотека им. АС. Пушкина, областная детская библиотека, областная библиотека Всероссийского общества слепых, областной краеведческий музей, областной художественный музей, областной театр кукол, областной драматический театр, областная филармония, областной центр народного творчества и досуга, областное училище культуры, областное музыкальное училище, центральная детская музыкальная школа, детский эстетический центр "Мир" Черновского района г. Читы, ансамбль песни и пляски "Забайкальский узоры".

Объемы и источники финансирования

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств областного бюджета, привлечения средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников в соответствии с заключенными соглашениями.

     

Объем

В том числе

Источники финансирования

финансирования- всего

2002 год

2003 год

2004 год

2005
год

1

2

3

4

5

6

Всего

161477

48086

41785

32356

39250

в том числе:

- областной бюджет

105698,5

26622,5

29235

23071

26770

- федеральный бюджет

27865

10965

4800

5000

7100

- местные бюджеты

24413,5

9683,5

6815

3370

4545

- внебюджетные источники

3500

815

935

915

835

    

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация программы позволит достичь конкретных позитивных результатов:
в улучшении материально-технической базы и технического оснащения учреждений культуры области; в стимулировании развития профессионального и самодеятельного творчества;
в наращивании масштабов вовлечения в сферу культуры духовного и материального производства историко-культурного наследия Забайкалья;
в формировании на государственном уровне отношения к культуре как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития как Забайкалья, так и российского общества в целом;
в качественном изменении объемов культурно-досуговых, образовательных, просветительских услуг и направлений.

Система организации контроля за исполнением программы

Общий контроль за исполнением программы осуществляет Координационный совет по социальному развитию Администрации Читинской области.
бюджета, Комитет экономики Администрации Читинской области осуществляет контроль за реализацией капитальных вложений. Итоги выполнения программы рассматриваются один раз в год на заседаниях Координационного совета по социальному развитию Администрации Читинской области и Консультативного совета глав муниципальных образований Читинской области, один раз в полугодие - на заседаниях коллегии Комитета культуры Администрации Читинской области. Контроль включает поквартальную отчетность исполнителей программных мероприятий о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделенных им бюджетных средств, сроках выполнения договоров (контрактов, соглашений), качестве реализуемых программных мероприятий.


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Сохранение и развитие культуры - важное условие преодоления кризиса российского общества, гарант стабильности духовного и нравственного здоровья общества В связи с осуществляемыми последнее десятилетие экономическими реформами государство последовательна сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит все возникающие проблемы. В итоге в связи с ухудшением социиально-экономического положения в сфере культуры стали набирать силу негативные тенденции.

Разрушительные процессы особенно остро сказались на состоянии сельских культурно-досуговых учреждений, которых в нашей области более 1300, из них 42,2 процента требуют капитального ремонта, 12, 8 процентов находятся в аварийном состоянии. Из-за плохого технического состояния зданий и сооружений, инженерных сетей, неудовлетворительной эксплуатации и высокого износа за последние 5 лет было закрыто 54 учреждения культуры. Большая часть действующих объектов не отвечает требованиям безопасности и санитарным нормам. Капитальные и текущие ремонты на протяжении многих лет не проводятся. В большинстве учреждений культуры отсутствуют клубное и библиотечное оборудование, технические средства.

Музеи области не имеют возможности обеспечивать необходимый уровень учета и хранения коллекций, осуществлять экспедиционную и выставочную деятельность.

Ухудшилось техническое состояние, создалась аварийная ситуация на объектах историко-культурного наследия. За последние годы только в г.Сретенске утрачено более 40 объектов деревянного зодчества, гибнут чудом сохранившиеся культовые объекты области, разрушаются памятники археологии.

Многолетнее отсутствие финансирования программ по сохранению и возрождению традиционной культуры Забайкалья способствовало беспрепятственному вывозу за пределы области уникальных образцов материальной и духовной культуры. Большая часть наследия уже безвозвратно утрачена для потомков в связи с уходом из жизни его бесценных носителей - людей старшего поколения.

Сведена к минимуму гастрольная и выставочная деятельность по районам области профессиональных коллективов и мастеров. В трудном положении оказались представители так называемых "свободных профессий": художники, композиторы, писатели, поэты, традиционно ориентирующиеся на государственную поддержку.

Значительно замедлился процесс взаимообогащения профессионального и самодеятельного творчества, уменьшилось влияние культуры на формирование ценностных ориентации, усилилось давление западной массовой культуры на молодежь.

Оказались незащищенными фонды редчайших книжных изданий, имеющих значение памятников истории и культуры России. Идет их постепенное разрушение и утрата, восполнить которую невозможно. Только создание страхового фонда редких и особо ценных изданий, перевод их на электронные носители, восстановление и реставрация книг может спасти их для будущих потомков.

Развитие нравственного и культурного потенциала нашего края во многом формируется благодаря молодежи. В области ежегодно проводятся конкурсы, фестивали, выставки, ежегодно присуждается стипендия Комитета культуры Администрации Читинской области "Юные дарования". В 2001 году около 60 детей и подростков приняли участие в престижных международных и всероссийских конкурсах и фестивалях. На многих из них Читинская область впервые заявила о себе как о регионе, обладающем уникальными традициями и молодым творческим потенциалом. Однако постоянное недофинансирование таких мероприятий не дает возможности вовремя заметить и поддержать как можно больше талантливых "самородков" из Забайкальской глубинки.

Сохранение, поддержка и развитие уникального культурного достояния Читинской области имеет не только региональное, но и общегосударственное значение.

Намерения учреждений культуры области увеличить собственные доходы ограничиваются социальными возможностями населения, а также колоссальным разрывом между культурными, информационными потребностями общества и возможностями их удовлетворения из-за слабой материально-технической базы.

Утвержденный объем финансирования учреждений Комитета культуры Администрации Читинской области в размере 1,78 процентов от общего объема областного бюджета, заработная плата работников культуры, которая в 2,4 раза ниже среднего областного показателя, а также острые кадровые проблемы (в библиотечной системе специалисты с образованием составляют 72 процента, в клубной - 37 процентов) без принятия данной программы не позволят в ближайшее время прогнозировать качественных изменений в сфере культуры.

Сфера культуры и искусства вместе со всем обществом пережила глубокий системный кризис и находится на этапе перехода к обновленному состоянию, поиску новых путей развития. Одним из них должна стать реализация областной целевой программы "Сохранение, поддержка, развитие культуры и искусства Читинской области".

                                        2. Цель, задачи и сроки реализации программы

Основной целью программы является создание благоприятных условий для сохранения, поддержки и развития самобытной культуры Забайкалья.

Задачами программы являются:

осуществление комплекса мер, направленных на радикальное реформирование материально-технической базы учреждений культуры области и их техническое оснащение;

оказание целенаправленного влияния на формирование культурной политики муниципальных образований средствами профессионального искусства Забайкалья;

обеспечение государственной поддержки профессионального творчества Забайкалья, создание условий для его развития;

возрождение, сохранение, развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечение условий для доступа граждан к информационным ресурсам музейных, библиотечных и архивных фондов Читинской области;

оказание поддержки юным дарованиям и талантливой молодежи Забайкалья;

развитие и совершенствование практики заказов художественных произведений, постановок, спектаклей, музыкальных программ, субсидирование внутриобластной гастрольно-выставочной деятельности;

защита и сохранение памятников истории и культуры, предметов музейного и книжного фонда;

стимулирование и поддержка развития, популяризация народного творческого потенциала различных социально-демографических групп населения в сфере культуры, установление прочных преемственных культурных связей между старшим поколением и детьми;

развитие фестивального движения с целью стимулирования любительского искусства;

активизация работы по созданию национально-культурных центров;

формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов, проживающих в Забайкалье.

Программа рассчитана на 2002-2005 годы.

                                        
                                        3. Ресурсное обеспечение программы, механизм ее реализации и контроль за ходом ее выполнения

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств областного бюджета, привлечения средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников в соответствии с заключенными соглашениями.

                                        
                                        Распределение прогнозируемых объемов финансирования программы
                                        по источникам и направлениям расходования средств


                                        (тыс. рублей)

Объем

В том числе

Источники

финансирования-всего

финансирования

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Всего

161477

48086

41785

32356

39250

в том числе:

- областной бюджет

105698,5

26622,5

29235

23071

26770

- федеральный бюджет

27865

10965

4800

5000

7100

- местные бюджеты

24413,5

9683,5

6815

3370

4545

- внебюджетные

3500

815

935

915

835

источники


Механизм привлечения средств федерального бюджета предусматривает ежегодное представление в Министерство культуры Российской Федерации заявок о финансировании отдельных мероприятий, предусмотренных настоящей программой, на включение их в федеральную целевую программу "Культура России (2001-2005 годы)".

Средства местных бюджетов привлекаются в соответствии с соглашениями, заключенными между Комитетом культуры Администрации Читинской области и муниципальными образованиями.

Внебюджетные источники предусматривают собственные средства организаций культуры (областного центра народного творчества и досуга, областной филармонии, ансамбля песни и танца "Забайкальские узоры", областного драматического театра, областного театра кукол, Центра по сохранению историко-культурного наследия, администраций муниципальных образований) в соответствии с заключенными ими соглашениями с Комитетом культуры Администрации Читинской области.

Механизм реализации программы предусматривает ежегодную ее корректировку Комитетом культуры Администрации Читинской области с исполнителями программы по объемам и источникам финансирования, срокам реализации и уточнению мероприятий, формирование ежегодно рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий, перечня работ по подготовке и проведению мероприятий, заявок и соглашений по финансированию мероприятий программы.

Координацию работ по реализации программы в целом осуществляет Комитет культуры Администрации Читинской области.

Общий контроль за исполнением программы осуществляет Координационный совет по социальному развитию Администрации Читинской области.

Комитет по финансам Администрации Читинской области осуществляет контроль в части обеспечения целевого использования средств областного бюджета, Комитет экономики Администрации Читинской области осуществляет контроль за реализацией капитальных вложений.

Итоги выполнения программы рассматриваются один раз в год на заседаниях Координационного совета по социальному развитию Администрации Читинской области и Консультативного совета глав муниципальных образований Читинской области, один раз в полугодие - на заседаниях коллегии Комитета культуры Администрации Читинской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»