Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 4 февраля 2003 года № 27-А/п


Об утверждении областной целевой программы
"Дороги Забайкалья XXI века" на 2003 - 2007 годы

_____________________________________________________________
Утратило силу с 01 января 2007 года на основании постановления
Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 года № 316-А/п
______________________________________________________________



В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области от 28.02.2002 № 349-ЗЧО "Об Администрации Читинской области", Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных программ, в осуществлении которых принимает участие Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 594, и Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 № 91 (в редакции постановления Администрации Читинской области от 15.10.2002 № 240-А/п), в целях совершенствования и развития сети автомобильных дорог общего пользования, сокращения дорожно-транспортных происшествий и отрицательного воздействия дорог на окружающую среду Администрация Читинской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Дороги Забайкалья XXI века" на 2003-2007 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по транспорту, дорожному хозяйству, промышленности, жилищно - коммунальному хозяйству и строительству Н.И.Семенова.

3. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.

                                                                                Глава Администрации (Губернатор)
                                                                 Р.Ф.Гениатулин.

                    

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Дороги Забайкалья XXI века"
на 2003 - 2007 годы


Наименование Программы

     "Дороги Забайкалья XXI века" на 2003 - 2007 годы (далее -Программа).

Дата принятия решения о разработке Программы

     Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 01.04.2002 № 611р.

Дата утверждения Программы

     Постановление Администрации Читинской области "Об утверждении областной целевой программы "Дороги Забайкалья XXI века" на 2003 - 2007 годы от 04.02.2003 № 27-А/п

Заказчик Программы

     Управление транспорта, промышленности, дорожного хозяйства и связи Читинской области.

Основной разработчик Программы

    ОАО "Иркутскгипродорнии".

Цель и задачи Программы

     Сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования Читинской области на 2003 - 2007 годы.
     Приведение протяженности и технического уровня дорог в соответствие с потребностями экономики и населения области.
     Повышение технического уровня дорог путём их модернизации, реконструкция наиболее загруженных участков дорог и строительство обходов населённых пунктов.

Сроки реализации Программы

     2003 - 2007 годы.

Перечень основных мероприятий Программы:

- повышение безопасности дорожного движения; - ограничение воздействия автомобильных дорог на окружающую среду;
- развитие дорожного сервиса;
- совершенствование системы управления дорожным хозяйством;
- совершенствование нормативно-правовой базы; - совершенствование проектно-сметного дела;
- нормативное обеспечение качества дорожных работ.

Исполнители основных мероприятий Программы

     Исполнители программных мероприятий определяются заказчиком ежегодно на конкурсной основе.

Объёмы и источники финансирования Программы

     Всего по программе, в ценах 1991 г./в текущих на начало 2002 г. - 1006,311 млн.руб./20126,22 млн.руб., в том числе:
     Территориальный дорожный фонд Читинской области - 661,461 млн. руб./13229,22 млн.руб.;
     федеральный бюджет - 344,805 млн.руб./6896,10 млн.руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

     Протяженность сети территориальных автомобильных дорог общего пользования увеличится на 145 км и составит 8742 км. Значительно повысятся и её качественные характеристики.
     Протяженность федеральных дорог к концу расчётного периода возрастёт на 429,4 км за счёт ввода участков автомобильной дороги "Амур" и составит 1782 км.
     Чистый дисконтированный доход за расчётный период от вложения финансовых ресурсов в совершенствование сети:
     территориальных дорог - 848,0 млн.руб.;
     федеральных дорог -389,1 млн. руб.;
     сельских дорог (приведение  в  нормативное  состояние) -17,97 млн.руб.
     Индекс доходности инвестиционных затрат в развитие составит:
     федеральных дорог - 10,6;
     территориальных дорог - 39,26;
     сельских дорог (приведение в нормативное состояние) - 3,0.

Система организации контроля за исполнением Программы

     Контроль за ходом выполнения мероприятий осуществляют в установленном порядке Комитет экономики Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области  по транспорту, дорожному хозяйству,  промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству и строительству.



ВВЕДЕНИЕ

Сеть автомобильных дорог - важнейший элемент транспортной инфраструктуры и национальной экономики России. Её эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым условием стабилизации и перехода к подъёму экономики, обеспечения целостности и национальной безопасности страны, повышения уровня и улучшения условий жизни населения.

Сложность и многогранность дорожной проблемы обуславливают необходимость применения системного подхода и использования программных методов в её решении.

Программа составлена на основании задания ГУП "Читинское областное дорожное управление", утверждённого Администрацией Читинской области 11 декабря 2001 года.

В Программе учтены основные положения Государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.1999 № 438, и Методических указаний по разработке федеральных и региональных программ совершенствования и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации на период до 2010 года (Российское дорожное агентство, Москва, 1999 г.).

Работа выполнена в развитие предыдущей программы совершенствования и развития автомобильных дорог Читинской области "Дороги Забайкалья" на 1996-2000 годы.

Программа имеет комплексный характер и не включает в себя подпрограммы. Стратегия развития территориального дорожного комплекса разрабатывается на основании реального развития производительных сил области.


1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


1.1. Геополитическая и социально-экономическая характеристика Читинской области,
оценка развития её транспортной системы

Читинская область - уникальный природный и экономический регион Российской Федерации, функции которого определяются богатым и разнообразным природным потенциалом, общими границами с Китаем (850 км) и Монголией (800 км), близостью к другим странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Это крупнейший в стране источник минеральных ресурсов. Общая стоимость разведанных на её территории запасов сырья по мировым оценкам составляет более чем 200 млрд.долл.США (по данным ЧИПР СО РАН).

Промышленный комплекс области включает машиностроение, горно-добывающую промышленность, цветную и чёрную металлургию. На территории области действует единственный в стране и один из крупнейших  в мире урановый горно-промышленный комплекс.

Площадь территории области составляет с учетом Агинского Бурятского автономного округа 431,5 тыс.кв.км, или 2,5% площади России, численность населения 1249,4 тыс.человек (менее 1%). Численность экономически активного населения составляет 528,5 тыс. человек, из них занятого в экономике - 449,7 тыс.человек. Средняя плотность населения области почти в 3 раза ниже, чем по Российской Федерации, и составляет около 2,9 человека на 1 кв.км.

Доля городского населения - 62,3% жителей области, из них 37,7% проживает в г.Чита (306,5 тыс.жителей).

На размещении промышленного производства сказались особенности распределения сырьевых ресурсов и удобство расположения путей сообщения.

На территории Читинской области выявлены месторождения чёрных, цветных, редких и благородных металлов, урана, флюорита, топливно-энергетического, горно-химического и камнесамоцветного сырья, стройматериалов и декоративно-облицовочных камней, цеолитов и минеральных вод.

Основные направления развития горно-добывающей промышленности области на ближайшую перспективу будут во многом определяться реализацией федеральных целевых программ: "Руда", "Добыча, производство и потребление лития, бериллия. Развитие производства тантала, ниобия и олова на предприятиях Минатома России", "Энергоэффективная экономика".

Топливно-энергетический комплекс включает тепло-электроэнергетику, а также различные системы топливоснабжения. В настоящее время действуют разрезы: Восточный, Тигнинский, Харанорский (входящие в состав ОАО "Читинская угольная компания"), Уртуйский (ОАО "ППГХО").

Машиностроение области представлено энергетическим, транспортным, а также сельскохозяйственным машиностроением, на его долю приходится менее 10% всей промышленной продукции.

Лесные массивы занимают 26,9 млн.га территории области с общим запасом  древесины 2,4 млрд.куб.м, в том числе возможной эксплуатации - 1,56 млрд. куб.м. Значительная часть запасов древесины (75%) представлена низкопродуктивными лиственничными лесами, произрастающими на вечной мерзлоте. Леса области преимущественно горные и эксплуатационный фонд территориально рассредоточен.

Агропромышленный комплекс (АПК) области развивается в сложных природно-климатических условиях.

Общая земельная площадь области с учетом Агинского Бурятского автономного округа - 43,2 млн.га, в том числе сельскохозяйственные угодья 7,65 млн.га (18%), из них земли под кормовыми угодьями - 11,2%.

Сельское хозяйство имеет ярко выраженное животноводческое направление, продукция которого в действовавших ценах составляет 64% общего объёма производства. Животноводство базируется на естественных пастбищах и сенокосах.

Основной задачей АПК является становление социально-ориентированной рыночной экономики, насыщение областного рынка продовольствием, в частности, формирование отраслей, обслуживающих сельское хозяйство, организация продовольственных зон вокруг городов и промышленных центров, развитие необходимой социальной и производственной инфраструктуры сельского хозяйства.

Экономика области развивалась как составная часть единого народнохозяйственного комплекса, ориентированного в основном на добычу сырья и его первичную переработку. В настоящее время до 48% объёма производимой продукции вывозится в другие регионы России и в страны СНГ, в то время как почти 52% промышленной продукции ввозится из других регионов страны.

Во внешнеторговом обороте экспортные поставки в 3 раза превышают импорт. Общий объём внешнеторгового оборота составляет 3216 млн. руб. При этом экспорт имеет ярко выраженную сырьевую направленность (95,2%). В условиях острого дефицита финансовых и материальных ресурсов основу экспорта области в ближайшие годы будут составлять традиционные товары, такие как обогащённые руды урана, чёрные и цветные металлы, минеральные удобрения, древесина, кожевенное сырьё, шерсть необработанная.

География импортных поставок очень широка. Товары в Забайкалье ввозятся из 40 стран, но главным партнёром остаётся Китай. Из Китая поступают продовольственные товары, строительные материалы, инструменты, мебель, бытовая техника.

Через территорию области осуществляются транзитные связи восточных районов и стран АТР с промышленно развитыми центральными районами России.

Транспортная система области представлена железнодорожным, автомобильным, авиационным и частично водным (речным) транспортом.

Размещение транспортной сети крайне неравномерно. Практически этими видами транспорта охвачена наиболее освоенная центральная часть её территории.

Протяжённость железных дорог Читинской области составляет 2399 км, внутренних водных путей - 880 км, автомобильных дорог общего пользования - 9949 км.

Железные дороги области представлены сетью дорог Министерства путей сообщения Российской Федерации и подъездными путями предприятий. С запада на восток проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. От неё в юго-восточном направлении от станции Карымская имеется выход к границам России с Китаем - Карымская -  Забайкальск. Ответвления от неё открывают:  Борзя - Соловьёвск - выход к границам с Монголией; Харанор - Приаргунск - к пограничным районам с Китаем.  К основной магистрали Транссиба примыкают малодеятельные линии: Куэнга - Сретенск, Чернышевск - Букачача, Приисковая - Нерчинск,  Лесная -  Голубичная.

Территории северных районов пересекает Байкало-Амурская магистраль. Эксплуатационная длина её в пределах области - 301 км. Строительство ответвления от неё Новая Чара  - Чина протяжением 65 км связано с возможностью освоения Чинейского месторождения железо-титано-ванадиевых руд, в то же время она пройдёт в непосредственной близости от Удоканского месторождения меди.

Магистральные железные дороги области выполняют в основном транзитную функцию.

Авиационный транспорт используется преимущественно как пассажирский, что придаёт ему особую значимость. Производственную деятельность в этом направлении осуществляют ОАО "Читаавиа" и ОАО "Авиакомпания "Даурия". Крупный аэропорт - г. Чита. За 2000 год перевезено 16,0 тыс. пассажиров, что составило 89% по отношению к предыдущему году.

Автомобильный транспорт большей частью используется для удовлетворения внутренних потребностей области в перевозках грузов и пассажиров. Обслуживание населения области в перевозках осуществляют малые предприятия и частные предприниматели, основными из которых являются  ОАО "Читаавтотранс", НП "Гранд-Авто".

В связи с особенностями формирования отчётных данных в органах государственной статистики анализ работы транспортной системы области выполнен за период 1995-2000 гг.

Диаграмма 1.1.1    


     Примечание: начиная с 1999 г. в объем перевозок не включаются технологические перевозки.

     Диаграмма1.1.2

    

При уменьшении объёма перевозимых грузов количество грузового автомобильного парка остаётся относительно стабильным, в то же время возрастает его доля в собственности граждан. Ежегодный темп прироста числа легковых автомобилей составляет 2,5%. Обеспеченность населения легковыми автомобилями по отношению к уровню 1995 года возросла в 1,2 раза и составила 111 автомобилей на 1000 населения.


1.2 Анализ современного состояния дорожной сети и дорожного хозяйства


1.2.1 Анализ выполнения программы "Дороги Забайкалья" на 1996-2000 годы.

Территориальной дорожной службой области принимаются все возможные меры по улучшению состояния дел в дорожном хозяйстве. В 1995 году была разработана программа совершенствования и развития автомобильных дорог "Дороги Забайкалья" на 1996-2000 годы, определившая пути выхода из сложившейся ситуации.

Учитывая острую ограниченность ресурсов, Программой в качестве приоритетного было принято направление обеспечения сохранности и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния существующей дорожной сети.

Такой подход вполне обоснован, поскольку именно он даёт возможность сократить накопленный значительный "недоремонт" и отвести угрозу разрушения автомобильных дорог.

За период 1996-2000 гг. по данным ГУП "Читинское областное дорожное управление" выполнено:

                    
     Таблица 1.2.1.1

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

Всего

Наименование

Едини-

Наме-

Наме-

Наме-

Наме-

Наме-

Наме-

показателей

цы из-

чено

Вы-

чено

Вы-

чено

Вы-

чено

Вы-

чено

Вы-

чено

Вы-

мере-

про-

полне-

про-

полне-

про-

полне-

про-

полне-

про-

полне-

про-

полне-

ния

грам-

но

грам-

но

грам-

но

грам-

но

грам-

но

грам-

но

мой

мой

мой

мой

мой

мой

                                                                                Федеральные дороги

 Строительство   и реконструкция дорог

км

4,1

4,1

0,55

0,55

-

-

1,5

1,5

10

8

16,15

14,15

Строительство мостов

nor. м

175

175

78

78

-

-

306

306

-

-

559

559

Ремонт дорог

км

50

58,3

95,7

95,7

-

-

5,4

5,32

6,0

2,612

157,1

161,932

Ремонт мостов

nor. м

433

433

72

72

134,3

134,3

363,4

352,4

212,84

212,84

1215,54

1204,54

Финансовые    ресурсы (в текущих ценах на начало 2002 г.).

млн. руб.

52,0

27,1

57,7

50,7

40,7

39,5

42,5

41,6

69,0

59,0

261,9

217,9

Территориальные дороги

Строительство и реконструкция дорог

               км

19,36

10,36

-

-

9,0

9,0

9,69

9,69


10,32


10,32


48,37


39,37

Строительство мостов

шт./пог . м

110

110

-

-

-

-

661,3

661,3

201,3

201,3

972,6

972,6

Ремонт дорог

км

165

166

56,6

67,5

216,4

247,9

58,15

71,11

98,6

115,5

594,75

668,01

Ремонт мостов

пог. м

250

273

934

934

-

-

-

18

45,7

45,7

1229,7

1270,7

Финансовые ресурсы (в текущих ценах на начало 2002 г.)

млн. руб.

66,4

55,8

68,5

63,3

192,3

120,5

114,7

122,1

169,2

177,3

611,1

539,0

Из них:

Территориальный дорожный фонд

млн. руб.

66,4

55,8

68,5

63,3

192,3

62,36

114,7

122,1

169,2

177,3

611,1

480,86

Дотации из ФДФ

млн. руб.

-

-

-

-

-

58,14

-

-

-

-

-

58,14

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»