• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
 


Об областной целевой программе "Защита от наводнений населенных
пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории
Читинской области на 2002-2021 годы"

________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2009 года на основании
Закона Забайкальского края от 11 декабря 2008 года № 80-ЗЗК
________________________________________________________


Принят
Читинской областной Думой
28 ноября 2001 года.

_________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Читинской области от 19 ноября 2003 года № 516-ЗЧО
;
Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО
_________________________________________________________


Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Защита от наводнений населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Читинской области на 2002-2021 годы" (прилагается)

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель областной Думы
А.Ф. Эпов.

г. Чита
28 ноября 2001 года
№ 331-ЗЧО


Приложение
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Защита от наводнений населенных пунктов,
объектов народного хозяйства и ценных земель
на территории Читинской области на 2002-2021 годы"

ПАСПОРТ областной целевой программы "Защита от наводнений населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Читинской области на 2002-2021 годы"

Наименование Программы

Защита от наводнений населенных пунктов, объектов народного
хозяйства и ценных земель на территории Читинской области на 2002-2021 годы.

Дата принятия решения о разработке Программы

Постановление Главы Администрации области от 05.08.99 № 900
"О разработке областной целевой программы "Защита от наводнений городов, населенных пунктов, объектов народного
хозяйства и ценных земель на территории Читинской области"
.

Дата утверждения Программы

Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой
программе "Защита от наводнений населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории
Читинской области на 2002-2021 годы"
от 28.11.2001 № 331-ЗЧО.

Государственный заказчик

Комитет экономики Администрации Читинской области

Основной разработчик Программы

Комитет природных ресурсов по Читинской области

Цели и задачи Программы

Создание условий для экономически оптимального, безопасного
для жизни и окружающей среды использования паводкоопасных
территорий путем:
- уменьшения ущерба от паводков и других опасных гидрологических явлений частой повторяемости;
- смягчения возможных последствий катастрофических наводнений. Для достижения поставленных целей предусмотрено решение следующих основных задач:
- создание экономически эффективной защиты ценных и социально значимых объектов;
- устранение или нейтрализация причин, вызывающих рост ущерба от наводнений;
- обеспечение компенсации причиненного наводнениями ущерба.

Сроки и этапы реализации Программы

2002-2021 годы.
I этап: 2002-2006 годы. Создание механизмов контроля за использованием паводкоопасных территорий. Реализация наиболее эффективных и необходимых по природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям инженерных мероприятий. Стабилизация ущерба от наводнений.
II этап: 2007-2011 годы. Защита населенных пунктов с высоким и средним потенциальным ущербом от наводнений, а также высокопродуктивных сельскохозяйственных угодий. Снижение потенциального ущерба на 30%.
Ill этап: 2012-2021 годы. Защита населенных пунктов и сельскохозяйственных земель в необходимых объемах. Снижение потенциального ущерба на 70-80%.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Защита населенных пунктов.
Защита сельскохозяйственных угодий.
Защита автомобильных дорог.
Адаптация хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях к уровню риска наводнений.
Экологические мероприятия.
Научно-техническая подпрограмма.

Исполнители разделов Программы

Комитет природных ресурсов по Читинской области.
Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области.
Комитет экономики Администрации Читинской области. Администрации муниципальных образований.

Объемы и источники финансирования, направления расходов (в ценах 2001 г.)

Общая стоимость реализации программных мероприятий - 19375 млн. руб.
в том числе:
Федеральный бюджет - 1937,5 млн. руб.;
Областной бюджет - 2906,25 млн. руб.; Бюджеты муниципальных образований - 2906,25 млн. руб.;
Внебюджетные средства - 11625 млн. руб.;
Направления расходов.
Строительство защитных сооружений - 18 308 млн. руб.
в том числе:
защита населенных пунктов - 12 001 млн. руб.;
защита сельскохозяйственных угодий - 6 307 млн. руб. Адаптационные мероприятия - 757 млн. руб.
Экологические мероприятия - 171 млн. руб.
Создание и развитие информационной системы прогноза наводнений и оповещения населения - 85 млн. руб. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 54 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Защита от наводнений 198 населенных пунктов;
124630 га сельскохозяйственных земель; 566 км автомобильных дорог.
Снижение ущерба от наводнений на 70-80%

Система организации контроля за исполнением Программы

Координационный совет при заместителе Главы Администрации Читинской области, курирующем вопросы строительства и ЖКХ, Комитет природных ресурсов по Читинской области, комитет экономики и комитет финансов Администрации Читинской области в порядке, установленном для контроля за реализацией областных целевых программ.

ВВЕДЕНИЕ

Сложные географические условия Читинской области обуславливают широкое использование речных долин для проживания населения, сельскохозяйственного и промышленного производства, создания транспортных коммуникаций. В то же время Читинская область характеризуется близкими к идеальным условиями формирования паводков и ледяных заторов.
Большие наводнения, такие как в 1897, 1948, 1958, 1971, 1984, 1988-1991 и 1998 годах, охватывают одновременно огромные территории, причиняют материальный ущерб, сопоставимый с областным бюджетом или превышающий его, сопровождаются человеческими жертвами, ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки и состояния окружающей среды. Защитные сооружения имеются лишь в нескольких населенных пунктах, но и они не соответствуют нормативным требованиям и не эксплуатируются. Отсутствие нормативов и механизмов регулирования землепользования и застройки паводкоопасных территорий ведет к постоянному возрастанию потенциального ущерба от наводнений.
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений политики по защите от наводнений и разработка системы мероприятий, обеспечивающих безопасность населения и снижение экономического ущерба.
Областная целевая программа "Защита от наводнений населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Читинской области на 2002-2021 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 года № 949-Р и постановления Главы Администрации Читинской области от 5 августа 1999 года № 900.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Наводнения являются наиболее распространенными стихийными бедствиями в Читинской области, а в многоводные периоды происходят практически ежегодно в тех или иных ее районах. Главной причиной наводнений в Читинской области являются летне-осенние паводки, а в Шилкинском, Улетовском и Газимуро-Заводском районах исторические максимумы зафиксированы в результате возникновения заторов.
Территория Читинской области характеризуется высоким уровнем хозяйственного освоения паводкоопасных территорий. В поймах рек Ингоды, Читы, Онона, Шилки, Аргуни расположена значительная часть городов и сел области, садово-дачных участков. Общая площадь затопления при паводках 1%-ой обеспеченности может достигать 5,6 тыс. кв.км:

Площадь

Площадь

Бассейн

затопле-

Бассейн

затопле-

ния, кв.км.

ния, кв.км

р. Хилок

526

р. Онон

1 649

р. Чикой

380

р. Аргунь

1 244

Итого по басс. оз. Байкал

906

р. Шилка

628

р. Витим

427

р. Ингода

669

р. Олекма

110

Итого по басс. р. Амур

4190

Итого по басс. р. Лена

537

Итого по области

5633


В зону затопления попадают 223 населенных пункта (более 130 из которых подвержены регулярным затоплениям), около 10 процентов сельскохозяйственных земель области. Средние оценки прямого экономического ущерба от наводнений за последние тридцать лет (в ценах соответствующих лет, млн. руб.) представлены в таблице:

Год

1970

1971

1972

1973

1974

1975

1976

1977

1978

1979

Ущерб

0

26,6

0

16,34

7,93

0

0

0

2,59

0

Год

1980

1981

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

Ущерб

6,73

0

0

10,61

20,6

10,17

0,08

0

105,0

69,24

Год

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Ущерб

446,79

400

0

н.с.

0

н.с.

0

300

383,34

0


Примечание. Сведения об ущербах от заторных наводнений 1993 и 1995 годов отсутствуют.
Результаты обработки статистического ряда с учетом приведения разновременных ущербов к современному уровню цен и современному уровню стоимости имущественных объектов на паводкоопасных территориях представлены в таблице (млн. руб.):

Показатель

Прямой ущерб

Косвенный ущерб

Общий ущерб

Среднегодовой ущерб

861

258

1119

Математическое ожидание ущерба

1201

360

1561

Ущерб 1%-ой вероятности превышения (повторяемостью 1 раз в 100 лет)

18805

5641

24446


Распределение ущерба между отраслями экономики (процентов) составляет: транспорт, связь - 38,6; сельское хозяйство - 36,1; коммунально-бытовое хозяйство - 23,0; промышленность - 2,3.
Наводнения в Читинской области характеризуются не только высокими материальными ущербами, но и социальными и экологическими последствиями:
при наводнениях нередко отмечается гибель людей, ухудшение здоровья населения в результате простудных заболеваний и стрессовых ситуаций;
смыв с полей ядохимикатов и гербицидов, токсичных веществ с территорий предприятий, разрушение очистных сооружений приводит к высокому уровню загрязнения водных объектов при прохождении паводков;
при затоплении и подтоплении водозаборов отмечается неудовлетворительное качество питьевой воды, перебои или прекращение водоснабжения, что ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку;
при больших наводнениях наблюдается смыв плодородного слоя на пахотных землях, приводящий к утрате или снижению плодородия земель;
наводнения создают неуверенность в завтрашнем дне, формируют ощущение
временности,
а, как следствие, у населения и субъектов экономических отношений складывается соответствующее отношение к собственности, развитию хозяйственной деятельности. Это проявляется в отказе от сооружения и реконструкции зданий, проведения их ремонта, развития коммуникаций.
Защита от наводнений в Читинской области осуществляется исключительно за счет строительства дамб и укрепления берегов. Строительство до 60-ых годов осуществлялось без проектного обоснования преимущественно хозяйственным способом. Строительство дамб хозяйственным способом по инициативе местных руководителей и владельцев дачных участков продолжалось и все последующие годы. Большинство из сооруженных таким образом дамб выполняет свои функции лишь при прохождении двух-трех небольших паводков. В ряде случаев создание таких защитных сооружений ухудшает ситуацию - дамбы препятствуют прохождению паводков, вызывая ускоренный размыв берегов или усиление опасности наводнений на сопредельных территориях.
Серия больших наводнений конца 80-ых - начала 90-ых годов привела к пониманию необходимости комплексного решения проблемы наводнений в области. За несколько лет было разработано более 30 проектов защиты от наводнений сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов. Экономический кризис не позволил реализовать большинство из этих проектов.
В 1991-1992 годах институтом "Красноярскгидропроект" совместно с
"Росгипроводхозом", "Союздорпроектом" и Гипрокоммунстроем" была разработана "Схема мероприятий по защите г. Читы и других населенных пунктов и объектов народного хозяйства Читинской области от наводнений". Ее сметная стоимость (не учитывая затрат на защиту автомобильных дорог и осуществление
противоэрозионных мероприятий) составляет в ценах 1993 года 469,3 млрд. руб. (в т.ч. I этап - "Схема защиты г. Читы и прилегающих районов от наводнений" сметной
стоимостью 190,38 млрд. руб. и II этап - "Схема защиты сельских населенных
пунктов и сельхозугодий Читинской области от наводнений" сметной стоимостью 278,92 млрд. руб.). Основные положения схемы вошли в предварительный вариант проекта Федеральной целевой программы "Противопаводковые мероприятия", которым предусматривается строительство локальных систем защиты от наводнений общей стоимостью более 2,6 млрд. руб. (в ценах 1991 г.).
В целом ранее выполненные схемы и проекты нуждаются в доработке с учетом новых нормативных требований, в связи с необходимостью отказа от затратного пути решения проблемы и использования наряду с техническими мероприятиями организационных и экономических мер.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Стратегической целью программы является создание условий для экономически оптимального, безопасного для жизни людей и окружающей среды использования паводкоопасных территорий путем:
уменьшения ущерба от паводков и других опасных гидрологических явлений частой повторяемости;
смягчения возможных последствий катастрофических наводнений.
Для достижения поставленных целей предусмотрено решение следующих основных задач:
создание экономически эффективной защиты ценных и социально значимых объектов;
устранение или нейтрализация причин, вызывающих рост ущерба от наводнений;
обеспечение компенсации причиненного наводнениями ущерба.
Решение перечисленных задач основывается на следующих принципах:
главным приоритетом мероприятий по защите от наводнений является обеспечение минимального уровня риска жизни и здоровью населения;
хозяйственное использование паводкоопасных территорий и осуществление мер по их защите должно основываться на оценке "выгоды-ущерба". При этом территорию, подверженную угрозе наводнений, следует рассматривать как
эколого-экономическую систему, высокий природно-ресурсный потенциал которой
сформирован в результате периодического затопления;
при защите от наводнений следует учитывать бассейновый характер их формирования и всех возможных последствий осуществляемых мероприятий;
осуществление любой деятельности, усиливающей риск наводнений, является недопустимым.
Реализация Программы осуществляется в три этапа, причем из числа первоочередных мероприятий выделяются неотложные меры, реализация которых позволит создать основу для выполнения основных программных мероприятий. Предусмотрено установление целевых показателей для каждого этапа, после достижения которых осуществляется переход к следующему этапу.
Этапы осуществления программных мероприятий, целевые показатели и состав мероприятий каждого из этапов представлены в таблице:

Этап

Наименование этапа

Целевые показатели

Состав мероприятий

Сроки осуществления, годы

Создание механиз-

мов контроля за ис-

Зонирование терри-

пользованием па-
водкоопасных тер-

торий населенных пунктов. Защита во-

1.

Первоочеред-

риторий. Реализа-

дозаборов и очистных

2002-2006

ные меро приятия.

ция наиболее эф-
фективных, необхо

сооружений. Завершение ранее

димых по природоох-
ранным и сани-

начатого строительства. Восстановление

тарно-эпидемиоло-

сети мониторинга и ее

гическим требова-

развитие в бассейне

ниям инженерных
мероприятий. Ста-

р.Ингоды. Паспортиза-
ция защитных сооруже-

билизация ущерба
от наводнений.

ний.

Создание правовой

основы реализации

Программы. Инвента-

в т.ч. не- отложные

Создание условий
для реализации ос-

ризация существую-
щих защитных соору-

2002-2003

новных программ-

жений и соответству-

ных мероприятий.

ющее уточнение Про-

граммы. Организация

эксплуатации соору-

жений.

2.

Среднесроч ные мероприятия

Защита населенных пунктов с высоким и средним потенциальным ущербом от наводнений, а также высокопродуктивных сельскохозяйственных угодий. Снижение потенциального ущерба на 30 процентов.

Защита городов и поселков городского типа. Защита сельских населенных пунктов с высоким экономическим ущербом от наводнений. Реконструк ция ранее построенных защитных сооружений с повышением надежности до нормативных требований. Осуществление основных адаптационных мероприятий. Развитие сети мониторинга и его автоматизация.

2007-2011

3.

Долгосроч
ные мероприятия

Защита населенных пунктов и сельскохозяйственных земель в необходимых объемах. Снижение потенциального ущерба на 70-80 процентов.

Завершение строительства защитных сооружений в населенных пунктах и переселение населения. Защита сельскохозяйственных земель с обоснованным удельным нормативом государственных вложений.

2012-2021


СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Защита населенных пунктов
Для защиты г. Читы необходимо дополнительно к существующим построить вдоль рек Ингода и Чита 25 км ограждающих дамб, 4 км берегоукрепления, ряд гидротехнических сооружений и реконструировать мост через р. Чита, не обеспечивающий пропуск проектного расхода.
Для защиты других городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов следует построить: 1 286 км защитных дамб (в том числе - 226 км с креплением от размыва), 437 км придамбовых коллекторов, 363 км нагорных каналов, 105 км берегоукрепления; для отвода дождевого стока и фильтрационных вод с защищаемой территории необходимо 137 насосных станций.
В связи с тем, что ко многим населенным пунктам примыкают сельскохозяйственные угодья, их защита осуществляется в едином комплексе. Общая площадь одновременно защищаемых сельскохозяйственных угодий составляет 47 790 га.
Состав мероприятий по защите населенных пунктов в районах области представлен в таблице:


Районы

На се лен ных пун ктов

Защищаемая площадь, га

Дамбы, км

Придам -бовые каналы, км

Нагор ные каналы, км

Бере- гоук- репле- ние, км

Насо сные стан ции, шт.

общая

с/х угодий

застройки





Акшинский

5

1400

960

440

32,30

8,9

3,3

6,8

7

Александрово- Заводский

3

761

330

431

21

5,2

7,9

0,0

6

Балейский

29

3956,5

2657

1299,5

131,9

16,0

9,2

11,7

3

Борзинский

2

1690

1570

120

25,9

9,2

6,2

0,0

0

Газимуро- 3аводский

11

3069

2525

544

59

37,1

18,6

0,0

6

Каларский

6

935

767

168

32,8

24,9

6,4

1,7

7

Калганский

1

2858

2824

34

15,00

14,1

12,3

0,0

1

Карымский

7

1852

1586

266

45,3

18,5

8,1

0,0

4

Краснокаменский

2

124

0

124

5,2

0,0

0,0

3,9

3

Красночикойский

19

10221

9280

941

154,03

37,9

45,4

20,1

11

Кыринский

1

1240

1100

140

20,20

20,2

5,1

0,0

0

Нерчинский

6

1422

530

892

43,2

4,8

7,5

3,4

2

Нерчинско- Заводский

7

2840

2505

335

47,8

33,6

20,7

0,0

4

Оловяннинский

4

1890

850

1040

36,6

10,9

23,2

0,0

5

Ононский

4

1630

1330

360

42,70

29,0

10,7

8,3

4

Петровск- Забайкальский

14

5763

4503

1260

107,9

57,8

34,4

1,5

16

Приаргунский

2

1357

1272

85

16,3

10,0

7,5

1,6

1

Сретенский

17

3534

2225

1309

77,5

9,0

38,3

13,6

10

Тунгиро- Олекминский

1

150

140

10

6,00

6,0

2,4

0,0

0

Тунгокоченский

3

136

0

136

6

0,0

2,5

1,5

4

Улетовский

9

5327

1350

1067

56

3,1

15,0

0,0

11

Хилокский

12

4171

2199

1972

84,6

14,0

32,3

0,7

13

Чернышевский

6

2080

904

1176

55,8

23,3

7,6

0,0

4

Читинский

14

3794

2477

1317

79,7

16,5

15,8

10,2

12

Шелопугинский

3

180

40

140

7,7

1,7

0,0

4,6

0

Шилкинский

9

7190

3866

3324

75,9

25,0

22,4

15,5

3

Всего по области

197

69570,5

47790

18930,5

1286,33

436,7

362,8

105,1

137


ЗАЩИТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ

ЗАЩИТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ


При защите земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено осуществление мероприятий в отношении не только существующих, но и перспективных сельхозугодий. Их общая площадь составляет 124 630 га (с учетом земель сельскохозяйственного назначения, защищаемых одновременно с населенными пунктами). В первую очередь защите подлежат существующие угодья, а перспективные для освоения обеспечиваются защитой по мере появления реального спроса на землю.
Показатели мероприятий по защите сельскохозяйственных земель приведены в таблице:

Районы

Защищаемая площадь, га

Дамбы, км

Придам- бовые каналы, км

Нагорные каналы, км

Бере- гоук- репле- ние, км

Насос ные стан ции, шт

Акшинский

3350

59,4

46,3

27,2

1,5

0

Александрово- Заводский

4044

35,3

31,6

21,9

0,0

0

Балейский

2080

59,5

20,7

18,1

2,5

2

Борзинский

6900

121,8

63,1

59,2

3,3

1

Газимуро- Заводский

7077

99,3

88,6

48,5

3,5

0

Каларский

625

9,4

9,3

5,8

0,0

0

Калганский

1804

27,1

20,8

15,5

0,0

0

Карымский

1110

27,5

12,4

9,8

2,0

1

Красночикойский

4373

61,3

46,7

45,5

0,7

0

Кыринский

4950

71,5

59,7

36,3

4,0

2

Нерчинский

4290

58,7

52,5

25,9

0,0

4

Нерчинско- Заводский

1625

24,6

15,4

13,2

0,0

0

Оловяннинский

930

26,3

10,0

3,5

0,0

3

Ононский

2210

57,9

39,1

11,8

1,2

3

Петровск- Забайкальский

270

12,0

12,0

0,0

0,0

2

Приаргунский

4724

62,8

62,1

31,8

0,0

0

Об областной целевой программе "Защита от наводнений населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Читинской области на 2002-2021 годы". Утратил силу с 01 января 2009 года

Название документа: Об областной целевой программе "Защита от наводнений населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Читинской области на 2002-2021 годы". Утратил силу с 01 января 2009 года

Номер документа: 331-ЗЧО

Вид документа: Закон Читинской области

Принявший орган: Читинская областная Дума

Статус: Недействующий

Опубликован: "Читинский областной вестник", №№ 1-2, 1 января 2002 года
Дата принятия: 28 ноября 2001

Дата начала действия: 01 января 2002
Дата окончания действия: 01 января 2009
Дата редакции: 19 декабря 2007