РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Об областной целевой программе "Неотложные меры по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия
населения Читинской области" на 2002-2006 годы

____________________________________________________________________

Действие подпунктов  5.1.1, 5.1.4, 5.1.5, 5.1.8, 5.1.9, 5.1.11, 5.1.12, 5.2.1, 5.2.3, 5.3.3-5.3.5, 5.3.7, 5.3.11, 5.3.13, 5.3.14, 5.3.16, 5.4.1, 5.4.3-5.4.5, частично 5.5.1-5.5.7, 5.6.1, 5.6.2 раздела 5 перечня мероприятий программы в части финансирования из областного бюджета в 2006 году на сумму 2814,7тыс рублей приостанавливается в 2006 году на основании Закона Читинской области "О внесении изменений в Закон Читинской области "Об областном бюджете на 2006 год" от 19 апреля 2006 года № 788-ЗЧО (Приложение № 38)

____________________________________________________________________

Принят
Читинской областной Думой
19 сентября 2001 года.

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области" на 2002-2006 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

     Председатель областной Думы
     А.Ф.Эпов.

     г. Чита
     19 сентября 2001 года

     № 309-ЗЧО


Приложение
к Закону Читинской области "Об областной целевой программе
"Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения Читинской области"
на 2002-2006 годы"
от 19.09.2001 № 309-ЗЧО

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Неотложные меры по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия
населения Читинской области" на 2002-2006 годы

    

Наименование программы

Областная целевая программа "Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области" на 2002-2006 годы (далее - программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Постановление Главы Администрации Читинской области от 26.03.2001 № 182 "О разработке областной целевой программы "Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области" на 2002-2006 годы".

Дата утверждения программы

Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Неотложные меры по обеспечению   санитарно- эпидемиологического   благополучия   населения   Читинской   области"   на
2002-2006 годы от 19.09.2001 № 309-ЗЧО

Государственный заказчик программы

Комитет экономики Администрации Читинской области.

Основной разработчик программы

Федеральное государственное учреждение (ФГУ) "Центр государственного
санитарно- эпидемиологического надзора в Читинской области".

Цель    и    задачи    программы,    важнейшие    целевые показатели

 Цель:
     - стабилизация санитарно- эпидемиологической обстановки, включающая в том числе:
     - снижение групповых инфекционных заболеваний (вспышек) и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
     - предупреждение завоза и распространения на территории области особо опасных инфекционных заболеваний;
     - снижение влияния неблагоприятных факторов среды обитания на состояние здоровья населения, предусматривающее:
     обеспечение безопасности продовольственного сырья и продуктов питания, предупреждение алиментарно-зависимых заболеваний;
     обеспечение безопасности питьевой воды;
     снижение уровня облучения населения и производственного персонала от природных и техногенных источников ионизирующего излучения.
     Задачи:
     - создание и развитие системы информирования населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
     - развитие государственной системы социально-гигиенического мониторинга;
     - совершенствование системы организационного построения и сети учреждений госсанэпидслужбы;
     - реализация кадровой политики.

Сроки реализации программы

2002-2006 годы.

Перечень основных мероприятий

Мероприятия по предупреждению инфекционной заболеваемости.
Обеспечение безопасности питьевой воды.
Мероприятия   по   улучшению   структуры   питания   и   здоровья   населения   в   развитие   Концепции государственной политики в области здорового питания населения России до 2005 года.
Мероприятия   по   снижению  уровней   облучения   населения   и   производственного   персонала   от природных и техногенных источников ионизирующего излучения.
Мероприятия по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья населения и среды обитания человека.
Развитие системы информирования населения о санитарно-эпидемиологической обстановке.

Исполнители основных мероприятий

ФГУ "Центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора в Читинской области"
Комитет здравоохранения Администрации Читинской области,
ГУЗ "Областной консультативно-диагностический центр для детей",
Читинский институт природных ресурсов СО РАН, Читинская противочумная станция (Читинская ПЧС),
лечебно-профилактические учреждения.

Объемы и источники финансирования

22405,8 тысяч рублей из средств областного бюджета, собственные средства лечебно- профилактических учреждений (по договорам).

Ожидаемые конечные результаты

 Разработка и внедрение комплекса эффективных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
     обеспечение своевременно и в полном объеме мероприятий по локализации и ликвидации вспышечной и групповой инфекционной заболеваемости;
     уменьшение (ограничение) вредного влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения;
     снижение уровня заболеваемости населения, связанного с дефицитом важнейших микронутриентов (йод, селен, фтор, железо и др.);
     снижение частоты и уровня загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов различными контаминантами в зависимости от условий их производства по области;
     обеспечение населения области питьевой водой, отвечающей требованиям СанПиН 2.1.2.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества";
     совершенствование и обеспечение эффективной деятельности автоматизированной информационной системы управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения;
     сохранение и укрепление здоровья населения, формирование и поддержка позитивных изменений в образе жизни через обеспечение населения достоверными медико-гигиеническими знаниями;
     совершенствование качества и эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
сохранение и улучшение кадрового обеспечения службы.

Система организации контроля за исполнением программы

Ежегодное рассмотрение вопросов по реализации программы на коллегиях ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" и Комитета здравоохранения Администрации Читинской области.
 Ежегодный отчет исполнителей программы на заседании Координационного совета по социальному развитию Администрации Читинской области.
 Ежеквартальное представление в Администрацию Читинской области отчета об использовании средств и мероприятиях по реализации программы ее исполнителями.

     

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Утвержденная постановлением Читинской областной Думы от 05.02.98 № 28 целевая программа "Первоочередные мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области на 1998-2000 годы" не выполнена в полном объеме из-за крайне недостаточного финансирования. Финансирование программы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения составило за 3 года 4,4 % от утвержденной суммы. Несмотря на отсутствие финансовых средств, на базе ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" созданы и эксплуатируются элементы информационной системы управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, ведется мониторинг инфекционной заболеваемости, качества питьевой воды и молочной продукции. С 1999 года начаты работы по сбору и обработке показателей II этапа системы социально-гигиенического мониторинга. Издается ежегодный Государственный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Читинской области". Выпускается ежеквартальный информационный бюллетень "Среда обитания и здоровье населения Читинской области". За счет сил и средств ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" проводились комплексные эпидемиологические, санитарно-микробиологические и санитарно-гигиенические исследования питьевой воды, воды открытых водоемов. Внедрены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.559-96 "Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения".

С целью совершенствования системы гигиенической оценки продукции, товаров и производств в ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" разработано и внедрено в эксплуатацию программное средство "Автоматизированный программно-аппаратный комплекс по гигиенической оценке продукции".

Начаты работы по изучению фтор-йод-селено-дефицитных состояний населения области.

Проводилось изучение эпизоотической активности и эпидемиологической значимости природных очагов инфекционных заболеваний. Осуществлялся лабораторный контроль воды открытых водоемов на наличие холерного вибриона.

На автопереходах через государственную границу и в аэропорту г.Читы продолжали функционировать 4 санитарно-карантинных пункта (СКП). Материально-техническое обеспечение СКП, как и предусмотренные программой мероприятия по профилактике природно-очаговых, зооантропонозных инфекций из областного бюджета не финансировалось, что не позволило провести профилактическую работу в необходимых объемах.

Прогноз по природно-очаговым инфекциям на предстоящий период неблагоприятный. В области зафиксирован рост заболеваемости клещевым энцефалитом, боррелиозом, клещевым сыпным тифом, зарегистрированы случаи заболеваний геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, имели место групповые заболевания иерсиниозами.

На протяжение 90-х годов в Читинской области продолжалось обострение медико-демографической ситуации. Численность населения области сокращается и на 1 января 2001 года она составила 1249,5 тыс. человек. Естественные потери населения в 2000 г. составили 3208 человек. Число умерших превысило число родившихся на 23 %.

Остается крайне напряженной ситуация по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой. Удельный вес источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарным нормам, составляет 34,3 %, в т.ч. по источникам коммунальных водопроводов - 31,25 %, по источникам ведомственных водопроводов - 15 %. По данным лабораторных исследований, проведенных центрами госсанэпиднадзора в районах области и в г. Чите, 13,75 % проб воды из разводящей сети не отвечали гигиеническим нормам по микробиологическим показателям, 31 % - по санитарно-химическим показателям. Произошло значительное, в сравнении с 1999 годом, ухудшение качества питьевой воды.

Высокая степень эпидопасности систематически регистрируется на 9 водопроводах, что составляет 20% от общего количества водопроводов. Особенно неудовлетворительное положение складывается в Оловяннинском, Забайкальском, Сретенском, Балейском и Хилокском районах, где ситуация по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой неоднократно приобретала чрезвычайный характер.

В области продолжает оставаться высоким уровень загрязнения открытых водоемов. В результате хозяйственной деятельности в реки и озера области было сброшено 486,3 млн.м

По-прежнему большинство эксплуатирующихся очистных сооружений не обеспечивает нормативную очистку загрязненных стоков, что объясняется как недостаточным финансированием мероприятий для поддержания очистных сооружений в рабочем состоянии и отсутствием в ряде случаев производственных ведомственных лабораторий. В связи с этим центры госсанэпиднадзора вынуждены брать на себя еще и функции производственных лабораторий со всеми необходимыми финансовыми затратами.

Отсутствие системы мониторинга земель не позволяет представить в целом картину состояния деградированных, загрязненных земель и земель, требующих консервации или ограниченного использования. В соответствии с постановлением Главы Администрации Читинской области от 05.03.98 № 189 "О мерах по улучшению безопасности и экологической обстановки на бывшем Шерловогорском ГОКе, на территории расположения других горнодобывающих предприятий" ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" проводит изучение загрязнения питьевой воды, воды открытых водоемов, пищевых продуктов и овощей, выращенных в зоне влияния горнодобывающих и теплоэнергетических объектов. Для выявления зон техногенного загрязнения объектов окружающей среды, оценки транслокационного переноса солей тяжелых металлов и токсических химических веществ в растениеводческую и животноводческую продукцию разработана и реализуется программа лабораторных исследований. В мониторинг включены 24 населенных пункта в 16 районах области. Анализ проб воды, образцов почвы, овощей, животноводческой продукции показывает, что содержание в объектах внешней среды свинца, кадмия, меди, цинка, мышьяка значительно превышает предельно допустимые концентрации.

Загрязнение атмосферного воздуха селитебных территорий является одним из факторов риска для здоровья населения. Оценивая в целом санитарное состояние воздушного бассейна населенных мест в Читинской области следует отметить, что оно не сопровождается стабилизацией. Проводимые ФГУ "Центром госсанэпиднадзора в Читинской области" исследования показывают, что отсутствует динамика снижения уровня загрязнения воздушного бассейна г.Читы взвешенными веществами, диоксидом серы, диоксидом азота, сероводородом, фенолом, сажей, формальдегидом.

Несмотря на систематический надзор и контроль за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны госсанэпидслужбы и других контролирующих органов, не удалось добиться улучшения их качества.

На протяжение последних пяти лет отмечается увеличение удельного веса нестандартных проб пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям с 9,4 % (1996 г.) до 10,3% (2000 г.). Лидирующее место занимает алкогольная продукция - 33,0 %.

В пищевых продуктах обнаруживаются токсичные элементы: мышьяк - 0,9 %, кадмий - 0,7 %, свинец - 0,9 % и нитраты - 1,7 %.

В 2000 году органами Госсанэпиднадзора забраковано 1507 партий некачественного и опасного для здоровья продовольственного сырья и пищевых продуктов в объеме 108,9 тонн, в том числе импортируемых - 177 партий в объеме 7,4 тонны.

Ухудшилось качество и структура питания населения. По сравнению с 1996 годом в 2000 году снизилось потребление биологически ценных продуктов питания, таких как молоко и молочные продукты на 26,2 кг в год, мясо и мясопродукты - на 5,6 кг, в то же время возросло потребление хлеба и хлебобулочных изделий на 30,2 кг, сахара и кондитерских изделий - на 8,2 кг. Более 20% населения испытывает дефицит энергии и белка. Дефицит витамина "С" составляет 60-70%. Наблюдается недостаток минеральных веществ, особенно йода и селена. Область относится к гиперйоддефицитной провинции. Постоянный дефицит йода в объектах окружающей среды при несбалансированности питания приводит к широкому распространению среди населения эндемического зоба, который регистрируется во всех районах области. Показатели заболеваемости эндемическим зобом среди подростков составляют 13,0%, взрослых- 7,8%, детей- 3,8%.

В последние 20 лет в области свернуто производство биологически ценных пищевых продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами. Для того, чтобы преодолеть дефицит микронутриентов, необходимо наладить в области производство обогащенных продуктов питания.

Проблемой для области является радиационная и экологическая обстановка. Она крайне специфична и в ряде районов оценивается как неблагополучная. Это связано как с высоким естественным радиационным фоном за счет выхода на поверхность земли урановых рудопроявлений, ураново-ториевых минерализаций, которых насчитывается более трехсот, так и с техногенным загрязнением от рудодобывающих и рудоперерабатывающих предприятий. Радиационное облучение населения происходит от естественных (природных) источников ионизирующего излучения, особенно радона и его дочерних продуктов распада. Вклад его составляет до 80% от общей дозы облучения. При обследовании объектов социально-бытового назначения в г. Балее выявлено 18 объектов с мощностью экспозиционной дозы 170-800 мкр/час., в санитарно-защитной зоне Приаргунского горно-химического объединения находится пос. Октябрьский Краснокаменского района, население которого подлежит отселению из радиационно опасного жилья.

В области сохраняется напряженная эпидемиологическая обстановка. Ежегодно регистрируется более 165 тыс. инфекционных заболеваний, экономический ущерб от которых составил только в 2000 году около 150 млн. рублей.

В 2000 году произошел рост заболеваемости вирусным гепатитом А - в 4,8 раза. На 15,4 % выше среднего уровня остается заболеваемость острыми кишечными инфекциями. Зарегистрировано 17 вспышек этих болезней среди населения, в детских, образовательных и медицинских учреждениях с общим числом пострадавших 545 человек, 80% вспышек связано с водным характером передачи инфекции.

Сохраняется угроза завоза на территорию области особо опасных заболеваний из неблагополучных по чуме и холере Монголии и Китая.

Продолжает оставаться неблагополучной эпидемиологическая обстановка в лечебно-профилактических учреждениях области.

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ и с учетом неудовлетворительного выполнения мероприятий областной целевой программы "Первоочередные мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области на 1998-2000 годы".  

     2. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

          Цель: стабилизация санитарно-эпидемиологической обстановки, в том числе:

- снижение групповых инфекционных заболеваний (вспышек) и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

- предупреждение завоза и распространения на территории области особо опасных инфекционных заболеваний;

- снижение влияния неблагоприятных факторов среды обитания на состояние здоровья населения, предусматривающее:

обеспечение безопасности продовольственного сырья и продуктов питания, предупреждение алиментарно-зависимых заболеваний;

обеспечение безопасности питьевой воды;

снижение уровня облучения населения и производственного персонала от природных и техногенных источников ионизирующего излучения.

Задачи:

- создание и развитие системы информирования населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и проводимых санитарно-противоэпидемиологических мероприятиях;

- развитие государственной системы социально-гигиенического мониторинга;

- совершенствование системы организационного построения и сети учреждений госсанэпидслужбы;

- реализация современной кадровой политики.

Реализация мероприятий программы рассчитана на 2002 - 2006 годы.

     3. РЕСУРСНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ   ПРОГРАММЫ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
     И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Основными источниками ресурсного обеспечения программы являются областное бюджетное финансирование, собственные средства лечебно-профилактических учреждений (по договорам).

На реализацию программы предусматривается из средств областного бюджета -22405,8 тыс. рублей.

Текущее управление и контроль реализации программы осуществляется Координационным советом по социальному развитию Администрации Читинской области и Комитетом экономики Администрации Читинской области.

Заказчиком ежегодно, с учетом выделенных на реализацию программы бюджетных средств, уточняются затраты на программные мероприятия, при необходимости вносятся в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.

В соответствии с уточненными объемами финансирования программы ежегодно рабочей группой разрабатывается план мероприятий по реализации программы и распределению финансовых средств. Указанный план утверждается председателем Комитета экономики Администрации Читинской области.

Контроль ведется на основании государственной статистической отчетности, заключенных договоров (контрактов, соглашений) и включает:

- контроль за целевым и эффективным использованием выделенных средств;

- контроль за соблюдением сроков  и  качества выполнения запланированных мероприятий.

Исполнители программы представляют в Администрацию Читинской области ежеквартально статистическую и аналитическую информацию о ходе работ по программе и использованию финансовых средств.

     4. ОЦЕНКА  ЭФФЕКТИВНОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Выполнение намеченных мероприятий позволит:

- разработать и внедрить комплекс эффективных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в результате чего предупредить и снизить инфекционную заболеваемость и массовые неинфекционные заболевания (отравления);

- обеспечить своевременно и в полном объеме мероприятия по локализации и ликвидации групповых инфекционных заболеваний (вспышек);

- снизить уровень заболеваний, связанных с дефицитом важнейших микронутриентов;

- разработать мероприятия по снижению частоты и уровня загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов;

- снизить лучевую нагрузку на человека;

- обеспечить население области доброкачественной питьевой водой;

- усовершенствовать базу автоматизированной информационной системы управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения;

- реализовать программу второго этапа социально-гигиенического мониторинга.

Предполагаемый экономический эффект от реализации программы за 5 лет составит 172 млн. 935 тысяч рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»