Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2003 года N 6-А/п

Об утверждении областной целевой программы Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)

г. Чита

{Утратило силу:

по истечении срока действия}

{Изменения и дополнения:

Постановление Администрации Читинской области N 316-А/п от 28.10.2003 года НГР: ru75000200300317}

{См. также:

действие частично приостановлено в 2004 году

Постановление Администрации Читинской области N 1-А/п от 09.01.2004 г. НГР: ru75000200400001}

действие частично приостановлено в 2005 году

Постановление Администрации Читинской области N 37а-Ап от 15.02.2005 года НГР: ru75000200500071}

В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области от 28.02.2002 N 349-ЗЧО "Об Администрации Читинской области" и Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 N 91, с целью улучшения жилищных условий граждан Читинской области, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, Администрация Читинской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую Программу "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)" (далее - Программа).

2. Комитету по финансам Читинской области (Б.В.Аюшиев) рассмотреть вопрос об источниках финансирования Программы в процессе исполнения областного бюджета текущего года.

3. Комитету экономики Читинской области (Т.И.Майзлингер) и Комитету по финансам Читинской области (Б.В.Аюшиев) при формировании областного бюджета на 2004-2005 годы включать Программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом году, с учетом возможностей областного бюджета.

4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Читинской области разработать и утвердить соответствующие целевые программы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по транспорту, дорожному хозяйству, промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Н.И.Семенова.

6. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.

Глава Администрации (Губернатор)
Р.Ф.Гениатулин


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Администрации

Читинской области

14.01.2003 г. N 6-А/п

Областная целевая программа "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)"

ПАСПОРТ областной целевой программы

"Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)"


Наименование Программы

Областная целевая программа "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)" (далее Программа).

Дата принятия решения о разработке Программы

Постановление Администрации Читинской области от 29.10.2002 N 251- А/п "О разработке областной целевой программы "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)".

Дата утверждения Программы

Постановление Администрации Читинской области "Об утверждении областной целевой программы "Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003 -2005 годы)" от 14.01.2003 N 6-А/п

Заказчик Программы

Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области.

Основной разработчик Программы

Федеральное государственное унитарное предприятие "Центр нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве".

Цель и задачи Программы

Основной целью Программы являются:
 - обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания.
 Задачи Программы:
 - подготовка условий и разработка механизма для переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания;

 - обеспечение формирования обязательств собственника жилищного фонда относительно его технического состояния в случае непредвиденных техногенных и иных явлений.

Сроки и этапы реализации Программы

2003-2005 годы.

Переч ень основных мероприятий Программы

Подготовка нормативно-правовой базы;
строительство нового жилья;
реконструкция существующего ветхого фонда;
ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда.

Исполнители основных мероприятий Программы

Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Читинской области, организации, определяемые на конкурсной основе.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования - 401,520 тыс.рублей,
 в т.ч.:
 федеральный бюджет - 150000 тыс.рублей;

 областной бюджет - 60230 тыс.рублей;

 местные бюджеты - 72280 тыс.рублей;

 внебюджетные источники - 119010 тыс.рублей.
 Мероприятия Программы и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Переселение до 2005 года из аварийного жилищного фонда более 3903 граждан с предоставлением более 70,2 тыс.кв.м общей площади жилья.
 Разработка механизмов привлечения внебюджетных ресурсов в решении социальных проблем.
 Выполнение государственных обязательств по переселению граждан из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за своевременным и полным проведением мероприятий Программы осуществляют в установленном порядке Комитет экономики Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по транспорту, дорожному хозяйству, промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству и строительству.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Значительная часть жилищного фонда Читинской области сегодня не удовлетворяет потребности населения не только по объему, но и по своим качественным характеристикам. Суммарная площадь жилищного фонда Читинской области, техническое состояние которого не соответствует стандартам проживания, составляет 0,4% от всего жилищного фонда области (по данным формы N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде", утвержденной постановлением Госкомстата России от 16.08.1999 N 75). В целом в области насчитывается 6567 ветхих и аварийных зданий. Отнесение жилищного фонда к ветхому и аварийному производится на основании "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания" утвержденного приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 N 529:

- для полносборных, кирпичных и каменных зданий - при физическом износе строительных конструкций и инженерного оборудования свыше 70%;

- для деревянных зданий и зданий со стенами из местных материалов - при износе свыше 65%.

Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья имеет ветхий жилищный фонд - 86,4%, аварийный - 13,6%. Основная доля жилья, непригодного для проживания, расположена в городской местности - 66,5%, в сельской местности она составляет 33,5%. Особенно сложна проблема ветхого жилищного фонда в ряде городов и сельских пунктов области, где за последнее десятилетие резко сократились объемы производства.

Площадь ветхих и аварийных строений в 5 раз превышает объемы годового ввода в действие жилых домов в Читинской области. Процесс ликвидации непригодного для проживания жилья протекает медленно. Начиная с 1998 года в среднем за год по ветхости и аварийности выбывало около 40 тыс.кв.м (схема 1).

Схема 1

Жилищный фонд области характеризуется наличием деревянных домов постройки 1910-1930-х и 1940-1950-х годов со 100-процентным износом, дальнейшее проживание в которых практически невозможно ни по санитарным, ни по социальным нормам жизни. В городских населенных пунктах и сельской местности имеется большое число каменных домов сравнительно недавней постройки, находящихся в аварийном состоянии. Если факт крайней ветхости деревянных домов, эксплуатировавшихся с первых десятилетий XX века, объясним, то наличие большого количества каменных зданий сравнительно недавней постройки, находящихся в аварийном состоянии, свидетельствует о том, что в вопросах проектирования, строительства и особенно эксплуатации этих строений были допущены серьезные просчеты:

- строительство жилищного фонда на территориях, подвергающихся затоплению реками Ингода (Читинский, Шилкинский, Улетовский, Карымский районы), Чита (г. Чита, Читинский район);

- нарушение правил эксплуатации объектов, непринятие эксплуатационными службами оперативных мер по устранению многочисленных утечек в системах водоснабжения, канализации и теплоснабжения;

- отсутствие системы ливневой канализации в Читинской области;

- применение некачественных строительных материалов;

- за последние 10-15 лет капитальный ремонт жилых зданий практически не проводился, что еще более усилило процесс ветшания жилищного фонда.

Совокупность указанных обстоятельств привела к тому, что грунты оснований фундаментов обводнены и затоплены, происходит неконтролируемое оттаивание вечной мерзлоты. Это ведет в конечном итоге к неравномерным просадкам грунтов, вызывая появление недопустимых трещин и разрушений в цокольных конструкциях каменных зданий, подтопление и гниение цоколей деревянных строений.

Более подробные сведения о распределении существующего ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации в рамках настоящей Программы, по формам собственности на жилые помещения приведены на схеме 2.

Схема 2

Распределение существующего ветхого и аварийного жилищного фонда по структуре жилых зданий и формам собственности на жилые помещения в них имеет следующие тенденции:

- наибольшую долю в данном фонде составляет жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной собственностью в малоэтажном (до 5 этажей) жилищном фонде - около 56,5%;

- достаточно велика также доля приватизированных квартир в данном фонде - около 25,5%;

- в период становления рынка реструктурированные предприятия и организации, министерства и ведомства потеряли контроль над технической эксплуатацией своего ведомственного фонда, и процесс его обветшания усилился. В общей структуре ветхого и аварийного жилищного фонда ведомственный жилищный фонд занимает около 18%;

- в меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше 5 этажей) жилые здания.

За период реализации Программы планируется ликвидировать 49,0 тыс.кв.м ветхого и аварийного жилья, за счет реализации других целевых программ и мероприятий - 175,7 тыс. кв. м.

Частично проблема ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда решается в рамках действия Федерального закона от 25.07.1998 N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в том числе строительство жилья взамен ветхого в зоне БАМа. За период с 1996 года из федерального бюджета на строительства жилья взамен ветхого в зоне БАМа (пос. Чара) было выделено 19,7 млн.руб. По состоянию на август 2001 года строительство 5-этажного типового дома, которое финансировалось в рамках действия данного Закона, не завершено.

Читинская область не обладает достаточной нормативной, правовой и методической базой, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Постановлением Читинской областной Думы от 01.10.1997 N 184 была установлена социальная норма площади жилья - 18 кв. м общей площади жилья на 1 члена семьи из 3 и более человек, 42 кв. м - на семью из 2 человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан. В соответствии с указанными нормативами необходимо построить и реконструировать в рамках реализации настоящей Программы 70,25 тыс.кв.м жилья, что потребует финансирования в объеме 401,52 млн. рублей на строительство и реконструкцию жилищного фонда на период с 2003 по 2005 годы, в том числе:

- 150000 тыс.руб. из федерального бюджета,

- 60230 тыс.руб. из областного бюджета,

- 72280 тыс.руб. из местных бюджетов,

- 119020 тыс.руб. за счет внебюджетных источников.

Таким образом, на основании анализа состояния ветхого и аварийного жилищного фонда можно сделать следующие выводы:

1. В составе жилищного фонда области объем ветхого и аварийного жилищного фонда в рамках Программы составляет 49,0 тыс.кв.м, в котором проживает 0,3% всего населения Читинской области.

2. По формам собственности, ветхий и аварийный жилищный фонд состоит из:

- государственного жилищного фонда - 8,82 тыс.кв.м;

- муниципального жилищного фонда - 27,69 тыс.кв.м;

- частного жилищного фонда - 12,49 тыс.кв.м.

3. В аварийном состоянии находится 1206 зданий.

4. Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилища удовлетворительного качества (в 2000 году 74% граждан Читинской области имели среднедушевой доход ниже уровня прожиточного минимума- 1276,93 руб.).

5. Частично проблема ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда решается в рамках действия других мероприятий и целевых программ, по которым планируется ликвидировать около 78% ветхого и аварийного жилья (схема 3):

- предоставление жилищных субсидий для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

- федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты";

- областная целевая программа "Свой дом";

- обеспечение жильем отдельных категорий граждан (участники локальных боевых действий, Великой Отечественной войны, многодетные семьи, молодые специалисты и т.д.).

Проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда необходимо решать программным методом. Одним из мероприятий областной целевой программы должна быть разработка соответствующей областной нормативно-методической базы, которая на сегодняшний день отсутствует.

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы


На основании вышеприведенных выводов были сформулированы основные цели и задачи Программы:

- обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания;

- переселение граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания, в благоустроенное жилье, приобретенное на вторичном рынке жилья или во вновь построенное благоустроенное жилье;

- ликвидация существующего аварийного и ветхого жилищного фонда до 2005 года.

В рамках реализации Программы необходимо решить следующие основные задачи:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»