Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 2002 года № 91-А/п

  

Об утверждении областной целевой программы
"Развитие начального профессионального образования
в Читинской области на 2002-2006 годы"



_____________________________________________________________
Утратило силу с 01 января 2007 года на основании постановления
Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 года № 316-А/п
______________________________________________________________


В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области от 28.02.2002 № 349-ЗЧО "Об Администрации Читинской области" и Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического     развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 № 91, в целях повышения эффективности функционирования системы начального профессионального образования в Читинской области Администрация Читинской области   


     постановляет:   


1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие начального профессионального образования в Читинской области на 2002-2006 годы" (далее - программа).

2. Комитету экономики Читинской области и Комитету по финансам Читинской области при формировании проекта областного бюджета на 2003-2006 годы включать программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом году, с учетом возможностей областного бюджета.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по социальным вопросам К.И.Карасева.

4. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.  


Глава Администрации (Губернатор)
Р.ГЕНИАТУЛИН  


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации Читинской области
12.07.2002 г. № 91-А/п

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие начального профессионального образования в
Читинской области на 2002-2006 годы"

(Утратила силу с 01 января 2007 года)



                              Паспорт областной целевой программы


 

Наименование программы   

 Областная целевая программа "Развитие начального профессионального образования в Читинской области на 2002-2006 годы" (далее -программа).  

 Дата принятия решения о разработке программы  

  

 Постановление Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 08.11.2001 № 630 "О разработке областной целевой программы "Развитие начального профессионального образования в Читинской области на 2002-2006 годы".  

  

 Дата утверждения программы  

  

 Постановление Администрации Читинской области "Об утверждении областной целевой программы "Развитие начального профессионального образования в Читинской области на 2002-2006 годы" от ___2002 № _____  

  

 Заказчик программы  

 Управление начального профессионального образования Читинской области.  

  

 Основной
разработчик
программы   

 Управление начального профессионального образования Читинской области.  

 Цели и задачи программы  

 Повышение эффективности функционирования системы начального профессионального образования и ее опережающего развития в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, более полное удовлетворение потребностей граждан в высококачественных профессиональных образовательных услугах и восполнение состава квалифицированных работников основных отраслей экономики области.
- Переход начального профессионального образования области на этап
 сбалансированного развития;
- расширение спектра образовательных услуг для различных категорий населения;
- внедрение новых технологий обучения;
- развитие и укрепление материально - технической базы учебных заведений;
- создание условий для социальной реабилитации и профессиональной адаптации молодежи Читинской области.  

 Сроки реализации программы   

 2002-2006 годы  

 Перечень основных мероприятий  

 1. Укрепление материально-технической базы вновь создаваемых филиалов и учебных центров.
 2. Обновление содержания профессионального образования и его учебно-методического, материального обеспечения.
 3. Обновление имеющейся учебно-материальной базы учебных заведений.
 4. Формирование условий для духовно-нравственного воспитания молодежи и ее физического развития.
 5. Развитие кадрового потенциала системы начального профессионального образования.
 6. Строительство и реконструкция зданий учреждений начального профессионального образования.  

  

 Исполнители основных мероприятий программы   

 Учебные заведения, Учебно-методический центр начального профессионального образования Читинской области и Производственно-хозяйственный центр начального профессионального образования Читинской области.  

 Объемы и источники финансирования программы  

  

     Объемы финансирования:
     Всего- 51290 тыс. рублей,
     в том числе за счет:  

  - областного бюджета - 30170 тыс. рублей;

  - местных бюджетов - 9000 тыс. рублей;

  - внебюджетных источников (собственные средства образовательных учреждений) -12120 тыс. рублей.  

  

 Ожидаемые результаты реализации программы  

  - Обеспечение предприятий и организаций области высококвалифицированными рабочими кадрами согласно потребностям на рынке труда;
  - повышение качества профессиональной подготовки учащихся за счет внедрения новых технологий обучения, укрепления и обновления учебно-материальной базы учебных заведений;
  - повышение профессионального мастерства и качества труда инженерно-педагогических и других работников учебных заведений и организаций начального профессионального образования Читинской области;
  - создание условий для формирования духовно-нравственной личности и физически развитого человека.

 Система   организации программы  

 Контроль за ходом выполнения мероприятий контроля за исполнением программы осуществляют Комитет экономики Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области, координирующий данные вопросы, в установленном порядке через заказчика программы - Управление начального профессионального образования Читинской области.  


      1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Система начального профессионального образования реализует важнейшую экономическую функцию государства - систематическое воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов. Вторая функция системы -социальная защита молодых людей. Доля выпускников 9 классов, поступающих в профессиональные училища, держится на уровне 20%. Молодые люди, выбирая эту форму обучения, раньше своих сверстников овладевают профессиональными навыками и обеспечивают себе место в будущей взрослой жизни. Тем самым реализуется функция их социальной защиты.

Еще одна функция начального профессионального образования, значение которой возрастает, - подготовка, переподготовка и повышение квалификации взрослого населения.

Обеспечивают перечисленное в Читинской области 31 учреждение начального профессионального образования, где обучается по данным на 1 января 2002 - 13024 учащихся, в том числе по дневной форме обучения - 12112 человек. В сфере начального профессионального образования сосредоточены значительные трудовые ресурсы. В профессиональных училищах работает более 1,5 тыс. преподавателей, мастеров производственного обучения, других категорий работников. В сложнейших условиях спада промышленного и

сельскохозяйственного производства 90-х годов в области сохранена сеть и учебно-производственная база учреждений начального профессионального образования, их отраслевая ориентация, постепенно восстанавливаются и расширяются деловые связи с работодателями, службами труда и занятости населения. Ежегодно в учреждениях начального профессионального образования подготавливается более 5000 квалифицированных рабочих кадров по 54 профессиям согласно утвержденному государственному перечню профессий. Занятость выпускников после окончания профессиональных училищ составляет в среднем 80-82%, в том числе 46-47% из них трудоустраиваются; 12-15% продолжают обучение; 18-19% призываются на военную службу; до 6% заняты в других сферах.

От общего числа выпускников, направленных на работу, 24% трудоустраивается в промышленности, 33% в сельском хозяйстве, по 15% в строительстве, транспорте, непроизводственной сфере. На учете в службах занятости в 2001 году состояло 178 выпускников профессиональных училищ разных лет выпуска.

Анализ занятости и трудоустройства выпускников за два-три последних года позволяет сделать вывод, что выпускники учреждений начального профессионального образования достаточно востребованы на предприятиях области, большинство из них находят себя в жизни.

В профессиональных училищах постоянно совершенствуется структура и содержание подготовки кадров с учетом потребности рынка труда области, усиливается социальная защищенность учащихся, детей-сирот, инженерно-педагогических работников, увеличиваются объемы учебно-производственной деятельности и платных образовательных услуг. Так, в 2000 году на содержание учебных заведений было направлено дополнительно к бюджетному финансированию 14317 тыс. рублей, в 2001 году 21311 тыс. рублей собственных средств, что составляет 14, 2% от сложившейся годовой сметы (149600 тыс. рублей) на содержание учреждений начального профессионального образования. В сельских профессиональных училищах не сокращены, а по ряду позиций увеличены объемы продукции растениеводства и животноводства. Расширяется

практика участия в укреплении учебно-материальной базы профессиональных училищ муниципальных образований и предприятий. Это Оловяннинский, Улетовский, Забайкальский, Приаргунский, Красночикойский, Шилкинский, Чернышевский, Кыринский, Нерчинский, Борзинский,

Петровск-Забайкальский районы, г.Балей, ОАО "Приаргунское производственное горно-химическое

объединение". Постоянную материальную поддержку углем, материалами, денежными средствами оказывает своему профессиональному училищу № 23 Агинский Бурятский автономный округ.

Федеральным бюджетом обеспечено полностью финансирование оплаты труда, коммунальных услуг, материальное обеспечение детей-сирот, выплаты стипендии учащимся. Из областного бюджета с 1998 года финансируются расходы на выплату дополнительного 20%-ного районного коэффициента работникам учреждений начального профессионального образования.

Несмотря на определенную стабильность в развитии системы начального профессионального образования, есть серьезные проблемы, которые необходимо решить для обеспечения опережающего развития начального профессионального образования в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.  

    

Проблемы:

1. В области существенно изменяется потребность в кадрах массовых профессий по номенклатуре и объему. Так, с 700 до 300 человек сокращается ежегодный объем подготовки кадров для предприятий Забайкальской железной дороги, на треть для предприятий сельского хозяйства. Сокращается до минимума объем подготовки кадров для Забайкальского горно-обогатительного комбината, Петровск-Забайкальского металлургического завода, отказался от услуг начального профессионального образования в подготовке кадров по военно-учетным специальностям Сибирский военный округ.

И наоборот; есть необходимость увеличения объема подготовки кадров для строительства, жилищно- коммунального хозяйства, лесной, горнодобывающей промышленности. Требуется подготовка специалистов по ремонту сложной бытовой техники и другим отраслям.

То есть нужна переориентация в подготовке кадров массовых профессий, а для этого требуется создание учебно - материальной базы под вновь открываемые профессии.

2. Из-за продолжительного недостаточного финансирования учебных заведений основные фонды сельских профессиональных училищ изношены на 80-90%, а станочный парк и оборудование в промышленных профессиональных училищах - на 70-80%.

Учебный процесс недостаточно оснащен учебной литературой, особенно по профессиональному циклу, инструментами, оргтехникой, другими средствами обучения, без чего невозможно обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовки выпускников.

3. Ожидаемый демографический спад ужесточит конкуренцию на рынке образовательных услуг, может привести к закрытию ряда учебных заведений начального профессионального образования. Поэтому требуется расширение образовательных услуг в системе начального профессионального образования через максимальную концентрацию переподготовки и повышения квалификации взрослого поколения, открытие филиалов, обучение инвалидов, незанятой молодежи, не имеющей основного общего образования, организацию на базе профессиональных училищ допрофессионального  обучения молодежи. Все это возможно за счет софинансирования этих образовательных услуг из бюджетов разных уровней - федерального, областного, местных.

4. Большинство обучающихся в системе начального профессионального образования - несовершеннолетние. Из них 3706 человек (30%) воспитываются в неполных и 6510 (55%) в неблагополучных семьях. Кроме того, в группу социального риска входит ежегодно 604 учащихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Организация досуга учащихся, их охват кружковой работой, спортивными секциями, другой внеурочной занятостью составляет не более 32%. Причина малой занятости та же - отсутствие финансирования оплаты труда педагогов дополнительного образования и недостаточность материальной базы по внеурочной занятости.

5. Количество вакантных мест в учреждениях начального профессионального образования составляет: преподаватели профессионального цикла - 30%, мастера производственного обучения - 20%. Несмотря на то, что по сравнению с прошлыми годами есть тенденция к сокращению текучести кадров и увеличению числа работников, имеющих высшее и среднеспециальное образование, в целом проблема кадрового обеспечения в системе остается острой.

6. Также необходимо за счет нового строительства или реконструкции неиспользованных зданий решить проблему нехватки ученических мест в профессиональных училищах гг.Нерчинска, Балея, п.Кокуй.

7. Стоимость тепловой энергии в профессиональном училище № 3 г.Хилка составляет 7384 тыс. рублей в год, профессиональном училище № 9 п.Калангуй - 1944 тыс. рублей. Поэтому рациональнее в этих учебных заведениях иметь свои котельные, содержание которых обойдется в несколько раз дешевле. С учетом развития поселков встанет вопрос открытия профессиональных училищ в пп.Ясногорск, Забайкальск, с.Кыра.

Программа развития начального профессионального образования Читинской области направлена на решение изложенных проблем.  


     2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

Целью программы является повышение эффективности функционирования системы начального профессионального образования и ее опережающее развитие в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, более полное удовлетворение потребностей граждан в высококачественных профессиональных образовательных услугах и восполнение состава квалифицированных работников основных отраслей экономики области.

В рамках реализации программы необходимо решить следующие основные задачи:

- переход начального профессионального образования области на этап сбалансированного развития;

- расширение спектра образовательных услуг для различных категорий населения;  

- внедрение новых технологий обучения;  

- развитие и укрепление материально-технической базы учебных заведений;

- создание условий для социальной реабилитации и профессиональной адаптации молодежи Читинской области.

Реализация программы рассчитана на 2002-2006 годы.  


     3. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование областной программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Потребность в финансировании реализации программы составляет 50820 тыс. рублей, в том числе за счет:  

    - областного бюджета - 30220 тыс. рублей;
    - местных бюджетов - 8480 тыс. рублей;  

- внебюджетных источников - 12120 тыс. рублей.

Главным распорядителем средств областного бюджета является Управление начального профессионального образования Читинской области, которое несет ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством.

    4. Механизм реализации программы  

Механизм реализации программы предполагает ежегодное уточнение объемов мероприятий, сроков их выполнения. Ход реализации программы рассматривается на заседаниях коллегии Управления начального профессионального образования Читинской области, совете директоров профессиональных училищ с последующим представлением информации в Комитет экономики Читинской области, заместителю Главы Администрации (Губернатора) Читинской области, координирующему данные вопросы, Администрации Читинской области.

     5. Управление реализацией программы и контроль за ходом её выполнения

Управление реализацией программы осуществляет заказчик программы -Управление начального профессионального образования Читинской области. Заказчик программы с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей. При необходимости вносит предложения о продлении срока реализации программы и внесении изменений в действующую программу. Заказчик программы представляет:

- ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, в Комитет экономики Читинской области справочную и аналитическую информацию о ходе реализации программы;

- ежегодно до 5 января представляет в Комитет экономики Читинской области и в Комитет по финансам Читинской области доклады о ходе выполнения работ по программам и эффективности

использования финансовых средств за отчетный год.

Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Комитет экономики Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области, координирующий данные вопросы, в установленном порядке через заказчика программы - Управление начального профессионального образования Читинской области.


6. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации программы

Реализация мероприятий программы позволит:

- обеспечить предприятия и организации области высококвалифицированными кадрами согласно потребностям на рынке труда;

- повысить качество подготовки учащихся за счет внедрения новых технологий обучения в учебный процесс;

- расширить перечень образовательных услуг в системе начального профессионального образования;

- обновить сельхозтехнику, оборудование, оргтехнику для оснащения учебных кабинетов и производственных мастерских, учебных заведений и организаций начального профессионального образования области;

- повысить профессиональное мастерство и качество труда педагогических, инженерно-педагогических и других работников учебных заведений     и организаций начального профессионального образования области;

- создать условия для формирования духовно-нравственной личности и физически развитого человека;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»