Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 августа 2002 года № 132-А/п


О Концепции создания службы спасения "01" Читинской области

__________________________________________________________
Утратило силу с 13 апреля 2010 года на основании постановления
Правительства Забайкальского края от 01 апреля 2010 года № 123
__________________________________________________________  


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" и с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в целях регулирования отношений между органами исполнительной власти, администрациями муниципальных образований, организациями всех форм собственности и населения, своевременного привлечения сил экстренного реагирования для проведения неотложных работ при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, создания службы спасения "01" Читинской области Администрация Читинской области


     постановляет:  


1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания службы спасения "01" Читинской области (далее - Концепция).

2. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций Читинской области руководствоваться положениями Концепции при разработке нормативных документов по созданию муниципальных и ведомственных структур службы спасения "01" и в практической деятельности.


3. Поручить Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Читинской области разработку соответствующих проектов нормативных правовых актов в целях реализации Концепции.

4. Расходы на создание и функционирование служб спасения "01" предусмотреть за счет средств бюджета Читинской области, средств бюджетов муниципальных образований, собственных средств организаций, создающих подведомственные структуры службы спасения "01", а также за счет средств других источников, не запрещенных действующим законодательством.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области В.В.Окунева.

     
     6. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.


И.о. Главы Администрации (Губернатора)
В.ОКУНЕВ

Одобрена
постановлением Администрации  Читинской области
6.08.2002 г.№ 132-А/п


Концепция создания службы спасения "01" Читинской области


I. Общие положения


В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ │О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований возложены обязанности по организации предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществлению руководства экстренным реагированием на всех уровнях управления, что требует, как правило, координированности действий в зонах чрезвычайных ситуаций и в ходе работ по их ликвидации.

Анализ функционирования системы дежурных и дежурно-диспетчерских служб, созданных согласно постановлению Главы Администрации Читинской области от 03.08.1999 № 886, указывает на необходимость ее совершенствования на современном этапе развития.

Созданы единые дежурно-диспетчерские службы (далее - ЕДДС) в городах Чите и Петровске-Забайкальском, а также в Шилкинском, Бапейском, Сретенском, Каларском и Краснокаменском районах. Государственная противопожарная служба перешла в подчинение МЧС России, а управление Государственной противопожарной службы УВД Читинской области - начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Читинской области.

Однако создание ЕДДС и включение их в состав объединенной дежурно-диспетчерской службы области в остальных муниципальных образованиях осуществляется крайне медленно, что снижает эффективность работы служб и сил экстренного реагирования.

Настоящая Концепция определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности службы спасения "01" Читинской области (далее -служба спасения "01" )", включающей объединенную дежурно-диспетчерскую службу Читинской области, аварийно-восстановительные и спасательные формирования, регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданами Российской Федерации на территории Читинской области.

Объединенная дежурно-диспетчерская служба Читинской области (далее ОДДС) -это специализированный орган повседневного управления территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и системы гражданской обороны Читинской области, существует на основе организационно-технического объединения дежурных и дежурно-диспетчерских служб областного, местного и объектового уровней, имеющих аварийные службы и силы экстренного реагирования.

Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-восстановительные формирования, существующие при органах управления и на объектах экономики;

     на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования организаций;
     на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

     II. Предназначение и порядок функционирования ОДДС

В настоящее время при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций важную роль играют дежурные и дежурно-диспетчерские службы, находящиеся в постоянной готовности к действиям и уполномоченные принимать соответствующие оперативные решения в экстремальных ситуациях.

На всех потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения организовано круглосуточное дежурство аварийных служб.

Однако указанные дежурные и дежурно-диспетчерские службы организационно и технически не объединены в единую систему в масштабах области, что снижает управляемость их действий в чрезвычайных ситуациях.

При угрозе возникновения или возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций координацию работ по их предупреждению, ликвидации и руководство ими осуществляет Администрация Читинской области и ее специальный орган - Комиссия по чрезвычайным ситуациям Читинской области, членами которой являются, в том числе, руководители всех оперативных служб и сил экстренного реагирования.

При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций Комиссия по чрезвычайным ситуациям Читинской области не в состоянии немедленно приступить к выполнению своих функций, так как на это требуется определенное время. Поэтому на начальном этапе ликвидации чрезвычайной ситуации крайне важна координированная деятельность на уровне ЕДДС муниципальных образований.

Анализ показывает, что на сегодня эффективность совместных действий городских (районных) и объектовых служб крайне низка, а органы управления, координирующие их работу на местах, как правило, отсутствуют.

ОДДС должна осуществлять координацию действий центральных диспетчерских органов и дежурно-диспетчерских служб городов, районов и организаций по принципу функционирования Единой службы спасения в условиях чрезвычайных ситуаций (телефон "01") для служб "02", "03", "04", "06", служб жилищно-коммунального хозяйства, поисково-спасательной службы МЧС России, службы охраны лесов, дежурных служб органов внутренних дел и др., в рамках территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Читинской области.

Целью создания ОДДС является повышение оперативности реагирования органов управления» сил постоянной готовности служб экстренного реагирования всех уровней на угрозу возникновения или возникновение чрезвычайных ситуаций; оказание экстренной помощи территориям, организациям и населению области; обеспечение эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств, информированности органов управления, руководящего состава и населения об обстановке и принимаемых мерах.

Система дежурных и дежурно-диспетчерских служб должна, не нарушая обычной работы органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, иных юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организаций) и граждан, организовать обмен информацией о чрезвычайных ситуациях между различными ведомствами, наиболее эффективное применение всех сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечить реагирование на них в максимально короткие сроки.

ОДДС области включает:


- объединенный диспетчерский пункт на базе управления Государственной противопожарной службы и центр управления кризисными ситуациями (далее - ЦУКС) на базе Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Читинской области;

- личный состав оперативной дежурной смены в составе дежурной смены специалистов-аналитиков ЦУКС и дежурной смены диспетчеров;

- технические средства связи, оповещения и информационного обмена;

- мобильный штаб аварийно-восстановительных работ;

- ЕДДС муниципальных образований, дежурные и дежурно-диспетчерские службы организаций и потенциально опасных объектов;

- дежурные экипажи дежурных аварийно-восстановительных служб.

ОДДС Читинской области должна включать в себя автоматизированные рабочие места должностных лиц оперативной дежурной смены на базе персональных компьютеров.

В организационно-штатную структуру дежурно-диспетчерских служб ОДДС и службы спасения "01" Читинской области, работающих в суточном режиме, целесообразно включить:

- начальника (старшего дежурной смены);

- дежурных диспетчеров;

- оперативных дежурных;

- аналитиков и операторов информационно-вычислительного центра;

- дежурную смену обеспечения функционирования объединенной дежурно-диспетчерской службы;

-дежурные экипажи специалистов аварийно-спасательной службы. Основными задачами ОДДС являются:

- поддержание органов управления, сил и средств службы спасения "01" Читинской области и аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по их ликвидации;

- координация деятельности дежурных, дежурно-диспетчерских служб и сил постоянной готовности, находящихся на территории области;

- прием (в том числе от населения и систем мониторинга), оценка достоверности и распространение между дежурно-диспетчерскими службами информации об угрозе возникновения или факте чрезвычайной ситуации, требующей совместных действий областных, городских, районных служб экстренного реагирования и сил постоянной готовности;

- обработка и анализ данных обстановки на соответствующих уровнях, определение масштабов чрезвычайных ситуаций, состава сил, средств и дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для экстренного реагирования, и их оповещение;

- представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке по чрезвычайной ситуации и действиях по ее ликвидации в областные и муниципальные органы управления по подчиненности;

- контроль за ходом работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и очагов поражения, принятие решений об экстренных мерах в ходе работ (в пределах полномочий), уточнение задач привлекаемым силам постоянной готовности, службам экстренного реагирования и организация их взаимодействия и связи;

- предварительная оценка складывающейся обстановки, выходящей за рамки полномочий службы спасения соответствующего уровня, и предварительная подготовка вариантов возможных решений для Комиссии по чрезвычайным ситуациям Читинской области, а в особых случаях -самостоятельное принятие решения и постановка задач центральным диспетчерским органам и непосредственно подчиненным им силам и средствам на проведение аварийно-восстановительных работ;

- информирование об обстановке и принимаемых мерах вышестоящих органов управления по подчиненности, дежурно-диспетчерских служб и сил постоянной готовности, входящих в ОДДС и привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации, а также взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб;

- обобщение информации (за сутки дежурства) о произошедших чрезвычайных ситуациях, принятых мерах, ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности итоговых докладов.

Основные функции и полномочия.

ОДДС Читинской области является органом повседневного управления Комиссии по чрезвычайным ситуациям Читинской области, включает ЕДДС муниципальных образований, дежурные и дежурно-диспетчерские службы организаций и потенциально опасных объектов. Основными функциями дежурно-диспетчерских служб являются:

- передача сигналов управления и распоряжений;

- сбор, обработка и анализ информации об обстановке на подведомственной территории, прогноз возникновения, определение масштабов чрезвычайных ситуаций и состава привлекаемых органов управления и сил;

- оперативное оповещение руководящего состава территорий, организаций и населения;

- привлечение соответствующих служб и сил экстренного реагирования в зависимости от складывающейся обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации;

- подготовка вариантов решений, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, представление докладов (донесений) в вышестоящие органы управления по подчиненности о складывающейся обстановке в зонах чрезвычайных ситуаций (очагах поражения) и мерах по их ликвидации;

- контроль за ходом проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, уточнение задач привлекаемым силам постоянной готовности, службам экстренного реагирования и организация их взаимодействия;

- обобщение информации (за сутки дежурства) о чрезвычайных ситуациях и происшествиях, имевших место, принятых мерах и ходе работ по их ликвидации, представление итоговых докладов в органы управления по подчиненности.

ОДДС при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей.

Дежурные смены ОДДС правомочны самостоятельно принимать оперативные решения по оповещению органов местного самоуправления муниципальных образований, руководителей организаций и населения, осуществлять экстренные мероприятия по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не позволяет проводить согласование экстренных мер с руководством области и организаций.

ОДДС функционирует круглосуточно в составе дежурных смен в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности или в режиме чрезвычайной ситуации:

1) Режим повседневной деятельности. Состав ОДДС несет круглосуточное дежурство,

поддерживает в готовности к применению средства связи, оповещения и автоматизации управления, программно-технические средства, ведет банк информационных данных, а также оперативной информации ОДДС, осуществляет работу по линии общественных диспетчерских пунктов и обеспечивает:

- сбор, обобщение, анализ, отработку и передачу оперативной информации об обстановке на территории области, о возникших чрезвычайных ситуациях и происшествиях за сутки;

- подготовку и представление донесений в вышестоящие органы управления по установленным формам;

- участие в плановых учениях и тренировках, проводимых вышестоящими органами управления в области, в регионе и на территории Российской Федерации.

2) Режим повышенной готовности. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации оперативный состав приводит в готовность средства связи, оповещения и автоматизации управления, системы и каналы связи, контролирует готовность дежурно-диспетчерских служб, входящих в организационно-техническое построение ОДДС, приводит в готовность программно-технические средства, принимает дополнительные каналы связи и осуществляет:

- сбор, обобщение, анализ, отработку и передачу оперативной информации об обстановке на территории области и в районе предполагаемой чрезвычайной ситуации;

- выработку прогноза развития обстановки в районе предполагаемой чрезвычайной ситуации и подготовку предложений председателю Комиссии по чрезвычайным ситуациям области;

- оперативные расчеты для принятия решения Комиссией по чрезвычайным ситуациям Читинской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»