• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


О внесении изменений и дополнений в
Устав - Основной Закон Читинской области

_______________________________________________________
Утратил силу с 01 марта 2009 года на основании
Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 125-ЗЗК
________________________________________________________


Принят
Читинской областнстной Думой
30 мая 2001 года

Статья 1. Внести изменения и дополнения в Устав - Основной Закон Читинской области ("Забайкальский рабочий", 15 июня 1995 года, № 111; 14 марта 1996 года, № 50; 11 июня 1996 года, № 110), изложив его в следующей редакции:

"Устав - Основной Закон Читинской области


Читинская областная Дума, выражая волю и интересы населения Читинской области (далее, если не оговорено особо - области), проявляя уважение к истории, традициям и культуре народов и этнических общностей, проживающих на территории области, признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, закрепляя приоритет общепризнанных принципов демократии, сознавая свою ответственность за социально-экономическое, политическое и культурное развитие области, учитывая уникальные природные богатства области и необходимость их рационального использования в интересах населения области и России, осознавая себя частью Российской Федерации, принимает в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящий Устав -Основной Закон Читинской области (далее -Устав области).

Глава I. Общие положения


Статья 1.
Читинская область является равноправным субъектом Российской Федерации.
Статья 2.
Права и свободы человека и гражданина, гарантируемые Конституцией Российской Федерации, действуют на территории области без каких-либо ограничений и изъятий.
Статья 3.
1. Единственным источником власти в области является многонациональный народ -граждане Российской Федерации.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Статья 4.
1. Окружающая природная среда и ее ресурсы являются основой жизни и деятельности населения области.
2. Владение, пользование и распоряжение природными богатствами не могут осуществляться в ущерб интересам настоящего и будущих поколений жителей области.
Статья 5.
На территории области признаются и обеспечиваются права коренных малочисленных народов, этнических общностей и казачества на сохранение самобытности, культуры, языка, обычаев и традиций в соответствии с принципами Конституции Российской Федерации.
Статья 6.
На территории Читинской области гарантируется свобода хозяйственной деятельности, юридических и физических лиц, не противоречащей законодательству, равенство всех форм собственности, их правовая защита, создаются условия для свободной конкуренции.
Статья 7.
Свобода деятельности общественных объединений как основа демократической организации общества определяет политическое, идеологическое многообразие и многопартийность, их равенство перед законом.
Статья 8.
1. Государственная власть в Читинской области осуществляется в соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Государственную власть в области осуществляют:
а) законодательную - Читинская областная Дума;

б) исполнительную - высший исполнительный орган государственной власти - Администрация Читинской области во главе с Главой Администрации (Губернатором) области, а также иные органы исполнительной власти Читинской области;

в) судебную - суды, входящие в судебную систему Российской Федерации.

Статья 9.

1. В области признается и гарантируется право населения на местное самоуправление.
2. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 10.
1. Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на территории области.
2. Законы и иные нормативные правовые акты области не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия (полностью или частично) закона или иного правового акта области федеральному закону действует федеральный закон. При этом правовой акт области приводится в соответствие с федеральным законом.
3. Устав области является Основным Законом Читинской области, имеет высшую юридическую силу по отношению к правовым актам области и прямое действие на всей ее территории. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не могут противоречить Уставу области.
4. Нормативные правовые акты, издаваемые в области, не могут противоречить законам области. В случае противоречия действует закон области.

Глава II. Гарантии прав и свобод человека и гражданина


Статья 11.
1. Права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, признаются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита являются главной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления Читинской области и обеспечиваются правосудием.
2. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 12.
Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления области, признанные виновными в нарушении прав и свобод человека и гражданина, несут ответственность в соответствии с федеральным законом и законом области.


Статья 13.

Акты органов государственной власти и органов местного самоуправления области, ограничивающие права и свободы граждан, не имеют юридической силы, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Статья 14.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления области, участвовать в референдуме в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом и законом области.

Статья 15.
1. Граждане имеют право участвовать в управлении делами области как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Формами непосредственного осуществления народовластия в области могут быть:
а) референдум (областной, местный);
б) выборы депутатов Читинской областной Думы (далее - областной Думы), Главы Администрации (Губернатора) области, выборы и отзыв депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
в) обсуждение важнейших вопросов жизнедеятельности области, а также проектов законов и других нормативных правовых актов областной Думы, Главы Администрации (Губернатора) области и Администрации области, имеющих областное значение;
г) народная правотворческая инициатива граждан;
д) другие формы прямого волеизъявления населения, предусмотренные настоящим Уставом, законом области и уставами муниципальных образований.

Статья 16.

1. Граждане имеют право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы области и органы местного самоуправления.
2. Должностные лица государственных органов области и органов местного самоуправления обязаны давать ответы на письменные или устные обращения граждан в установленные законом сроки.
Статья 17.
1. Граждане, проживающие на территории области, имеют право на беспрепятственное получение информации о положении дел в области и на соответствующих территориях местного самоуправления, а также по вопросам, обсуждаемым органами государственной власти области и органами местного самоуправления, за исключением информации, распространение которой ограничено федеральным законом.
2. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать население о своей деятельности, положении дел в области и на соответствующих территориях местного самоуправления.
Их руководители несут ответственность за представление населению своевременной, полной и достоверной информации, а также за необоснованный отказ в ее представлении в порядке, установленном законом.
Статья 18.
1. Все равны перед законом и судом.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы, а также" права и свободы других лиц всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 19.
1. Каждому гарантируется право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина.
2. В случаях, предусмотренных федеральным законом и законом области, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Глава III. Статус Читинской области


Статья 20.
1. Читинская область как субъект Российской Федерации имеет статус, определенный Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом области.
2. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом на основе волеизъявления жителей, выраженного на областном референдуме.
Статья 21.
Переименование Читинской области производится с учетом мнения населения, выраженного на областном референдуме.
Статья 22.
Читинская область может иметь свою символику. Описание и порядок ее использования определяется законом области.
Статья 23.
1. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти области и органами государственной власти Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
2. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти.
Статья 24.
1. Читинская область самостоятельно устанавливает систему органов государственной власти области в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и Исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленных федеральным законом.
2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти области образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Статья 25.
1. Органы исполнительной власти области строят свои взаимоотношения с федеральными органами исполнительной власти и входящими в их систему государственными органами, расположенными и действующими на территории области, на основе сотрудничества с учетом самостоятельности и ответственности каждого органа в решении вопросов его компетенции.
2. Администрация области вправе заключать с федеральными органами исполнительной власти соглашения о передаче осуществления части своих полномочий этим органам либо о принятии на себя осуществления части их полномочий, а также соглашения о формировании и реализации на территории области федеральных и областных государственных программ, о совместном решении иных задач, представляющих взаимный интерес.
Статья 26.
1. Читинская область вправе выступать в качестве субъекта международных и внешнеэкономических связей. Порядок заключения, исполнения и прекращения договоров (соглашений) определяется федеральным законом и законом области.
2. Читинская область в лице ее органов государственной власти может участвовать в объединениях субъектов Российской Федерации и передавать им осуществление части своих полномочий в соответствии с договорами. Участие области в таких объединениях экономического, культурного, научного и иного характера регламентируется законом области.


Глава IV. Территория и административно-территориальное устройство Читинской области


Статья 27.
Территория Читинской области является частью единой территории Российской Федерации.
Статья 28.
Официальным документом, определяющим границы области, является ее описание, содержащее необходимые сведения и картографические материалы.
Статья 29.
1. Границы области с другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.
2. Изменение границ области может быть осуществлено при условии свободного прямого волеизъявления большинства граждан, проживающих на территории области, путем референдума.
Статья 30.
1. Читинская область состоит из городских, сельских поселений и иных территорий.
В состав Читинской области входит Агинский Бурятский автономный округ.
2. На территории области могут создаваться закрытые административно-территориальные образования. Порядок образования, правовой статус закрытого административно-территориального образования определяются федеральным законодательством.
Статья 31.
Административным центром Читинской области является город Чита.
Статус города Читы как областного центра определяется законом области.
Статья 32.
Вопросы административно-территориального устройства области: создание, реорганизация и упразднение районов, городов и других населенных пунктов, их наименование, переименование, изменение границ, установление центров муниципальных образований - решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции и с учетом мнения населения соответствующей территории в порядке, определенном законом области.

Глава V. Основы экономического развития Читинской области

Статья 33.
1. Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы на территории области являются достоянием народа и основой экономического развития области.
2. Владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами на территории области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами области.
3. Правовое регулирование земельных, лесных, водных отношений, отношений по использованию недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха осуществляется с целью обеспечения устойчивого развития экономики области, рационального использования и охраны природных ресурсов, сохранения и улучшения окружающей среды, возмещения в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
4. На территории области располагаются природные зоны (часть бассейна озера Байкал, рек Амур и Лена). Для приоритетного и устойчивого природопользования они требуют особого правового обеспечения.

Статья 34.


1 В Читинской области признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
2. На территории области объектами собственности являются земля и другие природные ресурсы, а также имущество и результаты интеллектуальной деятельности граждан и юридических лиц.
3. Ограничения правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению его собственностью в какой бы то ни было форме не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.


Статья 35.
Государственная собственность, находящаяся на территории области, выступает в виде федеральной собственности и собственности области. Органы государственной власти области участвуют в управлении объектами государственной собственности в порядке, определенном федеральным законом и законом области.
Статья 36.
1. Собственность области формируется путем:
а) передачи объектов федеральной собственности;
б) создания и приобретения объектов (в том числе ценных бумаг, долей, финансовых активов и пр.) за счет средств области;
в) передачи объектов собственности от органов местного самоуправления;
г) иных способов приобретения собственности, не запрещенных федеральными законами.
2. Владение, пользование и распоряжение объектами, находящимися в государственной собственности области, осуществляется органами государственной власти области в порядке, установленном федеральными законами и законами области.

Статья 37.
1. Объектами муниципальной собственности являются имущество (движимое и недвижимое) и результаты интеллектуальной деятельности, передаваемые из государственной, частной или иной собственности, а также создаваемые за счет муниципальных средств или приобретаемые иными способами, не запрещенными федеральными законами.
2. Объектами муниципальной собственности владеют, пользуются и распоряжаются органы местного самоуправления в интересах проживающего на их территории населения; они могут быть переданы во владение, пользование, сданы в аренду, отчуждены решением органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами области.
Отчуждение объектов муниципальной собственности в государственную собственность осуществляется на компенсационной основе.
Статья 38.
1. На территории области обеспечивается одинаковое признание и защита любых не противоречащих федеральным законам форм хозяйствования.
2. По отношению к хозяйствующему субъекту органами государственной власти области, органами местного самоуправления в пределах их компетенции осуществляется контроль за эффективным размещением производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, состоянием окружающей среды.

3. В области может быть приостановлена и запрещена деятельность любого хозяйствующего субъекта в соответствии с федеральным законом.

Глава VI. Государственное управление Читинской областью


Статья 39.

1. Государственное управление областью осуществляют высший орган исполнительной власти области — Администрация области и иные органы исполнительной власти по утвержденным государственным программам социально-экономического развития в соответствии с федеральным законом и законом области.

2. Порядок разработки, утверждения и реализации государственных программ социально-экономического развития области, а также порядок участия области в разработке и реализации федеральных программ устанавливается федеральным законом и законом области.

3. Закон области закрепляет схему управления областью, в которой отражено взаимодействие всех органов государственной власти, действующих на территории области, между собой, а также с гражданами, органами местного самоуправления, территориальными органами управления федеральных министерств, ведомств и служб, региональными органами контроля и надзора федерального подчинения, Агинским Бурятским автономным округом.

4. Администрация области несет ответственность за выполнение социально-экономических программ области.

Глава VII. Финансы, бюджет и налоги Читинской области


Статья 40.

1. Читинская область в пределах своей компетенции самостоятельно определяет финансовую и бюджетную политику.
2. Целью финансовой и бюджетной политики области является повышение благосостояния, улучшение качества жизни населения и развитие территорий.
3. Механизм осуществления финансовой и бюджетной политики области определяется в законом области.

Статья 41.

1. Финансовые ресурсы области находятся в полном ведении органов государственной власти области и состоят из:
- средств бюджета области;
- средств, выделяемых области из феде-и рального бюджета;
- кредитных ресурсов;
- привлеченных средств физических и юри-1 дических лиц;
- средств, полученных от областных зай-е мов и облигаций;
- иных средств.

2. Для решения федеральных и межрегиональных программ финансовые ресурсы области могут объединяться на договорной основе с федеральными финансовыми ресурсами, финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Статья 42.
1. Бюджет Читинской области (областной бюджет), местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов входят в бюджетную систему Российской Федерации.
2. Бюджет области и бюджеты муниципальных образований составляют консолидированный бюджет области.
3. Доходы бюджета области и бюджетов муниципальных образований формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
Статья 43.
1. Бюджет Читинской области составляется, утверждается и исполняется областью самостоятельно в соответствии с законом области и федеральным законом.
2. Проект бюджета Читинской области на очередной финансовый год составляется Администрацией области и представляется Главой Администрации (Губернатором) области в Читинскую областную Думу для утверждения.
3. Областная Дума ежегодно принимает закон о бюджете Читинской области на очередной финансовый год.

Статья 44.

Межбюджетные отношения в области строятся на принципах, установленных федеральным законом, в том числе: равенства бюджетных прав области, равенства бюджетных прав муниципальных образований, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетом области, выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Статья 45.
1. Налоговая система в области включает федеральные, региональные и местные налоги и сборы, механизм их распределения и взимания.
2. Установление и отмена региональных налогов и сборов осуществляется областью самостоятельно в соответствии с общими принципами налогообложения, установленными федеральным законом.
Статья 46.
Читинская область в пределах своей компетенции самостоятельно определяет кредитно-денежную политику с целью создания благоприятных условий для финансирования и кредитования социально-экономического развития области.
Статья 47.
Для осуществления контроля за исполнением областного бюджета, в том числе за законностью и эффективностью расходования средств областного бюджета, направленных муниципальным образованиям, а также осуществления контроля за поступлением в областной бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью области областная Дума создает Контрольно-счетную палату Читинской области, порядок организации и деятельности которой определяется законом области.

Глава VIII. Законодательная власть Читинской области


Статья 48.
1. Читинская областная Дума является однопалатным постоянно действующим высшим единственным законодательным (представительным) органом государственной ала-сти области.
2. Читинская областная Дума состоит из 39 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на срок созыва областной Думы - 4 года.
3. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий пассивным избирательным правом.
4. Выборы депутатов областной Думы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
5. Основы организации и деятельности областной Думы устанавливаются законом области.

Статья 49.

1. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, определяется областной Думой.
2. Депутаты, работающие в областной Думе на профессиональной постоянной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
В течение срока полномочий депутат областной Думы не может замещать государственные должности Российской Федерации и ее субъектов, муниципальные должности.
3. Статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются федеральным законом, настоящим Уставом и законом области.

Статья 50.
1. Читинская областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
2. Читинская областная Дума собирается на свое первое заседание не позднее чем на двадцатый день после выборов. Первое заседание областной Думы открывает старейший по возрасту депутат. Он ведет заседание до избрания Председателя областной Думы или председательствующего на заседании из числа депутатов.

Статья 51.
1. Читинская областная Дума осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом, федеральными законами и законами области.
2. За областной Думой закрепляются следующие полномочия:
а) законодательные;
б) контрольные,
в) участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти и иных государственных органов области.

Статья 52.

1. Читинская областная Дума:
а) принимает Устав области и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий области;
в) дает толкование Устава в случае отсутствия Уставного суда и законов области;
г) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

2. Полномочия областной Думы:
а) утверждает областной бюджет и отчет об его исполнении, представленные Главой Администрации (Губернатором) области;
б) утверждает расходы на обеспечение деятельности областной Думы и предусматривает их отдельной строкой в областном бюджете;
в) утверждает схему управления областью, определяет структуру высшего исполнительного органа государственной власти области;
г) утверждает по представлению Главы Администрации (Губернатора) области программы социально-экономического развития области;
д) устанавливает основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти области, а также порядок деятельности органов местного самоуправления в пределах полномочий, определенных федеральным законом;
е) устанавливает налоги и сборы, а также порядок их взимания в пределах компетенции области;
ж) создает Контрольно-счетную палату, назначает на должность и освобождает от должности председателя и заместителя председателя палаты, ее специалистов (аудиторов);
з) устанавливает порядок предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и областного значения, порядок использования природных ресурсов, охраны объектов природы и культурного наследия в соответствии с федеральным законом и законом области;
и) устанавливает порядок управления и распоряжения государственной собственностью области;
к) утверждает заключение и расторжение договоров области;
л) назначает областной референдум в соответствии с законом области;
м) устанавливает порядок изменения административно-территориального устройства области.
н) принимает решение об изменении границ области с учетом мнения населения;
о) устанавливает административную ответственность за невыполнение и нарушение законов и иных нормативных правовых актов области, принятых в пределах полномочий области;
п) назначает дату выборов депутатов областной Думы, Главы Администрации (Губернатора) области;
р) по предложению Главы Администрации (Губернатора) области согласовывает назначение на должность отдельных членов Администрации области; выражает недоверие указанным лицам;
с) согласовывает назначение на должность судей судов общей юрисдикции, арбитражного суда области, а также прокурора области;
назначает на должность мировых судей области;
т) учреждает областные награды, почетные звания, премии, стипендии области, определяет порядок их присвоения;
у) принимает решения по организационным вопросам своей деятельности;
ф) создает в соответствии с законом области Уставный суд Читинской области;
х) избирает Уполномоченного по правам человека Читинской области в соответствии с законом области;
ц) выражает недоверие Главе Администрации (Губернатору) области в случаях, предусмотренных федеральным законом.

3. Читинская областная Дума решает другие вопросы, отнесенные к ее ведению настоящим Уставом, федеральными законами и законами области.
Статья 53.
1. Читинская областная Дума самостоятельно или через создаваемые ею органы осуществляет контроль за:
а) соблюдением и исполнением законов области, а также нормативных правовых актов, принятых областной Думой;
б) исполнением областного бюджета;
в) использованием внешних заимствований и ассигнований из федерального бюджета;
г) выполнением программ социально-экономического развития области; соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области, а также собственностью, переданной в управление органов государственной власти области.
2. Читинская областная Дума осуществляет иные контрольные полномочия в соответствии с федеральными законами и законами области.
3. Пределы и формы контроля определяются законом области.

Статья 54.
Читинская областная Дума имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации, а также совместно с Администрацией области имеет право внесения на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, принятие которых находится в компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Статья 55.

1. Председатель областной Думы избирается на ее заседании из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий областной Думы.

2. Председатель областной Думы в соответствии с настоящим Уставом, законами области:
а) организует работу областной Думы, формирует ее аппарат;
б) от имени областной Думы осуществляет взаимодействие с населением области, органами государственной власти и органами местного самоуправления; представляет Читинскую область по вопросам компетенции областной Думы в Российской Федерации и за рубежом;
в) подписывает законы области и иные правовые акты, принятые областной Думой, издает распоряжения в пределах своей компетенции;
г) открывает и закрывает счета областной Думы, является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным областным бюджетом для обеспечения деятельности областной Думы;
д) исполняет иные обязанности и полномочия, возложенные на него федеральными законами и законами области, Регламентом областной Думы и ее решениями.
3. Председатель областной Думы подотчетен областной Думе и может быть отозван путем тайного голосования на ее заседании.
Порядок внесения предложений об избрании, отставке или освобождении Председателя областной Думы от должности определяется Регламентом областной Думы.
4. Добровольное сложение Председателем областной. Думы своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления.
Статья 56.
1.Читинская областная Дума в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе:
а) вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации;
б) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации; запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
2. Читинская областная Дума вправе обращаться в другие суды Российской Федерации по вопросам обжалования актов и решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также их должностными лицами.
Статья 57.
1. Читинская областная Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
2. Вопросы внутриорганизационной деятельности областной Думы регулируются ее Регламентом.
3. Читинская областная Дума для обеспечения и выполнения возложенных на неё полномочий создает аппарат и другие органы, а также может привлекать специалистов на договорной или иной компенсационной основе.
Статья 58.
1. Полномочия депутатов областной Думы прекращаются со дня начала работы областной Думы нового созыва.
2. Полномочия областной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях, предусмотренных федеральным законом.
3. Закон о самороспуске до истечения срока полномочий принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов областной Думы. Такой закон областной Думой не может быть принят менее чем за шесть месяцев до дня истечения срока полномочий депутатов текущего созыва.
4. Выборы в Читинскую областную Думу проводятся в трехмесячный срок со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий областной Думы в соответствии с законом области.

Глава IX. Исполнительная власть Читинской области


Статья 59.
1. Система органов исполнительной власти области включает в себя Администрацию Читинской области, возглавляемую Главой Администрации (Губернатором) Читинской области, иные органы исполнительной власти области.
2. Администрация области и Глава Администрации (Губернатор) области несут ответственность перед населением области за решение социально-экономических и иных вопросов, возложенных на них Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области, и подотчетны областной Думе в пределах контрольных полномочий, предусмотренных Уставом области.

Статья 60.

1. Глава Администрации (Губернатор) области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Главой Администрации (Губернатором) области может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет.
3. В случае признания выборов Главы Администрации (Губернатора) области несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран, исполнение обязанностей Главы Администрации (Губернатора) области осуществляется одним из заместителей Главы Администрации (Губернатора) области. При этом повторные выборы проводятся в срок не позднее чем через три месяца после официального объявления результатов предыдущих выборов.
4. Глава Администрации (Губернатор) области избирается сроком на четыре года и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
5. При вступлении в должность Глава Администрации (Губернатор) области приносит следующую присягу:
"Вступая в должность Главы Администрации (Губернатора) Читинской области, торжественно клянусь забайкальцам: добросовестно выполнять возлагаемые на меня высокие обязанности Главы Администрации (Губернатора) Читинской области, защищать интересы населения области, уважать и охранять права и свободы человека, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Читинской области".
Присяга приносится в торжественной обстановке с участием депутатов областной Думы, руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований не позднее 15 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
6. Глава Администрации (Губернатор) области не может быть одновременно депутатом областной Думы, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статья 61.
1. Полномочия Главы Администрации (Губернатора) области:
а) представляет Читинскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей;
подписывает договоры и соглашения от имени области;
б) обнародует законы области, удостоверяя их обнародование путем издания постановления, либо отклоняет законы, принятые областной Думой;
в) формирует Администрацию области в соответствии с законами области и организует ее работу:
г) участвует в работе областной Думы с Правом совещательного голоса;
д) представляет в Читинскую областную Думу проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития области:
е) представляет в Читинскую областную Думу отчет об исполнении областного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области;
ж) представляет в Читинскую областную Думу на согласование кандидатуры для назначения на должность отдельных членов Администрации области;
з) рассматривает ходатайства и вносит представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами Российской Федерации;
и) обращается в Читинскую областную Думу с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления областной Думы либо об их отмене; обжалует их в судебном порядке;
к) взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими свои полномочия на территории области;
л) подписывает акты Администрации области;
м) ведет заседания Администрации области, обладая правом решающего голоса;
н) распределяет обязанности между заместителями Главы Администрации (Губернатора) области;
о) принимает решение о досрочном прекращении полномочий областной Думы в соответствии с федеральным законом;
п) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
2. Глава Администрации (Губернатор) области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Устава и законов области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в области.

Статья 62.
1. Полномочия Главы Администрации (Губернатора) области прекращаются досрочно в случаях, установленных федеральным законом.
2. Читинская областная Дума вправе выразить недоверие Главе Администрации (Губернатору) области в случаях, установленных федеральным законом.
3. Решение областной Думы о недоверии Главе Администрации (Губернатору) области принимается двумя третями от установленного числа депутатов.
4. Решение областной Думы о недоверии Главе Администрации (Губернатору) области влечет за собой немедленную отставку Главы Администрации (Губернатора) области и возглавляемую им Администрацию области. При этом Администрация области продолжает действовать до сформирования в установленном порядке новой Администрации области.
5. Во всех случаях, когда Глава Администрации (Губернатор) области не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из заместителей Главы Администрации (Губернатора) области. В случае временного отсутствия Главы Администрации (Губернатора) области (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) заместитель Главы Администрации (Губернатора) при осуществлении полномочий Главы Администрации (Губернатора) области не вправе назначать членов Администрации области и принимать решение о досрочном прекращении полномочий областной Думы.
6. В случае досрочного прекращения полномочий Главы Администрации (Губернатора) области Читинская областная Дума назначает внеочередные выборы Главы Администрации (Губернатора) области. Указанные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня досрочного прекращения полномочий Главы Администрации (Губернатора) области.
Статья 63.
1. Администрация области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области.
2. Администрация области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава области, законов и иных нормативных правовых актов на территории области.
3. Администрация области состоит из Главы Администрации (Губернатора) области, заместителей Главы Администрации (Губернатора) области, других членов Администрации области, непосредственно исполняющих полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Читинской области.
4. Структура Администрации области, порядок ее формирования устанавливается законом области.
5. Администрация области принимает постановления и распоряжения в пределах своих полномочий, обязательные к исполнению в области.
6. Администрация области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
7. Финансирование Администрации области и иных органов исполнительной власти области осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных отдельной статьей (строкой).
Статья 64.
1. Администрация области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии.
2. Полномочия Администрации области:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
б) разрабатывает проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития области для последующего представления Главой Администрации (Губернатором) области в Читинскую областную Думу;
в) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их Главой Администрации (Губернатором) области в Читинскую областную Думу;
г) формирует иные органы исполнительной власти области;
д) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законом области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
е) предлагает органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные им правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу области, законам, и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обратиться в суд.
ж) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочии, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
з) согласовывает назначение на должность прокурора области;
и) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
Статья 65.
Принятие областной Думой решения о недоверии должностным лицам исполнительной власти области, назначение которых она согласовала, влечет освобождение этих руководителей от должности в порядке, предусмотренном законом области.
Статья 66.
Администрация области, а также руководители иных органов исполнительной власти области слагают свои полномочия перед вновь избранным Главой Администрации (Губернатором) области.
Статья 67.
1. Деятельность иных органов исполнительной власти области регулируется положениями о них, утверждаемыми Администрацией области.
2. Руководители иных органов исполнительной власти области в пределах своих полномочий принимают распоряжения и приказы и обеспечивают их выполнение.
Статья 68.
Заместители Главы Администрации (Губернатора) области, другие члены Администрации области, руководители иных органов исполнительной власти области, а также лица, замещающие в этих органах государственные должности государственной службы, не могут занимать какие-либо иные должности, быть депутатами, осуществлять предпринимательскую деятельность, иметь доходы от такой деятельности, входить в состав управления предприятий, учреждений, общественных организаций, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом.

Глава X. Судебная власть


Статья 69.
1. Правосудие в области осуществляется судами, учрежденными и действующими в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
2. Создание и действие чрезвычайных судов в области не допускается.
Статья 70.
1. Судебная система области входит в судебную систему Российской Федерации, включает Читинский областной суд, Арбитражный суд области, военные суды, районные суды, мировых судей, Уставный суд.
2. Статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, федеральным законом.

Глава XI. Правовая система Читинской области


Статья 71.
1. В правовую систему области входят Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Устав области, законы и иные нормативные правовые акты области.
2. В систему правовых актов области входят:
а) Устав области и законы области;
б) иные нормативные правовые акты;
в) правовые акты ненормативного характера.
Статья 72.
1. К правовым актам областной Думы относятся:
а) нормативные правовые акты - постановления, регламенты, положения;
б) акты ненормативного характера - постановления областной Думы, распоряжения председателя областной Думы.

2. К правовым актам органов исполнительной власти области относятся:
а) акты Главы Администрации (Губернатора) области: нормативные акты - постановления; ненормативные акты - распоряжения;
б) акты Администрации области: нормативные акты - постановления; ненормативные акты - распоряжения;
в) акты иных органов исполнительной власти области.

Статья 73.

1. Вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и области область самостоятельно и в полном объеме осуществляет правовое регулирование по предметам своего ведения.
2. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом области, изданным в соответствии с частью первой настоящей статьи, действует и применяется нормативный правовой акт области.
Статья 74.
1. По предметам совместного ведения области и Российской Федерации область принимает законы в соответствии с федеральными законами, принятыми по предметам совместного ведения.
2. До принятия федеральных законов, определяющих основы правового регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и области, область вправе принимать законы и иные нормативные акты по предметам совместного ведения самостоятельно. После принятия федерального закона по предметам совместного ведения области и Российской Федерации правовые акты области приводятся в соответствие с федеральным законом.
Статья 75.
1. Законы области вступают в силу после их официального опубликования.
2. Законы и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
3. Другие нормативные правовые акты области вступают в силу со дня принятия или в порядке, определенном самим актом или законом области.
4. Официальным опубликованием закона области, иного нормативного правового акта считается публикация его полного текста в газете "Забайкальский рабочий" или иных уполномоченных органах печати, определенных законом области.

     Статья 76.

1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, их объединения, предприятия, учреждения и другие организации, находящиеся или осуществляющие деятельность на территории области, включая федеральные органы исполнительной власти и организации федерального подчинения, обязаны соблюдать Устав и законы области.
2. Устав и законы области подлежат государственной защите на территории области так же, как и федеральные законы.


     Статья 77


1. Право законодательной инициативы принадлежит-депутатам областной Думы, Главе Администрации (Губернатору) области, Читинскому областному суду, Арбитражному суду области и Уставному суду области, прокурору области, Агинской Бурятской окружной Думе, представительным органам местного самоуправления муниципальных образований, избирательной комиссии области.
2. Законопроекты вносятся в Читинскую областную Думу.
3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются областной Думой по представлению Главы Администрации (Губернатора) области либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Читинскую областную Думу не позднее одного месяца со дня поступления законопроекта или проекта иного нормативного правового акта Главе Администрации (Губернатору) области.
Статья 78.
1. Законы области принимаются областной Думой.
2. Все законопроекты передаются для рассмотрения в постоянные комитеты в соответствии с Регламентом областной Думы.
3. Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.
4. Принятые законы области подписываются Председателем областной Думы и вводятся в действие (обнародуются) постановлением Главы Администрации (Губернатора) области.
5. Принятый закон области в течение четырнадцати дней направляется Главе Администрации (Губернатору) области для рассмотрения и обнародования.
6. Глава Администрации (Губернатор) области в течение четырнадцати дней обнародует принятый закон либо мотивированно отклоняет его.
Статья 79.
1. В случае отклонения Главой Администрации (Губернатором) области закона области закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
2. Закон области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Главой Администрации (Губернатором) области и подлежит обнародованию в течение семи дней со дня поступления на рассмотрение Главе Администрации (Губернатору) области.
3. Если при повторном рассмотрении в отклоненный Главой Администрации (Губернатором) области закон вносятся изменения, этот закон подлежит принятию, подписанию и обнародованию в порядке, установленном настоящим Уставом.
Статья 80.
1. Официальное толкование настоящего Устава осуществляется Уставным судом, а в случае его отсутствия - областной Думой.
2. Официальное толкование законов Читинской области осуществляется областной Думой.
3. Официальное толкование иных нормативных правовых актов области осуществляется органами, их принявшими.

Глава XII. Взаимодействие и гарантии деятельности
законодательной и исполнительной власти Читинской области


Статья 81.
1. Читинская областная Дума и Администрация области взаимодействуют в установленных формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития области в интересах ее населения.
2. Правовые акты Главы Администрации (Губернатора) области, нормативные правовые акты Администрации области направляются в Читинскую областную Думу в течение трех дней.
Читинская областная Дума вправе обратиться к Главе Администрации (Губернатору) области или в Администрацию области с предложением о внесении изменений и (или) дополнении в указанные акты или оо их отмене, а также вправе обжаловать их в судебном порядке.
3. Нормативные правовые акты областной Думы направляются Главе Администрации (Губернатору) области. В случае противоречия указанных актов действующему законодательству Глава Администрации (Губернатор) области вправе обратиться в Читинскую областную Думу с предложением о внесении в них изменении и (или) дополнений, а также может обжаловать их в судебном порядке.
Читинская областная Дума направляет Главе Администрации (Губернатору) области планы законопроектной работы и проекты законов области.
Статья 82.
1. На заседаниях областной Думы и ее органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти области или лица, уполномоченные указанными руководителями.
2. На заседаниях органов исполнительной власти области вправе присутствовать и выступать депутаты областной Думы либо по поручению областной Думы или ее председателя работники аппарата областной Думы.
Статья 83.
Споры между областной Думой и Администрацией области по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, Уставом области и законом области, либо в судебном порядке.
Статья 84.
1. Устав области, законы и иные нормативные правовые акты области, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
2. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом, законом области.
Статья 85.
Администрация области, областная Дума вправе самостоятельно либо совместно выразить недоверие руководителю территориального органа федерального органа исполнительной власти в случае грубого нарушения или невыполнения им Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Устава и законов области.
Статья 86.
Читинская областная Дума, Администрация области решают вопросы о представительствах в федеральных органах власти, в других субъектах Российской Федерации.

     Статья 87.

1. Для организации и проведения в области выборов в органы государственной власти и муниципальных выборов создается избирательная комиссия области, действующая независимо от органов государственной власти области.
2. Избирательная комиссия области является постоянно действующим государственным органом области, порядок деятельности которого определяется законом области.
3. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии области, а также члены избирательной комиссии, работающие на постоянной (штатной) основе, замещают государственные должности области.

Глава XIII. Воспитание, образование, наука и культура


Статья 88.
Читинская область признает основополагающую роль образования, науки и культуры в жизни и развитии общества, в воспитании человека и гражданина.
Статья 89.
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области способствуют укреплению семьи и выполнению ею воспитательных задач, осуществляя комплекс мер по охране нравственности, здоровья детей, профилактической работе с неблагополучными семьями, по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних;
гарантируют и защищают права материнства, отцовства и детства.
2. Ответственность за содержание, обучение и воспитание детей, а также за их моральное и физическое здоровье полностью возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.
В случае отсутствия или недееспособности родителей ребенка органы государственной власти области и органы местного самоуправления берут на себя попечение о нем.
3. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления защищают право нетрудоспособных родителей на заботу о них со стороны трудоспособных детей, достигших 18 лет.
Статья 90.
1. В области гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевуэовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Гарантируется право -на создание альтернативных, в том числе негосударственных, образовательных учреждений.
2. Органы государственной власти области обеспечивают право каждого на конкурсной основе получить высшее бесплатное образование в" государственном образовательном учреждении, приобретаемое впервые.
Статья 91.
Органы государственной власти области и органы местного самоуправления создают и поддерживают учреждения и организации образования, науки и культуры, связанные с интеллектуальным, культурным и профессиональным развитием населения. Управление такими институтами, статус и полномочия их органов определяются законом.
Статья 92.
В области законодательно определяется минимально гарантированный размер средств и нормативы отчислений на финансирование сферы образования, науки, культуры из бюджета области.
Статья 93.
Контроль за качеством и эффективностью системы образования осуществляют соответствующие исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, попечительские советы.
Статья 94.
В области создаются за счет средств бюджета области, пожертвований фонды образования, науки и культуры, развивается конкурсная система получения стипендий, премий, займов и дотаций с целью развития способностей детей, подростков и молодежи, доступности образования, профессиональной творческой деятельности, охраны и использования исторических и общекультурных ценностей, а также на осуществление мероприятий по содействию реализации культурных потребностей малочисленных народов.
Статья 95.
В целях сохранения особо ценных объектов в области устанавливается особый правовой режим объектов культурного достояния с включением их в Государственный реестр национального и культурного достояния области.
Правовой режим данных объектов, их охрана, порядок ввоза, вывоза культурных ценностей и их хранения определяются законом области.
Статья 96.
Учреждениям образования, науки, культуры, независимо от их организационно-правовой формы, предоставляется право выбора учебных планов и программ, финансово-хозяйственная самостоятельность в рамках, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 97.
1. В соответствии с федеральным законом в области действуют средства массовой информации, свободные от цензуры.
2. Средствам массовой информации, учредителями которых наряду с трудовыми коллективами редакций выступают органы государственной власти области и органы местного самоуправления, определяется минимально гарантированный размер дотаций из соответствующих бюджетов.
3. Средства массовой информации в соответствии с федеральными законами и законами области несут ответственность за недостоверную информацию, ущемляющую права и достоинство юридических и физических лиц.

Глава XIV. Охрана здоровья населения и окружающей природной среды


Статья 98.
1. В области гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в областных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам за счет средств областного бюджета и бюджетов местного самоуправления, страховых взносов, других поступлений.
2. В области финансируются областные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию областной, муниципальной, частной систем здравоохранения, системы социального и медицинского страхования граждан, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Финансирование здравоохранения, физической культуры и спорта, охраны окружающей природной среды в области осуществляется на основе бюджетных средств, а также территориальных государственных внебюджетных фондов, коммерческих и благотворительных средств. В области в установленном порядке предоставляются налоговые льготы предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим медицинское обслуживание населения и природоохранную деятельность.
Статья 99.
1. В области обеспечивается государственный контроль за соблюдением законодательства по охране окружающей природной среды всеми предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
2. Исполнительные органы государственной власти области и органы местного самоуправления обязаны регулярно и своевременно информировать граждан об экологической обстановке.
Статья 100.
Законами области в соответствии с федеральными законами устанавливаются лимиты, экологические стандарты и нормативы платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляются налоговые и кредитные льготы при внедрении ресурсосберегающих технологий, определяется порядок их применения.
Статья 101.
В Читинской области создаются областные фонды в целях воспроизводства природных ресурсов и их рационального использования, экономического стимулирования природоохранных мероприятии. Порядок образования и финансирования указанных фондов определяется федеральным законом и законом области.
Статья 102.
Законом области устанавливается статус особо охраняемых природных территорий областного значения, в том числе: территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов; режим охраны редких растений, животных и мест их обитания.
Статья 103.
Органы государственной власти области согласовывают статус федеральных и устанавливают статус областных зон чрезвычайных санитарно-элидемиологических и экологических ситуаций, зон экологического бедствия. Порядок введения режима этих зон устанавливается федеральным законом и законом области.

Глава XV. Социальная защита населения



Статья 104.
1. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления:
а) принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие принципы региональной политики в области занятости населения в условиях рыночных отношений;
б^ с учетом местных условий и возможностей, разрабатывают и реализуют региональные программы занятости населения, изыскивают резервы повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне в части социальной поддержки лиц, нуждающихся в трудоустройстве;
в) выдают лицензии негосударственным организациям по оказанию услуг в сфере занятости населения.
2. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления совместно с федеральными структурами:
а) формируют единый рынок труда;
б) содействуют занятости и поддержке работников, высвобождаемых в ходе структурной перестройки экономики;
в) вырабатывают механизмы регулирования межрегиональной и внутренней трудовой миграции.
Статья 105.
Органы государственной власти с учетом мнения органов местного самоуправления разрабатывают и осуществляют программы социальной защиты населения, предусматривая:
а) предотвращение снижения реальных доходов слабозащищенных слоев населения и сокращения масштабов бедности за счет реализации системы адресной социальной помощи;
б) финансовое обеспечение и предоставление инвалидам, ветеранам войны и труда, другим социально незащищенным группам населения, а также гражданам, которым по вине государства нанесен моральный, материальный и физический ущерб, соответствующих льгот и услуг, определенных законодательством;
в) создание областного фонда социальной поддержки на основе законодательства за счет своих средств, добровольных взносов и гуманитарной помощи;
г) обеспечение защиты населения посредством развития государственных и негосударственных форм социального страхования и пенсионного обеспечения;
д) развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность инвалидов, престарелых, лиц, вернувшихся из мест заключения, детей, оказавшихся без попечения родителей.
Статья 106.
Органы государственной власти области в соответствии с федеральными законами предоставляют налоговые льготы юридическим и физическим лицам, деятельность которых направлена на социальную защиту населения, создание дополнительных рабочих мест.

Глава XVI. Местное самоуправление в Читинской области


Статья 107.
Местное самоуправление в области - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления.
Статья 108.
1. Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно - путем проведения местных референдумов, сходов (собраний), конференций и в других формах прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
2. Граждане по месту их жительства на части территории муниципального образования имеют право образовывать территориальное общественное самоуправление для осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. Допускаются иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному закону и закону области.
Статья 109.
1. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом области.
2. Порядок регистрации уставов муниципальных образовании устанавливается законом области.
Статья 110.
1. В соответствии с федеральным законом и законом области местное самоуправление осуществляется в районах, городах, сельских поселениях и на других территориях отчетом исторических и иных местных традиции.
2. Границы территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, не могут быть изменены без учета мнения населения соответствующих территорий.
Статья 111.
Представительные органы местного самоуправления состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 112.
Органы местного самоуправпения являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность гласно, под контролем населения на основе демократических принципов.
Статья 113.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статья 114.
1. Органы государственной власти области не могут ущемлять права органов местного самоуправления и регулировать правоотношения по предметам их ведения. Контроль со стороны органов государственной власти области за деятельностью органов местного самоуправления ограничивается обеспечением ее соответствия законам области.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом области отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти области.
3. Споры между органами государственной власти области и органами местного самоуправления разрешаются на основе согласительных процедур или судом.
Статья 115.
Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Глава XVII. Взаимоотношения Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом


Статья 116.
1. Агинский Бурятский автономный округ -субъект Российской Федерации и входит в Читинскую область.
2. Читинская область строит свои взаимоотношения с Агинским Бурятским автономным округом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, принятыми обязательствами с учетом взаимных интересов на договорной основе.
Статья 117.
1. Органы государственной власти Агинского Бурятского автономного округа по соглашению с органами государственной власти области могут передавать последним осуществление части своих полномочий.
2. Законы области в части полномочий, переданных области Агинским Бурятским автономным округом, являются обязательными для исполнения на территории Агинского Бурятского автономного округа.

Глава XVIII. Заключительные и переходные положения


Статья 118.
Система органов исполнительной власти области должна быть приведена в соответствие с положениями настоящего Устава в течение шести месяцев после вступления в силу настоящего Закона.
Статья 119.
Предложения о поправках и пересмотре положений Устава области могут вноситься группой не менее одной трети депутатов областной Думы, Главой Администрации (Губернатором) области, не менее одной трети представительных органов местного самоуправления муниципальных образований.
Изменения и дополнения к Уставу области считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы.".

2. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.


И.о. председателя областной Думы,
В.А. Останин

г. Чита
30 мая 2001 года
№ 300-ЗЧО

О внесении изменений и дополнений в Устав - Основной Закон Читинской области. Утратил силу с 01 марта 2009 года

Название документа: О внесении изменений и дополнений в Устав - Основной Закон Читинской области. Утратил силу с 01 марта 2009 года

Номер документа: 300-ЗЧО

Вид документа: Закон Читинской области

Принявший орган: Читинская областная Дума

Статус: Недействующий

Опубликован: "Забайкальский рабочий", 21 июня 2001 года, № 118
Дата принятия: 30 мая 2001

Дата начала действия: 01 июля 2001
Дата окончания действия: 01 марта 2009