РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ  


О программе социально-экономического развития
Читинской области на 2000-2002 годы

Принят
Читинской областной Думой
28 февраля 2001 года.


Статья 1. Утвердить прилагаемую программу социально-экономического развития Читинской области на 2000-2002 годы.

     Статья
2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель областной Думы
 А.Ф. Эпов


      г. Чита
     28 февраля 2001 года
      
№ 273-ЗЧО    
           


                                                                                      ПАСПОРТ
     Программы социально-экономического развития Читинской области на 2000 - 2002 годы

Наименование Программы

"Программа социально-экономического развития Читинской области на 2000 - 2002 годы" (далее по тексту - Программа)

Основание для разработки Программы

Устав - Основной Закон Читинской области, рекомендации научно-практической конференции "Экономика Читинской области: состояние, тенденции и перспективы"

Дата утверждения Программы

Утверждена Законом Читинской области "О программе социально-экономического развития Читинской области на 2000-2002 годы" от 28.02.2001 № 273-ЗЧО

Государственный заказчик Программы

Администрация Читинской области

Основные разработчики Программы

Комитет экономики Администрации Читинской области

Цели и задачи Программы

Основная цель: повышение качества жизни и уровня занятости, рост реальных доходов и улучшение благосостояния населения за счет стабилизации социально-экономического положения региона, восстановления и развития ключевых отраслей экономики области, реализации регионального инвестиционного потенциала и обеспечение дальнейшего развития региона на среднесрочную перспективу.

Сроки и этапы реализации Программы

2000 - 2002 годы

Исполнители основных мероприятий

Администрация Читинской области, предприятия и организации

Объемы и источники

Всего: 9101,2 млн. рублей

финансирования

Средства федерального бюджета: 892,61 млн. рублей Средства областного бюджета: 944,73 млн. рублей

Средства муниципальных образований: 80,52 млн. рублей Внебюджетные источники: 7183,34 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Улучшение качества жизни населения, создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости населения, создание торговой производственной и социально-бытовой инфраструктуры в регионе, стабилизация социально-экономического положения в регионе, создание условий для устойчивого развития промышленного комплекса и формирование новых направлений развития региона.

Система организации контроля за ходом исполнения Программы

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Администрация Читинской области.



Введение.


          Программа социально-экономического развития Читинской области на 2000-2002 годы  разработана в соответствии с Уставом-Основным Законом  Читинской области (статья 65), поручением Главы Администрации области Комитету экономики с участием областных органов исполнительной власти разработать комплекс мероприятий по усилению государственного влияния на развитие экономики и на основе рекомендаций научно-практической конференции “Экономика Читинской области: состояние, тенденции и перспективы”.

          Участниками научно-практической конференции было отмечено, что в ходе реформ серьезно ослаблен производственный потенциал области, предприятия лишились не только десятилетиями налаженных межрегиональных связей, но и самих основ устойчивой производственной деятельности, потеряли долгосрочную перспективу развития производства.

          Применение программного подхода в управлении экономикой показало, что он остается одним из наиболее надежных инструментов решения новых и сложных социально-экономических проблем развития в условиях неопределенности. В процессе рыночной трансформации экономики области фактор неопределенности серьезно противодействует стабильности и управляемости. На этой стадии необходимость использования программного подхода в государственном регулировании усиливается.

          В этих условиях выбор рациональной стратегии развития экономики региона очень затруднен. Можно сформулировать три возможных сценария экономического развития:

спонтанная, непоследовательная экономическая политика и активная государственная поддержка тех или иных предприятий;

политика государственных приоритетов, реализуемая через активное участие в выработке и осуществлении стратегических решений;

концепция усиления государственной поддержки “точек роста”, т.е. тех стратегических мероприятий, которые обеспечивают максимальное оживление в тех или иных отраслях производства.

Данная Программа разработана по второму и третьему сценариям,  должна способствовать устойчивому социально-экономическому развитию и наиболее эффективному использованию в новых экономических условиях природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциалов области.

          Программа определяет наиболее перспективные точки роста экономики области, обеспечивающие достижение намеченных целей к 2002 году.

          Проблемы социально-экономического развития Читинской области нашли отражение более чем в пятидесяти федеральных и областных целевых программах различного направления. Реализация проектов, включенных в федеральные целевые программы направлена, прежде всего, на укрепление базовых отраслей области и частично на решение социальных проблем. Вместе с тем реализация целевых отраслевых программ не решает проблемы развития области в целом. Существенным недостатком реализации целевых программ является и то, что у них, по существу, отсутствует механизм реализации программных мероприятий.

           Поэтому Программа ориентирована не только и не столько на получение фиксированных результатов, задаваемых точечно, сколько на создание механизма реализации Программы, обеспечивающего максимизацию степени соответствия программной траектории направлению движения к заданным целям.

          Все это дало основание для разработки Программы с учетом реализации федеральных и областных целевых программ и придания ей статуса Закона Читинской области.      




Задачи

Методы и средства решения задач

Ликвидация задолженности по заработной плате и ее увеличение работникам бюджетной сферы, содействие обеспечению продуктивной занятости, усиление адресной направленности помощи малоимущим и социально незащищенным группам населения, реструктуризация отраслей социальной сферы, создание оптимальной модели, требующей меньших расходов на содержание из бюджета, одновременно позволяющей обеспечить необходимый объем услуг высокого качества

Реструктуризация экономики на основе приоритетного развития топливно-энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры, высокотехнологичных производств с кратким сроком окупаемости; обеспечение рынков сбыта местных товаропроизводителей, сохранение насыщенности рынка товарами и услугами; сохранение достигнутых в ряде отраслей промышленности тенденций к стабилизации и росту объемов производства; усиление контроля за качеством и безопасностью товаров и услуг; усиление контроля за оборотом алкогольной продукции.

Создание оптимальных условий для развития малого предпринимательства; совершенствование ценовой политики в сфере естественных монополий, включая меры прямого государственного регулирования энергетических и транспортных тарифов; совершенствование управления государственным имуществом; разработка региональных целевых программ; создание условий для инвестиционной активности в реальном секторе экономики, расширение внешнеэкономических и межрегиональных связей.



Главная цель Программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу - достижение реального и устойчивого роста уровня жизни населения.

Для реализации этой цели необходимо решение ряда задач:

первая - стабилизация состояния социальной сферы, повышение уровня реальных доходов и платежеспособного спроса населения:

ликвидация задолженности по заработной плате и обеспечение ее текущих выплат работникам бюджетной сферы;

содействие обеспечению  продуктивной занятости;

усиление адресной направленности помощи малоимущим и социально незащищенным группам населения;

реструктуризация отраслей социально-культурной сферы (здравоохранение, образование, культура, спорт), создание оптимальной модели, требующей меньших расходов на содержание из бюджета, одновременно позволяющей обеспечить необходимый объем услуг высокого качества;

вторая - создание условий для развития экономически эффективных производств в реальном секторе экономики, повышение конкурентоспособности экономического комплекса области:

реструктуризация экономики на основе приоритетного развития топливно-энергетического комплекса,  транспортной  инфраструктуры, высокотехнологичных производств с кратким сроком окупаемости;

сохранение достигнутых в ряде отраслей промышленности тенденций к стабилизации и росту объемов производства;

третья - осуществление комплекса институциональных преобразований, необходимых для эффективного функционирования рыночной экономики:

развитие малого предпринимательства;

совершенствование ценовой политики в сферах естественных монополий, включая меры прямого государственного регулирования энергетических и транспортных тарифов;

совершенствование управления государственным имуществом;

четвертая - проведение реалистичной бюджетной политики, повышение качества управления в налогово-бюджетной сфере;

пятая - создание условий для восстановления инвестиционной активности в реальном секторе экономики;

шестая - поддержка крупных сельскохозяйственных производителей - основных поставщиков товарной продукции, на основе широкого использования возможностей лизинга и целевого кредитования;

седьмая - стабилизация состояния потребительского рынка:

сохранение насыщенности рынка товарами и услугами;

усиление контроля за качеством и безопасностью товаров и услуг;

усиление контроля за оборотом алкогольной продукции;

восьмая - расширение внешнеэкономических и межрегиональных связей в целях развития экономического и культурного сотрудничества, наполнения потребительского рынка качественными товарами, обеспечения рынков сбыта продукции местных товаропроизводителей.

II. Целевые направления.


1. Развитие социальной сферы.

Согласно седьмой статье Конституции Российской Федерации "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Особенность современного развития  социальной сферы состоит в том, что государство не в полной мере выполняет свои обязанности по гарантиям социально-трудовых прав и свобод и иногда является источником социальных рисков  для населения. Сложившаяся ситуация находит свое отражение в реальностях развития социальной сферы в области.

Резкие перемены, произошедшие за последние годы в экономической, социальной и политической жизни, существенно повлияли на демографическую ситуацию в области. Население области стареет, увеличивается доля лиц старше трудоспособного возраста, уменьшается продолжительность жизни по сравнению со среднероссийскими показателями.

          В 1997-1999 годах в области сохранялся высокий уровень смертности, который превышал уровень рождаемости. Естественная убыль населения за эти годы составила 5676 человек. Высок уровень младенческой смертности. В 1999 году число детей умерших до 1 года на 1000 родившихся составило 21,8 против 20,7 в 1996 году. В результате демографических и миграционных изменений за три последние года численность постоянного населения Читинской области уменьшилась на 21,4 тыс. человек.

Самые острые демографические проблемы связаны с ухудшающимся состоянием здоровья и высокой смертностью населения. Тяжелое состояние экономики приводит к тому, что в системе ценностей и приоритетов охрана здоровья и, тем более, здоровый образ жизни не находятся на первом месте. Увеличивается уровень социальных заболеваний. В 1999 году в области заболеваемость туберкулезом увеличилась на 27 процентов, педикулезом - на 52 процента.

Уровень развития экономики Читинской области и социальные стандарты уровня жизни населения всегда были ниже среднероссийских. Период реформирования еще больше увеличил этот разрыв.

Несмотря на ежегодное увеличение номинальной заработной платы, ее реальный размер за три года снизился почти на 20 процентов, денежные доходы на душу населения в реальном объеме снизились на 44 процента. В 1998 году по денежным доходам на душу населения Читинская область находилась на 70 месте среди регионов России, 72,5 процента населения  области имели среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума (в среднем по России -   23,8 процента). В 1999 году этот показатель в области увеличился и составил 75,7 процента. По величине прожиточного минимума область входит в десятку самых “дорогих” регионов России. Соотношение денежных доходов и величины прожиточного минимума в 1998 году составило 86 процентов (по России - 197 процентов), в 1999 году - 62,5 процента (по России - 171,6 процента). Жизненный уровень населения области снизился в 1999 году на   23,5 процента.

Изменилась структура потребительских расходов в пользу текущих расходов на питание и прочие ежедневные физические нужды и в ущерб расходам на инвестиции в человеческий капитал (образование, здравоохранение, путешествия, культура и так далее). В 1999 году 65,3 процента денежных доходов израсходовано населением области на покупку товаров, оплату услуг, обязательных платежей и взносов.

В области обострены проблемы рынка труда. Численность экономически активного населения в 1997-1999 годах сократилась на 41,3 тыс. человек. Общая численность безработных за три года увеличилась на 5,4 тыс. человек и на 1 января 2000 года составила 107,4 тыс. человек или 20,3 процента от экономически активного населения. Этот показатель по Читинской области за последние три года превышал на 7 процентов среднероссийский уровень. В 1997-1999 годах в области сохраняется проблема трудоустройства обратившихся в службу занятости. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию составила в 1997 году 69 человек (по России - 6), в 1998 году - 40 (по России - 6,6), в 1999 году - 37 человек (по России - 2,5).

          Одним из основных показателей качества уровня жизни населения является индекс развития человеческого потенциала, характеризуемый тремя основными показателями: продолжительностью жизни, уровнем образования и среднедушевым валовым региональным продуктом (ВРП). По этому показателю Читинская область на 20-25 процентов отстает от среднероссийского и занимает 85 место среди 89 регионов России.     

Одним из ключевых условий развития человеческого потенциала является качественное жилище. Жилищные условия определяют в значительной степени образ жизни семьи, характер проведения свободного времени, организацию быта, внутрисемейные отношения.

В настоящее время жилищный фонд Читинской области составляет 20 млн. кв. м общей площади, а средняя обеспеченность населения жильем - 16,1 кв. м на человека (в среднем по России - 19,1 кв. м). В течение 1999 года уровень благоустройства жилищного фонда области практически не изменился. В городах и поселках городского типа 32-35 процентов жилищного фонда не оборудовано водоснабжением, канализацией, центральным отоплением, 38-44 процента - ваннами и горячим водоснабжением. Это отрицательно сказывается на всех аспектах жизни человека.

В связи с реформой в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которая направлена на переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями, доля платежей за жилищно-коммунальные услуги в расходах населения растет и составила в 1999 году 22 процента против 20 процентов в 1998 году.

Уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением по области с 1999 года составляет 60 процентов. Но сложившийся в настоящее время уровень доходов большей части населения является ограничителем реализации данного параметра. Платежи за жилищно-коммунальные услуги, поступившие от населения в 1999 году, снизились на 30 процентов. В результате недофинансирования из бюджетов всех уровней и сокращения платежей населения ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве усугубляется - ухудшается содержание жилищного фонда, сокращаются объемы его ремонта, а также возможности модернизации, реконструкции и развития коммунальных сетей и сооружений.

В результате резкого снижения в девяностые годы жизненного уровня на первом месте среди приоритетов населения находится своевременное получение небольшого, но гарантированного заработка и пенсии. За этим следует хорошее медицинское обслуживание, образование подрастающего поколения и безопасность семьи.

Достаточно велико влияние стереотипа: социальная сфера - сфера чисто затратная, отвлекающая ресурсы общества, что ограничивает возможности развития экономики. Да, социальная сфера требует затрат, причем немалых, однако она не составляет в данном отношении исключения: производство тоже предполагает затраты, которые могут принести, а могут и не принести результата. Еще более важное обстоятельство состоит в специфике результата затрат в социальной сфере. Этот результат - человек. Именно человек с его способностями и устремлениями - главная движущая сила развития, в том числе экономического.

Поэтому главная задача социальной политики на среднесрочную перспективу имеет двойственный характер. С одной стороны предстоит в сравнительно короткий период повысить доходы основной массы населения и определяющую их составляющую - заработную плату. А с другой стороны, увеличение доходов необходимо осуществить в такой мере и в таких формах, чтобы оно стало фактором экономического роста.

Одним из определяющих индикаторов экономического роста является состояние рынка труда. Предстоящие три года будут весьма благоприятными с точки зрения предложения рабочей силы. Это связано с тем, что при общем сокращении численности населения в предстоящие годы в возрастной структуре населения сохранится тенденция роста численности трудоспособного населения (697,6 тыс. человек - 2000 году и с годовым приростом в последующие годы на 5-6 тыс. человек). В 2002 году численность трудоспособного населения в общей численности населения составит 59,9 процента,  в то время как численность лиц моложе и старше трудоспособного населения сократится на 4-5  процента.

Тенденции увеличения занятости последних месяцев 1999 года и начала 2000 года дают основание, а программные мероприятия позволят в среднесрочной перспективе обеспечивать с 2001 года ежегодный прирост численности занятых в экономике  до 1 тыс. человек. Кроме этого, снизится нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию с 37 человек в 1999 году до 15 человек в 2002 году, уровень безработицы, рассчитанной по методологии Международной Организации Труда, снизится на 0,5 процентных пункта. Эффективное использование трудового потенциала области в 2002 году составит 422,3  тыс. человек.

Главная цель политики занятости до 2002 года - сохранение экономического и трудового потенциала, предотвращение пассивной и долговременной безработицы, и постепенная подготовка условий для создания системы эффективной занятости.

Основными направлениями политики занятости населения определены:

эффективное использование средств государственной службы занятости на осуществление специальных программ занятости, в том числе направленных на организацию рабочих мест и общественных работ;

содействие развитию самозанятости и малого предпринимательства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»