Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2003 года № 124-А/п


Об утверждении областной целевой программы
"Улучшение условий и охраны труда в Читинской области
(2004 - 2006 годы)"

_____________________________________________________________
Утратило силу с 01 января 2007 года на основании постановления
Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 года № 316-А/п
______________________________________________________________


В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области от 28.02.2002 № 349-ЗЧО "Об Администрации Читинской области" и Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 № 91 (в редакции постановления Администрации Читинской области от 15.10.2002 № 240-А/п), в целях реализации комплекса мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях области Администрация Читинской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области (2004 -2006 годы)" (далее - программа).

2. Комитету экономики Читинской области (Т.И.Майзлингер) и Комитету по финансам Читинской области (Б.В.Аюшиев) при формировании бюджета на 2004 -2006 годы включать программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом году, с учетом возможностей областного бюджета.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по социальным вопросам К.И.Карасева.

4. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.     

 Глава Администрации (Губернатор)
Р.Гениатулин.


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации Читинской области
6.05.2003 г. № 124-А/п

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ЧИТИНСКОЙ
ОБЛАСТИ (2004 - 2006 ГОДЫ)"



ПАСПОРТ

ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
(2004 - 2006 ГОДЫ)"



Наименование программы

 Областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области (2004 - 2006 годы)" (далее - программа).


Дата принятия решения о разработке программы

  Распоряжение Администрации Читинской области от 18.03.2003 № 163-А/р "О разработке областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Читин ской области (2004 - 2006 годы)".  


Дата утверждения программы

  Постановление Администрации Читинской области "Об
утверждении областной целевой программы "Улучшение
условий и охраны труда в Читинской области   (2004 - 2006 годы)" от 6.05.2003 г. № 124-А/п

Заказчик программы

  Комитет по труду и социальному развитию Читинской области.

Основной разработчик программы

  Комитет по труду и социальному развитию Читинской области.

Цель и задачи программы

  Цель: разработка и реализация комплекса мер, направленных на создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Задачи:

- подготовка и издание комплектов нормативных правовых актов и иных документов по охране труда для организаций отраслей с высоким уровнем производственного травматизма и неудовлетворительной организацией охраны труда;

- создание условий для проведение организациями аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда;

- создание системы информационного обеспечения организаций документацией в области охраны труда, обучение специалистов организаций по охране труда, пропаганда достижений в организации охраны труда;

- социально-трудовая реабилитация инвалидов, пострадавших на производстве.

Сроки реализации программы

  2004 - 2006 годы.

Перечень основных мероприятий программы

  1. Нормативное обеспечение в области охраны труда организаций отраслей с высоким уровнем производственного травматизма и неудовлетворительной организацией охраны труда.
  2. Информационное обеспечение охраны труда, профессиональное образование и пропаганда охраны труда.
  3. Практическая реализация управления охраной труда. Социально-трудовая реабилитация инвалидов, пострадавших на производстве.

Исполнители основных мероприятий программы

  Комитет по труду и социальному развитию Читинской области, Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области, Управление начального профессионального образования Читинской области, Комитет здравоохранения Читинской области, ФГУ "Читинский центр стандартизации, метрологии и сертификации", ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области", Читинский областной комитет государственной статистики, Забайкальское отделение международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, уполномоченные организации, организации, согласно заключенным договорам.

Объемы и источники финансирования программы

  Объем финансирования мероприятий программы на весь период реализации программы составляет 7125,0 тыс.рублей, в том числе:
- из средств областного бюджета - 1225,0 тыс. рублей,

- из средств внебюджетных источников (средства Читинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, ФГУ "Читинский центр стандартизации, метрологии и сертификации") -5900,0 тыс.рублей

Ожидаемые результаты реализации программы

   Реализация мероприятий программы позволит создать условия для снижения производственного травматизма в организациях области за счет:

- обеспечения организаций отраслей с высоким уровнем производственного травматизма и неудовлетворительной организацией охраны труда методической и нормативной литературой по охране труда;

- организации аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда в организациях;

- создания системы информационного обеспечения всех организаций области документацией в области охраны труда, обучения специалистов организаций по охране труда, пропаганде достижений в организации охраны труда.

Система организации контроля за исполнением программы

  Контроль за ходом исполнения программы осуществляет Комитет экономики Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по социальным вопросам.

     

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области (2004 - 2006 годы)" разработана в соответствии с распоряжением Администрации Читинской области от 18.03.2003 № 163 А/р "О разработке областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области (2004 - 2006 годы)".

Правовой основой для разработки программы является Федеральный закон от 17.07.1999 № 181 -ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", согласно которому данный вопрос отнесен к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.


СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Меры, принимаемые Администрацией Читинской области, Комитетом по труду и социальному развитию Читинской области, другими заинтересованными организациями в рамках областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области на 2001-2003 годы", утвержденной Законом Читинской области от 24.01.2001 № 255-ЗЧО, позволили снизить остроту ряда проблем, в том числе связанных с обучением по охране труда, обеспечением нормативной документацией некоторых бюджетных отраслей, организацией системы государственного управления охраной труда.

Вместе с тем, состояние условий и охраны труда в организациях области продолжает характеризоваться высоким уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. По данным Читинского областного комитета государственной статистики, производственные травмы, требующие длительного (в среднем 31 рабочий день) лечения, ежегодно получают более 670 человек. Легкий травматизм работодателями, как правило, не учитывается или скрывается.

В последние годы в области наблюдается рост смертельного травматизма (на рабочих местах погибло: 2000 г. - 52 человека, 2001 г. - 58 человек, 2002 г. -62 человека) и профессиональной заболеваемости (впервые выявленных случаев: 2000 г. - 68, 2001 г. - 93). Особую тревогу вызывает рост смертельного травматизма женщин (погибло: 2001 г. -5 женщин, 2002 г. - 9 женщин).

Наиболее проблемными по уровню производственного травматизма являются такие отрасли, как лесозаготовительная     промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, машиностроение. В целом, среднеобластной показатель травматизма за 2001 г. (3,6 случая на 1000 работников) превысили 11 отраслей и 15 муниципальных образований.

Причиной формирования профессиональной патологии у работающих являются тяжелые и вредные условия труда. Наибольшее число работников, занятых на работах с вредными условиями труда, отмечается в промышленных отраслях области: энергетике - 32,1%, угольной промышленности -38,8%, черной металлургии - 38,8%, цветной металлургии -19,4%.

Однако статистические данные лишь отчасти отражают действительное положение дел с условиями труда. Многие организации, ссылаясь на финансовые причины, не проводили аттестацию рабочих мест и инструментальные замеры факторов производственной среды. Это в первую очередь касается бюджетных организаций, малых предприятий и таких отраслей, как сельское хозяйство, цветная металлургия, лесозаготовительная, деревообрабатывающая, пищевая промышленность и другие. Вследствие этого тысячи работников данных отраслей, фактически занятых на работах с вредными условиями труда, рискуют получить профессиональное заболевание и не имеют за это должных компенсаций.

Основными причинами, определяющими высокие показатели производственного     травматизма и профессиональной заболеваемости, являются:

- неудовлетворительная организация охраны труда, связанная с незнанием руководителями и специалистами организаций вопросов технической безопасности производства, различных норм и правил, в том числе касающихся обеспечения спецодеждой, расследования несчастных случаев, компенсаций за вредные условия труда работникам;

- старение основных производственных фондов, сокращение капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования;

- отсутствие надлежащего финансирования работ по охране труда, особенно в отраслях бюджетной сферы, сельском хозяйстве, малых предприятиях;

- отсутствие эффективных мер экономического стимулирования работодателей в области охраны труда.

Из анализа причин травматизма и профессиональной заболеваемости следует, что значительный объем работ по обеспечению безопасных условий труда должен проводиться самими организациями и их руководителями. Однако кризисное состояние многих отраслей экономики, борьба предприятий за выживание отодвигают деятельность по охране труда на второй план. В первую очередь это касается организаций сельского хозяйства, жилищно-коммунального комплекса, возрождающейся лесной промышленности, которые крайне неудовлетворительно обеспечены методической и нормативной литературой по охране труда.

Информационное обеспечение организаций области в сфере охраны труда также в целом неудовлетворительно. Это связано со значительным обновлением в последние годы нормативной базы по охране труда и постоянной ротацией руководства организаций. Недостаточно обучены не только руководители предприятия, но и должностные лица, отвечающие за безопасность на конкретных участках производства. Требование Трудового кодекса Российской Федерации о наличии в каждой организации комплекта нормативных актов по охране труда повсеместно не выполняется. Многие руководители не знают, где взять документы или вообще не знают об их существовании.

Проблемой остается фактическое положение с условиями труда на рабочих местах. Аттестация рабочих мест и последующая сертификация работ по охране труда, которые дают объективную характеристику рабочего места и производства в целом, являются специфическим и непонятным для многих процессом, требующим организации и разъяснения.

В этих условиях роль государственного управления охраной труда должна быть укреплена, в том числе с использованием ресурсов областной целевой программы.

     

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Основной целью программы является разработка и реализация комплекса мер, направленных на создание условий, обеспечивающих снижение производственного     травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях области.

Задачи, поставленные в программе, вытекают из анализа состояния условий и охраны труда в организациях области и полномочий органов - исполнительной власти области по государственному управлению охраной труда:

- разработка комплектов нормативных документов по охране труда для отраслей с высоким уровнем производственного травматизма и неудовлетворительной организацией охраны труда;

- создание условий для проведения организациями аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда;

- создание системы информационного обеспечения организаций документацией в области охраны труда, обучение специалистов организаций по охране труда, пропаганда достижений в организации охраны труда;

- социально-трудовая реабилитация инвалидов, пострадавших на производстве.

Срок действия программы - 2004 -2006 годы.

     

3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Финансирование мероприятий программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования про граммы - 7125,0 тыс. рублей, в том числе:     

- из средств областного бюджета -1225,0 тыс. рублей;

- из средств внебюджетных источников (средства Читинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Читинского центра стандартизации, метрологии и сертификации) - 5900,0 тыс. рублей.

Распределение финансовых средств по годам приведено в таблице:

тыс. рублей

Источники финансирования

2004 год

2005 год

2006 год

Областной бюджет

426,0

406,0

393,0

Внебюджетные источники

2050,0

2050,0

1800,0

Итого

2476,0

2456,0

2193,0


4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Заказчиком программы является Комитет по труду и социальному развитию Читинской области с предоставлением ему права распределять бюджетные инвестиции данной программы по получателям бюджетных средств согласно распоряжению Администрации Читинской области от 18.03.2003 г. № 163-А/р.

Заказчик программы ежегодно, в установленном порядке, направляет в Комитет по финансам Читинской области бюджетные заявки на выделение ассигнований из областного бюджета для финансирования мероприятий программы. Заказчик программы ежегодно заключает договоры с Читинским отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на финансирование обучения по охране труда в рамках программы.

Затраты по программным мероприятиям могут ежегодно корректироваться заказчиком с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА
ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Управление и контроль за реализацией программы осуществляется в соответствии с Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 № 91 (в редакции постановления Администрации Читинской области от 15.10.2002 № 240-А/п).

Управление и координацию работ по программе осуществляет заказчик программы.

Контроль за ходом реализации программы осуществляют Комитет экономики Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по социальным вопросам.

Комитет экономики Читинской области с участием Комитета по финансам Читинской области и заинтересованных органов исполнительной власти контролирует ход реализации программы, эффективность программных мероприятий и целевое использование средств, выделяемых на реализацию программы.

Контроль включает ежеквартальную и годовую отчетность о ходе реализации     программы и эффективности использования финансовых средств.

6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Непосредственный финансовый эффект от реализации программы может быть получен на предприятиях, где происходит улучшение условий труда и снижение производственного травматизма.

Социальный эффект от выполнения программы проявится в улучшении условий, обеспечивающих сохранение здоровья, жизни и социальной защищенности работников в процессе труда.

7. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

                  (тыс.рублей в ценах 2003 года)

№ п/п

Наименование мероприятия

Исполнители

Сроки  реали-
зации

Источни-
ки
финанси-
рования

Финансовые затраты

Всего:

в том числе по годам

2004

2005

2006

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7.1.  НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

1

Подготовить материалы для сборника основных нормативных правовых актов и иных документов по охране труда для работников жилищно-коммунального хозяйства и организовать его издание

Комитет жилищно- коммунального хозяйства и строительства Читинской области, Комитет по труду и социальному развитию Читинской области

2004






2

Издать сборник основных нормативных правовых актов и иных документов по охране труда для работников жилищно-коммунального хозяйства

Организация, согласно заключенному договору

2004

Обла- стной бюджет

20,0

20,0

-

-

3

Подготовить материалы для сборника основных нормативных правовых актов и иных документов по охране труда для работников лесной промышленности и лесного хозяйства и организовать его издание

Комитет по труду и социальному развитию Читинской области

2006






4

Издать сборник основных нормативных правовых актов и иных документов по охране труда для работников лесной промышленности и лесного хозяйства

Организация, согласно заключенному договору

2006

Обла- стной бюджет

20,0

-

-

20,0

5

Подготовить материалы для сборника основных нормативных правовых актов и иных документов по охране труда для крестьянско-фермерских хозяйств и организовать его издание

Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области

2004






6

Издать сборник основных нормативных правовых актов и иных документов по охране труда для крестьянско-фермерских хозяйств

Организация, согласно заключенному договору

2004

Обла- стной бюджет

48,0

48,0

-

-

7

Разработать методические рекомендации по безопасным способам применения пестицидов в сельскохозяйственных организациях и организовать их издание

Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области

2006






8

Издать методические рекомендации по безопасным способам применения пестицидов в сельскохозяйственных организациях

Организация, согласно заключенному договору

2006

Обла- стной бюджет

10,0

-

-

10,0

9

Подготовить материалы для сборника основных нормативных правовых актов и иных документов по охране труда для учреждений начального профессионального образования и организовать его издание

Управление начального профессионального образования Читинской области

2006






10

Издать сборник основных нормативных правовых актов и иных документов по охране труда для учреждений начального профессионального образования

Организация, согласно заключенному договору

2006

Обла- стной бюджет

20,0

-

-

20,0

11

Разработать и издать методическое пособие по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда

Забайкальское отделение международной Академии  наук экологии  и безопасности жизнедеятельности

2004 - 2005

Обла- стной бюджет

88,0

20,0

68,0

-

7.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОПАГАНДА ОХРАНЫ ТРУДА

12

Разработать техническое задание для разработки областной    автоматизированной    системы    информационного обеспечения охраны труда

Комитет по труду и социальному развитию Читинской области

2006






13

Разработать областную автоматизированную систему информационного обеспечения охраны труда

Организация, согласно заключенному договору

2006

Обла- стной бюджет

96,0

-

-

96,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»