• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий
 


ЗАКОН

ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 06 июня 1995 года N 14-ЗЧО

УСТАВ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят Читинской областной Думой 27 апреля 1995 года

{Утратил силу:

Закон Забайкальского края от 17.02.2009 года N 125-ЗЗК НГР: ru92000200900056}

{Изменения и дополнения:

Закон Читинской области N 31-ЗЧО от 29.02.1996 г. НГР: ru75000199600015

Закон Читинской области N 39-ЗЧО от 30.05.1996 г. НГР: ru75000199600014

Закон Читинской области - новая редакция N 300 ЗЧО от 14.06.2001 г. НГР: ru75000200100142

Закон Читинской области N 375-ЗЧО от 01.07.2002 г. НГР: ru75000200200133

Закон Читинской области N 405-ЗЧО от 31.10.2002 г. НГР: ru75000200200290

Закон Читинской области N 470-ЗЧО от 25.04.2003 г. НГР: ru75000200300089

Закон Читинской области N 521-ЗЧО от 29.12.2003 г. НГР: ru75000200300371

Закон Читинской области N 562-ЗЧО от 08.07.2004 г. НГР: ru75000200400174

Закон Читинской области N 631-ЗЧО от 02.02.2005 г. НГР: ru75000200500022

Закон Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г. НГР: ru75000200500215

Закон Читинской области N 724-ЗЧО от 09.11.2005 г. НГР: ru75000200500391

Закон Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г. НГР: ru75000200600233

Закон Читинской области N 864-ЗЧО от 21.12.2006 г. НГР: ru75000200600414

Закон Читинской области N 865-ЗЧО от 21.12.2006 г. НГР: ru75000200600415

Закон Читинской области N 977-ЗЧО от 27.09.2007 г. НГР: ru75000200700303

Закон Читинской области N 978-ЗЧО от 27.09.2007 г. НГР: ru75000200700304

Закон Читинской области N 1080-ЗЧО от 12.02.2008 г. НГР: ru75000200800042}

{См. также

Закон Читинской области N 649-ЗЧО от 09.03.2005 г. НГР: ru75000200500098}

 

УСТАВ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Читинская областная Дума, выражая волю и интересы населения Читинской области (далее, если не оговорено особо - области), проявляя уважение к истории, традициям и культуре народов и этнических общностей, проживающих на территории области, признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, закрепляя приоритет общепризнанных принципов демократии, сознавая свою ответственность за социально-экономическое, политическое и культурное развитие области, учитывая уникальные природные богатства области и необходимость их рационального использования в интересах населения области и России, осознавая себя частью Российской Федерации, принимает в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящий Устав - Основной Закон Читинской области (далее - Устав области).

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1.

Читинская область является равноправным субъектом Российской Федерации.

 

Статья 2.

Права и свободы человека и гражданина, гарантируемые Конституцией Российской Федерации, действуют на территории области без каких-либо ограничений и изъятий

 

Статья 3.

1. Единственным источником власти в области является многонациональный народ - граждане Российской Федерации.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

 

Статья 4.

1. Окружающая среда и ее ресурсы являются основой жизни и деятельности населения области.

2. Владение, пользование и распоряжение богатствами не могут осуществляться в ущерб интересам настоящего и будущих поколений жителей области.

{статья 4 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

 

Статья 5.

На территории области признаются и обеспечиваются права коренных малочисленных народов, этнических общностей и казачества на сохранение самобытности, культуры, языка, обычаев и традиций в соответствии с принципами Конституции Российской Федерации.

 

Статья 6.

На территории Читинской области гарантируется свобода хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, не противоречащей законодательству, равенство всех форм собственности, их правовая защита, создаются условия для свободной конкуренции.

 

Статья 7.

Свобода деятельности общественных объединений как основа демократической организации общества определяет политическое, идеологическое многообразие и многопартийность, их равенство перед законом.

 

Статья 8.

1. Государственная власть в Читинской области осуществляется в соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

2. Государственную власть в области осуществляют:

а) законодательную - Читинская областная Дума;

б) исполнительную - Губернатор Читинской области, Администрация Читинской области, а также иные органы исполнительной власти Читинской области;

в) судебную - суды, входящие в судебную систему Российской Федерации.

{статья 8 изложена в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

 

Статья 9.

1. В области признается и гарантируется право населения на местное самоуправление.

2. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

 

Статья 10.

1. Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на территории области.

2. Законы и иные нормативные правовые акты области не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия (полностью или частично) закона или иного правового акта области федеральному закону действует федеральный закон. При этом правовой акт области приводится в соответствие с федеральным законом.

2-1. Область вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы области и иные нормативные правовые акты области подлежат приведению в соответствие с федеральным законом в течение трех месяцев.

{часть 2-1 статьи 10 дополнена в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

2-2. Вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и области область самостоятельно и в полном объеме осуществляет правовое регулирование по предметам своего ведения.

{часть 2-2 статьи 10 дополнена в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

3. Устав области является Основным Законом Читинской области, имеет высшую юридическую силу по отношению к правовым актам области и прямое действие на всей ее территории. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не могут противоречить Уставу области.

4. Нормативные правовые акты, издаваемые в области, не могут противоречить законам области. В случае противоречия действует закон области.

5. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом области, принятым в соответствии с частью 22 настоящей статьи, действует нормативный правовой акт области.

{часть 5 статьи 10 добавлена в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

 

Глава II. Гарантии прав и свобод человека и гражданина

 

Статья 11.

1. Права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, признаются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита являются главной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления Читинской области и обеспечиваются правосудием.

2. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

 

Статья 12.

Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления области, признанные виновными в нарушении прав и свобод человека и гражданина, несут ответственность в соответствии с федеральным законом и законом области.

 

Статья 13.

Акты органов государственной власти и органов местного самоуправления области, ограничивающие права и свободы граждан, не имеют юридической силы, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

 

Статья 14.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления области, участвовать в референдуме в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом и законом области.

 

Статья 15.

1. Граждане имеют право участвовать в управлении делами области как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Формами непосредственного осуществления народовластия в области могут быть:

а) референдум (областной, местный);

б) выборы депутатов Читинской областной Думы (далее - областной Думы), выборы и отзыв депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;

{часть 2 статьи 15 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

в) обсуждение важнейших вопросов жизнедеятельности области, а также проектов законов, нормативных правовых актов областной Думы, Губернатора и Администрации области, имеющих областное значение;

{пункт "в" части 2 статьи 15 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

г) народная правотворческая инициатива граждан;

д) другие формы прямого волеизъявления населения, предусмотренные настоящим Уставом, законом области и уставами муниципальных образований.

 

Статья 16.

1. Граждане имеют право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы области и органы местного самоуправления.

2. Должностные лица государственных органов области и органов местного самоуправления обязаны давать ответы на письменные или устные обращения граждан в установленные законом сроки.

 

Статья 17.

1. Граждане, проживающие на территории области, имеют право на беспрепятственное получение информации о положении дел в области и на соответствующих территориях муниципальных образований, а также по вопросам, обсуждаемым органами государственной власти области и органами местного самоуправления, за исключением информации, распространение которой ограничено федеральным законом.

2. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать население о своей деятельности, положении дел в области и на соответствующих территориях муниципальных образований.

Их руководители несут ответственность за представление населению своевременной, полной и достоверной информации, а также за необоснованный отказ в ее представлении в порядке, установленном законом.

{статья 17 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

 

Статья 18.

1. Все равны перед законом и судом.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы, а также права и свободы других лиц всеми способами, не запрещенными законом.

 

Статья 19.

1. Каждому гарантируется право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина.

2. В случаях, предусмотренных федеральным законом области, юридическая помощь оказывается бесплатно.

{часть 2 статьи 19 в редакции Закон Читинской области N 978-ЗЧО от 27.09.2007 г.}

 

Глава III. Статус Читинской области

 

Статья 20.

1. Читинская область как субъект Российской Федерации имеет статус, определенный Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом области.

2. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом на основе волеизъявления жителей, выраженного на областном референдуме.

 

Статья 21.

Переименование Читинской области производится с учетом мнения населения, выраженного на областном референдуме.

 

Статья 22.

Читинская область может иметь свою символику. Описание и порядок ее использования определяется законом области.

 

Статья 23.

1. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти области и органами государственной власти Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

2. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти.

 

Статья 24.

1. Читинская область самостоятельно устанавливает систему органов государственной власти области в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленных федеральным законом.

2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти области образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

 

Статья 25.

1. Органы исполнительной власти области строят свои взаимоотношения с федеральными органами исполнительной власти и входящими в их систему государственными органами, расположенными и действующими на территории области, на основе сотрудничества с учетом самостоятельности и ответственности каждого органа в решении вопросов его компетенции.

2. Администрация области вправе заключать с федеральными органами исполнительной власти соглашения о передаче осуществления части своих полномочий этим органам либо о принятии на себя осуществления части их полномочий, а также соглашения о формировании и реализации на территории области федеральных и областных государственных программ, о совместном решении иных задач, представляющих взаимный интерес.

 

Статья 26.

1. Читинская область вправе выступать в качестве субъекта международных и внешнеэкономических связей. Порядок заключения, исполнения и прекращения договоров (соглашений) определяется федеральным законом и законом области.

2. Читинская область в лице ее органов государственной власти может участвовать в объединениях субъектов Российской Федерации. Участие области в таких объединениях экономического, культурного, научного и иного характера регламентируется законом области.

{часть 2 статьи 26 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

 

Глава IV. Территория и административно-территориальное устройство Читинской области

 

Статья 27.

Территория Читинской области является частью единой территории Российской Федерации.

 

Статья 28.

Официальным документом, определяющим границы области, является ее описание, содержащее необходимые сведения и картографические материалы.

 

Статья 29.

1. Границы области с другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

2. Изменение границ области может быть осуществлено при условии свободного прямого волеизъявления большинства граждан, проживающих на территории области, путем областного референдума.

{часть 2 статьи 29 в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

 

Статья 30.

1. Читинская область состоит из районов и населенных пунктов.

{часть 1 статьи 30 в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

Исключен

{абзац 2 части 1 статьи 30 в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

2. На территории области могут создаваться закрытые административно-территориальные образования. Порядок образования, правовой статус закрытого административно-территориального образования определяются федеральным законодательством.

 

Статья 31.

Административным центром Читинской области является город Чита.

Статус города Читы как областного центра определяется законом области.

 

Статья 32.

1. Создание, преобразование и упразднение районов и населенных пунктов, изменение границ районов, установление административных центров районов осуществляется с учетом мнения населения или органов местного самоуправления соответствующей территории.

{часть 1 статьи 32 в редакции Закона Читинской области N 977-ЗЧО от 27.09.2007 г.}

2. Присвоение наименований и переименование районов и населенных пунктов осуществляется в соответствии с федеральным законом.

{статья 32 изложена в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

 

Глава V. Основы экономического развития Читинской области

 

Статья 33.

1. Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы на территории области являются достоянием народа и основой экономического развития области.

2. Владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами на территории области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами области.

3. Правовое регулирование земельных, лесных, водных отношений, отношений по использованию недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха осуществляется с целью обеспечения устойчивого развития экономики области, рационального использования и охраны природных ресурсов, сохранения и улучшения окружающей среды, возмещения в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

4. На территории области располагаются природные зоны (часть бассейна озера Байкал, рек Амур и Лена). Для приоритетного и устойчивого природопользования они требуют особого правового обеспечения.

 

Статья 34.

1 В Читинской области признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. На территории области объектами собственности являются земля и другие природные ресурсы, а также имущество и результаты интеллектуальной деятельности граждан и юридических лиц.

3. Ограничения правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению его собственностью в какой бы то ни было форме не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

 

Статья 35.

Государственная собственность, находящаяся на территории области, выступает в виде федеральной собственности и собственности области.

{статья 35 в редакции Закон Читинской области N 978-ЗЧО от 27.09.2007 г.}

 

Статья 36.

1. Собственность области формируется путем:

а) передачи объектов федеральной собственности;

б) создания и приобретения объектов (в том числе ценных бумаг, долей, финансовых активов и пр.) за счет средств области;

в) передачи объектов собственности от органов местного самоуправления;

г) иных способов приобретения собственности, не запрещенных федеральными законами.

2. Владение, пользование и распоряжение объектами, находящимися в государственной собственности области, осуществляется органами государственной власти области в порядке, установленном федеральными законами и законами области.

 

Статья 37.

1. Объектами муниципальной собственности являются имущество (движимое и недвижимое) и результаты интеллектуальной деятельности, передаваемые из государственной, частной или иной собственности, а также создаваемые за счет муниципальных средств или приобретаемые иными способами, не запрещенными федеральными законами.

2. Объектами муниципальной собственности владеют, пользуются и распоряжаются органы местного самоуправления в интересах проживающего на их территории населения; они могут быть переданы во владение, пользование, сданы в аренду, отчуждены решением органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

{часть 2 статьи 37 в редакции Закон Читинской области N 978-ЗЧО от 27.09.2007 г.}

 

Статья 38.

1. На территории области обеспечивается одинаковое признание и защита любых не противоречащих федеральным законам форм хозяйствования.

2. По отношению к хозяйствующему субъекту органами государственной власти области, органами местного самоуправления в пределах их компетенции осуществляется контроль за эффективным размещением производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, состоянием окружающей среды.

3. В области может быть приостановлена и запрещена деятельность любого хозяйствующего субъекта в соответствии с федеральным законом.

 

Глава VI. Государственное управление Читинской областью

 

Статья 39.

1. Государственное управление областью осуществляют высший орган исполнительной власти области - Администрация области и иные органы исполнительной власти по утвержденным программам социально-экономического развития в соответствии с федеральным законом и законом области.

{часть 1 статьи 39 в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

2. Программа социально-экономического развития области представляет собой комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития области и планируемых эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Программа социально-экономического развития области разрабатывается Администрацией области в установленном ею порядке и представляется Губернатором области в областную Думу. Программа социально-экономического развития утверждается законом области.

{часть 2 статьи 39 изложена в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

3. исключена

{часть 3 статьи 39 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

3. Администрация области несет ответственность за выполнение социально-экономических программ области.

{часть 4 статьи 39 перенумерована в часть 3 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

 

Глава VII. Финансы, бюджет и налоги Читинской области

 

Статья 40.

1. Читинская область в пределах своей компетенции самостоятельно определяет финансовую и бюджетную политику.

2. Целью финансовой и бюджетной политики области является повышение благосостояния, улучшение качества жизни населения и развитие территории.

3. Механизм осуществления финансовой и бюджетной политики области определяется законом области.

 

Статья 41.

1. Финансовые ресурсы области находятся в полном ведении органов государственной власти области и состоят из:

- средств бюджета области;

- средств, выделяемых области из федерального бюджета;

- кредитных ресурсов;

- привлеченных средств физических и юридических лиц;

- средств, полученных от областных займов и облигаций;

- иных средств.

2. Для решения федеральных и межрегиональных программ финансовые ресурсы области могут объединяться на договорной основе с федеральными финансовыми ресурсами, финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

Статья 42.

1. Бюджет Читинской области (областной бюджет), местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов входят в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Бюджет области и бюджеты муниципальных образований составляют консолидированный бюджет области.

3. Доходы бюджета области и бюджетов муниципальных образований формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

 

Статья 43.

1. Бюджет Читинской области составляется, утверждается и исполняется областью самостоятельно в соответствии с законом области и федеральным законом.

2. Проект бюджета Читинской области на очередной финансовый год составляется Администрацией области и представляется Губернатором области в Читинскую областную Думу для утверждения.

{часть 2 статьи 43 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

3. Областная Дума ежегодно принимает закон о бюджете Читинской области на очередной финансовый год.

 

Статья 44.

Межбюджетные отношения в области строятся на принципах, установленных федеральным законом, в том числе: равенства бюджетных прав области, равенства бюджетных прав муниципальных образований, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетом области, выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

 

Статья 45.

1. Налоговая система в области включает федеральные, региональные и местные налоги и сборы, механизм их распределения и взимания.

2. Установление и отмена региональных налогов и сборов осуществляется областью самостоятельно в соответствии с общими принципами налогообложения, установленными федеральным законом.

 

Статья 46.

Читинская область в пределах своей компетенции самостоятельно определяет кредитно-денежную политику с целью создания благоприятных условий для финансирования и кредитования социально-экономического развития области.

 

Статья 47.

Для осуществления контроля за исполнением областного бюджета, в том числе за законностью и эффективностью расходования средств областного бюджета, направленных муниципальным образованиям, а также осуществления контроля за поступлением в областной бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью области областная Дума создает Контрольно-счетную палату Читинской области, порядок организации и деятельности которой определяется законом области.

 

Глава VIII. Законодательная власть Читинской области

 

Статья 48.

1. Читинская областная Дума является однопалатным постоянно действующим высшим единственным законодательным (представительным) органом государственной власти области.

2. Читинская областная Дума состоит из 42 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на срок созыва областной Думы - 4 года.

{часть 2 статьи 48 в редакции Закона Читинской области от 25.04.2003 г. N 470-ЗЧО}

3. 21 депутат избирается по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории Читинской области.

21 депутат избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с федеральным законом и законом области.

{статья 48 дополнена частью 3 в редакции Закона Читинской области от 25.04.2003 г. N 470-ЗЧО}

{абзац 2 части 3 статьи 48 в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

4. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий пассивным избирательным правом.

5. Выборы депутатов областной Думы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

6. исключена

{часть 6 статьи 48 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

 

Статья 49.

1. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом области.

{часть 1 статьи 49 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

2. В течение срока своих полномочий депутат областной Думы не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Депутат, работающий в областной Думе на профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

{абзац 2 части 2 статьи 49 в редакции Закона Читинской области N 977-ЗЧО от 27.09.2007 г.}

Депутат не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

{часть 2 статьи 49 дополнена абзацем 3 в редакции Закона Читинской области N 977-ЗЧО от 27.09.2007 г.}

3. Статус депутата, срок его полномочий, гарантии депутатской деятельности, порядок подготовки и проведения выборов устанавливаются федеральным законом, настоящим Уставом и законом области.

{часть 3 статьи 49 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

 

Статья 50.

1. Читинская областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

2. Читинская областная Дума собирается на свое первое заседание не позднее чем на двадцатый день после выборов. Первое заседание областной Думы открывает старейший по возрасту депутат. Он ведет заседание до избрания Председателя областной Думы или председательствующего на заседании из числа депутатов.

3. Правомочность заседания областной Думы устанавливается законом Читинской области.

{часть 3 статьи 50 в редакции Закона Читинской области от 08.07.2004 г. N 562-ЗЧО}

 

Статья 51.

1. Читинская областная Дума осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом, федеральными законами и законами области.

2. За областной Думой закрепляются следующие полномочия:

а) законодательные;

б) контрольные,

в) участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти и иных государственных органов области.

 

Статья 52.

1. Полномочия Читинской областной Думы:

а) принимает Устав области и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий области;

в) рассматривает и утверждает бюджет области и отчеты об его исполнении, представленные Губернатором области;

г) рассматривает и утверждает бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов области и отчеты об их исполнении;

д) наделяет гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица области (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти области) в порядке, установленном федеральным законом и настоящим Уставом области;

е) выражает недоверие Губернатору области в случаях, установленных федеральным законом;

ж) назначает областной референдум в случаях, предусмотренных законом области;

з) назначает выборы в Читинскую областную Думу;

и) утверждает соглашение об изменении границ области, одобряет проект договора о разграничении полномочий;

к) по представлению Губернатора области согласовывает назначение на должность отдельных членов Администрации области; выражает им недоверие;

л) согласовывает назначение на должность прокурора области; назначает на должность мировых судей области;

м) назначает на должность и освобождает от должности председателя Контрольно-счетной палаты Читинской области, заместителя председателя палаты, ее специалистов (аудиторов);

н) производит присвоение почетных званий Читинской области, награждает наградами Читинской области, присуждает премии, назначает стипендии, установленные законом области;

о) дает толкование Устава области, в случае отсутствия Уставного суда, и законов области;

п) принимает Регламент Читинской областной Думы, решает вопросы внутренней деятельности областной Думы.

2. Осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом области, законами области.

{статья 52 изложена в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

 

Статья 53.

1. Читинская областная Дума самостоятельно или через создаваемые ею органы осуществляет контроль за:

а) соблюдением и исполнением законов области, а также нормативных правовых актов, принятых областной Думой;

б) исполнением областного бюджета, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов области;

{пункт "б" части 1 статьи 53 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

в) использованием внешних заимствований и ассигнований из федерального бюджета;

г) выполнением программ социально-экономического развития области; соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области, а также собственностью, переданной в управление органов государственной власти области.

2. Читинская областная Дума осуществляет иные контрольные полномочия в соответствии с федеральными законами и законами области.

3. Пределы и формы контроля определяются законом области.

 

Статья 54.

Читинская областная Дума имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации, а также совместно с Администрацией области имеет право внесения на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, принятие которых находится в компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

 

Статья 55.

1. Председатель областной Думы избирается на ее заседании из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий областной Думы.

2. Председатель областной Думы в соответствии с настоящим Уставом, законами области:

а) организует работу областной Думы, формирует ее аппарат;

б) от имени областной Думы осуществляет взаимодействие с населением области, органами государственной власти и органами местного самоуправления; представляет Читинскую область по вопросам полномочий областной Думы в Российской Федерации и за рубежом;

{пункт "б" части 2 статьи 55 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

в) подписывает законы области и иные правовые акты, принятые областной Думой, издает распоряжения в пределах своих полномочий;

{пункт "в" части 2 статьи 55 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

г) открывает и закрывает счета областной Думы, является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным областным бюджетом для обеспечения деятельности областной Думы;

д) исполняет иные обязанности и полномочия, возложенные на него федеральными законами и законами области, Регламентом областной Думы и ее решениями.

3. Председатель областной Думы подотчетен областной Думе и может быть отозван путем тайного голосования на ее заседании.

Порядок внесения предложений об избрании, отставке или освобождении Председателя областной Думы от должности определяется Регламентом областной Думы.

4. Добровольное сложение Председателем областной Думы своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления.

 

Статья 56.

1.Читинская областная Дума в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе:

а) вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации;

б) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации; запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2. Читинская областная Дума вправе обращаться в другие суды Российской Федерации по вопросам обжалования актов и решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также их должностными лицами.

 

Статья 57.

1. Читинская областная Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

2. Вопросы внутриорганизационной деятельности областной Думы регулируются ее Регламентом.

3. Читинская областная Дума для обеспечения и выполнения возложенных на нее полномочий создает аппарат и другие органы, а также может привлекать специалистов на договорной или иной компенсационной основе.

 

Статья 58.

1. Полномочия депутатов областной Думы прекращаются со дня начала работы областной Думы нового созыва.

2. Полномочия областной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях, предусмотренных федеральным законом.

3. Закон о самороспуске до истечения срока полномочий принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов областной Думы. Такой закон областной Думой не может быть принят менее чем за шесть месяцев до дня истечения срока полномочий депутатов текущего созыва.

4. Выборы в Читинскую областную Думу проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий областной Думы в соответствии с законом области.

{часть 4 статьи 58 в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

 

Глава IX. Исполнительная власть Читинской области

 

Статья 59.

1. Система органов исполнительной власти области включает в себя Администрацию Читинской области и иные органы исполнительной власти области.

2. Органы исполнительной власти Читинской области для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

3. Структура исполнительных органов государственной власти Читинской области определяется Губернатором Читинской области в соответствии с Уставом области.

4. Губернатор области и Администрация области несут ответственность перед населением области за решение социально-экономических и иных вопросов, возложенных на них Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области, и подотчетны областной Думе в пределах ее контрольных полномочий, предусмотренных Уставом области.

{статья 59 изложена в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

 

Статья 60.

1. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица Читинской области (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Читинской области) по представлению Президента Российской Федерации Читинской областной Думой в порядке, предусмотренном федеральным законом и настоящим Уставом.

2. Читинская областная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру высшего должностного лица Читинской области (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Читинской области) в течение 14 дней со дня внесения представления.

Решение Читинской областной Думы о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица Читинской области (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Читинской области) считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов областной Думы.

3. Полномочиями высшего должностного лица Читинской области (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Читинской области) может быть наделен гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

{пункт 3 статьи 60 в редакции Закона Читинской области N 865-ЗЧО от 21.12.2006 г.}

4. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица Читинской области (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Читинской области) сроком на четыре года.

{части 1-4 статьи 60 изложены в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

5. При вступлении в должность Губернатор области приносит следующую присягу:

"Вступая в должность Губернатора Читинской области, торжественно клянусь забайкальцам добросовестно выполнять возлагаемые на меня высокие обязанности Губернатора Читинской области, защищать интересы населения области, уважать и охранять права и свободы человека, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Читинской области".

Присяга приносится в торжественной обстановке с участием депутатов областной Думы, руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований не позднее 15 дней со дня принятия решения областной Думы о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора области.

{часть 5 статьи 60 в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

6. Губернатор области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Читинской области или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

{часть 6 статьи 60 в редакции Закона Читинской области N 1080-ЗЧО от 12.02.2008 г.}

7. Губернатор области не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

{статья 60 дополнена частью 7 в редакции Закона Читинской области N 977-ЗЧО от 27.09.2007 г.}

 

Статья 61.

1. Губернатор Читинской области:

а) представляет Читинскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Читинской области;

{пункт "а" части 1 статьи 61 в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

б) обнародует законы области, удостоверяя их обнародование путем издания постановления об обнародовании закона области, либо отклоняет законы, принятые областной Думой;

в) формирует Администрацию области в соответствии с законом области и принимает решение об ее отставке; в соответствии с Уставом области определяет структуру исполнительных органов государственной власти Читинской области в течение трех месяцев со дня вступления в должность Губернатора области;

г) вправе требовать созыва внеочередного заседания областной Думы, а также созывать вновь избранную областную Думу на первое заседание ранее срока, установленного для этого настоящим Уставом области;

д) вправе участвовать в работе областной Думы с правом совещательного голоса;

е) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти области с иными органами государственной власти области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

ж) представляет в Читинскую областную Думу проект бюджета Читинской области, проекты программ социально-экономического развития области и отчеты об их исполнении;

з) представляет в Читинскую областную Думу на согласование кандидатуры для назначения на должность отдельных членов Администрации области;

и) рассматривает ходатайства и вносит представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами Российской Федерации;

к) обращается в Читинскую областную Думу с предложением о внесении изменений в постановления областной Думы либо об их отмене; обжалует их в судебном порядке;

л) подписывает акты Администрации области;

м) ведет заседания Администрации области, обладая правом решающего голоса;

н) распределяет обязанности между заместителями Губернатора области;

о) принимает решение о досрочном прекращении полномочий областной Думы в соответствии с федеральным законом;

п) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом области и законами области.

{часть 1 статьи 61 изложена в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

2. Губернатор области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Устава и законов области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в области.

{часть 2 статьи 61 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

 

Статья 62.

1. Полномочия Губернатора области прекращаются досрочно в случаях, установленных федеральным законом.

2. Читинская областная Дума вправе выразить недоверие Губернатору области в случаях, установленных федеральным законом.

3. Решение областной Думы о недоверии Губернатору области принимается двумя третями от установленного числа депутатов.

{части 1-3 статьи 62 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

4. Решение областной Думы о недоверии Губернатору области направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора области от должности.

Решение Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора области от должности влечет за собой отставку Администрации области.

В случае отставки Администрации области она продолжает действовать до сформирования новой Администрации области.

{часть 4 статьи 62 изложена в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

5. В случаях, когда Губернатор области временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель Губернатора области или один из заместителей Губернатора области в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей. Должностное лицо, временно исполняющее обязанности Губернатора области, не вправе назначать членов Администрации области и принимать решение о досрочном прекращении полномочий областной Думы.

{часть 5 статьи 62 изложена в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

6. В случае досрочного прекращения полномочий Губернатора области областная Дума принимает решение по кандидатуре Губернатора области, внесенной Президентом Российской Федерации, не позднее 14 дней со дня внесения предложения Президента Российской Федерации.

{часть 6 статьи 62 изложена в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

 

Статья 63.

1. Администрация области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области возглавляемым Губернатором области.

{часть 1 статьи 63 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

2. Администрация области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава области, законов и иных нормативных правовых актов на территории области.

3. Администрация области состоит из Губернатора области, заместителей Губернатора области, других членов Администрации области, непосредственно исполняющих полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Читинской области.

{часть 3 статьи 63 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

4. Структура Администрации области, порядок ее формирования устанавливается законом области.

5. Администрация области принимает постановления и распоряжения в пределах своих полномочий. Постановления и распоряжения принимаются большинством голосов от установленного числа членов Администрации области.

{часть 5 статьи 63 изложена в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

6. Администрация области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

7. Финансирование Администрации области и иных органов исполнительной власти области осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных отдельной статьей (строкой).

 

Статья 64.

1. Администрация области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии.

2. Полномочия Администрации области:

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

б) разрабатывает проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития области для последующего представления Губернатором области в Читинскую областную Думу;

{пункт "б" части 2 статьи 64 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

в) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их Губернатором области в Читинскую областную Думу;

{пункт "в" части 2 статьи 64 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

г) формирует иные органы исполнительной власти области;

д) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законом области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

{пункт "д" части 2 статьи 64 в редакции Закона Читинской области N 977-ЗЧО от 27.09.2007 г.}

е) предлагает органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные им правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу области, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обратиться в суд;

ж) исключен

{пункт "ж" части 2 статьи 64 в редакции Закона Читинской области от 08.07.2004 г. N 562-ЗЧО}

з) согласовывает назначение на должность прокурора области;

и) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

3. Администрация области вправе возложить осуществление отдельных полномочий, указанных в части 2 настоящей статьи, на иные органы исполнительной власти области, если это не противоречит федеральным законам и законам области.

{часть 3 статьи 64 добавлена в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

 

Статья 65.

Принятие областной Думой решения о недоверии должностным лицам исполнительной власти области, назначение которых она согласовала, влечет освобождение этих руководителей от должности в порядке, предусмотренном законом области.

 

Статья 66.

Администрация области, а также руководители иных органов исполнительной власти области слагают свои полномочия перед вновь назначенным Губернатором области.

{статья 66 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

 

Статья 67.

1. Деятельность иных органов исполнительной власти области регулируется положениями о них, утверждаемыми Администрацией области.

2. Руководители иных органов исполнительной власти области в пределах своих полномочий принимают распоряжения и приказы и обеспечивают их выполнение.

 

Статья 68. утратила силу

{Закон Читинской области N 649-ЗЧО от 09.03.2005 г. НГР: ru75000200500098}

 

Глава X. Судебная власть

 

Статья 69.

1. Правосудие в области осуществляется судами, учрежденными и действующими в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

2. Создание и действие чрезвычайных судов в области не допускается.

 

Статья 70.

1. Судебная система области входит в судебную систему Российской Федерации, включает Читинский областной суд, Арбитражный суд области, военные суды, районные суды, мировых судей, Уставный суд.

2. Статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, федеральным законом.

 

"ГЛАВА XI. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ"

{наименование главы изложено в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

 

Статья 71.

1. Органы государственной власти области принимают (издают) нормативные правовые акты.

К нормативным правовым актам области относятся: Устав области, законы области, постановления областной Думы, постановления Губернатора области, постановления Администрации области, распоряжения руководителей иных органов исполнительной власти области.

2. Устав области - Основной Закон Читинской области, определяющий статус области в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

3. Законы области регулируют наиболее значимые общественные отношения, устанавливают общеобязательные правила, обладают наибольшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам органов государственной власти области и действуют на всей территории области.

4. Иные нормативные правовые акты осуществляют конкретное оперативное правовое регулирование, обязательны к исполнению и действуют на всей территории области.

{статья 71 изложена в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

 

Статья 72.

1. Органы государственной власти области принимают (издают) правовые акты ненормативного характера (индивидуальные акты).

2. К правовым актам ненормативного характера относятся: постановления областной Думы, распоряжения Председателя областной Думы, распоряжения Губернатора области, распоряжения Администрации области, приказы руководителей иных органов исполнительной власти области.

{статья 72 изложена в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

 

Статья 73.

1. От имени Читинской области могут быть заключены договоры (соглашения) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

2. Заключение и расторжение договоров (соглашений) от имени Читинской области утверждаются законом области.

{статья 73 изложена в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

 

Статья 74.

Органы государственной власти области вправе заключать договоры (соглашения) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами о совместном решении задач, представляющих взаимный интерес.

{статья 74 изложена в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

 

Статья 75.

1. Законы области вступают в силу на следующий день после дня их официального опубликования.

{часть 1 статьи 75 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

2. Законы и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

2-1. Законами области могут быть установлены иные сроки вступления их в силу, но не ранее сроков, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи или федеральными законами.

{часть 2-1 статьи 75 добавлена в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

3. Другие нормативные правовые акты области вступают в силу со дня принятия или в порядке, определенном самим актом или законом области.

4. Официальным опубликованием закона области, иного нормативного правового акта считается публикация его полного текста в газете "Забайкальский рабочий" или иных уполномоченных органах печати, определенных законом области.

 

Статья 76.

1. Органы государственной власти, другие государственные органы, государственные учреждения, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, должностные лица и граждане, находящиеся на территории области, обязаны соблюдать Устав и законы области.

{часть 1 статьи 76 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

2. Устав и законы области подлежат государственной защите на территории области так же, как и федеральные законы.

 

Статья 77.

1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам областной Думы, Губернатору области, Читинскому областному суду, Арбитражному суду области и Уставному суду области, прокурору области, Агинской Бурятской окружной Думе, представительным органам муниципальных образований, избирательной комиссии области.

{часть 1 статьи 77 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

{часть 1 статьи 77 в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

2. Законопроекты вносятся в Читинскую областную Думу.

3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются областной Думой по представлению Губернатора области либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Читинскую областную Думу не позднее тридцати календарных дней со дня поступления законопроекта Губернатору области.

{часть 3 статьи 77 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

 

Статья 78.

1. Законы области принимаются областной Думой.

2. Все законопроекты передаются для рассмотрения в постоянные комитеты в соответствии с Регламентом областной Думы.

3. Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.

4. Принятые законы области подписываются Председателем областной Думы и обнародуются постановлением Губернатора области.

{часть 4 статьи 78 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

5. Принятый закон области в течение четырнадцати календарных дней направляется Губернатору области для рассмотрения и обнародования.

{часть 5 статьи 78 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

6. Губернатор области в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления обнародует принятый закон либо мотивированно отклоняет его.

{часть 6 статьи 78 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

 

Статья 79.

1. В случае отклонения Губернатором области закона области закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

2. Закон области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором области и подлежит обнародованию в течение семи календарных дней со дня поступления на рассмотрение Губернатору области.

3. Если при повторном рассмотрении в отклоненный Губернатором области закон вносятся изменения, этот закон подлежит принятию, подписанию и обнародованию в порядке, установленном настоящим Уставом.

{статья 79 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

 

Статья 80.

1. Официальное толкование настоящего Устава осуществляется Уставным судом, а в случае его отсутствия - областной Думой посредством принятия закона области.

2. Официальное толкование законов Читинской области осуществляется областной Думой посредством принятия закона области.

{части 1,2 статьи 80 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

3. Официальное толкование иных нормативных правовых актов области осуществляется органами, их принявшими.

 

Глава XII. Взаимодействие и гарантии деятельности законодательной и исполнительной власти Читинской области

 

Статья 81.

1. Читинская областная Дума и Администрация области взаимодействуют в установленных формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития области в интересах ее населения.

2. Правовые акты Губернатора области, нормативные правовые акты Администрации области направляются в Читинскую областную Думу в течение трех дней.

Читинская областная Дума вправе обратиться к Губернатору области или в Администрацию области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в указанные акты или об их отмене, а также вправе обжаловать их в судебном порядке.

{часть 2 статьи 81 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

3. Нормативные правовые акты областной Думы направляются Губернатору области. В случае противоречия указанных актов действующему законодательству Губернатор области вправе обратиться в Читинскую областную Думу с предложением о внесении в них изменений и (или) дополнений, а также может обжаловать их в судебном порядке.

Читинская областная Дума направляет Губернатору области планы законопроектной работы и проекты законов области.

{часть 3 статьи 81 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

 

Статья 82.

1. На заседаниях областной Думы и ее органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти области или лица, уполномоченные указанными руководителями.

2. На заседаниях органов исполнительной власти области вправе присутствовать и выступать депутаты областной Думы либо по поручению областной Думы или ее Председателя работники аппарата областной Думы.

{часть 2 статьи 82 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

 

Статья 83.

Споры между областной Думой и Администрацией области по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, Уставом области и законом области, либо в судебном порядке.

 

Статья 84.

1. Устав области, законы и иные нормативные правовые акты области, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

2. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом, законом области.

 

Статья 85.

Администрация области, областная Дума вправе самостоятельно либо совместно выразить недоверие руководителю территориального органа федерального органа исполнительной власти в случае грубого нарушения или невыполнения им Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Устава и законов области.

 

Статья 86.

Читинская областная Дума, Администрация области решают вопросы о представительствах в федеральных органах власти, в других субъектах Российской Федерации.

 

Статья 87.

1. Для организации и проведения в области выборов в органы государственной власти и муниципальных выборов создается избирательная комиссия области, действующая независимо от органов государственной власти области.

2. Избирательная комиссия области является постоянно действующим государственным органом области, порядок деятельности которого определяется законом области.

3. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии области, а также члены избирательной комиссии, работающие на постоянной (штатной) основе, замещают государственные должности области.

 

Глава XIII. Воспитание, образование, наука и культура

 

Статья 88.

Читинская область признает основополагающую роль образования, науки и культуры в жизни и развитии общества, в воспитании человека и гражданина.

 

Статья 89.

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области способствуют укреплению семьи и выполнению ею воспитательных задач, осуществляя комплекс мер по охране нравственности, здоровья детей, профилактической работе с неблагополучными семьями, по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних; гарантируют и защищают права материнства, отцовства и детства.

2. Ответственность за содержание, обучение и воспитание детей, а также за их моральное и физическое здоровье полностью возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.

В случае отсутствия или недееспособности родителей ребенка органы государственной власти области и органы местного самоуправления берут на себя попечение о нем.

3. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления защищают право нетрудоспособных родителей на заботу о них со стороны трудоспособных детей, достигших 18 лет.

 

Статья 90.

1. В области гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Гарантируется право на создание альтернативных, в том числе негосударственных образовательных учреждений.

2. Органы государственной власти области обеспечивают право каждого на конкурсной основе получить высшее бесплатное образование в государственном образовательном учреждении, приобретаемое впервые.

 

Статья 91.

Органы государственной власти области и органы местного самоуправления создают и поддерживают учреждения и организации образования, науки и культуры, связанные с интеллектуальным, культурным и профессиональным развитием населения. Управление такими институтами, статус и полномочия их органов определяются законом.

 

Статья 92.

В области законодательно определяется минимально гарантированный размер средств и нормативы отчислений на финансирование сферы образования, науки, культуры из бюджета области.

 

Статья 93.

Контроль за качеством и эффективностью системы образования осуществляют соответствующие исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, попечительские советы.

 

Статья 94.

В области создаются за счет средств бюджета области, пожертвований фонды образования, науки и культуры, развивается конкурсная система получения стипендий, премий, займов и дотаций с целью развития способностей детей, подростков и молодежи, доступности образования, профессиональной творческой деятельности, охраны и использования исторических и общекультурных ценностей, а также на осуществление мероприятий по содействию реализации культурных потребностей малочисленных народов.

 

Статья 95.

В целях сохранения особо ценных объектов, находящихся в собственности области устанавливается особый правовой режим объектов культурного достояния с включением их в Государственный реестр национального и культурного достояния области.

{часть 1 статьи 95 в редакции Закон Читинской области N 978-ЗЧО от 27.09.2007 г.}

Правовой режим данных объектов, их охрана, порядок ввоза, вывоза культурных ценностей и их хранения определяются законом области.

 

Статья 96.

Учреждениям образования, науки, культуры независимо от их организационно-правовой формы предоставляется право выбора учебных планов и программ, финансово-хозяйственная самостоятельность в рамках, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

 

Статья 97.

1. В соответствии с федеральным законом в области действуют средства массовой информации, свободные от цензуры.

2. Средствам массовой информации, учредителями которых наряду с трудовыми коллективами редакций выступают органы государственной власти области и органы местного самоуправления, определяется минимально гарантированный размер дотаций из соответствующих бюджетов.

3. Средства массовой информации в соответствии с федеральными законами и законами области несут ответственность за недостоверную информацию, ущемляющую права и достоинство юридических и физических лиц.

 

Глава XIV. Охрана здоровья населения и окружающей среды

{наименование главы в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

 

Статья 98.

1. В области гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в областных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам за счет средств областного бюджета и бюджетов местного самоуправления, страховых взносов, других поступлений.

2. В области финансируются областные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию областной, муниципальной, частной систем здравоохранения, системы социального и медицинского страхования граждан, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Финансирование здравоохранения, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды в области осуществляется на основе бюджетных средств, а также территориальных государственных внебюджетных фондов, коммерческих и благотворительных средств. В области в установленном порядке предоставляются налоговые льготы предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим медицинское обслуживание населения и природоохранную деятельность.

{часть 3 статьи 98 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

 

Статья 99.

1. В области обеспечивается государственный контроль за соблюдением законодательства по охране окружающей среды всеми предприятиями, организациями и учреждениями независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

{часть 1 статьи 99 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

2. Исполнительные органы государственной власти области и органы местного самоуправления обязаны регулярно и своевременно информировать граждан об экологической обстановке.

 

Статья 100.

Законами области в соответствии с федеральными законами предоставляются налоговые и кредитные льготы при внедрении ресурсосберегающих технологий, определяется порядок их применения.

{статья 100 в редакции Закона Читинской области N 810-ЗЧО от 10.07.2006 г.}

 

Статья 101.

В Читинской области создаются областные фонды в целях воспроизводства природных ресурсов и их рационального использования, экономического стимулирования природоохранных мероприятий. Порядок образования и финансирования указанных фондов определяется федеральным законом и законом области.

 

Статья 102.

Законом области устанавливается статус особо охраняемых природных территорий областного значения, в том числе: территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов; режим охраны редких растений, животных и мест их обитания.

 

Статья 103.

Органы государственной власти области согласовывают статус федеральных и устанавливают статус областных зон чрезвычайных санитарно-эпидемиологических и экологических ситуаций, зон экологического бедствия. Порядок введения режима этих зон устанавливается федеральным законом и законом области.

 

Глава XV. Социальная защита населения

 

Статья 104.

1. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления:

а) принимают нормативные правовые акты, регулирующие принципы региональной политики в области занятости населения в условиях рыночных отношений;

{пункт "а" части 1 статьи 104 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

б) с учетом местных условий и возможностей разрабатывают и реализуют региональные программы занятости населения, изыскивают резервы повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне в части социальной поддержки лиц, нуждающихся в трудоустройстве;

в) исключен

{пункт "в" части 1 статьи 104 в редакции Закона Читинской области от 31.10.2002 г. N 405-ЗЧО}

2. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления совместно с федеральными структурами:

а) формируют единый рынок труда;

б) содействуют занятости и поддержке работников, высвобождаемых в ходе структурной перестройки экономики;

в) вырабатывают механизмы регулирования межрегиональной и внутренней трудовой миграции.

 

Статья 105.

Органы государственной власти с учетом мнения органов местного самоуправления разрабатывают и осуществляют программы социальной защиты населения, предусматривая:

а) предотвращение снижения реальных доходов слабозащищенных слоев населения и сокращения масштабов бедности за счет реализации системы адресной социальной помощи;

б) финансовое обеспечение и предоставление инвалидам, ветеранам войны и труда, другим социально незащищенным группам населения, а также гражданам, которым по вине государства нанесен моральный, материальный и физический ущерб, соответствующих льгот и услуг, определенных законодательством;

в) создание областного фонда социальной поддержки на основе законодательства за счет своих средств, добровольных взносов и гуманитарной помощи;

г) обеспечение защиты населения посредством развития государственных и негосударственных форм социального страхования и пенсионного обеспечения;

д) развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность инвалидов, престарелых, лиц, вернувшихся из мест заключения, детей, оказавшихся без попечения родителей.

 

Статья 106.

Органы государственной власти области в соответствии с федеральными законами предоставляют налоговые льготы юридическим и физическим лицам, деятельность которых направлена на социальную защиту населения, создание дополнительных рабочих мест.

 

Глава XVI. Местное самоуправление в Читинской области

 

Статья 107.

Местное самоуправление в области - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

{статья 107 в редакции Закона Читинской области N 864-ЗЧО от 21.12.2006 г.}

 

Статья 108.

Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

{статья 108 в редакции Закона Читинской области N 864-ЗЧО от 21.12.2006 г.}

 

Статья 109.

1. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно: непосредственно населением и (или) представительным органом муниципального образования. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

2. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

{статья 109 в редакции Закона Читинской области N 864-ЗЧО от 21.12.2006 г.}

 

Статья 110.

1. В соответствии с федеральным законом и законом области местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах.

2. Статус и границы территорий муниципальных образований, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, устанавливаются и изменяются законами Читинской области в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральным законом.

{статья 110 в редакции Закона Читинской области N 864-ЗЧО от 21.12.2006 г.}

 

Статья 111.

Органы местного самоуправления наделяются правами юридического лица в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

{статья 111 в редакции Закона Читинской области N 864-ЗЧО от 21.12.2006 г.}

 

Статья 112.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

{статья 112 в редакции Закона Читинской области N 864-ЗЧО от 21.12.2006 г.}

 

Статья 113.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

 

Статья 114.

1. Органы государственной власти области не могут ущемлять права органов местного самоуправления и регулировать правоотношения по предметам их ведения. Контроль со стороны органов государственной власти области за деятельностью органов местного самоуправления ограничивается обеспечением ее соответствия законам области.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом области отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти области.

3. Споры между органами государственной власти области и органами местного самоуправления разрешаются на основе согласительных процедур или судом.

 

Статья 115.

Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

 

Глава XVII. Взаимоотношения Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом

 

Статья 116.

1. Агинский Бурятский автономный округ - субъект Российской Федерации и входит в Читинскую область.

2. Читинская область строит свои взаимоотношения с Агинским Бурятским автономным округом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, принятыми обязательствами с учетом взаимных интересов на договорной основе.

 

Статья 117.

1. Органы государственной власти Агинского Бурятского автономного округа по соглашению с органами государственной власти области могут передавать последним осуществление части своих полномочий.

2. Законы области в части полномочий, переданных области Агинским Бурятским автономным округом, являются обязательными для исполнения на территории Агинского Бурятского автономного округа.

 

Глава XVIII. Заключительные и переходные положения

 

Статья 118.

Система органов исполнительной власти области должна быть приведена в соответствие с положениями настоящего Устава в течение шести месяцев после вступления в силу настоящего Закона.

 

Статья 119.

1. Предложения о поправках и пересмотре положений Устава области могут вноситься группой не менее одной трети депутатов областной Думы, Губернатором области, не менее одной трети представительных органов муниципальных районов и городских округов.

{часть 1 статьи 119 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

2. Изменения к Уставу области считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы.

{часть 2 статьи 119 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г. введено цифровое обозначение частей}

 

Статья 120. утратила силу

{статья 120 в редакции Закона Читинской области N 675-ЗЧО от 29.06.2005 г.}

 

Статья 121.

Части 2, 3 статьи 48 настоящего Устава распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов депутатов Читинской областной Думы, назначенных после вступления в силу Закона Читинской области "О внесении изменений и дополнения в статью 48 Устава - Основного Закона Читинской области" N 470-ЗЧО.

До избрания депутатов Читинской областной Думы нового созыва Читинская областная Дума третьего созыва состоит из 39 депутатов.

{Закон дополнен статьей 121 в редакции Закона Читинской области от 29.12.2003 г. N 521-ЗЧО}

Глава Администрации Читинской области

Б.П. Иванов

N 14-ЗЧО

г. Чита

06.06.95 г.

УСТАВ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Название документа: УСТАВ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Номер документа: 14-ЗЧО

Вид документа: Закон Читинской области

Принявший орган: Читинская областная Дума

Статус: Недействующий

Опубликован: "Забайкальский рабочий", 15 июня 1995 года, № 111
Дата принятия: 06 июня 1995

Дата окончания действия: 01 марта 2009
Дата редакции: 12 февраля 2008