• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 01 марта 1996 года N 19-ОЗ

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Признан утратившим силу Законом Челябинской области

от 09.12.2002 N 120-ЗО; НГР: ru74000200200348

(в ред. Закона Челябинской области

от 07.05.2001 N 7-ЗО)

Принят

постановлением

Челябинской областной Думы

от 15 февраля 1996 г. N 376

Настоящий Закон определяет общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления в Челябинской области, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права и гарантии.

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления


Территориальное общественное самоуправление (в дальнейшем по тексту ТОС) - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления могут наделяться правами юридического лица путем регистрации их уполномоченным органом местного самоуправления. Органы ТОС приобретают права юридического лица с момента получения регистрационного свидетельства.

Статья 2. Правовая основа территориального общественного самоуправления


Правовую основу ТОС составляют законодательство Российской Федерации, законодательство Челябинской области, настоящий закон области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а также положения (уставы) соответствующих ТОС.

Защита прав и законных интересов ТОС обеспечивается судом в соответствии с законодательством.

Статья 3. Право жителей на участие в территориальном общественном самоуправлении


Любой житель соответствующей территории имеет право на участие в непосредственном (общее собрание (сход) или конференция, опрос) решении вопросов, затрагивающих интересы населения.

Любая группа граждан, проживающих на соответствующей территории, вправе организоваться в ТОС, избирать и быть избранным в органы ТОС, иметь право на контроль и на получение информации о деятельности ТОС.

Статья 4. Принципы территориального общественного самоуправления


ТОС осуществляется на принципах:

- законности;

- защиты прав и законных интересов населения;

- свободного волеизъявления граждан через общие собрания, сходы, конференции, опрос населения;

- выборности и подконтрольности населению органов ТОС;

- широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы населения;

- сочетания интересов населения соответствующей территории и интересов всего местного сообщества (муниципального образования);

- гласности и учета общественного мнения.

Статья 5. Система общественного самоуправления


Система общественного самоуправления включает в себя собрания (сходы), конференции, опросы жителей, иные формы непосредственной демократии, а также органы общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, улиц, кварталов, домов и т.п.).

Границы территории жилого массива, на которой действует орган общественного самоуправления, устанавливаются по предложению жителей главой муниципального образования, исходя из исторических, культурных, социально - экономических и иных признаков целостности конкретной территории с учетом границ деятельности жилищно - коммунальных служб, а также в пределах архитектурно - планировочных зон или жилищных комплексов и утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Органы общественного самоуправления с целью наиболее эффективной реализации своих полномочий могут объединяться в ассоциации.

Статья 6. Взаимоотношения территориального общественного самоуправления населения с органами местного самоуправления


ТОС является составной частью системы местного самоуправления. ТОС призвано обеспечить развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально - экономического развития соответствующей территории, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.

Органы местного самоуправления:

- оказывают содействие населению в осуществлении права на ТОС;

- оказывают помощь инициативным группам граждан в проведении общих собраний, сходов, конференций, опросов населения и принимают в них участие;

- разрабатывают нормативную документацию по ТОС, содействуют в разработке положений (уставов) ТОС;

- создают необходимые условия для становления и развития системы ТОС;

- вправе передавать на договорной основе ТОС часть своих полномочий с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность, в части осуществления делегированных полномочий и расходования выделенных средств;

- могут устанавливать сферы совместной компетенции с ТОС, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с ТОС;

- предоставляют органам ТОС помещения для осуществления их деятельности;

- координируют деятельность ТОС, оказывают им организационную и методическую помощь;

- оказывают содействие в регистрации положения (устава) ТОС;

- заключают договора с органами ТОС;

- способствуют выполнению решений общих собраний, сходов, конференций ТОС, принятых в пределах их компетенции;

- учитывают в своих решениях мнение населения, полученное ТОС методом опроса;

- приостанавливают действие органов ТОС в случае превышения ими своих полномочий в решении вопросов, затрагивающих интересы населения;

- осуществляют другие полномочия по взаимодействию с ТОС в соответствии с настоящим Законом.

Органы ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.

Органы местного самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь ТОС, изучают их мнения по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.

Глава II ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 7. Формы участия населения в территориальном общественном самоуправлении


ТОС осуществляется населением через:

- непосредственное волеизъявление граждан - общие собрания, сходы, конференции, опросы;

- органы ТОС.

Статья 8. Общие собрания, сходы, конференции граждан и опрос населения


Общие собрания, сходы, конференции граждан созываются органами местного самоуправления, органами ТОС или инициативными группами жителей по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В работе общих собраний, сходов, конференций принимают участие граждане, достигшие 16 лет и проживающие на соответствующей территории.

Граждане, не проживающие на соответствующей территории могут участвовать в работе общих собраний, сходов, конференций с правом совещательного голоса.

Общие собрания, сходы правомочны, если в них принимают участие более половины жителей соответствующей территории.

Конференции правомочны при участии не менее двух третей представителей от жителей соответствующей территории.

К компетенции общих собраний, сходов, конференций граждан соответствующей территории относятся решения следующих вопросов:

- принятие положений (уставов) ТОС;

- избрание органов ТОС;

- досрочное прекращение полномочий органов ТОС;

- утверждение программ деятельности ТОС;

- оценка деятельности органов ТОС по их отчетам;

- избрание ревизионной комиссии ТОС;

- решение других вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.

Решения общих собраний, сходов, конференций граждан принимаются большинством голосов присутствующих, оформляются протоколом (протокол должен содержать следующие данные: дату и место проведения, общее число граждан, имеющих право принимать решения на общем собрании, сходе, конференции, количество жителей, принявших участие в работе общих собраний, сходов, конференций и принятые на них решения). Решения общих собраний, сходов, конференций в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления.

Опрос граждан производится по инициативе органов местного самоуправления, по инициативе ТОС или любого дееспособного гражданина по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.

Опрос граждан производится инициаторами самостоятельно. В опросе имеют право участвовать граждане, проживающие на соответствующей территории и достигшие 16-летнего возраста.

Мнения граждан, участвующих в опросе, оформляются через опросный лист. Каждый опросный лист должен содержать: вопрос, на который гражданин должен ответить, и варианты ответа; фамилию, имя и отчество опрашиваемого и адрес места его проживания. Каждый опросный лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос (фамилия, имя, отчество, адрес места проживания, телефон) или зарегистрирован органом местного самоуправления или органом ТОС.

Опрос граждан по вынесенному вопросу, на который необходимо получить мнение жителей соответствующей территории, должен пройти не более чем в течение 10 дней.

Статья 9. Органы территориального общественного самоуправления


Органы ТОС населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. Выборы органов ТОС населения проводятся на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства. Общее собрание (сход) или конференция граждан устанавливают срок полномочий органов ТОС.

Органы местного самоуправления по предложению инициативных групп граждан согласовывают порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов ТОС.

Подготовка и проведение выборов органов ТОС населения осуществляются открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет органов местного самоуправления.

Органы ТОС, исходя из принципов организации осуществляемых ими полномочий, их правового статуса и из специфики соответствующей территории, подразделяются на:

- советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, поселков и т.п.;

- объединения жителей - собственников в едином комплексе недвижимого имущества (кондоминиумы, ЖСК, МЖК и т.п.);

- квартальные, уличные, домовые и т.п. советы (комитеты).

Совет (комитет) микрорайона, жилого комплекса, поселка и т.п. может избираться на общем собрании (сходе) или конференции граждан соответствующей территории и может обладать правом юридического лица по решению общего собрания (схода) или конференции граждан в соответствии с законодательством.

Порядок избрания совета (комитета), организации его работы, компетенция, права и виды деятельности, финансовые ресурсы и собственность, а также ответственность данного органа определяется Положением о совете (комитете) микрорайона, жилого комплекса, поселка и т.п.

Объединение жителей - собственников в едином комплексе недвижимого имущества (кондоминиумы, ЖСК, МЖК) могут обладать правами юридического лица и организуются на общем собрании собственников жилья в соответствии с законодательством.

Квартальный, уличный, дворовый, домовой совет (комитет) формируется на общем собрании (сходе) или конференции граждан или формируется из старших по домам (подъездам) и может обладать правами юридического лица в соответствии с законодательством.

Порядок избрания (формирования) совета (комитета), организация его работы, основные полномочия определяются Положением о квартальных, уличных, дворовых, домовых и т.п. советах (комитетах).

Статья 10. Старший по дому, старший по подъезду


Старший по дому, старший по подъезду многоквартирного жилого дома не обладает правами юридического лица и избирается на общем собрании (сходе) жителей дома, подъезда.

Порядок избрания старшего по дому, старшего по подъезду, его полномочия, права и обязанности определяются соответствующим Положением.

Статья 11. Положение (устав) территориального общественного самоуправления, органа территориального общественного самоуправления


Положение (устав) ТОС (органа ТОС) должен соответствовать требованиям, предъявляемым к учредительным документам, представляемым на регистрацию в соответствии с законодательством об общественных объединениях граждан.

Отказ в регистрации положения (устава) ТОС, органа ТОС может быть обжалован в судебном порядке.

В положении (уставе) ТОС (органа ТОС) могут быть закреплены соответствующие обязательства и функции этого общественного объединения (органа общественного объединения) по сохранению и ремонту жилищного фонда, поддержанию чистоты и порядка на данной территории, охране зеленых насаждений, водоемов, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно - спортивных комплексов, сооружений и поддержанию в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства, организации клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков, ведению воспитательной работы работы среди детей и подростков, оказанию помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей, укреплению общественного порядка, защите прав потребителей, оказанию помощи школам, детским садам, больницам и поликлиникам, благотворительным фондам и организациям, поддержанию в надлежащем порядке кладбищ и других мест захоронения, охране памятников истории и культуры, правозащитной деятельности и другим вопросам.

Положение (Устав) ТОС, органов ТОС принимаются на собраниях (сходах), конференциях жителей соответствующих территорий и утверждаются представительным органом местного самоуправления (главой муниципального образования) в соответствии с Уставом муниципального образования.

Глава III ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 12. Собственность территориального общественного самоуправления


К собственности населения соответствующей территории относятся денежные средства и имущество, передаваемое ему органами местного самоуправления, иными субъектами, а также имущество, создаваемое или приобретаемое за счет собственных средств.

Владение, пользование и распоряжение собственностью осуществляют собрания (сходы), конференции граждан по месту жительства, а также по их поручению - органы территориального общественного самоуправления.

Общее собрание (сход), конференция жителей, а также орган общественного самоуправления вправе вносить предложение о передаче или продаже в их собственность предприятий, организаций, учреждений, их структурных подразделений, а также иных объектов, относящихся к государственной и муниципальной собственности, если они имеют важное значение для обеспечения коммунально - бытовых и социально - культурных нужд населения соответствующей территории.

Порядок передачи, продажи, купли, а также перечень имущества, безвозмездно передаваемого в собственность населения, и порядок рассмотрения возникающих при этом споров определяются соответствующими договорами.

Статья 13. Финансы территориального общественного самоуправления


Финансовые ресурсы территориального общественного самоуправления состоят из собственных, заемных средств, а также бюджетных средств, передаваемых по договору органами местного самоуправления под определенные цели.

Собственные финансовые ресурсы образуются за счет отчислений от доходов, создаваемых органами общественного самоуправления предприятий и организаций; передаваемых органами местного самоуправления внебюджетных средств; добровольных взносов и пожертвований предприятий, организаций, учреждений и населения; других поступлений.

По ходатайству органа общественного самоуправления органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным плательщикам льготы по налогам и платежам, поступающим в соответствующий местный бюджет, с учетом размеров отчислений, направляемых этими плательщиками территориальному общественному самоуправлению населения с целью финансового обеспечения социально - экономического развития соответствующей территории.

Глава IV ПОЛНОМОЧИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 14. Полномочия ТОС


Компетенция ТОС определяется положением (уставом) о нем, а также решениями органов местного самоуправления о передаче ему отдельных полномочий органов местного самоуправления на основе добровольно взятых на себя обязательств органом ТОС, с согласия жителей соответствующей территории.

ТОС для осуществления своих задач и обязательств имеют следующие основные полномочия:

- создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений объекты коммунально - бытового и социально - культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию;

- учреждать в установленном законодательством порядке предприятия, включая ремонтные и по оказанию бытовых услуг;

- заключать договоры с юридическими лицами, связанные с их участием в решении социально - экономических задач на данной территории;

- разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития, программ, принимаемых органами местного самоуправления;

- представлять органам местного самоуправления заключения по вопросам отвода земли на территории данного ТОС, строительства и расширения на этой территории предприятий и других объектов производственного и социально - культурного назначения, размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ, поликлиник и других социально - культурных учреждений, режима их работы, а также режима транспортного обслуживания этой территории;

- выступать заказчиком по строительным и ремонтным работам, осуществляемым за счет средств, находящихся в распоряжении данного ТОС;

- принимать на свой баланс - имущество, созданное за счет средств и трудового участия населения, в качестве общей собственности или переданное ему на праве хозяйственного ведения органами местного самоуправления;

- объединять на договорных началах собственные средства и средства юридических лиц, общественных объединений для строительства и содержания различных объектов коммунально - бытового и социально - культурного назначения, получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных средств, приобретать акции и облигации;

- созывать общие собрания (сходы), конференции граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления, проводить на своей территории опросы жителей, содействовать созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения;

- принимать решения о платных должностях в органах ТОС;

- выступать по просьбам и поручениям отдельных жителей их представителями в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод граждан.

Статья 15. Передача территориальному общественному самоуправлению отдельных полномочий органов местного самоуправления


Орган местного самоуправления с учетом возможностей ТОС и местных условий, может своими решениями, с согласия данного ТОС, передавать ему свои полномочия по управлению отдельными объектами муниципальной собственности, находящимися на данной территории, а также другие вопросы своей компетенции (за исключением вопросов, связанных с принятием нормативных актов) с одновременной передачей соответствующих материально - финансовых ресурсов.

Передача имущества, прав и финансовых ресурсов для ТОС осуществляется на договорной основе.

Статья 16.


Исключена. - Закон Челябинской области от 07.05.2001 N 7-ЗО.

Глава V ГАРАНТИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 17. Гарантии территориального общественного самоуправления


Решения ТОС, принятые ими в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению и принятию по ним мер в установленные законодательством сроки, теми органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, кому они адресованы.

Юридические лица, независимо от их подчиненности и организационно - правовой формы, в обязательном порядке согласовывают с соответствующим ТОС свои мероприятия, которые по своим возможным последствиям могут ухудшить среду обитания населения данной территории или нанести ущерб интересам жителей.

Юридические лица и граждане несут перед ТОС ответственность, в том числе имущественную, возмещая в полном объеме вред, причиненный их действием или бездействием населению, окружающей среде, а также вред, нанесенный в результате невыполнения решений ТОС в соответствии с законодательством.

ТОС имеет право предъявить в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений (приказов) других юридических лиц, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, а также полномочия ТОС в соответствии с законодательством.

Статья 18. Ответственность органов территориального общественного самоуправления


Органы территориального общественного самоуправления несут юридическую ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений.

Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия органов территориального общественного самоуправления, возмещается в полном объеме за счет собственных средств.

Споры по восстановлению нарушенных прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, возникающие в результате действий или бездействия органов территориального общественного самоуправления, решаются в суде или арбитражном суде.

Глава администрации

Челябинской области

В.П.СОЛОВЬЕВ

г. Челябинск

1 марта 1996 года

N 19-ОЗ

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Название документа: О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Номер документа: 19-ОЗ

Вид документа: Закон Челябинской области

Принявший орган: Законодательное Собрание Челябинской области

Статус: Недействующий

Опубликован: "Хроника" N 10 от 14.03.1996
Дата принятия: 01 марта 1996

Дата окончания действия: 17 декабря 2002
Дата редакции: 07 мая 2001