Недействующий

ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 01 октября 1997 года N 24-ЗО

О БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Признан утратившим силу

от 09.12.2004 N 324-ЗО; НГР: ru74000200400335

Изменение:

Закон Челябинской области от 03.07.2003 N 165-ЗО; НГР: ru74000200300155

Настоящий Закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Челябинской области.

Закон Челябинской области регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государственными органами, органами местного самоуправления, гражданами, учреждениями, предприятиями в области библиотечного дела в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия


В настоящем Законе в дополнение к понятиям, предусмотренным Федеральным законом "О библиотечном деле" применяются следующие понятия:

государственная областная библиотека - библиотека, учрежденная органами государственной власти области, финансируемая за счет средств областного бюджета;

муниципальная библиотека - библиотека, учрежденная органами местного самоуправления, финансируемая за счет средств местного бюджета;

ведомственная библиотека - библиотека, предназначенная для удовлетворения запросов работников предприятий, учреждений, организаций, научно - исследовательских и образовательных учреждений и финансируемая за счет их собственных средств;

центральная библиотека - библиотека, выполняющая функции руководящего, координационного и научно - методического центра для библиотек определенного вида;

библиотечный фонд - упорядоченная совокупность книг, других произведений печати, рукописей, аудиовизуальных записей и иных материалов, формируемая библиотекой в соответствии с ее функциями для общественного использования и хранения;

комплектование фонда - процесс отбора и приобретения документов, отвечающих по содержанию, научной и художественной ценности задачам библиотеки и информационным потребностям читателей;

обязательный экземпляр документов - экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие учреждения и организации в определенном количестве;

страховой фонд библиотек - аудиовизуальная продукция - кино-, видео-, фото-, фонодокументы, а также электронные издания, дублирующие печатные издания и рукописные материалы, требующие особого режима хранения;

краеведческие документы - документы, полностью посвященные Челябинской области или содержащие значительные (по объему или ценности) сведения о ней, независимо от тиража, языка, места издания или изготовления;

библиотечные фонды, являющиеся культурным достоянием Челябинской области - совокупность редких изданий, а также краеведческих документов;

депозитарий - фонд, включающий все документы, объединенные по определенному признаку, независимо от источника поступления, практической и научной ценности, активности использования читателями и места хранения в библиотеке;

местные издания - все издания, изготовленные на территории Челябинской области, независимо от их содержания, вида и способа издания и языка;

государственная политика области в библиотечном деле - система управленческих решений и действий органов государственной власти, направленная на сохранение и развитие библиотечного дела в целях интеграции его в социально - экономическое и информационное пространство Челябинской области;

библиотечные работники - персонал библиотеки, обеспечивающий основную профессиональную библиотечную деятельность по руководству библиотекой, комплектованию, обработке, хранению книжных фондов, библиотечному, информационно-библиографическому обслуживанию, методическом обеспечению библиотек, автоматизации библиотечных процессов и созданию системы информационных ресурсов библиотек Челябинской области.

В ред. Закона Челябинской области от 03.07.2003 N 165-ЗО; НГР: ru74000200300155

Статья 2. Законодательство о библиотечном деле


Законодательство о библиотечном деле включает в себя "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральный закон "О библиотечном деле", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты области.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона


Действие настоящего Закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично из бюджета области и местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов - на все библиотеки независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.

Глава II. БИБЛИОТЕКИ ОБЛАСТИ. ПОРЯДОК ИХ СОЗДАНИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

Статья 4. Порядок создания библиотек


1. На территории области создаются и действуют библиотеки различных форм собственности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, законодательством области.

2. Библиотека считается учрежденной и приобретает права юридического лица со дня ее регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими физические или юридические лица, а также органы культуры.

Учредитель библиотеки учреждает ее устав, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально - техническому обеспечению, осуществляет контроль за деятельностью библиотеки, назначает на должность руководителя библиотеки.

Имущественные и финансовые отношения между библиотекой и ее учредителем регулируются действующим законодательством и учредительными документами.

Статья 5. Основные виды библиотек


В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

а) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти;

б) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

в) библиотеки научно - исследовательских и образовательных учреждении;

г) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

д) библиотеки общественных объединений;

е) частные библиотеки;

ж) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Статья 6. Реорганизация и ликвидация библиотек


1. Библиотека может быть реорганизована или ликвидирована по решению ее собственника или учредителя, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Орган, принявший решение о ликвидации библиотеки, в обязательном порядке в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, создает ликвидационную комиссию из представителей учредителя, профессиональных объединений и трудового коллектива библиотеки и публикует в местной печати уведомление о решении не позднее, чем за два месяца до намеченного срока ликвидации.

3. Реорганизация библиотеки в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования может происходить в порядке, установленном действующим законодательством.

4. Запрещаются разгосударствление, приватизация государственных и муниципальных библиотек, их имущества, включая помещения и здания, в которых они расположены.

. Неправомерное решение о ликвидации государственных и муниципальных библиотек может быть обжаловано гражданами, общественными объединениями либо попечительскими (читательскими) советами в судебном порядке.

Статья 7. Имущество библиотеки


1. Библиотека на правах оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством области.

2. Государственные, муниципальные и другие общедоступные библиотеки имеют право на выделение им в безвозмездное пользование земельных участков и производственных помещений, обеспечивающих условия хранения библиотечных фондов.

3. Порядок использования финансовых средств библиотеки регламентируется ее уставом.

Не использованные за отчетный период финансовые средства не могут быть изъяты у библиотеки и не учитываются в объеме финансирования на следующий отчетный период.

Статья 8. Финансовые ресурсы, финансовое обеспечение деятельности библиотек


1. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных библиотек гарантируется выделением средств из областного и местных бюджетов на функционирование и развитие библиотек, социальные гарантии их работников.

2. Финансовое обеспечение целевой областной программы и местных программ развития библиотечного дела, утвержденных органами государственной власти и органами местного самоуправления, гарантируется выделением средств из соответствующих бюджетов.

3. В целях сохранности и использования частных собраний документов, имеющих ценные издания, отнесенные к памятникам истории и культуры или культурному достоянию области, выделяются средства из областного и местных бюджетов для приобретения частных собраний в фонд государственных и муниципальных библиотек с согласия их собственников.

4. Целевым назначением из средств федерального бюджета, направленных в область на развитие образования, а также из областного и местных бюджетов ежегодно выделяются средства библиотекам государственных и муниципальных образовательных учреждений на приобретение учебников и учебно - методической литературы.

5. В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек всех форм собственности могут создаваться фонды развития библиотек. Источником их формирования являются взносы учредителей этих фондов, поступления от предприятий, учреждений, организаций, благотворительные взносы граждан и общественных объединений, доходы от коммерческих мероприятий.

Средства указанных фондов используются в целях финансирования областных целевых программ развития библиотечного дела, координации и кооперации деятельности библиотек, на финансирование иных мероприятий в порядке, предусмотренном положениями о фондах, утверждаемых законодательным (представительным) органом государственной власти области.

6. Получение дополнительных средств библиотеками за счет реализации платных услуг, фондов развития библиотек, а также спонсорских и иных средств не уменьшает бюджетное финансирование библиотек.

Статья 9. Хозяйственная и предпринимательская деятельность библиотек


1. Средства, полученные библиотеками от предприятий, организаций, учреждений (юридических лиц) независимо от форм собственности на создание, содержание и комплектование библиотек, на совершенствование библиотечного обслуживания, кроме частных библиотек, не подлежат налогообложению по налогам, отчисляемым в бюджет области.

2. Доход, полученный библиотеками от реализации продукции, работ, услуг, от других видов разрешенной хозяйственной деятельности, не подлежит налогообложению в части, отчисляемой в местный бюджет.

3. Библиотеки имеют право быть учредителями коммерческих предприятий, обеспечивающих их уставную деятельность, только с согласия собственника. Прибыль предприятий, учрежденных библиотеками, подлежит налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

Статья 10. Инвестиционная политика в библиотечном деле


1. В области обеспечивается приоритетное выделение государственных капитальных вложений в укрепление и развитие материально - технической базы библиотечного дела.

2. Не допускается проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их библиотеками с учетом установленных нормативов, градостроительных норм, потребностей местного населения.

3. Земельные участки под строительство новых библиотек выделяются на приоритетной основе.

Глава III. СЕТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК ОБЛАСТИ

Статья 11. Областные и муниципальные общедоступные библиотеки области


1. Областная универсальная научная библиотека является главной центральной государственной библиотекой области, которая осуществляет формирование, хранение и представление пользователям наиболее полного универсального собрания документов на территории области: координирует деятельность всех библиотек области и организует взаимоиспользование их библиотечных ресурсов, на научной основе разрабатывает политику в области библиотечного дела, является центром методической деятельности для всех библиотек и депозитарием документов зоны Южного Урала и Зауралья.

2. Челябинская областная юношеская библиотека является координационным и методическим центром для библиотек, обслуживающих читателей юношеского возраста.

3. Областная детская библиотека является региональным научно - методическим и культурным центром для библиотек всех систем и ведомств области, обслуживающих детей и подростков.

Областная детская библиотека формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание педагогической и детской литературы, учебников, детской периодики, методических и научных изданий, направленных на удовлетворение потребностей школы в учебном процессе, а также других учреждений, занимающихся проблемами детства.

4. Областная библиотека для слепых формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание документов, изданных по системе Брайля, "говорящих книг" и изданий для слабовидящих.

Областная библиотека для слепых является региональным методическим и культурным центром для библиотек всех систем и ведомств области, обслуживающих слепых и слабовидящих.

5. В городах и районах функции центральных выполняют: в городе - центральная городская библиотека, в районе - центральная районная библиотека, правовое положение которых определяется органами местного самоуправления.

6. Запрещается ликвидация, перепрофилирование и изменение основных функций центральных библиотек, гарантируется целостность и неотчуждаемость их фондов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»