Законодательное собрание Челябинской области

Постановление

     

от 8 апреля 1999 года N 512

О проекте закона Челябинской области "Об обращениях граждан"


Законодательное собрание Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять в первом чтении проект закона Челябинской области "Об обращениях граждан".

2. Направить указанный законопроект в комитеты и комиссию Законодательного  собрания области.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в комитет Законодательного собрания по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению до 25 апреля 1999 года.

3. Комитету Законодательного собрания по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению доработать указанный законопроект и внести его на рассмотрение Законодательного собрания во  втором чтении.

Председатель Законодательного собрания
В.Ф.Давыдов

Проект

Российская Федерация

Закон Челябинской области

Об обращениях граждан

Глава I. Общие положения


Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1 .Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти Челябинской области и к их должностным лицам, в органы местного самоуправления и к должностным лицам органов местного самоуправления, в органы территориального общественного самоуправления, а также в организации, находящиеся на территории Челябинской области, и к их руководителям (далее - органы и должностные лица) в связи с признанием, соблюдением, защитой прав, свобод и законных интересов граждан.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на следующие обращения граждан:

обращения, связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;

обращения, рассматриваемые в порядке уголовного, гражданского арбитражного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях;

обращения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, а законодательством Челябинской области - к компетенции Уставного суда Челябинской области;

обращения, направляемые Уполномоченному по правам человека Российской Федерации;

обращения, вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, регулируемых Федеральным законодательством, их уставами и положениями;

обращения, связанные с запросами в архивы;

анонимные и иные обращения, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен специальный порядок рассмотрения.

3. Депутаты законодательного (представительного) органа Челябинской области и представительных органов местного самоуправления рассматривают обращения граждан в порядке, установленном соответствующими законами Челябинской области.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Обращения граждан - индивидуальные или коллективные предложения, заявления, жалобы, ходатайства, изложенные в письменной или устной форме.

2. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

жалобы - обращения граждан с требованием восстановления нарушенных действиями (бездействием) и решениями органов либо должностных лиц, других граждан их прав, свобод или законных интересов;

заявления - обращения граждан по поводу реализации их прав и свобод, закрепленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области;

предложения - обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства;

ходатайства - письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими лицами определенного статуса, прав, свобод;

анонимные обращения - обращения, не содержащие фамилии, имени, отчества, данных о месте жительства, работе или учебе, личной подписи;

коллективные обращения граждан - обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях;

повторные обращения граждан - обращения, поступившие от одного и того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек срок рассмотрения данного обращения, установленный федеральным и областным законодательством, или обратившийся не согласен с принятым по его обращению решением.

Статья 3. Право граждан на обращение

1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) в соответствии с настоящим Законом вправе лично или через своих представителей обращаться:

в органы государственной власти и к их должностным лицам;

в органы местного самоуправления Челябинской области и к их должностным лицам;

в органы территориального общественного самоуправления и к их руководителям;

в органы управления организаций и к их руководителям;

в иные органы и к иным должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов.

2. Органы государственной власти Челябинской области, органы местного самоуправления обязаны в доступной форме информировать граждан об органах и должностных лицах, рассматривающих обращения граждан, об их компетенции и порядке работы по обращениям граждан.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Челябинской области, пользуются правом на обращение, определенным настоящим Законом, наравне с гражданами Российской Федерации кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области, а также международными договорами Российской Федерации и Челябинской области.

Статья 4. Основные принципы деятельности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан

Основными принципами деятельности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан являются:

защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка;

обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии;

своевременность и объективность рассмотрения обращений граждан.

Глава II. Порядок рассмотрения обращений граждан


Статья 5. Обязанность органов и должностных лиц рассматривать обращения граждан и принимать по ним решения

1. Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в обращениях граждан вопросов, обязаны своевременно и по существу рассматривать обращения и принимать по ним обоснованные решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Челябинской области.

2. Органы и должностные лица при рассмотрении обращений граждан обязаны:

в случае  необходимости предлагать обратившемуся лицу представить дополнительные документы, а также принимать другие меры в пределах своей компетенции для объективною разрешения вопроса;

систематически контролировать состояние дел по рассмотрению обращений граждан, принимать меры по устранению причин, вызывающих поступление повторных обращений граждан;

сообщать гражданам, подавшим письменные обращения, в письменной форме, а гражданам, обратившимся устно, как правило, в устной форме о решениях, принятых по обращениям. В случае их отклонения указывать мотивы;

обеспечивать своевременное и правильное исполнение принятых по обращениям граждан решений;

разъяснять порядок обжалования принятых решений;

систематически обобщать обращения граждан с целью изучения общественного мнения, совершенствования своей работы, своевременного выявления и устранения причин нарушения прав и законных интересов граждан.

Статья 6. Подведомственность дел об обращениях граждан и адресаты обращений граждан

1. Граждане подают свои обращения в органы и должностным лицам в соответствии с их компетенцией.

2. Если обращения не подведомственны органу или должностному лицу, они переадресуются не позднее чем в пятидневный срок со дня поступления в орган или должностному лицу, к компетенции которого относится решение поставленных в них вопросов. Обратившимся гражданам в письменном ответе в трехдневный срок со дня передачи обращения по подведомственности сообщается, кому направлены на рассмотрение их обращения.

На личном приеме гражданам разъясняется, куда им следует обратиться.

3. В целях своевременного рассмотрения обращений граждан:

предложения, заявления, ходатайства подаются в те органы и тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится их рассмотрение;

жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица, чьи действия или решения обжалуются;

жалобы на действия (бездействие) и решения органов управления организаций и их должностных лиц, не имеющих своих вышестоящих органов и должностных лиц, подаются в органы государственной власти Челябинской области или в органы местного самоуправления;

жалобы на действия (бездействие) и решения органов территориального общественного самоуправления и их должностных лиц подаются в органы или должностным лицам местного самоуправления Челябинской области в соответствии с их компетенцией;

ходатайства подаются в случаях, по вопросам и в порядке, прямо установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

4. Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам и должностным лицам, действия (бездействие) и решения которых обжалуются.

5. Споры о подведомственности обращений граждан разрешаются вышестоящим органом или должностным лицом либо в судебном порядке.

Статья 7. Представление доказательств при подаче обращений граждан

1. При подаче обращений гражданами в случае необходимости должны быть представлены доказательства или указано место их нахождения.

2. Доказательствами являются любые достоверные фактические данные, на основании которых орган либо должностное лицо, рассматривающие обращения граждан, устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования, содержащиеся в обращении, и иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения соответствующего обращения.

3. Доказательства представляются гражданами, подавшими обращение. Доказательства могут представляться также и иными лицами, заинтересованными в принятии решения по обращению.

4. Если представленные доказательства недостаточны, органы или должностные лица, рассматривающие обращение, предлагают гражданам представить дополнительные доказательства или собирают их по собственной инициативе в соответствии со своей компетенцией.

5. Обстоятельства, которые признаны общеизвестными, не доказываются.

6. Факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, не подлежат повторному доказыванию.

Статья 8. Обязанность органон и должностных лиц представлять письменные доказательства

Органы, организации и их должностные лица по официальным запросам обязаны в 10-дневный срок представлять документы и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения обращений граждан в качестве доказательств, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Статья 9. Основания и последствия оставления обращений граждан без рассмотрения

1. Органы и должностные лица вправе оставить обращения граждан без рассмотрения в случаях:

подачи анонимных обращений;

обращения граждан с просьбой о толковании законодательства Российской Федерации и Челябинской области;

подачи обращений, на которые не распространяется действие настоящего Закона.

2. В случае оставления обращений граждан без рассмотрения на основании абзацев 2, 3 пункта 1 настоящей статьи в порядке, определяемом настоящим Законом, обратившиеся граждане извещаются об органе или должностном лице, в компетенцию которого входит рассмотрение данного обращения.

3. Извещение граждан об оставлении их обращений без рассмотрения осуществляется в трехдневный срок со дня регистрации обращений.

После устранения условий, послуживших основанием для оставления обращений граждан без рассмотрения, заинтересованные граждане вправе вновь обратиться к органам или к должностным лицам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»