Недействующий

ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 12 марта 1999 года N 72-ЗО

О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Признан утратившим силу Законом Челябинской области

от 07.10.2003 N 180-ЗО НГР: ru74000200300229

(в ред. Законов Челябинской области
от 10.09.1999 N 85-ЗО, от 12.05.2000 N 122-ЗО,
от 10.07.2001 N 22-ЗО, от 05.11.2001 N 41-ЗО)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа проведения местных референдумов в Челябинской области


Местные референдумы в Челябинской области проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, настоящим Законом, другими законами Челябинской области, а также уставами соответствующих муниципальных образований.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие термины:

агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам местного референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования при проведении местного референдума;

агитация по вопросам местного референдума - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы местного референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников местного референдума проводить местный референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на местном референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на местный референдум вопрос;

гарантии права на участие в местном референдуме - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации;

комиссии местного референдума - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом, настоящим Законом области, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение местных референдумов;

комиссия местного референдума муниципального образования - комиссия местного референдума, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение местного референдума на всей территории муниципального образования;

территориальные комиссии местного референдума - комиссии местного референдума, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение местного референдума на отдельных частях территории муниципального образования;

местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, настоящим Законом, другими законами области, а также уставами муниципальных образований;

наблюдатель - лицо, назначенное при проведении местного референдума инициативной группой по проведению местного референдума, а также общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне муниципального образования или более высоком уровне; наблюдатель на местном референдуме уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии местного референдума в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов референдума, включая действия комиссии местного референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов референдума;

наблюдатель иностранный (международный) - лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением местного референдума в соответствии с порядком, установленным федеральными законами;

органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами, а также иные органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами области;

право на участие в местном референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в местном референдуме, в том числе голосовать по проектам нормативных правовых актов, другим вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципального образования;

участник местного референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в местном референдуме.

Статья 3. Общие принципы проведения местного референдума


1. Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

2. Участие гражданина Российской Федерации в местном референдуме является добровольным и свободным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

3. Местный референдум проводится на всей территории соответствующего муниципального образования (муниципальных образований).

4. Гражданин голосует на местном референдуме за или против вынесенного на референдум вопроса непосредственно.

5. Деятельность комиссии местного референдума при подготовке и проведении местного референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.

Статья 4. Право граждан на участие в местном референдуме


1. Каждый гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, в границах которого проводится местный референдум, и достигший на день проведения местного референдума 18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке референдума.

2. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения местного референдума на данной территории не может служить основанием для лишения его права на участие в местном референдуме.

3. В местном референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Гражданин Российской Федерации может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, а также других обстоятельств.

Статья 5. Вопросы местного референдума


1. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области и другими законами области, уставами муниципальных образований. Нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на местный референдум.

2. На местный референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

3. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. (в ред. Закона Челябинской области от 12.05.2000 N 122-ЗО)

4. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также должны исключать возможность их множественного толкования.

5. Вопрос, выносимый на местный референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

6. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации и области, уставу муниципального образования. (в ред. Закона Челябинской области от 12.05.2000 N 122-ЗО)

7. Уставами муниципальных образований, правовыми актами органов местного самоуправления не допускается установление иных ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, за исключением указанных в настоящей статье.

Статья 6. Обстоятельства, исключающие проведение местного референдума


1. Местный референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, включающей территорию соответствующего муниципального образования, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума, а при проведении местного референдума по уставу муниципального образования - одного года.

3. Не допускается установление обстоятельств, исключающих проведение местного референдума, кроме указанных в настоящей статье.

4. Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на местный референдум, не является обстоятельством, исключающим проведение местного референдума по этому вопросу.

Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 7. Инициатива проведения местного референдума


1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме. Уставом муниципального образования инициатива проведения местного референдума может быть предоставлена представительному органу местного самоуправления, а также главе муниципального образования. (в ред. Закона Челябинской области от 12.05.2000 N 122-ЗО)

2. Для назначения местного референдума инициаторами проведения референдума в представительный орган местного самоуправления должны быть представлены подписи граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, в поддержку инициативы его проведения в количестве, установленном пунктом 14 статьи 9 настоящего Закона. (в ред. Закона Челябинской области от 05.11.2001 N 41-ЗО)

3. Исключен. - Закон Челябинской области от 12.05.2000 N 122-ЗО.

3. Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена реализация инициативы проведения местного референдума в форме собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме по месту жительства, работы, учебы. В данном случае в уставе муниципального образования предусматривается минимальное количество участников собрания, и сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума не проводится. О выдвижении инициативы проведения местного референдума составляется протокол собрания граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, в котором формулируется вопрос, выносимый на местный референдум. К протоколу прилагается список граждан, присутствовавших на собрании, поддержавших инициативу проведения местного референдума, с указанием их фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства в количестве не менее чем указано в пункте 14 статьи 9 настоящего Закона или установлено уставом муниципального образования. Каждый участник собрания собственноручно проставляет свою подпись в данном списке. (в ред. Законов Челябинской области от 12.05.2000 N 122-ЗО, от 05.11.2001 N 41-ЗО)

Статья 8. Назначение местного референдума


1. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования. В случаях, если представительный орган местного самоуправления отсутствует, решение о проведении местного референдума принимается главой муниципального образования, а если глава муниципального образования не избран - избирательной комиссией Челябинской области, либо если это предусмотрено уставом муниципального образования, - территориальной избирательной комиссией муниципального образования (комиссией местного референдума муниципального образования). В решении о назначении местного референдума указываются дата его проведения, вопрос референдума или проект решения, выносимого на местный референдум. Орган, уполномоченный назначить местный референдум, принимает решение о назначении местного референдума не позднее 14 дней после представления ему документов, необходимых для назначения местного референдума, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

2. Орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи принять решение о назначении местного референдума, вправе отказать в назначении местного референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы о проведении местного референдума Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных федеральных законов, Устава (Основного Закона) Челябинской области, законов области, устава муниципального образования. (Пункт введен Законом Челябинской области от 12.05.2000 N 122-ЗО)

3. Местный референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Срок со дня назначения референдума до дня голосования не может превышать 90 дней. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем за 45 дней до дня голосования. (в ред. Закона Челябинской области от 12.05.2000 N 122-ЗО)

4. Дата проведения местного референдума не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) органом, назначившим местный референдум, в целях совмещения проведения местного референдума с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления. (в ред. Закона Челябинской области от 12.05.2000 N 122-ЗО)

5. Решение о назначении местного референдума, а также о перенесении даты голосования в соответствии с предыдущим пунктом настоящей статьи публикуется в местных средствах массовой или обнародуется в ином порядке в соответствии с уставом муниципального образования информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия. (в ред. Законов Челябинской области от 12.05.2000 N 122-ЗО, от 05.11.2001 N 41-ЗО)

Статья 9. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума


1. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, а равно глава муниципального образования, представительный орган местного самоуправления, если им в соответствии с уставом муниципального образования предоставлено право инициативы проведения местного референдума, а также общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения местного референдума, устав которого предусматривает участие в выборах, собрание граждан, которое в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Закона выступило с инициативой проведения местного референдума, образуют инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 10 человек. Инициатором проведения местного референдума может выступить избирательное объединение местного или более высокого уровня. В этом случае руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума независимо от своей численности. (в ред. Законов Челябинской области от 12.05.2000 N 122-ЗО, от 05.11.2001 N 41-ЗО)

2. Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в территориальную избирательную комиссию муниципального образования, которая действует в качестве комиссии местного референдума муниципального образования, с ходатайством о регистрации группы. В случае, если постоянно действующая территориальная избирательная комиссия муниципального образования не сформирована, функции комиссии местного референдума муниципального образования до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, а в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - избирательная комиссия Челябинской области. (в ред. Закона Челябинской области от 12.05.2000 N 122-ЗО)

3. В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума указываются:

формулировка вопроса (вопросов) или текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на местный референдум;

фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.

4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума.

5. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению местного референдума, не отвечает установленным в настоящем Законе требованиям, орган, уполномоченный производить регистрацию инициативной группы в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, может согласовать с инициативной группой по проведению местного референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на местный референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению местного референдума. Формулировка вопроса, выносимого на местный референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»