Недействующий

ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 августа 1998 года N 407

О ВВЕДЕНИИ ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ, ПОДВЕРЖЕННЫХ НАВОДНЕНИЯМ

Признано утратившим силу постановлением Губернатора Челябинской области от 12.02.2009 N 24; НГР: ru74000200900027

В целях защиты населения от последствий весенних половодий, летних дождевых паводков и уменьшения материального ущерба от воздействия этих явлений

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Положение по особому режиму хозяйственной деятельности на территориях Челябинской области, подверженных наводнениям (приложение N 1) и Регламент хозяйственной деятельности на территориях Челябинской области, подверженных наводнениям (приложение N 2).

2. Рекомендовать главам муниципальных образований Челябинской области разработать план организационно - технических мероприятий в соответствии с п. 4.6 и 4.7 Положения об особом режиме хозяйственной деятельности на территориях Челябинской области, подверженных наводнениям.

3. Главам муниципальных образований Челябинской области представить информацию по планируемым организационно - техническим мероприятиям и предложения по ограничению ущерба от паводков в главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Челябинской области (Климов О.Б.) и в комитет природных ресурсов по Челябинской области (Караганов В.В.) до 1 сентября 1998 года.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Подтесова Г.Н.

Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН


Приложение N 1
к постановлению
Губернатора
Челябинской области
от 5 августа 1998 г. N 407

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБОМ РЕЖИМЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПОДВЕРЖЕННЫХ НАВОДНЕНИЯМ

1. Общие положения


1.1. Целями установления особого режима хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениям, являются:

- защита населения и территорий Челябинской области от периодических затоплений и подтоплений, а также другого отрицательного воздействия паводковых вод;

- уменьшение материального ущерба населению и организациям Челябинской области, причиняемого вследствие весенних половодий и летних дождевых паводков;

- предупреждение или полное устранение стихийно - разрушительных процессов, вызываемых наводнениями.

1.2. Особый режим хозяйственной деятельности распространяется на пойменные земли рек, прибрежные зоны водохранилищ и озер, шламонакопителей, расположенных в зонах распространения наводнений повторяемостью 1, 2, 10 раз в 100 лет (1 %, 2 %, 10 % обеспеченности, СНиП П-97-76, СНиП П-89-80).

На территории, затапливаемой паводками 0,5 % обеспеченности (1 раз в 200 лет), распространение особого режима хозяйственной деятельности возможно лишь при наличии специального обоснования.

1.3. Осуществление государственного контроля за соблюдением особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях осуществляется Комитетом по природным ресурсам и размещению производительных сил администрации Челябинской области при участии территориальных комитетов по экологии и природопользованию, земельной реформе и землеустройству и управлениями по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

2. Методика установления зон особого режима хозяйственной деятельности на затапливаемых территориях


2.1. Необходимость установления зон особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях определяется четырьмя факторами:

2.1.1. граница затопления и подтопления территорий;

2.1.2. глубина затопления;

2.1.3. наличие на затапливаемой территории объектов жилой и общественной застройки, основных средств организаций, ценных сельскохозяйственных земель, свалок, хранилищ отходов, очистных сооружений и других мест скопления загрязняющих веществ и материалов;

2.1.4. экономическая оценка предполагаемого ущерба от затопления территории.

2.2. Расчетные параметры затопления пойм рек следует определять на основании инженерно - гидрологических изысканий и расчетов гидрологических характеристик согласно СНиП 2.01.14-83 ("Определение гидрологических характеристик") и СНиП 2.06.15-85 ("Инженерная защита территории от затопления и подтопления").

2.3. Исходными материалами по инженерным изысканиям должны служить фондовые материалы Федеральной службы по геодезии и картографии России, Росгидромета, материалы других организаций.

2.4. При отсутствии фондовых материалов проводятся обследования территорий по выявлению паводкоопасных зон, устанавливаются площади затопления по расчетам и многолетним наблюдениям.

2.5. Степень хозяйственного освоения затапливаемых территорий в зонах различной обеспеченности определяется по государственным топографическим картам и планам землепользования, уточняется специальными технико - экономическими изысканиями и обследованиями.

2.6. Границы затопления по зонам наносятся на картографическую основу службами архитектуры, землеустройства или проектными организациями по заказам органов местного самоуправления или областной администрации и доводятся до сведения населения и организаций в установленном порядке.

2.7. Ущерб от наводнения прогнозируется на базе статистических данных, а при их отсутствии:

2.7.1. в жилом секторе - в зависимости от характера и капитальности зданий и сооружений;

2.7.2. в сельском хозяйстве - от степени воздействия на сельхозпроизводство;

2.7.3. в промышленности - от степени воздействия на основное и вспомогательное производство;

2.7.4. в лесном хозяйстве - от степени воздействия на лесные культуры.

3. Классификация территорий по степени риска подверженности затоплениям и подтоплениям


3.1. Территории, подверженные наводнениям по степени опасности для жизнеобеспечения населения, объектов строительства и производства, подразделяются на три зоны (А, Б, В), характеризующиеся максимально возможными глубинами затопления.

3.1.1. К зоне А относятся:

- зоны повышенной опасности при глубине затопления 1 метр и более;

- участки с особой опасностью возникновения эрозий, связанных с наводнением.

3.1.2. К зоне Б относятся:

- территории с неопределенной, но возможной умеренной опасностью наводнений (при поднятии уровня воды и затопления от 0,3 до 1 метра).

3.1.3. К зоне В относятся: территории с минимальной опасностью и затоплением на глубину до 0,3 метра.

4. Основные требования к ограничению хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениям


4.1. На территориях, подверженных наводнениям, с повторяемостью паводка чаще 1 раза в 100 лет, строительство и эксплуатация объектов жилой и общественной застройки, основных средств организаций должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Регламентом хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениям (приложение N 2) и предъявляемыми к зоне затопления, определяемой в соответствии с Положением об особом режиме хозяйственной деятельности и на основании экономического обоснования.

4.2. В зонах с повторяемостью наводнения реже одного раза в 100 лет строительство и эксплуатация любых объектов осуществляется без ограничений при наличии технико - экономического обоснования. Исключение составляет территория, расположенная в нижнем бьефе водохранилища, где при разрушении напорного фронта гидроузла скорость потока составляет более 2,5 м/с, а глубина затопления свыше 4 м. На этой территории не допускается размещение новых и развитие существующих населенных пунктов, объектов, кроме предприятий и сооружений, необходимых для жизнеобеспечения проживающего на этой территории населения. К остальным участкам, с меньшей степенью опасности при возможном затоплении в нижнем бьефе водохранилища, требования к ограничению хозяйственной деятельности применяются в соответствии с рекомендациями Регламента (приложение N 2).

4.3 Для используемых в водохозяйственной деятельности участков, в пределах зон повышенной паводковой опасности, устанавливается следующий регламент:

4.3.1. Для участков, имеющих инженерную защиту от затопления паводком расчетной 1 % обеспеченности:

- введение ограничения на создание рабочих мест;

- создание резервной системы жизнеобеспечения;

- разработка и реализация плана высвобождения (перепрофилирования) жилых помещений на первых этажах зданий;

- нормирование прироста стоимости зданий и сооружений;

- стимулирование мер по уменьшению доли собственности, находящейся в подвальных помещениях и на первых этажах зданий.

4.3.2. Для участков, которые необходимо защищать от затопления паводком расчетной 1 % обеспеченности при подтверждении технико - экономическим расчетом:

- в период строительства инженерных защитных сооружений стимулировать ограничения всех видов хозяйственной деятельности (кроме ремонтно - восстановительных и природоохранных мероприятий);

- после строительства защитных сооружений - переход к осуществлению мероприятий пункта 4.3.1.

4.4 Для участков, которые нецелесообразно защищать от затопления, должно предусматриваться стимулирование мероприятий, направленных на постепенное прекращение хозяйственной деятельности за счет:

- прекращения нового строительства;

- предоставления дотаций и льготных кредитов для переноса производства и переселения населения;

- постепенного ужесточения правил предоставления государственной помощи, в случае причиненного ущерба.

4.5. Для зон повышенной паводковой опасности предусмотреть:

- необходимость получения разрешений на отдельные виды землепользования;

- организацию землепользования, обеспечивающую, в случае наводнений, максимальное снижение ущерба (выполнение рекомендаций по размещению сельхозкультур, внесению удобрений, использованию средств защиты растений, запрет на виды деятельности, усугубляющие последствия наводнения или приводящие к загрязнению водных объектов в паводки и т.д.);

- проведение инженерных мероприятий, уменьшающих потенциальный ущерб (закрепление отдельных сооружений, обустройство жилых помещений на отметках, превышающих расчетный уровень паводка 1 % обеспеченности и др.).

4.6. Регламент по использованию сельскохозяйственных угодий, подверженных затоплению, составляется дифференцированно в соответствии с особенностями земельного фонда и исходя из условий их рационального использования, охраны и восстановления водных ресурсов области. В зонах с повышенной паводковой опасностью следует выделять участки, характеризуемые длительностью затопления более 10-15 суток (СНиП 2.06.03-85 "Мелиоративные системы и сооружения", табл. 5). Для определения предельных сроков весеннего затопления сельхозкультур допускается использовать данные региональных исследований.

4.7. Особый режим хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениям, должен предусматривать:

- разработку регламента хозяйственной деятельности на территории муниципального образования применительно к местным условиям;

- организацию и совершенствование системы прогнозирования наводнений;

- комплекс мероприятий по инженерной защите территорий;

- проведение мероприятий по подготовке и пропуску половодий;

- разработку планов эвакуации населения, а также материальных ценностей;

- обеспечение готовности сил и средств к ликвидации чрезвычайной ситуации;

- создание финансовых и материальных резервов;

- обучение населения действиям в случае наводнения, а также информирование через средства массовой информации, распространение специальных брошюр, информационных листков и карт паводкоопасных территорий;

- организация взаимодействия между муниципальными образованиями по вопросам оповещения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеющих общие водные объекты;

- оповещение населения об угрозе наводнения;

- контроль за соблюдением регламента эксплуатации гидротехнических и противопаводковых сооружений;

- организация учета существующих водохранилищ, прудов, накопителей сточных вод и промышленных отходов, гидротехнических сооружений. Ликвидация бесхозных, не используемых по назначению, не имеющих проектной документации и построенных без согласования в установленном порядке гидротехнических сооружений;

- организация страхования имущества физических и юридических лиц в зонах возможного затопления.

4.8. Возмещение ущерба, причиненного имуществу физических и юридических лиц, расположенных на территориях, подверженных наводнениям в результате разрушения ГТС, преимущественно производится за счет средств собственника ГТС и выплат страхового возмещения.

Заместитель
Губернатора
Челябинской области
Г.Н.ПОДТЕСОВ


Приложение N 2
к постановлению
Губернатора
Челябинской области
от 5 августа 1998 г. N 407

РЕГЛАМЕНТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПОДВЕРЖЕННЫХ НАВОДНЕНИЯМ

----T-------------T----------------------------------------------

| N |Районирование|Мероприятия по организации хозяйственного     |

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»