ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 марта 2013 года N 104-П


Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования Республики Карелия на 2013 год и на период до 2020 года

(с изменениями на 13 мая 2014 года)


(наименование в редакции Постановления Правительства Республики Карелия N 141-П от 13.05.2014 года - см. предыдущую редакцию)

____________________________________________________________________

Постановление с изменениями и дополнениями, внесенными

Постановлением Правительства Республики Карелия от 20.02.2014 г. N 41-П

Постановлением Правительства Республики Карелия от 13.05.2014 г. N 141-П

____________________________________________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" Правительство Республики Карелия п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации общего образования Республики Карелия на 2013 год и на период до 2020 года.

2. Определить, что финансовое обеспечение модернизации региональной системы общего образования в 2013 году в сумме 10644 тысячи рублей является расходным обязательством Республики Карелия.

3. Определить Министерство образования Республики Карелия органом, уполномоченным на взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по вопросу предоставления субсидий бюджету Республики Карелия на финансовое обеспечение модернизации региональной системы общего образования.


            Глава
Республики Карелия
                                                            А.П. Худилайнен



Утвержден постановлением
Правительства Республики Карелия
от 22 марта 2013 года N 104-П

Комплекс мер
по модернизации общего образования Республики Карелия
на 2013 год и на период до 2020 года


Целью Комплекса мер по модернизации общего образования Республики Карелия (далее - Комплекс мер) на 2013 год и на период до 2020 года является модернизация республиканской системы общего образования, муниципальных систем общего образования, формирование моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования.

Основными задачами Комплекса мер являются:

повышение заработной платы педагогических работников общего образования;

поэтапный переход на федеральный государственный стандарт общего образования (далее - ФГОС);

обеспечение современных качественных условий обучения, в том числе и через развитие материально-технической базы школ;

обеспечение доступности качественного образования, в том числе и через развитие системы дистанционного обучения в общем образовании;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений;

привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения;

повышение уровня комплексной безопасности образовательных учреждений, всех участников образовательного процесса;

принятие мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.

1. Анализ реализации Комплекса мер за 2011 - 2012 годы


В 2011 - 2012 годах реализация Комплекса мер была направлена на внедрение новой модели образования на уровне общего образования. Приоритетами данной модели стали обеспечение доступности образовательных услуг и обновление содержания образования.

Реализация проводилась через выполнение основных функций управления и обеспечение функционирования республиканской системы образования, включая реализацию региональных программ и проектов.

В рамках первого приоритета осуществлялись меры по:

улучшению качества условий организации образовательного процесса;

повышению доступности обучающихся к современному оборудованию;

внедрению дистанционного обучения как средства для расширения доступа к качественному образованию;

установлению финансовых механизмов доступности образования - пересмотр нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;

поддержке детей, нуждающихся в особом образовании (одаренных, детей с ограниченными возможностями, мигрантов).

Результатом достижения данного приоритета является повышение качества образовательных услуг и условий организации образовательного процесса.

В целях комплексности решения проблем и эффективности использования финансовых средств мероприятия были направлены на устранение нарушений по требованиям надзорных органов, необходимость создания условий для повсеместного введения и реализации ФГОС, внедрения технологии дистанционного обучения. Это позволило значительно повысить качество условий организации образовательного процесса, укрепить материально-техническую и учебную базу образовательных учреждений.

Так, по данным федерального электронного мониторинга "Наша новая школа" (http://www.kpmo.ru), в республике наблюдается положительная динамика по доле обучающихся, которым предоставлены все основные виды современных условий обучения (от общей численности обучающихся по основным программам общего образования). В 2010 году доля образовательных учреждений, которыми предоставлены все основные виды современных условий обучения, составила 85,1%, в 2011 году - 86,6%, в 2012 году - 90,1%. Положительная динамика с начала реализации проекта составила 5 процентных пунктов.

В рамках второго приоритета осуществлялись меры по:

реализации ФГОС в плановом и экспериментальном режиме;

обеспечению профессионального роста учителей и руководителей - повышение квалификации, в том числе через организацию стажировок;

разработке и внедрению персонифицированной модели повышения квалификации;

реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (развитие сети демонстрационных площадок лучших региональных практик, их обобщение и распространение);

созданию возможностей для реализации гибких образовательных программ;

совершенствованию организационно-финансовых механизмов;

совершенствованию сети базовых школ, сети ресурсных центров образования школьных округов;

совершенствованию новой модели аттестации педагогических работников;

расширению участия населения в деятельности образовательных учреждений;

повышению удовлетворенности качеством образования участников образовательного процесса.

В декабре 2012 года государственным автономным учреждением Республики Карелия "Центр оценки качества образования" проведен опрос руководителей общеобразовательных учреждений и начальников управлений образования в муниципальных образованиях по оценке эффективности использования в образовательном процессе поставляемого оборудования и проведения других мероприятий в рамках Комплекса мер.

В анкетировании приняли участие руководители 200 образовательных учреждений, что составило 90,4% от их общего числа. Удовлетворенность учителей ростом благосостояния отметили 81% руководителей образовательных учреждений. Повышение престижа профессии учителя отмечено 23% респондентов, повышение самооценки учителя - 45%.

Основными институциональными результатами реализации проекта модернизации общего образования в 2011 - 2012 годах стали:

1. Новая система оплаты труда, нормативное подушевое финансирование являются нормативно устойчивыми механизмами. Мероприятия по их совершенствованию осуществляются в плановом режиме. Так, в 2012 году усовершенствована методика определения общего объема и распределения по муниципальным образованиям субвенций на общее образование, установлены региональные  финансового обеспечения образовательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Карелия в сфере общего образования (Закон Республики Карелия от 1 ноября 2012 года N 915-ЗРК "О межбюджетных отношениях в Республике Карелия", постановление Правительства Республики Карелия от 21 августа 2012 года N 262-П "О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждений"). Меры по усовершенствованию межбюджетных отношений, повышению оплаты труда работников образования позволили значительно увеличить общий объем субвенций на общее образование на 2012 год, который согласно Закону Республики Карелия от 26 ноября 2011 года N 1557-ЗРК  "О бюджете Республики Карелия на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" составил 3252,7 млн. рублей. Увеличение к предусмотренному общему объему субвенций на 2011 год составляет 377,6 млн. рублей (или 13,1%), основная часть указанных средств направлена на повышение оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений.  

2. В 2012 году в Республике Карелия разработан проект положения о кредитно-модульной (накопительной) персонифицированной системе повышения квалификации руководящих и педагогических работников. Данная модель предусматривает непрерывный характер повышения квалификации. Персонификация заключается в построении педагогом самостоятельно или с помощью тьютора индивидуальной образовательной программы, состоящей из учебных модулей. Освоение учебных модулей может происходить в разных формах, в том числе в форме стажировки, и на базе различных образовательных учреждений, имеющих соответствующую лицензию. Положение прошло общественную экспертизу, подготовлена "дорожная карта" внедрения на 2012 - 2013 годы. Запланирована апробация моделей центров компетенций и квалификаций.

3. По данным федерального электронного мониторинга "Наша новая школа" за IV квартал 2012 года, в 94,7% образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, создан и действует орган государственно-общественного управления в различных формах. Внедрена система публичной отчетности учреждений. Работа ведется в тесном контакте с профсоюзной организацией, общественными некоммерческими организациями, профессиональными сообществами. Наблюдается расширение круга общественно активных школ.

4. По данным федерального электронного мониторинга "Наша новая школа" за четвертый квартал 2012 года, в 97,3% образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, имеются официальные сайты  в информационно-коммуникационной сети "Интернет". За период 2011 - 2012 годов основное внимание уделялось регулярности обновления информации на сайтах учреждений. Осуществлялся мониторинг пропускной способности интернет-сетей общеобразовательных учреждений. В 2012 году скорость доступа к информационно-коммуникационной сети "Интернет" увеличилась в 71 учреждении. С 2013 года полномочия по обеспечению доступа к информационно-коммуникационной сети "Интернет" передаются в муниципальные образования республики, что позволит адресно работать с поставщиками услуги исходя из той технической возможности, которая существует в данной местности.

   5. В республике продолжена работа по развитию моделей базовых школ. Органами местного самоуправления разработаны и утверждены планы мероприятий по оптимизации сети общеобразовательных учреждений на 2012/13 учебный год и далее до 2015 года. В 2013 году продолжится развитие моделей школ - ресурсных центров под задачи реализации профильного обучения, образовательных программ по воспитанию, дополнительному образованию детей.


Основные проектные результаты за 2011-2012 годы


В рамках реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования Республика Карелия взяла на себя обязательства по доведению средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений в IV квартале 2012 года до уровня средней заработной платы по экономике в Республике  Карелия, а именно до 22173,9 рубля. К мерам, принятым на уровне Республики Карелия для  поддержания уровня средней заработной платы работников общеобразовательных учреждений и его дальнейшего повышения, можно отнести изменения, внесенные в законодательство Республики Карелия о  межбюджетных отношениях в сфере общего образования. В республике выполняются обязательства по повышению фондов оплаты труда учителей. На конец 2010 года стимулирующие выплаты составляли не более 9%. По итогам 2011 года стимулирующая часть фонда оплаты труда составила 20%. В 2012 году стимулирующая часть фонда оплаты труда составила 31%, что полностью соответствует модельной методике формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации от 22 ноября 2007 года. Отмечается положительная динамика условий для стимулирования качества работы,  ориентированной на результат.

Учителя начальной и основной школы в плановом порядке проходят курсы повышения квалификации для работы в соответствии с ФГОС. К концу 2013 года 100% учителей пройдут повышение квалификации для реализации ФГОС. Дополнительные курсы повышения квалификации состоялись на базе площадок, созданных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, команды муниципальных образований (222 человека) прошли стажировку в различных регионах Российской Федерации (Вологодская, Калининградская, Псковская области, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан).

С 1 января 2011 года вступил в силу Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года N 209. В Республике Карелия аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, присвоения квалификационной категории осуществляется в соответствии с вышеуказанными правилами. Анализ результатов проведения аттестации за 2011 год обозначил ряд проблем, связанных со способами осуществления экспертной оценки и подготовки экспертного заключения при аттестации. В связи с этим в 2012 году инициирован вопрос введения в республике балльной системы оценки профессиональной деятельности педагога при аттестации на квалификационную категорию. Министерством образования Республики Карелия разработаны проекты нормативных правовых актов, утверждающих перечни показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей) отдельно для каждой педагогической должности, определены основания (минимальное количество процентов от максимально возможной суммы баллов) для присвоения  квалификационной категории, определена форма прохождения аттестации, предложена новая форма итогового экспертного заключения по результатам  профессиональной деятельности педагога.

Координационным центром по введению электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях Республики Карелия определено государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Карелия "Петрозаводский педагогический колледж" (далее - Петрозаводский колледж).  Работа ведется в соответствии с  государственным контрактом, заключенным между Петрозаводским колледжем и некоммерческим партнерством "Телешкола", и в рамках выполнения мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (создание регионального портала дистанционного обучения "Виртуальная школа").

Во всех муниципальных районах и городских округах республики приняты программы, содержащие меры, направленные на энергосбережение в сфере образования.

Реализован механизм общественного обсуждения и корректировки мероприятий проекта через работу Координационного совета по модернизации образования в Республике Карелия. На муниципальном и региональном уровнях проведена публичная защита проектов Комплексов мер, в которой принимали участие представители законодательной и исполнительной власти Республики Карелия, педагогическое сообщество, родители, обучающиеся, представители профсоюзной организации, общественных организаций, журналисты и другие. Публичное обсуждение хода реализации муниципальных планов модернизации состоялось на августовских совещаниях педагогических работников республики.

Организована работа по безопасному подвозу обучающихся в базовые школы. За 2011 - 2012 годы приобретено 42 автобуса для перевозки обучающихся. Потребность в обновлении транспортной базы образовательных учреждений сохраняется и в 2013 году. В 2013 году будет обеспечена транспортная доставка в базовые школы 100% обучающихся, нуждающихся в подвозе.

Ежегодно в целях закрепления педагогических работников на селе и социальной поддержки молодых специалистов, направленных после окончания учреждений высшего и среднего профессионального образования  в образовательные учреждения, расположенные в сельской местности, им выплачивается единовременная компенсация. Данная компенсация выплачивается молодым специалистам, приступившим к работе в образовательное учреждение республики в течение трех лет после получения педагогического образования и отработавшим полный учебный год. В 2012 году данная мера социальной поддержки предоставлена 37 специалистам из 13 муниципальных районов в республике.

Реализация проекта дополняется мерами поддержки со стороны других проектов. Так, по результатам конкурсного отбора региональных программ развития образования в целях предоставления субсидий на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы Республика Карелия вошла в состав победителей по направлениям:

достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по профилактике социального сиротства, в том числе вторичного (подготовка кандидатов в замещающие родители, сопровождение замещающих семей);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»