Республика Карелия    


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2013 года N 84-П

Об утверждении региональной программы
"Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия
на 2013 - 2015 годы"



В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных целевых программах Республики Карелия" и концепцией долгосрочной целевой программы "Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия на 2012 - 2015 годы", одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 20 января 2012 года N 23р-П, Правительство Республики Карелия п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую  региональную программу "Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком-координатором и государственным заказчиком Программы Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.

            Глава
Республики Карелия
                                              А.П. Худилайнен




Утверждена постановлением
     Правительства Республики Карелия
     от 14 марта 2013 года N 84-П


Региональная программа
"Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия
на 2013 - 2015 годы"


Паспорт
региональной программы "Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия на 2013 - 2015 годы"

Наименование региональной программы

- региональная программа "Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия  на 2013 - 2015 годы" (далее - региональная программа)

Решение о разработке проекта долгосрочной целевой программы Правительством Республики Карелия и одобрении концепции долгосрочной целевой программы

- распоряжение Правительства Республики Карелия от 20 января 2012 года N 23р-П

Государственный заказчик региональной программы

- Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия

Государственный заказчик-координатор региональной программы

- Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия

Цель региональной программы

- обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесного хозяйства в социально-экономическое развитие Республики Карелия

Задачи региональной программы

- развитие системы воспроизводства лесного фонда, восстановления лесов и улучшение породного состава лесных насаждений;

обеспечение охраны и защиты лесов от пожаров;

совершенствование сети лесных дорог с целью обеспечения условий для более полного освоения лесных ресурсов

Ожидаемые конечные результаты реализации региональной программы и показатели
эффективности

- к концу 2015 года по сравнению с 2011 годом ожидается:

рост объемов создаваемых лесных культур с закрытой корневой системой на 20%, рост площади созданных лесных культур на 11,4%, удельный вес площади лесных культур, созданных сеянцами с закрытой корневой системой достигнет 17,4%, удельный вес площадей с проведенными мероприятиями по содействию естественному возобновлению при вводе молодняков в категорию ценных древесных пород к площади сплошных рубок достигнет 78%;

сокращение количества лесных пожаров на 23%, сокращение площади лесов, пройденной лесными пожарами на 15,9%, удельный вес пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, достигнет 70%, расходы бюджетов всех уровней на тушение лесных пожаров сократятся на 10%, сокращение материального ущерба от пожаров на 18%;

повышение ежегодных объемов строительства лесных дорог круглогодичного пользования на 11%, повышение ежегодных объемов реконструкции лесных дорог круглогодичного пользования на 10,3%, повышение плотности лесных дорог на 4,3%

Сроки реализации региональной программы

- 2013 - 2015 годы

Перечень подпрограмм региональной программы

- "Воспроизводство лесов на территории земель лесного фонда в Республике Карелия";

"Охрана лесов от пожаров";

"Развитие лесной транспортной инфраструктуры"

Источники финансирования региональной программы

- всего: 3217,5 млн. рублей.

Средства федерального бюджета - 520,9 млн. рублей.

Средства бюджета Республики Карелия - 61,1 млн. рублей.

Внебюджетные источники - 2635,5 млн. рублей

Система организации контроля за реализацией региональной программы

- государственный заказчик программы осуществляет ежеквартальный и ежегодный мониторинг реализации региональной программы, составляет ежеквартальный отчет о результатах реализации мероприятий региональной программы, ежегодно проводит оценку эффективности реализации региональной программы, готовит доклад о выполнении региональной программы



1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена региональная программа


Основной целью в сфере природопользования для России, обладающей уникальным природным потенциалом, является реализация конкурентных преимуществ за счет сохранения качества, повышения эффективности использования природных ресурсов и сокращения негативного воздействия на окружающую среду.

Региональная программа основана на принципах государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в соответствии с долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября  2008 года N 1662-р (далее -Концепция), и  развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31 октября  2008 года  N 248/482 (далее - Стратегия).

в качестве приоритетных направлений развития лесного комплекса определены создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов, улучшение породного состава лесных насаждений. В  установлено, что развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия, позволит существенно увеличить объемы использования лесов.

определены основные факторы возникновения системных проблем в развитии лесного комплекса. В сфере лесного хозяйства к ним относятся: истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта; недостаточная точность учета лесных ресурсов; невысокое качество лесовосстановления, низкий технический уровень лесохозяйственных работ; слабо развитая дорожная инфраструктура в лесах.

В качестве основных стратегических целей развития лесного комплекса предусматривает необходимость обеспечения устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Таким образом, приоритеты и цели государственной политики в сфере лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного хозяйства, направленных на обеспечение непрерывного, неистощительного, рационального и многоцелевого использования лесов с учетом их социально-экологического значения, а также обеспечение гарантированного воспроизводства лесов.

Особенностью лесов как природного ресурса является то, что они в отличие от других природных ресурсов сохранили в современных условиях способность к самовоспроизводству и могут быть не сокращающимся природным ресурсом при соблюдении определенных требований к условиям их эксплуатации и своевременного лесовосстановления.

В связи с этим в период 2013 - 2015 годов лесовосстановление на вырубках, гарях и других не покрытых лесной растительностью лесных землях должно быть обеспечено в объемах, гарантирующих сохранение ресурсного потенциала лесов и их продуктивности за счет проведения необходимых лесовосстановительных мероприятий и обеспечения условий для естественного возобновления хозяйственно ценных пород, а также (в связи с ограниченными материальными и финансовыми ресурсами) оптимизации соотношения интенсивных и экстенсивных методов лесовосстановления на основе рекомендаций лесоустройства, сохранения генетического потенциала лесов путем внедрения достижений генетики и селекции в лесное семеноводство, применения современных интенсивных технологий выращивания посадочного материала.

Для достижения поставленной цели в сфере защиты и восстановления лесных ресурсов предлагается решение задачи по выполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах, предусмотренных Лесным планом Республики Карелия, утвержденным распоряжением  Главы Республики Карелия  от 31 декабря 2008 года  N 975-р.

В настоящее время в сфере лесного хозяйства Республики Карелия сложилась непростая ситуация, характеризующаяся рядом серьезных проблем, определяющих приоритетные задачи и мероприятия в рамках  отрасли. Непринятие мер для их решения не позволит достичь приоритетных целей и решить  задачи социально-экономического развития, поставленные в Стратегии.

Лесной фонд в Республике Карелия на протяжении сотен лет является основой ее экономики и играет ведущую роль в поддержании качества окружающей среды. Общая площадь лесов в Республике Карелии 14,9 млн. га. Общий запас древесины составляет 973,7 млн. кбм. Ежегодный средний прирост - 14,2 млн. кбм. Общая площадь земель лесного фонда - 14,5 млн. га, из них покрытые лесной растительностью земли располагаются на площади 9,2 млн. га, в том числе насаждения с преобладанием хвойных пород - на площади 8,1 млн. га, или 88,3%. Земли лесного фонда разделены на 17 лесничеств. В составе 17 лесничеств действуют 155 участковых лесничества.

В пожароопасном сезоне 2011 года на землях лесного фонда в Республике Карелия произошло 537 лесных пожаров, площадь, пройденная пожарами, составила 5299,2 га, в том числе лесная - 4091,5 га.  Общий ущерб от лесных пожаров составил 484,6 млн. рублей, в том числе затраты на тушение - 15 млн. рублей. Основной причиной возникновения лесных пожаров, как и в прошлые годы, явилось нарушение гражданами правил пожарной безопасности в лесах - 81% от общего количества лесных пожаров, от гроз - 12%, от неконтролируемых сельскохозяйственных  палов - 2%.

В 2007 - 2011 годах в республике выполнены лесовосстановительные работы на площади свыше 115,3 тыс. га. Ввод молодняков в категорию ценных древесных  насаждений в 2011 году при плане 27 тыс. га произведен на площади 33,3 тыс. га, в том числе лесных культур - на площади 9 тыс. га (27%), содействие  естественному  возобновлению - на площади 18 тыс. га (54,1%), естественное заращивание - на площади 6,3 тыс. га  (18,9%).

В то же время  в 2011 году лесовосстановление было выполнено на площади 19,8 тыс. га, или 101,3% от плана, в том числе  искусственное - на площади 8,1 тыс. га, или 107,0% от планового объема. Из общего объема лесовосстановительных работ арендаторами лесных участков выполнено работ на площади 18,3 тыс. га, в том числе искусственное лесовосстановление - на площади 7,3 тыс. га, или 108,6% от плана.

За последние 5 лет отмечена тенденция сокращения объемов выращивания посадочного материала. Так, если в  2007 году общий объем выращенного посадочного материала составлял 32,7 млн. штук сеянцев, в том числе с закрытой корневой системой - 6,3 млн. штук, то  в 2011 году он сократился на 42% и составил 18,8 млн. штук сеянцев, в том числе объем сеянцев с закрытой корневой системой снизился на 41,3% и составил 3,7 млн.  штук.

При этом на проведение лесокультурных работ 2012 года использовано было 22 млн. штук стандартных сеянцев.

В настоящее время тепличные комплексы находятся в  собственности Республики Карелия. Оборудование тепличных комплексов устарело и по состоянию на 1 января 2012 года  имеет износ порядка 90%. Капитальный ремонт теплиц не проводился более трех лет в связи с отсутствием  финансирования.

В республике неравномерно развита сеть лесных дорог. Так, если юг и центральная часть Карелии освоены лесовозной дорожной сетью, то север, северо-запад республики и Пудожский район недостаточно интенсивно осваиваются. Из общей протяженности лесовозных дорог Республики Карелия (около 17000 км) в летний период используется и содержится за счет арендаторов лесных участков примерно 7200 км, а в зимний период - примерно 5200 км. Потребность в строительстве новых дорог круглогодичного действия с учетом перехода преимущественно на сортиментную технологию заготовок составляет примерно 540 км (из расчета 1 км на 12 тыс. кбм вывозки).

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения рационального использования полезных свойств лесов, повышения их продуктивности, сохранения биоразнообразия, носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных действий органов государственной власти разного уровня.

Однако с принятием Лесного кодекса Российской Федерации и передачей полномочий в области лесных отношений субъектам Российской Федерации не удалось существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень их повреждения неблагоприятными факторами, в том числе лесными пожарами, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов.

Произошло рассредоточение сил и средств пожаротушения, нарушились единые подходы к профилактике и обнаружению лесных пожаров. Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы.

К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, слабый контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве, низкий уровень развития лесной транспортной инфраструктуры.

Одной из основных проблем, сдерживающих развитие лесопромышленного комплекса Республики Карелия, является низкая степень обеспеченности транспортной инфраструктурой.

Для решения задачи строительства лесных дорог необходимо использование различных механизмов государственно-частного партнерства.

Реализация в Республике Карелия мероприятий по созданию развитой лесной транспортной инфраструктуры будет способствовать повышению эффективности ведения лесного хозяйства, организации защиты леса от пожаров, снижению затрат по лесозаготовке и транспортировке древесины.

Решение указанных проблем окажет существенное влияние на будущее экономическое и экологическое благополучие общества, позволит значительно повысить качество лесных ресурсов, обеспечить противопожарную безопасность жизни населения и предотвратить  деградацию лесов и лесного хозяйства.

Решение этих проблем не может заключаться в развитии, например, лишь противопожарной инфраструктуры без соответствующих изменений в системе ухода за лесом, санитарно-оздоровительных мероприятий, развития искусственного лесовосстановления. Эти изменения должны быть логичны, последовательны, взаимоувязаны и согласованы по времени.

Кроме того, решение задачи защиты и воспроизводства лесов необходимо для обеспечения экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса. Это, в свою очередь, определяет качество жизни населения Республики Карелия. Развитие лесопромышленного комплекса также невозможно без решения фундаментальных проблем в сфере охраны и воспроизводства лесных ресурсов. Следовательно, эта задача имеет межотраслевое значение, охватывая различные сферы деятельности населения.

Очевидно, что проблемы отрасли не могут быть полностью устранены в краткосрочной перспективе, для их решения требуется четкая последовательность действий, увязывающая в единую систему цели, задачи, мероприятия, ресурсы, а также предусматривающая систему контроля за достижением поставленных целей и задач.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системное развитие инфраструктуры использования и воспроизводства лесов.

Программно-целевой метод решения данной проблемы позволит за три года (2013 - 2015 годы) реализовать конкретные проекты и достичь запланированного уровня показателей, а также будет способствовать максимально эффективному использованию средств федерального  бюджета и бюджета Республики Карелия, направляемых на реализацию государственной политики в области лесных отношений.

Без использования программно-целевого метода основными недостатками в решении проблем в области лесных отношений в Республике Карелия будут являться:

отсутствие единой системы планирования и использования средств бюджетов всех уровней на решение проблем в области лесных отношений;

невозможность стимулирования привлечения внебюджетных источников в лесную сферу Республики Карелия;

невозможность привлечения средств федерального бюджета на реализацию подпрограмм региональной программы.

Целесообразность применения программно-целевого метода определяется также высокой капиталоемкостью проектов по созданию пожарно-химических станций (далее - ПХС), проектов по реконструкции тепличных комплексов, определяющих их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного финансового участия государства в их реализации.

В соответствии со Стратегией возможны два варианта решения существующих проблем в сфере лесного хозяйства - инновационный и консервативный.

Первый вариант (инновационный) - целевой сценарий, предусмотренный Стратегией, согласно которому в развитии лесного хозяйства делается ставка на повышение объема рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда и улучшение товарной структуры лесов.

Обеспечение необходимых объемов противопожарной и санитарной защиты, лесовосстановления, развитие лесного семеноводства становятся приоритетными задачами. Федеральное финансирование и финансирование из бюджета Республики Карелия становится достаточным для обеспечения необходимого объема работ.

Развитие лесного хозяйства как одного из приоритетов экономического развития республики в рамках инновационного сценария будет охватывать решение сразу трех основных задач: модернизацию системы охраны лесов от пожаров, выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и модернизацию системы лесного семеноводства, предусматривающей формирование необходимой  базы  для создания лесного селекционно-семеноводческого центра.

В результате реализации инновационного сценария на территории республики будут функционировать семь ПХС III типа, полностью оснащенные необходимой техникой, что позволит значительно повысить эффективность тушения пожаров.

За счет увеличения часов налета воздушных судов оперативность обнаружения и тушения пожаров значительно возрастут. Это приведет к сокращению площади лесного фонда, пройденной лесными пожарами, и кратно уменьшит размер вреда, причиняемого пожарами лесному хозяйству.

Увеличение финансирования лесохозяйственных работ по охране, защите и воспроизводству лесов на неарендованных участках лесного фонда позволит выполнить предусмотренные Лесным планом Республики Карелия противопожарные мероприятия для предупреждения лесных пожаров, лесозащитные мероприятия для сохранения лесов от вредителей и болезней, лесовосстановительные мероприятия для повышения продуктивности лесов. Это воспрепятствует процессу ухудшения товарной структуры насаждений и сокращению площадей, покрытых ценными лесными породами, что в долгосрочной перспективе благотворно скажется на структуре лесов.

Создание в будущем лесного селекционно-семеноводческого центра решит проблему нехватки лесного материала с улучшенными наследственными свойствами, позволит увеличить объемы  посадочного материала с закрытой корневой системой, увеличит приживаемость лесных культур до приемлемых значений.

Реализация инновационного сценария также создаст в долгосрочной перспективе благоприятные условия для развития бизнеса, работающего в сфере лесной промышленности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»