ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2012 года N 53-П

О финансовом обеспечении модернизации региональной
системы общего образования в 2012 году

(с изменениями на 22 марта 2013 года)


_______________________________________

Постановление с изменениями и дополнениями, внесенными

Постановлением Правительства Республики Карелия от 14.03.2012 г. N 76-П

Постановлением Правительства Республики Карелия от 03.09.2012 г. N 273-П

Постановлением Правительства Республики Карелия от 22.03.2013 г. N 109-П

_______________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" Правительство Республики Карелия постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации региональной системы общего образования на 2012 год.

2. Определить, что финансовое обеспечение модернизации региональной системы общего образования в 2012 году в сумме 17865 тысяч рублей является расходным обязательством Республики Карелия.

3. Определить Министерство образования Республики Карелия органом, уполномоченным на взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по вопросу предоставления субсидий бюджету Республики Карелия на финансовое обеспечение модернизации региональной системы общего образования.


     Глава Республики Карелия
     А.В.Нелидов

Утвержден постановлением
      Правительства Республики Карелия
      от 16 февраля 2012 года N 53-П

     

Комплекс мер по модернизации региональной системы общего образования на 2012 год



     1. Состояние системы общего образования Республики Карелия


В Республике Карелия по состоянию на 1 сентября 2011 года в общеобразовательных учреждениях обучается 64980 детей, в том числе 12687 детей - в 125 сельских общеобразовательных учреждениях, 52293 ребенка - в 105 городских общеобразовательных учреждениях.

Сеть общеобразовательных учреждений на начало 2011/12 учебного года представлена в Республике Карелия 230 учреждениями. Кроме того, в городе Петрозаводске реализуют программы общего образования два негосударственных учреждения.

Структура общеобразовательных учреждений в разрезе типов и видов учреждений на начало 2011/12 учебного года составляет:

начальные общеобразовательные школы и образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 3 учреждения;

основные общеобразовательные школы - 39 учреждений;


средние общеобразовательные школы (включая негосударственные) - 147 учреждений;

средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов - 10 учреждений;

гимназии - 4 учреждения;

лицеи - 7 учреждений;

кадетские школы-интернаты - 1 учреждение;

специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (включая образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи) - 9 учреждений;

специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением - 1 учреждение;


     вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения - 9 учреждений.


В течение последних 15 лет в Республике Карелия закончился процесс снижения контингента обучающихся в общеобразовательных учреждениях, количество первоклассников ежегодно увеличивается на 0,8-1,8 процента.

В 2008-2010 годах в республике реализовывались отраслевая целевая программа "Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 годах", Комплексный проект модернизации образования в Республике Карелия в 2008-2009 годах, которые создали условия для поэтапного перехода к новому содержанию образования на основе современных технологий, и, как следствие, к новым образовательным результатам, отвечающим современным требованиям инновационной экономики, гражданского общества и конкурентоспособной личности.

Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений в муниципальных образованиях позволила развить модели базовых (магнитных) общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования, ресурсных центров школьных образовательных округов.

Базовые (магнитные) общеобразовательные учреждения и их структурные подразделения (филиалы) на территориях школьного образовательного округа позволили создать новую организационную структуру системы образования на селе - сетевую форму организации предоставления образования по всем образовательным программам: основным общеобразовательным, основным профессиональным, дополнительным образовательным программам.

Таким образом, решена задача доступности (в том числе и транспортной) качества условий организации образовательного процесса на территории школьного образовательного округа, межшкольной интеграции школьных образовательных округов вокруг базового (магнитного) общеобразовательного учреждения.

В городских округах созданы полисистемные образовательные округа, интегрирующие на закрепленной территории образовательные программы всех уровней образования и формирующие сетевые образовательные программы. В базовых (магнитных) общеобразовательных учреждениях за счет технологий "открытого лицейского класса", "открытого профильного класса" отработаны модели организации предпрофильного и профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования. Тем самым сформировано многообразие выбора профиля обучения для всех обучающихся общеобразовательных учреждений на ступени среднего (полного) общего образования, входящих в школьный образовательный округ и за его пределами.

В рамках участия Республики Карелия в проекте "Информатизация системы образования" в каждом муниципальном районе и городском округе созданы межшкольные методические центры развития современных технологий переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, создан республиканский координационный центр поддержки их деятельности. Межшкольные методические центры обеспечивают взаимодействие базовых (магнитных) общеобразовательных учреждений в вопросах переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в вопросах освоения и внедрения, в практику современных образовательных средств, включая дистанционное обучение с использованием существующих ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В региональной системе оценки качества образования Республики Карелия используются: совершенствование нормативного правового регулирования развития региональной системы оценки качества образования; обеспечение, проведение и анализ результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки знаний; проведение контрольно-надзорных мероприятий в части обеспечения качества подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам.

Обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере общего образования в Республике Карелия осуществляется посредством предоставления субвенций из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных районов и городских округов на основании Закона Республики Карелия от 1 ноября 2005 года N 915-ЗРК "О межбюджетных отношениях в Республике Карелия".

Законом определен нормативный подушевой подход к определению стоимости образовательных услуг в сфере общего образования с учетом ряда объективных параметров организации образовательного процесса в расчете на одного обучающегося: по уровням и ступеням образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование), по категориям обучающихся, по реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нового поколения.

Внедрение в сферу общего образования Республики Карелия нормативного подушевого финансирования осуществлялось в рамках реализации Комплексного проекта модернизации образования в Республике Карелия в 2008-2009 годах. Целью внедрения нормативного подушевого финансирования является стимулирование процессов развития общеобразовательных учреждений для создания конкурентной среды и эффективного расходования средств бюджета Республики Карелия в условиях повышения самостоятельности и ответственности общеобразовательных учреждений в управлении ресурсами. Основными задачами, которые удалось решить посредством применения принципов нормативного подушевого финансирования, является доведение бюджетных средств муниципальным общеобразовательным учреждениям с учетом видов, объемов предоставляемых образовательных услуг, специфики организации образовательного процесса. По данным федеральных статистических наблюдений, в Республике Карелия 83,9 процента общеобразовательных учреждений получают средства бюджета Республики Карелия на реализацию основных общеобразовательных программ по нормативному подушевому финансированию.

С 1 января 2009 года в Республике Карелия введена новая система оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений.

Новая система оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений позволила осуществить переход к самостоятельности общеобразовательных учреждений в установлении системы оплаты труда и формировании штатного расписания, обеспечить общественное участие в оценке результатов труда как основы распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, установить механизмы учета в окладе всех видов деятельности педагогических работников, определенных должностными обязанностями.

Через формирование стимулирующей части фонда оплаты труда введен механизм оплаты труда работникам за качество и результат труда, повышены стимулирующие функции оплаты труда. На конец 2010 года стимулирующая часть фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений составляла не более 9 процентов, по итогам 2011 года - 20 процентов.

С 2006 года на территории Республики Карелия реализуется приоритетный национальный проект "Образование". В 2011 году проект реализовывался по пяти направлениям:

выплата денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждений;

выплата денежного поощрения лучшим учителям государственных образовательных учреждений Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждений;

внедрение современных образовательных технологий;

организация дистанционного образования детей-инвалидов;

поддержка талантливой молодежи.

В 2011 году выплачено пять денежных поощрений лучшим учителям по 200 тысяч рублей и пять республиканских премий по 100 тысяч рублей.

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" и подпрограммы "Одаренные дети" региональной целевой программы "Дети Карелии" на 2008-2011 годы учреждена республиканская стипендия детям "За особые успехи в интеллектуальной, художественно-творческой, спортивной и общественной деятельности", ежегодно выплачивается единовременное денежное поощрение лучшим учителям. Размер республиканской стипендии составляет 15 тысяч рублей.

В 2011 году в Республике Карелия реализовывались следующие целевые программы:

долгосрочная целевая программа "Развитие образования в Республике Карелия в 2011-2015 годах";

региональная целевая программа "Гармонизация национальных и конфессиональных отношений, формирование гражданского согласия в Республике Карелия на 2007-2011 годы" ("Карелия - территория согласия");

региональная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия" на 2008-2011 годы;

региональная целевая программа "Дети Карелии" на 2008-2011 годы;

региональная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы;

региональная целевая программа "Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года";

долгосрочная целевая программа "Пожарная безопасность в Республике Карелия на период до 2012 года".

Также по результатам конкурсного отбора среди субъектов Российской Федерации в 2011 году в Республике Карелия осуществлялись мероприятия Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей.

В системе общего образования достаточно большое внимание уделяется обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение ведется в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в специальных (коррекционных) классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждениях, а также по специальным (коррекционным) общеобразовательным программам I-VIII вида в общеобразовательных классах. Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным программам, имеет тенденцию к росту за счет увеличения доли детей, обучающихся в рамках инклюзивного, интегрированного образования.

Изучение родных языков в общеобразовательных учреждениях республики, по-прежнему остается одним из приоритетных направлений развития национальной культуры. Родные языки изучаются в 49 общеобразовательных учреждениях. Особое внимание изучению родных языков уделяется в Калевальском, Олонецком и Пряжинском национальных районах. Вепсский язык изучают 177 человек в трех общеобразовательных учреждениях, карельский - 1604 человека в 20 общеобразовательных учреждениях, финский - 3928 человек в 26 общеобразовательных учреждениях. Кроме того, обучение родному языку ведется на факультативных занятиях. На начало учебного года факультативно изучали родные языки 746 человек.

В 2011/12 учебном году охват обучающихся горячим питанием составляет 92,8 процента. Организация питания осуществляется в 207 общеобразовательных учреждениях.

В Республике Карелия создана система государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением.

Публичный доклад и сайт общеобразовательного учреждения стали инструментами внешней оценки управления развитием общеобразовательного учреждений:

доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу действует орган государственно-общественного управления (совет), составляет 97 процентов;

доля общеобразовательных учреждений, которые предоставили общественности публичный доклад за 2011 год, составляет 64 процента;

доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно обновляемые сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", составляет 91 процент.

Разработана система обучения общественных управляющих (учебные модули по государственно-общественному управлению в программах повышения квалификации по подготовке и переподготовке менеджеров образования, "летние школы" общественного управления для обучающихся, "зимние школы" общественного управления для учителей, интерактивные формы проведения семинаров с родителями - школьными управляющими "Родительский университет", совместные проекты общественных управляющих с органами самоуправления ассоциации общественно-активных школ Республики Карелия, издание специальных методических и нормативно-инструктивных сборников по государственно-общественному управлению в образовании).

Таким образом, в ходе реализации региональных целевых программ и федеральных проектов и программ развития образования, а также участия в международных проектах в Республике Карелия созданы условия для реализации приоритетной задачи национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" - сформировать модели образовательных систем нового поколения, обеспечивающих выполнение требований современного качества общего образования.

Однако остается ряд проблем, которые необходимо решать в ходе реализации региональных целевых программ, федеральных проектов и программ развития образования:

сохраняется недостаточная проработанность механизмов, обеспечивающих развитие региональной системы оценки качества образования Республики Карелия на всех уровнях - региональном, муниципальном - общеобразовательного учреждения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»