ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 декабря 2010 года N 564р-П

[О Концепции долгосрочной целевой программы «Развитие образования
в Республике Карелия в 2011- 2015 годах»]     


В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П «О долгосрочных целевых программах Республики Карелия»:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Республике Карелия в 2011- 2015 годах» (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство образования Республики Карелия, государственными заказчиками Программы: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия и Государственный комитет Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями.

3. Министерству образования Республики Карелия обеспечить в установленном порядке разработку проекта Программы.         

 Глава Республики Карелия
     А.В.Нелидов

Одобрена распоряжением
     Правительства Республики Карелия
      от 6 декабря 2010 года N 564р-П


Концепция
долгосрочной целевой программы «Развитие образования
 в Республике Карелия в 2011-2015 годах»


Раздел I. Обоснование содержания проблемы, требующей решения, соответствие целей и задач Программы приоритетам социально-экономического развития Республики Карелия и полномочиям, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, целесообразности решения проблемы программно-целевым методом.

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.

Главное конкурентное преимущество устойчиво развивающейся Республики Карелия связано с возможностью совершенствования ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения экономического роста республики в средне- и долгосрочной перспективе.

Цель политики инновационного развития образования, определенной с учетом реализации национального проекта в области образования, в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России и Карелии на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы республика сможет обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. При этом необходимо рассматривать задачу развития образования как межотраслевую, а результаты развития как комплекс социальных услуг, обеспечивающих ресурсы устойчивого развития территорий республики.

Проект Программы развития образования нацелен на обеспечение государственных гарантий доступности нового качества образования всех уровней в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», реализацию принципа непрерывности профессионального образования, повышение эффективности реализуемых образовательных программ и образовательных услуг.

С этой целью необходимо:

- повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения;

- усовершенствовать региональную систему оценки качества образования с расширением участия потребителей;

- совершенствовать внедренные в систему образования новые организационно-экономические механизмы: нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений, введение новой системы оплаты труда учителя, рост их доходов, внедрение стимулирующих

- принципов оплаты труда за качество работы и обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов;

- построить систему непрерывного профессионального роста педагогов, привлечь в сферу образования молодых и квалифицированных специалистов;

- повысить инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность системы образования.

Основной стратегической целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям социально ориентированного инновационного развития Республики Карелия, в соответствии с приоритетными направлениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», повышение роли образования в социальной консолидации российского общества.

Для достижения стратегической цели решаются следующие стратегические задачи:

1) создание условий для достижения нового качества образования, соответствующего современным требованиям к качеству образовательных результатов и к качеству условий организации образовательного процесса, направленных на реализацию Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

2) развитие современной системы непрерывного образования (от дошкольного до профессионального), комплексная программа модернизации профессионального образования;

3) формирование эффективных механизмов управления на результат, оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.

Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются путем реализации системы программных мероприятий и проектов по ряду направлений, носящих межведомственный характер, их достижение обеспечивается консолидированными действиями по реализации мероприятий Программы.

2. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам целевой Программы.

Министерство образования Республики Карелия является государственным заказчиком-координатором Программы.

Государственными заказчиками Программы являются Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия и Государственный комитет Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями. Органы местного самоуправления вносят свои предложения в стратегические задачи и системные мероприятия, участвуют в реализации Программы, её отдельных мероприятий на конкурсной основе или по согласованию.

Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в приоритетных направлениях Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поручениях Президента Российской Федерации, в «Стратегии экономического и социального развития Республики Карелия до 2020 года» (далее -Стратегия 2020). Применительно к периоду действия настоящей Программы они сводятся к следующему:

- обеспечение доступности качественного общего образования в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения;

- развитие современной системы непрерывного образования (от дошкольного до высшего профессионального);

- повышение качества профессионального образования;

- формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования в условиях новой отраслевой системы оплаты труда и бюджетирования,  ориентированного на результат.

Решение этих задач в 2011-2015 годах позволит ликвидировать следующие проблемы:

отсутствие сформированных требований к содержанию и качеству образования со стороны потребителей и рынка труда;

несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития республики.

Реализация приоритетных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» возложена на субъекты Российской Федерации поручениями Президента Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N Пр-259, в том числе по разработке региональных планов по модернизации общего образования. Механизмом реализации региональных планов и является долгосрочная целевая Программа.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере при отсутствии введения программно-целевых методов.

Современная система образования Республики Карелия, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. Уровни системы образования не согласованы между собой, эффективные связи между ними либо отсутствуют, либо выражены крайне слабо. Нуждается в совершенствовании запущенный новый финансово-экономический механизм обеспечения развития, перехода к новым образовательным результатам, к региональной системе оценки качества образования, к эффективности использования ресурсов.

У органов управления образованием всех уровней и у образовательного сообщества в целом есть понимание того, что образование должно быть непрерывным. Но при этом сама система непрерывного образования не сформирована, а понимание ее структуры и инструментов реализации иногда различается даже на профессиональном уровне.

К общесистемным проблемам относится бюджетное недофинансирование системы образования в условиях недостаточной эффективности использования бюджетных расходов на образование.

Другой общесистемной проблемой является сложная кадровая ситуация в образовании. В системе образования республики сохраняется большая численность преподавателей пенсионного возраста (28%). Практически на всех уровнях образовательной системы мало молодых учителей и преподавателей, а среди преподавателей преобладают женщины, при этом российский показатель доли женщин в численности преподавательского персонала образовательных учреждений является одним из самых высоких в мире.

Сложной остается ситуация с материально-технической базой системы образования, включая все ее составляющие. Предпринятые меры по обновлению и развитию материально-технической базы не позволили преодолеть ее общее моральное и физическое старение. Остается проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников, формирования современных условий организации образовательного процесса, полноценного школьного питания. Несмотря на успешные процессы информатизации системы образования, внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс в предыдущие годы, ускорение темпов модернизации компьютерных технологий требует сегодня технического и технологического обновления.

Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:

отсутствие государственной поддержки доступа к программам дошкольного образования, особенно предшкольной подготовки для всех жителей республики;

замедление перехода к образовательному стандарту нового поколения в общем образовании;

неполное введение к 2015 году профильного обучения из-за недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения;

перенос срока полномасштабного выпуска школьников, обучавшихся по новым образовательным стандартам, на 2022 и последующие годы, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов страны и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;

сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье нации;

перенос срока создания системы непрерывного профессионального образования в республике, что создаст напряженность на рынке труда;

рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных муниципалитетов, территорий и групп населения;

усиление тенденции «старения» педагогических кадров, дефицит педагогических кадров и управленцев нового поколения;

усиление деградации материальной инфраструктуры образования, что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию.

Отдельные мероприятия, направленные на решение этих проблем, реализовывались в предшествующий период в рамках программы «Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 годах».

В ходе выполнения программы «Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 годах» и реализации комплексного проекта модернизации образования на территории Республики были заложены основы и реализованы мероприятия и проекты в области:

модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования;

внедрения нового финансово-экономического механизма в общем образовании на основе нормативного подушевого финансирования, новой отраслевой системы оплаты труда, ориентированной на результат, перехода на финансово-хозяйственную самостоятельность;

формирования республиканской системы оценки качества образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений, повышения доли обучающихся в условиях, соответствующих современным требованиям к качеству условий организации образовательного процесса;

оптимизации структуры сети общего и профессионального образования;

внедрения новых технологий и средств обучения на основе электронных образовательных ресурсов (подключены все образовательные учреждения к глобальным образовательным сетям Интернет, обновлена компьютерная техника);

совершенствования институциональных механизмов управления образованием, включая расширение общественного участия в управлении образовательными учреждениями.

Программа «Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 годах», комплексный проект модернизации образования на территории Республики Карелия создали условия для поэтапного перехода к новому содержанию образования на основе современных технологий, и, как следствие, к новым образовательным результатам, отвечающим современным требованиям инновационной экономики, гражданского общества и конкурентоспособной личности, сформулированными в виде основных приоритетов Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Переход к стратегии инновационного развития Российской Федерации и Республики Карелия, заложенный в целях «Стратегии 2020», предполагает масштабные инвестиции в человеческий капитал. При этом развитие человека является основной целью и необходимым условием прогресса современного общества, абсолютным национальным приоритетом Российской Федерации. Без инновационных процессов, механизмов, технологий и социальных институтов невозможно модернизировать систему образования, ориентируя её на новые образовательные результаты, новые социально значимые ценности, определяемые приоритетами Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Программа является механизмом достижения этой цели.

4. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом.

Достижение поставленных в программе целей - новых образовательных результатов через модернизацию системы образования и управление инновационными процессами потребует применения эффективных механизмов, методов управления, ориентированных на результат. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений и антикризисных мероприятий.

Несмотря на результаты, достигнутые в ходе реализации предыдущей программы развития системы образования, сохраняются многочисленные образующие факторы развития, полученные на предыдущем этапе, требуют совершенствования, укоренения, перехода в новое качественное состояние.

Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития Республики Карелия.

Реализация мероприятий Программы носит межуровневый и межведомственный характер и направлена на все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных республиканских органов исполнительной власти, и муниципальных органов управления образованием, что позволит проводить единую республиканскую образовательную политику, обеспечит решение проблемы диспропорций в развитии муниципальных систем образования и формирование единого образовательного и информационного пространства. Решение задач Программы, являющейся механизмом реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поручений Президента Российской Федерации и задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на содержание подведомственных учреждений дополнительного, начального и среднего профессионального образования.

Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий республиканского масштаба, затрагивающих систему образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения результатов на региональном, межведомственном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в образовании и в социальной сфере в целом.

Совокупность таких подходов обеспечивает программно-целевой метод. Его использование при решении проблем предполагает синтез целевого, программного, системного, структурного, функционального и комплексного подходов.

При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:

- с недостатками в управлении Программой;

- с неверно выбранными приоритетами развития отрасли;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»