ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 декабря 2010 года N 554р-П

[Об утверждении Программы "Ликвидация административных барьеров
в строительстве Республики Карелия на 2011-2015 годы"]  

В целях реализации пункта 1 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года N ВП-П9-5223:

Утвердить программу "Ликвидация административных барьеров в строительстве Республики Карелия на 2011-2015 годы".

Глава Республики Карелия
А.В. Нелидов



Утверждена распоряжением
     Правительства Республики Карелия
      от 1 декабря 2010 года N 554р-П

ПРОГРАММА
«Ликвидация административных барьеров в строительстве
Республики Карелия на 2011-2015 годы»


Паспорт
программы «Ликвидация административных барьеров в
строительстве Республики Карелия на 2011-2015 годы»


Наименование Программы

- Ликвидация административных барьеров в строительстве Республики Карелия на 2011-2015 годы (далее - Программа)

Основание для
разработки
Программы

- пункт 1 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года N ВП-П9-5253

Заказчик Программы

- Правительство Республики Карелия

Разработчики Программы

- Министерство строительства Республики Карелия

Цель
Программы

- улучшение инвестиционного климата в Республике Карелия и сокращение инвестиционного цикла в строительстве

Задачи Программы

- совершенствование системы территориального планирования Республики Карелия;
оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг в области градостроительной деятельности, совершенствование государственных и муниципальных контрольно-надзорных и разрешительных- функций в строительстве;
совершенствование системы подготовки кадров в области градостроительства

Сроки реализации Программы

- 2011-2015 годы

Исполнители Программы

- Министерство строительства Республики Карелия; Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд;
Государственный комитет Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике; администрации местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия (по согласованию); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы

- финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных на реализацию мероприятий региональной программы стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011-2015 годы, подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» региональной целевой программы «Жилище», Адресной инвестиционной программы Республики Карелия

Целевые показатели реализации Программы

- наличие утвержденных схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов и правил землепользования и застройки городских округов, городских поселений Республики Карелия;

функционирование в муниципальных районах и городских округах   Республики   Карелия    информационных    систем обеспечения градостроительной деятельности; наличие    утвержденных    административных    регламентов исполнения государственных и муниципальных функций и предоставления  государственных  и  муниципальных услуг, непосредственно влияющих на ход реализации инвестиционно-строительных проектов

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы

- активизация инвестиционно-строительного процесса в Республике Карелия;

сокращение сроков инвестиционного периода в строительстве; повышение доступности, прозрачности и качества предоставления  государственных и  муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности, в том числе в электронном виде

Контроль за реализацией Программы

- Министерство строительства Республики Карелия



I. Характеристика программной разработки.
проблемы, обоснование необходимости


Одной из приоритетных задач развития Республики Карелия является создание условий для улучшения инвестиционного климата в строительстве.

Отрицательно влияет на инвестиционный климат в строительстве наличие следующих административных барьеров в области градостроительной деятельности:

1. Отсутствие в большинстве муниципальных образований Республики Карелия разработанных документов территориального планирования и градостроительного зонирования. На сегодняшний день из 127 муниципальных образований Республики Карелия только в двух муниципальных образованиях утверждены документы территориального планирования, что составляет 1,6 процента.

Отсутствие утвержденных документов территориального планирования не позволит муниципальным образованиям начиная с 2012 года осуществлять свои полномочия в области градостроительной деятельности, в том числе предоставлять земельные участки под строительство объектов капитального строительства, разрабатывать документацию по планировке территорий, осуществлять резервирование земельных участков и перевод земель из одной категории в другую, выдавать разрешение на строительство объектов капитального строительства.

         Отсутствие генеральных планов не позволяет муниципалитету определить, как он будет развивать территорию, на которой инвестор хочет осуществить строительство. Слабая проработанность на местном уровне документации градостроительного планирования и зонирования, отсутствие четкой определенности в градостроительной политике не позволяет строительному бизнесу грамотно спланировать свою деятельность и оптимально реализовать инвестиционные проекты, что в свою очередь ведет к приостановке инициатив по застройке территорий.

        Необходимо изменить сам порядок, при котором отправной точкой для инвестора будет не поиск участка неосвоенной территории, а выбор из готовых и продуманных градостроительных решений.

       2. Чрезвычайно громоздкая система выдачи исходно-разрешительной документации на строительство приводит к удлинению инвестиционного цикла.

       Существующая практика свидетельствует о том, что полный цикл строительства объекта с учетом согласований отвода земельного участка, проектной документации и выполнения строительно-монтажных работ может составлять порядка трех лет.

        Количество органов исполнительной власти и организаций в Республике Карелия, чье согласование необходимо получить в процессе предоставления земельного участка в аренду для целей строительства (кроме жилищного) от даты подачи заявления на предоставление земельного участка до даты выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства, в среднем составляет 15 организаций.

       Основной объем согласований, необходимых для начала осуществления инвестиционных проектов, относится к стадии отвода земельных участков.

Необходимо принять меры по оптимизации процедур формирования и предоставления земельных участков для строительства и получения разрешения на строительство.

3. Для каждого этапа разрешительных процедур в строительстве должны быть установлены регламенты, определяющие порядок и сроки их прохождения. На сегодняшний день у большинства ведомств таких документов нет. И, самое главное, - не отработаны вопросы взаимодействия согласующих организаций между собой и ответственности каждого ведомства за конечный результат.

Перевод в электронный вид оказываемых государственных услуг в сфере строительства позволит обеспечить исчерпывающую информацию об административных процедурах при реализации инвестиционных проектов, в том числе с указанием органов или организаций, участвующих в таких процедурах, сроков их проведения, требований к документам. Необходимо организовать работу с заказчиками и инвесторами в режиме «одного окна», для чего требуется государственная поддержка муниципальных образований в создании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

       4. Предоставление технических условий нередко осуществляется сетевыми компаниями с завышенными требованиями (когда предоставляются земельные участки, не обеспеченные инженерной инфраструктурой). Иногда технические условия являются просто не "подъемными" для инвесторов, стоимость подключения к сетям делает строительство экономически бессмысленным.

       5. С 2007 года Министерство строительства Республики Карелия осуществляет полномочия Российской Федерации по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. За текущий период в результате проведенных проверок выявлено порядка тысячи фактов нарушения органами местного самоуправления установленных процедур подготовки и утверждения градостроительной документации, выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.

       Необходимо проведение дополнительных мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления Республики Карелия, совершенствование системы подготовки кадров в области градостроительства.

       Существующий порядок согласования разрешительной документации, необходимой для начала осуществления инвестиционных проектов регламентируется законодательством Российской Федерации (Земельным, Лесным и Градостроительным кодексами Российской Федерации) и Республики Карелия.

       Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 982-р утвержден План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности. Мероприятия направлены на совершенствование федерального законодательства в части снятия административных барьеров в строительстве.

       Настоящая Программа разработана в развитие соответствующих мероприятий Правительства Российской Федерации и в соответствии с Поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года N ВП-П9-5253.

Программа направлена на реализацию комплекса правовых, финансово-экономических, организационно-технических, кадровых, научно-методических и иных мероприятий по ликвидации административных барьеров в Республике Карелия и созданию предпосылок для улучшения инвестиционного климата, увеличение объёмов жилищного и иного строительства в республике.

Программа ориентирована на интеграцию в действующие и разрабатываемые программы:

региональная программа стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011-2015 годы;

       - подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» региональной целевой программы «Жилище».


II. Цель Программы.


Цель Программы - улучшение инвестиционного климата и сокращение инвестиционного цикла в строительстве Республики Карелия.


III. Задачи Программы.

Для достижения цели Программы требуется решение следующих задач:

- совершенствование системы территориального планирования Республики Карелия;

- оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг в области градостроительной деятельности, совершенствование государственных и муниципальных контрольно-надзорных и разрешительных функций в строительстве;

- совершенствование системы подготовки кадров в области градостроительства.


IV. Основные механизмы и мероприятия реализации Программы.


1. Формирование системы документов территориального планирования и градостроительного зонирования Республики Карелия. Усиление контроля за градостроительной деятельностью в Республике Карелия.

1.1. Завершение до 1 января 2012 года формирования системы документов территориального планирования муниципальных районов, городских округов и поселений Республики Карелия.

1.2. Планомерная подготовка и утверждение документации по планировке территории (в том числе градостроительных планов земельных участков) и региональных нормативов градостроительного проектирования.

1.3. Оказание финансовой, организационной и методической поддержки органам местного самоуправления в разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования, создании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

1.4. Обеспечение контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления при принятии ими решений о градостроительном регулировании территорий в части подготовки и утверждения до 1 января 2012 года документов территориального планирования муниципальных образований, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования и документации по планировке территорий.

1.5. Осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления и подведомственными организациями требований земельного и градостроительного законодательства, а также за соблюдением установленных законодательством сроков, состава подлежащих представлению документации и перечня органов, участвующих в ее согласовании, и принятие мер по устранению выявленных нарушений.

2. Оптимизация процедур формирования и предоставления земельных участков для строительства, подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

2.1     Исключение практики предоставления земельных участков без проведения аукционов, за исключением случаев предоставления земельных участков для строительства объектов государственного и муниципального значения, промышленных предприятий, а также иных установленным федеральным законодательством.

2.2. Сокращение количества согласований при предоставлении земельных участков без проведения аукционов, в том числе при предоставлении земельных участков по процедуре предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства.

2.3. Размещение на официальных сайтах в сети Интернет информации о наличии земель и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, права на которые зарегистрированы, для целей строительства.

2.4. Сокращение срока проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий до 60 дней с закреплением возможности заказчика устранять замечания в течение срока проведения экспертизы.

2.5. В соответствии с федеральным законодательством развитие системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в увязке с созданием механизмов обеспечения ответственности и аккредитации организаций, осуществляющих экспертизу.

2.6. Исключение случаев необоснованного отказа в выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, нарушения порядка и сроков выдачи таких разрешений, а также требования документов, не предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

2.7. Завершение разработки и утверждение административных регламентов исполнения органами государственной власти Республики Карелия государственных функций, и предоставления государственных услуг, непосредственно влияющих на ход реализации инвестиционно-строительных процессов.

2.8. Принятие мер по переводу в электронный вид оказываемых государственных услуг в сфере строительства, при этом обеспечение публикации исчерпывающей информации об административных процедурах при реализации инвестиционных проектов, в том числе с указанием органов и организаций, участвующих в таких процедурах, сроков их проведения, требований к документам, предоставляемым заявителями.

2.9. Организация работы с заказчиком и инвесторами в режиме «одного окна»

2.10. Принятие мер, направленных на предупреждение и устранение злоупотреблений организаций коммунального комплекса и сетевых компаний доминирующим положением на рынке при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям вновь построенных или реконструированных объектов капитального строительства.

Исключение взимания организациями коммунального комплекса и электросетевыми компаниями с застройщика помимо платы за подключение (технологическое присоединение), дополнительной платы, связанной с подключением объектов капитального строительства к инженерно-технической инфраструктуре и (или) с технологическим присоединением к электрическим сетям.

       Исключение установления организациями коммунального комплекса и электросетевыми компаниями требований к застройщику на проведение не предусмотренных договором о подключении (технологическом присоединении) работ по строительству или реконструкции объектов инженерно-технической инфраструктуры и электрических сетей за пределами земельного участка, предоставленного (приобретенного) застройщику для строительства.

Выполнение Программы будет осуществляться в соответствии с Перечнем мероприятий по ликвидации административных барьеров в строительстве на территории Республики Карелия на 2011-2015 годы (приложение к Программе). Комплексность_мероприятий позволит максимально координировать деятелъность и концентрировать возможности исполнительных органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия но обеспечению согласованных действий.


V. Целевые показатели реализации Программы.

  

Результативность реализации Программы оценивается путем регулярного анализа динамики следующих целевых показателей:

- наличие утвержденных схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов и правил землепользования и застройки городских округов, городских поселений Республики Карелия;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»