ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 октября 2009 года N 405р-П

[Об одобрении Региональной стратегии развития топливной отрасли
Республики Карелия на основе местных энергетических ресурсов
на 2011-2020 годы]

 

1. Одобрить прилагаемую Региональную стратегию развития топливной отрасли Республики Карелия на основе местных энергетических ресурсов на 2011-2020 годы (далее по тексту – Стратегия).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия принять к сведению и использовать в текущей деятельности материалы Стратегии, принять участие в разработке мероприятий по дальнейшему развитию топливной отрасли Республики Карелия в рамках Стратегии совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Карелия и организациями.

Глава Республики Карелия С.Л. Катанандов

Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 14 октября 2009 года N 405р-П

Региональная стратегия
развития топливной отрасли Республики Карелия на основе
местных энергетических ресурсов на 2011-2020 годы

          

ВВЕДЕНИЕ


Республика Карелия расположена на северо-западе Российской Федерации и входит в состав Северо-Западного федерального округа. Территориально Республика Карелия граничит: на западе - с Финляндией, на юге - с Ленинградской и Вологодской областями, на севере - с Мурманской, на востоке - с Архангельской областью.                   

Площадь Карелии - 180,5 тысячи квадратных километра (1,06 процента от площади Российской Федерации). Численность населения на 1 января 2008 года - 693,0 тысячи человек, 37 процентов населения проживает в столице республики - в городе Петрозаводске. Плотность населения - 4 человека на 1 квадратный километр.              

Республика Карелия состоит из следующих административно-территориальных единиц:                

районы: Беломорский, Калевальский, Кемский, Кондопожский, Лахденпохский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Суоярвский;

города республиканского значения: Петрозаводск, Костомукша, Сортавала.               

Статусом муниципального района наделены Беломорский, Калевальский, Кемский, Кондопожский, Лахденпохский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Сортавальский, Суоярвский районы.                    

Статусом городского округа наделены города Петрозаводск и Костомукша.               

В силу географического расположения (западная граница Республики Карелия, имеющая протяженность более 700 км, совпадает с государственной границей Российской Федерации и Финляндии) республика включена в международные логистические системы - карельский и архангельский транспортные транзитные коридоры, представленные железнодорожным и автомобильным видами транспорта. При этом наиболее полная реализация транзитной функции республики является исключительно важной для стимулирования развития перерабатывающих производств, транспортных центров и узлов, обслуживающей инфраструктуры, укреплению приграничного сотрудничества, основными целями и задачами которого являются упрощение процедур, связанных с пересечением границ, укрепление экономического, социального и культурного сотрудничества, уменьшение экологических проблем и решение вопросов, связанных с безопасностью предпринимательства и туризма.                

Значимость Республики Карелии в народнохозяйственном комплексе Российской Федерации определяется, прежде всего, отраслями, использующими местные природные ресурсы (лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, черная металлургия, промышленность строительных материалов), а также машиностроением и цветной металлургией. В последние годы значимость республики как транзитного региона значительно повысилась в связи с планируемым крупномасштабным освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения и строительством на территории Карелии магистрального газопровода.                

Наиболее важными в природно-ресурсном потенциале Республики Карелия являются лесные, минерально-сырьевые, водные и рекреационные ресурсы.                

В соответствии с реализуемой в республике Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 10 апреля 2007 года N 129р-П и утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 27 декабря 2007 года N 706-IV ЗС, в обозримой перспективе экономика Республики Карелия будет ориентирована на потребность внутреннего и внешнего рынка с приоритетом продуктов углубленной переработки древесины, нерудных строительных материалов, железорудных полуфабрикатов, ускоренного развития сельского хозяйства, рыболовства и рыбопереработки, инфраструктуры туризма.      

Место и роль Республики Карелия в экономической системе Российской Федерации и международной системе определяется как транзитной функцией, так и сложившейся специализацией:               

- отраслевая специализация: ЛПК (лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности), черная и цветная металлургия, горно-промышленный комплекс (нерудные стройматериалы), рыбное хозяйство;               

- предметная специализация: лесоматериалы необработанные и обработанные, целлюлоза, бумага (крафт-бумага, газетная бумага, бумажная тара), железорудные окатыши, черные металлы и изделия из них, рыба и рыбопродукты (форель), минеральные продукты и сырье для их производства, элементы для деревянного домостроения и мебельного производства, электрооборудование для автомобилей;            

- технологическая специализация: лесозаготовки, производство бумаги и целлюлозы, камнедобыча, производство строительных материалов, рыбоводство, цветная и черная металлургия, крупногабаритное машиностроение.                    

При этом в указанных направлениях специализации, определяющих место и роль Республики Карелия в соответствии с реализуемой Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, не рассматривается отдельной позицией очень важное и одно из перспективных направлений регионального экономического развития Карелии, а именно - производство, потребление и реализация (в том числе и экспорт) производимых на территории республики местных энергетических ресурсов на основе древесного сырья и торфа.

Недооценка значимости производства и использования в республике собственных энергетических ресурсов при наличии практически неограниченной (в масштабах собственного потребления) топливно-сырьевой базы приводит к сдерживанию развития указанного производства, к сохраняющейся год от года зависимости энергетики республики от условий и объемов поставок дорогостоящих топливно-энергетических ресурсов, завозимых из-за пределов региона, при непредсказуемых ценовых колебаний на фоссильное топливо, особенно на нефтепродукты.

В целях координации на территории Республики Карелия процессов производства местных энергетических ресурсов, их использования для нужд энергетики республики и осуществления экспортных поставок, снижения зависимости региона от привозного топлива, формирования местной топливно-сырьевой базы в качестве основного условия для модернизации и реконструкции источников тепловой энергии с переводом их на сжигание местных видов топлива, снижения затрат на производство тепловой энергии и сдерживания роста тарифов, создания новых производств и рабочих мест, снижения вредного воздействия на экологию территорий республики от выбросов, образующихся при сжигании топлива в процессе выработки тепловой энергии, разработана данная Региональная стратегия развития топливной отрасли Республики Карелия на основе местных энергетических ресурсов на 2011 - 2020 годы (далее по тексту - Стратегия).

В отличие от Финляндии и других западных стран, в которых производимые местные виды топлива изначально рассматриваются не иначе как «энергия», а производство и продажа местных видов топлива - исключительно как производство и реализация энергии, в Российской Федерации, и в Республике Карелия в частности, топливная продукция, производимая путем переработки древесного сырья или торфа, оцениваются только как сырьё для выработки энергии. Указанный подход приводит к недооценке значимости производимых на территории республики энергетических ресурсов на основе местного сырья (древесина, торф), соответственно недостаточно организован учет объемов производимых на территории Республики Карелия и вывозимых за пределы Российской Федерации местных энергетических ресурсов, а также отсутствует контроль и анализ ценовой политики на экспортируемые местные виды топлива.                  

При этом хорошо организованные, постоянно действующие схемы производства на территории Карелии и экспорта в Финляндию и другие западные страны энергии в виде топливной щепы, оцениваются в Республике Карелия лишь как сырьевые поставки, наравне с поставками древесины, не подвергшейся производственной переработке. Объемы экспорта в Финляндию производимого с 1995 года на территории Карелии топливного торфа (в приграничных районах карельского приладожья) до 2007 года вообще не подвергались учету, что было напрямую связано с отсутствием в указанных районах реальных потребителей данного вида топлива и соответственно отсутствием спроса.               

Начиная с 2008 года при взаимодействии Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно коммунального хозяйства и арелия организован статистический учет объемов производства на территории Республики Карелия топливного торфа. Указанная информация учитывается как в оперативной отчетности, так и в статистических сборниках Республики Карелия по использованию топливных ресурсов и объемах производства энергии.              

До настоящего времени в Республике Карелия не существует официального учета на уровне статистической отчетности объемов производства, потребления внутри экономического пространства республики и экспорта топливной щепы, как конечного продукта лесопереработки в виде энергетического топлива.                

Реальный централизованный учет производства и потребления топливной щепы и других местных видов топлива организован только в сфере обеспечения коммунального теплоснабжения потребителей Республики Карелия (в первую очередь жилищного фонда и объектов социальной сферы). При этом отсутствие официального контроля за экспортом топливной щепы является одним из факторов сырьевых рисков, оказывающих негативное воздействие на проводимую в Республике Карелия работу по увеличению доли использования местных топливно-энергетических ресурсов. Подробная информация о сырьевых рисках и их влиянии на процесс формирование собственной топливной отрасли Республики Карелия на основе местных энергетических ресурсов представлена в разделе I Стратегии.               

В сводном расчетном балансе годового потребления топливно-энергетических ресурсов, используемых в коммунальной энергетике Республики Карелия для теплоснабжения жилищного фонда и объектов социальной сферы (муниципального теплоснабжения), удельный вес использования местных видов топлива составляет 11,2 процента. При этом общий расчетный объем потребления топливно-энергетических ресурсов для нужд коммунальной энергетики Республики Карелия составляет 894 800 тонн условного топлива. Сводный расчетный годовой баланс потребления топливно-энергетических ресурсов для обеспечения муниципального теплоснабжения республики приведен на следующей диаграмме (в тоннах условного топлива):

 

Рисунок 1. Сводный баланс потребления ТЭР для обеспечения муниципального теплоснабжения Республики Карелия

                  

С учетом мировой практики, и в первую очередь соседних скандинавских стран, широко использующих местные виды топлива, указанный процент потребления местных видов топлива (11,2 процента) в сводном региональном балансе потребления топливно-энергетических ресурсов - достаточно высокий показатель. Если при этом учесть потребление дровяной древесины для печного отопления населения республики (110 975 тонн условного топлива), то указанная доля местного топлива возрастает до 24 процентов в сводном балансе потребления. Приведенные данные сопоставимы, например, с долей потребления местных видов топлива в сводном энергетическом балансе соседней Финляндии (26 процентов), а целью Энергетического союза стран Европейского Союза является обеспечение к 2020 году в структуре топливно-энергетического баланса всех стран Евросоюза не менее 25 процентов возобновляемых топливных ресурсов.

Одновременно с этим приведенные на диаграмме значения свидетельствуют (не требуя каких-либо дополнительных расчетов и обоснований), что коммунальная энергетика Республики Карелия в основном (на 87 процентов) находится в прямой зависимости от поставляемых из-за пределов региона видов топлива (природный газ, топочный мазут и каменный уголь).

Указанная ситуация на современном этапе характерна и в целом для Российской Федерации, экономика которой базируется на использовании невозобновляемых углеводородных топливно-энергетических ресурсов. Удельный вес нефти, природного газа и угля суммарно составляет в сводном балансе потребления топливно-энергетических ресурсов России более 90 процентов, причем в последнее десятилетие наблюдается опережающее увеличение доли одного энергоресурса - природного газа.

Однако в мировой практике реальная ситуация складывается таким образом, что в ближайшие годы прогнозируется дальнейшее обострение тенденций ухудшения горно-геологических условий добычи углеводородных ресурсов и ужесточения экологических стандартов при сжигании традиционных ископаемых видов топлива во всех отраслях экономики.

Из-за высоких темпов роста цен на традиционные топливно-энергетические ресурсы, их удельный вес в себестоимости продукции отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, затратах на личное потребление населения в последние годы вырос в 2,5-3 раза, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на жизненный уровень населения и на конкурентную способность производимой с использованием углеводородного сырья продукции.

Однако необходимо отметить, что на современном этапе обозначились основные тенденции развития научно-технического прогресса, направленные на возрастание конкурентоспособности альтернативных источников энергии, среди которых наиболее важную роль будут играть нетрадиционные возобновляемые источники энергии. Для России - это, в первую очередь, огромнейшие запасы торфа и древесины.

При этом необходимо пояснить, что несмотря на использование человечеством возобновляемых источников энергии задолго до начала потребления традиционных горючих ископаемых, в настоящее время приставка "нетрадиционные" имеет двойное содержание. Оно указывает не столько на отличие от основных традиционных энергоносителей (нефти, газа и угля), сколько на "нетрадиционность" технологий их преобразования в электрическую и тепловую энергию, жидкое топливо и биогаз, топливные брикеты и пеллеты. Освоение нетрадиционных возобновляемых источников энергии неразрывно связано с использованием наукоемких и нестандартных технологий, поэтому этот процесс следует относить к фактору научно-технического прогресса.

В соответствии с общепринятой мировой практикой к нетрадиционным возобновляемым источникам энергии относят энергию биомассы, отходы (сельскохозяйственные, лесопереработки, коммунально-бытовые и промышленные), энергию ветра, солнца, водных потоков, геотермальную энергию (энергию тепла земли) и торф, фактически являющийся для России медленно возобновляемым биотопливом, поскольку объемы его годового естественного прироста (возобновления) значительно превышают объемы ежегодной промышленной торфодобычи.

В настоящее время нетрадиционные возобновляемые источники энергии, в том числе торф, играют ничтожно малую роль в структуре топливно-энергетического баланса России. Хотя исторически для России торф всегда был одним из основных видов топлива. Максимальная доля торфа в топливном балансе электростанций СССР была достигнута в 1928 году (41,4 процента). Перед Великой Отечественной войной на торфе вырабатывалось примерно 25 процентов электроэнергии. С конца 1950-х годов, на фоне интенсивного развития генерирующих мощностей страны, доля использования торфа неуклонно снижалась, составив к началу нынешнего столетия лишь 0,3 процента.

Не трудно догадаться, что основной причиной снижения объемов производства и потребления торфяного топлива в указанные периоды стало активное использование в энергетике продуктов нефтепереработки и природного газа, реализуемых в указанные временные этапы по значительно более низким ценам. Строительство и ввод в эксплуатацию гигантских гидро- и атомных станций не оказал существенного влияния на сложившуюся ситуацию, так как основная доля энергии (70 процентов) до настоящего времени производится тепловыми станциями.

Однако за последние 10-15 лет произошли существенные изменения, особенно ощутимые на фоне полного дисбаланса и постоянного скачкообразного изменения цен на «традиционные» энергоносители, критического сокращения запасов основных месторождений невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов, постоянного изменения спроса на углеводородное сырьё в связи с происходящими изменениями в экономической мировой системе, трудно прогнозируемыми изменениями спроса и предложения на топливном рынке (внутреннем и внешнем).

На фоне протекающих кризисных явлений в мировой экономике наиболее серьезные перспективы открываются для использования при производстве энергии возобновляемых ресурсов, в первую очередь топливного торфа и биомассы, запасы которых в России, и в частности в Республике Карелия, практически не ограничены (с учетом реальных показателей возможного замещения фоссильного топлива), объемов их производства и потребления, а также используемой при этом ценовой политики, где все показатели полностью прогнозируемы и контролируемы, а взаимоотношения между поставщиками энергоресурсов и производителями энергии выходят на более качественный и цивилизованный уровень развития.

Необходимость разработки данной Стратегии определяется следующими показателями.

    Дисбаланс цен на рынке углеводородов, при этом сезонные колебания цен на нефтепродукты и каменный уголь носят трудно прогнозируемый и непредсказуемый характер. Характер изменения цен на основные виды топлива, завозимого в Республику Карелия в период 2005-2009 (1 квартал) годы, приведен на диаграмме:


Рисунок 2. Динамика цен на топочный мазут и каменный уголь в период 2005-2009 (1 квартал) годы

               

Указанный дисбаланс цен оказывает крайне негативное влияние на условия прохождения каждого отопительного периода, на выполнение плановых закупок топлива за счет финансовых средств, предусмотренных в тарифах на тепловую энергию, на результаты финансово-хозяйственной деятельности теплоснабжающих предприятий.

При этом опыт Республики Карелия, других регионов Российской Федерации и соседних стран, показывает, что цены на топливный торф и согласованные объемы его поставок остаются неизменными в течение всего срока прохождения каждого отопительного периода. На стоимость топливной щепы оказывают влияния закупочные цены на древесное сырьё, но, как правило, крупные оптовые поставщики топливной щепы в Республике Карелия также гарантируют неизменную цену в ходе отопительного периода, оговариваемую при заключении договоров поставки.

                    
     Значительная разница удельной цены
одной тонны условного топлива и соответственно топливной составляющей в стоимости одной гигакалории тепловой энергии в зависимости от вида используемого топлива с учетом калорийного эквивалента (в ценах четвертого квартала 2008 года):

Рисунок 3. Стоимость одной тонны условного топлива и топливной составляющей в единице тепловой энергии в зависимости от вида используемого топлива

          

          В соответствии с приведенными данными для Республики Карелия экономически наиболее выгодным является использование для целей теплоснабжения топливного торфа (собственного производства) как наиболее дешевого топлива, фактические объемы поставок которого на весь отопительный период подтверждены фактически созданными запасами уже к его началу, а цена, как правило, является фиксированной на весь отопительный период. Использование других указанных видов топлива в перспективе для Республики Карелия целесообразно в качестве резервных видов топлива (с учетом увеличения доли использования местного топлива и природного газа).               
    
      
     Возможность получения гарантированных запасов топлива
уже к началу отопительного периода по фиксированной на весь период поставок цене (при использовании топливного торфа и щепы) обеспечивают абсолютную прозрачность используемых схем поставки топлива и, соответственно, исключают возможность возникновения коррупционных механизмов, которые зачастую реализуются в ходе поставок привозных видов топлива. Указанный показатель полностью согласуется с реализуемыми в настоящее время Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Карелия антикоррупционными мероприятиями.

                
     На момент разработки Стратегии утверждена Генеральная схема газификации
Республики Карелия и на территории республики реализуются мероприятия по строительству газопроводов и котельных, предназначенных для сжигания природного газа. Соответственно по мере реализации указанной генеральной схемы в Республике Карелия будет значительно увеличиваться доля потребления природного сетевого газа.               

С учетом сказанного данной Стратегией должны быть предусмотрены мероприятия по повышению качества теплоснабжения и оптимизации затрат за счет увеличения доли использования местных энергоресурсов в источниках теплоснабжения населенных пунктов республики, не охваченных схемой газификации.

Кроме того, в данной Стратегии необходимо учесть опыт, например, Костромской области, имеющей достаточно высокий уровень газификации и успешно развивающей при этом производство и использование местных видов топлива для повышения надежности теплоснабжения и общего удешевления реализуемой потребителям тепловой энергии.

Использование в Республике Карелия комбинированных ТЭЦ и котельных, в которых параллельно с сетевым газом возможно сжигание более дешевого местного топлива, в целом обеспечит повышение надежности и общее снижение затрат на выработку тепловой энергии и, соответственно, её удешевление.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»