Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года

Таблица 11

 Система мероприятий, определенных в рамках традиционных направлений деятельности экономического блока

Элементы  цепочки создания стоимости

Лесная Карелия

Недра Карелии

Гостеприимная Карелия

Предмет труда

В лесной отрасли требуется законодательно установить воспроизводственный порядок для пользователей лесосырьевой базой, который позволит обеспечить рост доходов при экологически устойчивом ведении хозяйства. За образец может быть взят опыт Финляндии. В РК заготавливается~ 6,5 млн.м(3) древесины, экспортируется необработанной 3,9 млн.м(3). Однако на экспорт и переработку древесины используется ~ 8,3 млн.м(3). Превышение использования древесины над заготовкой составляет 1,8 млн.м(3) - ввоз из-за пределов РК. В результате возникает потребность:
1) в увеличении выхода сырья для целлюлозно-бумажных комбинатов за счет создания целевых хозяйств на базе крупнейших лесопользователей;
2) в переориентации экспорта необработанных лесоматериалов (3,9 млн.м(3)) на внутреннюю переработку

В РК развиваются только производства, связанные с производством щебня и блоков (материало- и энергоемкая продукция стадии низкого передела). Продукция используется на территории других регионов для оказания конечных услуг (дорожное и жилищное строительство), где и остается бульшая часть доходов. Доля добавленной стоимости, формируемая в РК незначительна. В результате необходимо:
1) более активное освоение месторождений полезных ископаемых расположенных на территории республики, в том числе, шунгитов, порфиритов, титановых руд;
2) размещение производств не только по добыче, но и по обогащению и дальнейшему переделу

К предмету труда в туристско-рекреационном комплексе РК относятся туристско-рекреационные ресурсы (леса I и II групп, объекты культурно-исторического наследия, особо охраняемые природные территории, памятники природы, традиционные национальные поселения, фольклорные и культурные события и др.). Однако далеко не все объекты туристского показа могут быть вовлечены в туристскую деятельность в силу ограничений по доступности, техническому состоянию, возможностям включений в туристские маршруты и продукты.
Необходимым является:
1) ведение реестра объектов туристского показа и мониторинг их состояния;
2) повышение доступности и эффективности использования объектов показа

Кадровое обеспечение

Внедрение скандинавской технологии целевого использования лесов, а также модернизация производств сталкивается с проблемой отсутствия квалифицированных кадров. Это, в свою очередь, связано с отсутствием в профтехобразовании современного оборудования и преподавателей. Предприятия вынуждены привлекать рабочую силу из-за пределов РК. Поэтому необходимо:
1) формирование Региональных кадровых центров по подготовке специалистов для работы на современном оборудовании;
2) формирование с участием федеральных средств Фонда кредитования жилья для молодых семей;
3) заключение целевых договоров по подготовке кадров между предприятиями ЛПК и профтехобразовании;
4) использование технологического оборудования и штатных специалистов предприятий для производственной практики профтехобразовании

В Республике Карелия фактически отсутствует собственная система подготовки квалифицированных специалистов для ГПК, при этом ощущается недостаток специалистов-маркшейдеров, технологов, менеджеров горных производств, а также специалистов по эксплуатации современного карьерного и перерабатывающего оборудования. Поэтому необходимо:
1) создание геологического факультета ПетрГУ и развитие его учебно-производственной базы;
2) заключение целевых договоров по подготовке кадров между предприятиями ГПК и ПетрГУ;
3) создание Республиканского учебно- производственного центра совместно с горными предприятиями и компаниями-поставщиками производственного оборудования

В Республике Карелия фактически полностью сформирована система подготовки квалифицированных кадров для туристского сектора. В частности, туристские кадры в РК готовят: Петрозаводский филиал Петровского колледжа, Карельский Институт туризма РМАТ, ПетрГУ.
Наиболее важными задачами в кадровом обеспечении туристского комплекса Республики Карелия являются:
1) увеличение количества выпуска технических специалистов для предприятий туристской инфраструктуры (гостиниц, транспортных компаний);
2) кардинальное повышение качества подготовки специалистов в соответствии с международными требованиями и стандартами

Средства труда

Большинство предприятий ЛПК в республике располагает производственным оборудованием с высоким физическим износом. Необходима замена оборудования также для перехода к современным технологиям сортиментной заготовки древесины. Поставка современного оборудования и замена морально устаревших ОПФ является необходимым требованием для обеспечения конкурентоспособности карельского производства. Поэтому необходимо:
1) развитие машиностроительных предприятий республики;
2) развитие партнерств и открытие филиалов западных производителей оборудования для лесного комплекса

В ГПК используется в основном современное технологическое оборудование западных производителей (Volvo, Sandvik и др.). Все оборудование поставляется из-за пределов РК. В республике отсутствуют региональные сервисные и лизинговые центры по обслуживанию горного и перерабатывающего оборудования. В области обеспечения ГПК средствами труда необходимо развитие партнерств и открытие филиалов западных производителей оборудования для ГПК

Средства труда в туризме включают в себя объекты туристской инфраструктуры. Состояние и уровень развития туристской инфраструктуры в РК не позволяет в полной мере использовать существующий туристско-рекреационный потенциал. Развитие туристской инфраструктуры необходимо осуществлять по двум направлениям:
строительство новых и реконструкция существующих объектов туристской инфраструктуры (прежде всего, строительство и реконструкция средств размещения туристов, реконструкция и ремонт дорог, развитие придорожной инфраструктуры);
повышение качества услуг в соответствии с международными стандартами качества

Транспорт

В настоящее время значительная часть транспортных услуг осуществляют иностранные перевозчики и транспортные компании из-за пределов РК (ОАО «РЖД», судоходные и автотранспортные компании). Собственные (внутренние) транспортные перевозки осуществляются только крупными лесопользователями для доставки сырья к месту переработки. Таким образом, основная транспортная наценка формируется за пределами РК. В этом случае необходимо:
1) создание регионального клирингового центра;
2) образование региональных транспортно-сырьевых бирж и площадок;
3) образование региональных транспортно-страховых компаний;
4) создание собственных транспортных компаний при крупных карельских лесопромышленных компаниях, обеспечение их подвижным составом

Фактически все 100% произведенной продукции карельских горных предприятий транспортируется внешними транспортными компаниями - ОАО «РЖД» и судоходными компаниями. При этом конкурентоспособность карельской продукции горнопромышленного комплекса (ГПК) снижают высокие транспортные тарифы, которые сегодня фактически равны или выше отпускной цены продукции на карьере - эта наценка формируется за пределами РК.
При производстве щебня и блочного камня возможно лишь снижение транспортных издержек за счет обеспечения карельских предприятий собственным подвижным составом.
При организации комплексных производств по добыче и переработке шунгита, порфиритов, магнетитовых и иных руд снижение транспортных затрат возможно только при перевозке готовой продукции

Основная масса гостей, посещающих Республику Карелия, приезжает на собственном транспорте, либо трансферт осуществляется туристскими и транспортными компаниями, расположенными за пределами РК. Кроме того, проблема существует не только в недостатке специализированного туристского транспорта в РК, но также и в качестве оказываемых транспортных услуг. В силу этих причин в области обеспечения трансферта туристов в РК необходимо:
приобретение по лизингу современного транспортного парка карельскими туристскими фирмами и гостиничными комплексами;
развитие ремонтной базы специализированного туристского транспорта, придорожной инфраструктуры

Продажа (сбыт)

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) Республики Карелия фактически не располагает собственными каналами распределения и сбыта продукции, собственными торговыми сетями за пределами республики. Основная масса лесопромышленной продукции реализуется за пределами РК через посреднические торговые компании и дистрибьюторские сети из других регионов и стран. Также значительная масса карельской продукции ЛПК выступает в качестве полуфабриката, на основе которого производятся готовые продукты (мебель, отделочные материалы, дома и др.). Ввиду этого необходимо:
1) создание регионального клирингового центра;
2) выстраивание карельскими лесопромышленными компаниями собственных каналов сбыта, ориентированных на прямые продажи;
3) заключение соглашений на дистрибуцию карельской продукции с крупнейшими торговыми сетями и компаниями

Каналы распределения и сбыта продукции ГПК полностью находятся за пределами республики. Собственниками подавляющего большинства горных производств, работающих в Карелии, являются московские и петербургские компании. На территории РК развивается только низший технологический этаж (карьерное производство). Зачастую карельская продукция ГПК реализуется на внешних рынках через серию посредников. Например, средняя цена на карельский щебень (фракция 5-20 мм) поднимается с 350-380 руб./м(3) при отпуске на карьере до 900-1000 руб./м(3) при отпуске конечному потребителю в Москве. В силу этих причин необходимо развитие новых комплексных видов производств продукции на основе переработки твердых полезных ископаемых с выстраиванием собственной товарной логистики

Значительный туристский поток на территорию Республики Карелия ввозится крупными туроператорами, работающими за пределами РК. Существующие туры по Республике Карелия, разработанными карельскими туроператорами, испытывают недостаток в эффективных каналах распределения и сбыта. В силу этого необходимо:
1) включение карельских туроператоров в российские и международные франчайзинговые сети;
2) включение карельских объектов показа и туров в турпакеты и системы туров, предлагаемых крупными российскими и зарубежными туроператорами

Финансовое обслуживание

Финансовое обслуживание большинства секторов экономики республики находится фактически полностью за ее пределами. На территории республики 99% всего объема услуг по расчетно-кассовому обслуживанию осуществляют филиалы банков, расположенных в других регионах. Исключение составляет единственный карельский муниципальный банк «Онего». Кроме того, наблюдается существенная недооценка активов, вводимых в экономический оборот. Это приводит к отсутствию развитого фондового рынка, сокращению денежной массы, снижению цен и развитию бартера в форме пропорционального роста кредиторской и дебиторской задолженности, которая не подлежит налогообложению, что снижает бюджетные доходы. В силу этого необходимо:
1) увеличение уставного капитала, активов и развитие филиальной сети ОАО «Муниципальный банк «Онего»;
2) проведение рыночной оценки национального богатства Республики Карелия;
3) образование регионального ипотечного залогового капитала, ипотечного кредитования;
4) образование фондовых бирж (площадок);
5) образование региональных финансовых компаний по сопровождению инвестиционных проектов, развитие лизинговой системы;
6) развитие института потребительской кредитной кооперации

Система управления

До настоящего времени в лесном законодательстве не определено понятие собственности на лесные ресурсы как единство распоряжения, владения и пользования. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом N 199-ФЗ от 31.12.2005 г. происходит процесс реформирования распределения полномочий в управлении лесами между центром и регионами.
Кроме того, в предверии вступления России в ВТО необходимо пристальное внимание обеспечению качества в соответствии с международными стандартами.
Большую значимость приобретают права на управление мобильными активами (финансы, технологии, информация).
В рамках реализации реформы системы лесоуправления необходимо:
1) введение по основным профильным видам продукции ЛПК сквозных стандартов качества;
2) образование региональных управляющих компаний (корпораций) в области лесопереработки;
3) создание технопарка по лесным технологиям

Рычаги и инструменты управления подавляющим большинством карельских горных предприятий находятся за пределами Республики Карелия. Единственным возможным направлением совершенствования системы управления существующих горных предприятий является оптимизация и координация связей между поставщиками и потребителями.
Построение в РК системы управления в сфере ГПК позволяющей активизировать инновационные процессы с целью создания новых технологий и материалов на основе комплексной переработки шунгитов, порфиритов и т.д.
Так же как и в лесном комплексе большую значимость приобретают права на управление такими мобильными активами как:
- финансы;
- технологии;
- информация

На сегодняшний день Республика Карелия имеет необходимые инструменты управления туристским потоком, однако большинство из этих инструментов не задействованы. В сферу туристско-рекреационной деятельности вовлекаются лишь отдельные объекты туристского показа, которые используются внешними компаниями для создания собственного продукта (стоимости). В силу этого республика теряет потенциальные доходы, создаваемые на этих объектах.
Для повышения эффективности управления туристско-рекреационной деятельностью в РК необходимо:
1) формирование системы управления качеством предоставляемых услуг инфраструктуры туризма;
2) формирование системы сопровождения инвестиционных проектов;
3) создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа

Рынок

Для традиционных и новых секторов экономики Республики Карелия важнейшей задачей является удержание существующей доли рынка, расширение рынка и выход на другие целевые рынки (в соответствии с результатами оценки стратегических зон хозяйствования). В целях продвижения карельской продукции на внешних рынках требуется создание и развитие системы продвижения товаров и услуг, в частности:
1) создание региональных структур бизнес-проектирования (проект «под ключ»);
2) формирование маркетинговой информационной системы по всем карельским продуктам и компаниям;
3) брендинг карельских товаров и услуг;
4) внедрение системы современных международных стандартов качества серии ISO 9000;
5) развитие элементов рыночной инфраструктуры, в том числе включая консалтинг в области международного торгового права