Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года


     5.2. Инфраструктурное развитие территории с учетом ее приграничного характера


Складывающуюся ситуацию в республике и ее конкурентные преимущества оцениваем в контексте формирования геополитического региона Северо-Европейской оси, стратегий России и крупнейших российских и иностранных компаний, а также внешних факторов.

Несомненно, приграничное положение, возрастание контактной функции границы и развитие международных транспортных коридоров дают республике серьезные перспективы развития. В то же время интеграция в глобальную экономику ведет к коренной перестройке пространственного развития страны и изменению положения регионов. При этом периферийные регионы, не вовлеченные на основе уникальной позиции в глобальное разделение труда или не выполняющие особой функции, будут приходить в запустение, а их ресурсы будут, во все большей степени, добываться вахтовым методом.

Поэтому республика ставит перед собой задачу стать опорным регионом, обеспечивающим инфраструктурную производственно-технологическую и социально-культурную связанность страны, предлагающим экономические проекты и культурные инициативы, имеющие не только региональное, но и национальное значение.

Эффективная реализация внешнеторговой и транзитной функций республики невозможна без реализации комплекса мероприятий по развитию объектов транспортной, энергетической, приграничной и таможенной инфраструктуры. Реализация данного направления ориентирована на повышение экономической значимости границы и наиболее полное использование приграничного потенциала республики и ее транзитной функции.

Развитие транспортной инфраструктуры

Сфера транспортных услуг республики представлена железнодорожным транспортом, автомобильным, воздушным и водным.

Железнодорожный транспорт является важнейшим фактором, поскольку на него приходится более 90% грузовых перевозок. В то же время его развитие связано со стратегией ОАО «РЖД», в рамках которой можно разрабатывать проекты по развитию территорий в зоне железной дороги. Перспективы развития железнодорожного транспорта в республике связаны с развитием железнодорожного сообщения в субширотном направлении (участок железной дороги «Ледмозеро-Кочкома»), включением данного участка дороги в международный транспортный коридор «Баренц -Линк».

Приоритетным направлением развития транспортной инфраструктуры является развитие сети автомобильных дорог, поддерживающих связность территории и систему расселения, инфраструктурных объектов субширотного направления, позволяющих сформировать на территории крупные промышленные мультимодальные узлы, связанные с сетью международных автомобильных пунктов пропуска на карельском участке российско-финляндской границы.

       Автомобильные дороги в частности и состояние автотранспортной инфраструктуры в целом на территории Карелии являются проблемным вопросом. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в республике составляет 37 км на 1000 км(2) площади (средний показатель по Российской Федерации - 44 км, в Финляндии в 4 раза выше). Состояние большего их числа не отвечает по техническому состоянию современным требованиям.

Перспективным направлением для развития транспортной инфраструктуры республики является трубопроводный транспорт, который в настоящее время представлен  магистральным  газопроводом «Волхов-Петрозаводск-Кондопога». Освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, строительство газопровода, проходящего в северо-южном направлении по территории Карелия,  создаст  реальные перспективы для развития энергетики в республике, окажет  позитивное влияние на качество жизни жителей Карелии (рост инвестиций и  бюджетных доходов, создание новых рабочих мест, газификация жилого фонда, в первую очередь  в сельской местности, улучшение экологической обстановки и т.п.).

В систему мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры входят:  участие в создании трансконтинентальных транспортных коридоров, проходящих по территории Республики Карелия и встраивание республики в международные транспортные логистические системы;  продолжение  работ по электрификации железных дорог; строительство газопроводов высокого и среднего давления;  строительство и реконструкция автомобильных дорог и дорожных сооружений,  улучшение их технического состояния  для обеспечения пользователей комфортными и безопасными условиями движения.

Энергетическая инфраструктура

Энергетическая система Республики Карелия является составной частью Объединенной энергетической системы Северо-Запада. Установленная мощность электростанций республики составляет 1053,3 МВт, в том числе станции, относящиеся к филиалу  «Карельский» ОАО «ТГК N 1», - 915,3 МВт, блок-станции - 138 МВт. Энергетический комплекс республики характеризуется как энергодефицитный. Внутреннее потребление электроэнергии на 40% выше, чем объем производства электроэнергии на ее территории. С 1 января 2006 года генерация электрической энергии филиала  «Карельский» ОАО «ТГК N 1» выведена на оптовый рынок электрической энергии и мощности. Соответственно весь объем потребляемой в республике электрической энергии покупается на оптовом рынке электрической энергии и мощности.

В ближайшей перспективе самообеспеченность Республики Карелия за счет собственных топливных ресурсов в принципе достигнута быть не может, так как тепловые электростанции Карелии работают исключительно на привозном топливе.

В то же время республика обладает значительными запасами местных альтернативных энергетических ресурсов, к которым относятся торф и древесные отходы. В наибольшей степени из местных энергоресурсов используются только гидроресурсы. Перспективным является строительство миниГЭС. Потенциальные гидроэнергоресурсы составляют 1528 тыс. кВтч по мощности и 13,4 млрд. кВтч по электроэнергии, а технически возможные для строительства гидроэлектростанций - 6,4 млрд. кВтч, экономические - 3,4 млрд. кВтч.

         
     В основу разработки долгосрочных прогнозов энергопотребления в Республике Карелия заложены различные варианты структуры валового регионального продукта:

          

Вариант 1 - Прогноз энергопотребления при сохранении существующей энергоемкости ВРП Республики Карелия. Ожидается значительное увеличение ВРП, вследствие чего, значительно вырастут объемы энергопотребления, при достигнутом уровне энергоемкости ВРП республики (0,12 кВтч/руб. ВРП).

Вариант 2 - Прогноз энергопотребления при снижении энергоемкости ВРП Республики Карелия. Данный прогноз отражает переход экономики республики к инновационному пути развития, отражающемся на изменении структуры валового регионального продукта в пользу увеличения доли сферы услуг. При этом будет наблюдаться сокращение доли энергоемких производств и, как результат, - снижение энергоемкости валового регионального продукта (с 0,12 кВтч/руб. до 0,07 кВтч/руб. ВРП).

При реализации первого варианта прогноза энергопотребления территория Республики Карелия характеризуется увеличением энергодефицитности до критического уровня. При выводе из эксплуатации энергоблоков на Кольской и Ленинградской АЭС и снижении объемов поставок электроэнергии в республику ситуация с энергообеспечением экономики может стать критической. В этом случае даже будет недостаточно использования «запертых» энергетических мощностей в Кольской и Карельской энергосистемах. Поэтому наиболее рациональным является использование инструментов по изменению (диверсификации) структуры валового регионального продукта при одновременном увеличении темпов его ежегодного роста.

При изменении структуры ВРП ожидается увеличение доли сферы услуг и высокотехнологических производств, характеризующихся высокой добавленной стоимостью производимой продукции (товаров и услуг). При этом ожидается сокращение доли энергоемких базовых отраслей, которые невыгодны с точки зрения энергоэффективности республиканской экономики и характеризуются значительными объемами энергопотребления при низкой добавленной стоимости.

При реализации второго варианта прогноза в Республике Карелия удастся избежать энергетического кризиса на основе повышения энергоэффективности экономики и увеличения энергопроизводящих мощностей республики. В частности возможен выход республики на самообеспеченность электроэнергией при реализации проектов по строительству электростанций, повышению эффективности использования существующих энергетических активов, при увеличении фондоотдачи в электроэнергетике. При этом сохраняются возможности обеспечения высоких темпов роста ВРП республики.

В систему мероприятий по развитию энергетической инфраструктуры входят снижение энергодефицитности Республики Карелия и увеличение объемов производства электроэнергии за счет реализации инвестиционных проектов по завершению строительства намеченных энергетических объектов, за счет капитального ремонта существующих энергетических объектов, повышения энергоэффективности и внедрения мер по энергосбережению, за счет освоения и использования альтернативных энергоресурсов (в первую очередь.  природного газа и местных видов топлива), а также содействие проектной проработке строительства на территории республики нового крупного энергетического объекта.

       Информационная и инновационная инфраструктура

Общереспубликанское информационное пространство постепенно интегрируется в российское и мировое информационное пространство, происходит развитие информационной инфраструктуры, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Основная системная проблема, отмеченная в Стратегии РФ в области развития науки и инноваций до 2010 года, заключается в несоответствии темпов развития и структуры сектора исследований, разработок и информации растущему спросу со стороны предпринимательского сектора. При этом предлагаемые информационные ресурсы, новые разработки не находят применения в экономике ввиду несбалансированности инновационной системы, вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.

       В то же время условием перехода от индустриального к постиндустриальному обществу является усиление интеллектуальных факторов производства по сравнению с ролью материальных факторов и традиционной рабочей силы,  усиливаемых с помощью ИКТ.

       Важность развития информационной и инновационной инфраструктуры определяется процессами замены физического перемещения людей движением сообщений (посылаемых людьми электронных сигналов), автоматизации производства и управления, а также обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов за счет внедрения ИКТ и инноваций. Увеличение добавленной стоимости происходит во многом за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения ИКТ.  Для этого необходимо создать важнейшие элементы инфраструктуры:

        - информационно-аналитические системы и базы данных, обеспечивающие процессы подготовки и принятия сложных решений на всех уровнях управления в республике;