ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 апреля 2007 года N 129р-П

[О Стратегии социально-экономического развития
 Республики Карелия до 2020 года]  


В целях определения перспектив развития республики и создания условий для обеспечения устойчивого роста экономики, повышения уровня и качества жизни населения, на основании статьи 57 Конституции Республики Карелия, статьи 12 Закона Республики Карелия "О Правительстве Республики Карелия" и с учетом предложений Министерства регионального развития Российской Федерации по разработке стратегий развития субъектов Российской Федерации:

1. Одобрить прилагаемый проект Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года (далее - проект Стратегии).

2. Министерству экономического развития Республики Карелия:

       - представить проект Стратегии в Министерство регионального развития Российской Федерации;

        - совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Карелия доработать проект Стратегии с учетом дополнительных предложений, поступивших от Министерства регионального развития Российской Федерации и иных органов;

       - представить Главе Республики Карелия окончательный проект Стратегии для направления его в установленном порядке в Законодательное Собрание Республики Карелия.  

3. Контроль за выполнением пункта 2 распоряжения возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Карелия - Министра финансов Республики Карелия А.С. Колесова.

Исполняющий обязанности
Главы Республики Карелия
П.В. Чернов

     

Проект
     Одобрена распоряжением
     Правительства Республики Карелия
     от 10 апреля 2007 года N 129р-П

Стратегия
социально-экономического развития Республики Карелия
до 2020 года

1. Введение


В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия «Возрождение Карелии» Правительству Республики Карелия удалось обеспечить общественно-политическую, социально-экономическую стабильность в республике, создать и закрепить новые условия для экономического роста и формирования гражданского общества. Предложенный в Концепции сценарий развития республики проходит в заданных временных интервалах - от мобилизационного этапа через стабилизационный - к инновационному этапу.

В ближайшее время предстоит сформировать предпосылки для перехода к инновационному этапу развития Республики Карелия. Необходимы новые управленческие решения, способствующие созданию условий для повышения качества жизни населения, интенсивного развития экономики и эффективного общественного сектора. При этом надо учитывать следующие важные факторы: проведение бюджетной, административной реформ, реформы местного самоуправления, предстоящее вступление России в ВТО, формирование новой региональной политики.

       В соответствии с новыми реалиями в Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации поставлены цели: в новых условиях обеспечить воспроизводство человеческих ресурсов, поддержать и развить инфраструктуру, усилить конкурентные преимущества регионов на основании определения своего места в системе международного и межрегионального разделения труда, а также широкого использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, бизнесе, сфере социального обслуживания.

Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года разрабатывалась с учетом всего вышесказанного и  является одним из элементов системы государственного планирования Республики Карелия, представляющей собой комплекс управленческих документов и правовых актов, принятых органами государственной власти и направленных на эффективное управление, обеспечение роста ВРП, капитализацию активов территории и управление общественными потребностями.

Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года - как управленческий документ - содержит научно обоснованную систему целей социально-экономического развития и систему мер государственного управления, направленных на обеспечение перехода к инновационному этапу развития республики, и в дальнейшем, - на обеспечение устойчивого инновационного развития. В ней представлены возможности выбора путей  достижения целей из существующих альтернатив, а также выбора видов экономической деятельности и механизма реализации принимаемых решений.


Стратегия включает в себя необходимые сведения о развитии экономики республики, анализ нынешнего состояния экономики республики и ее конкурентных преимуществ, определяет стратегические цели и задачи, содержит характеристику экономических зон, перечень соответствующих программ и проектов. Спроектированы основные направления экономического и социального развития территории, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечивают выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, преимущественную ориентацию планов на решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения.

Стратегия предлагает систему принципов, которые отвечают целям, поставленным в Концепции стратегии социально - экономического развития регионов Российской Федерации, а также целям, определенным в Концепции социально-экономического развития Республики Карелия. Стратегия предусматривает  также реализацию  приоритетных национальных проектов и Посланий Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации.

Таким образом, на основании Стратегии формируются предпосылки для преодоления негативных тенденций развития экономики, социальной сферы, демографической ситуации на всей территории и создается программа действий, которая учитывает значение Карелии как приграничного региона Российской Федерации.

Реализация Стратегии позволит обеспечить динамику процессов развития Республики Карелия как зоны эффективной интеграции приграничных территорий, а также -  в условиях сближения России и ЕС - придать Карелии статус  «визитной карточки» России.


2. Социально-экономическая ситуация Карелии
и оценка  конкурентоспособности  республики

       В настоящее время Республика Карелия в соответствии с Концепцией  «Возрождение Карелии» завершила стабилизационный этап социально-экономического развития.

       Потенциал позитивных тенденций, проявившихся в посткризисный период, социально-экономическая стабильность и реализация мер экономической политики Правительства Республики Карелия позволили в последние годы сохранить положительную динамику большинства важнейших экономических показателей. В соответствии с Концепцией «Возрождение Карелии» перед республикой поставлена задача - перейти к инновационному пути развития.

На протяжении 2002-2005 годов в Республике Карелия отмечался устойчивый рост  производства в большинстве отраслей экономики, рост экспорта. Ежегодно увеличивались объемы розничного товарооборота, предоставляемых населению платных услуг, коммерческий грузооборот предприятий транспорта, возрастали прибыль предприятий, реальная заработная плата и пенсии. Среди 27 регионов Севера России по макроэкономическим показателям Карелия стабильно входит в первую десятку (в 2005 году - 8 место).

       Валовой региональный продукт (ВРП), являющийся важнейшим показателем экономического развития региона, начиная с 1999 года увеличивался как в действующих, так и в сопоставимых ценах (рис. 1) и по оценкам за последние четыре года вырос на 23,8%, в том числе в 2005 году - на 9% к уровню 2004 года. В сравнении с другими субъектами Российской Федерации  по уровню ВРП на душу населения Карелия занимает 26 место.


   Рис. 1 Динамика изменения валового регионального продукта

Основу экономики республики составляет промышленность, которая в период 2000-2001 годов формировала более 40% валового регионального продукта Карелии. Замедление темпов роста физических объемов промышленного производства, рост доли промежуточного потребления в этой отрасли, а также развитие других секторов экономики привело к сокращению удельного веса промышленности в структуре добавленной стоимости. В 2003 году доля промышленности составляла 31%. Благодаря модернизации производства, благоприятной конъюнктуре, складывающейся в последние годы на основные виды выпускаемой продукции, постепенно восстанавливаются утраченные позиции - эта доля в 2005 году возросла до 36 %. Физический объем произведенной промышленной продукции за 2002-2005 годы увеличился на 35,9 %, при этом в 2005 году достигнут самый высокий за последние пять лет  рост промышленного производства - 118,7 % к 2004 году (РФ - 104 %).

В промышленности значительный удельный вес занимают лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли (41,2 %), черная металлургия (18 %) и электроэнергетика (14,8 %) (рис. 2). На уровне 5-9 % вклад в промышленность обеспечили машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, пищевая промышленность.

В 2005 году в структуре оборота организаций по видам экономической деятельности республики определяющую роль играют обрабатывающие производства (24,3%), оптовая и розничная торговля (24,3%), добыча полезных ископаемых (19,2%), которые обеспечивают 67% всего оборота организаций по видам экономической деятельности (рис. 3).


Рис. 2 отраслевая структура промышленного производства за 2005 г., %

В течение последних четырех лет наиболее высокими темпами росла добыча полезных ископаемых (140,8% к уровню 2001 года); в обрабатывающих производствах: обработка древесины и изделий из дерева (117,7%), целлюлозно-бумажное производство (131%), издательская  и   полиграфическая деятельность (135%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (в 3,4 раза). В 2005 году по сравнению с 2001 годом больше произведено железорудных окатышей (130 %), фанеры (114 %), бумаги (133,8 %), мешков бумажных (159,8 %) и других видов продукции. В 2002-2005 годах постоянно улучшались финансовые результаты работы предприятий республики.


За 2005 год сальдированный финансовый результат по крупным и средним предприятиям составил 11,2 млрд. руб. прибыли, что в 4,6 раза превышает уровень 2001 года. Прибыль предприятий составила по итогам 2005 года 13,4 млрд. руб., что в 2,8 раза превышает уровень 2001 года. Почти 10 млрд. руб. прибыли получено по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых», что связано с успешной работой ОАО «Карельский окатыш». Благоприятная конъюнктура, сложившаяся на черные металлы на международных и российском рынках, позволила предприятию в 2005 году в 8 раз увеличить прибыль к уровню 2004 года.

Важнейшим результатом активной экономической политики, проводимой Правительством Республики Карелия, стал рост инвестиций. Сравнивая два этапа: 1998-2001 годы и 2002-2005 годы, видно, что объем инвестиций в экономику республики увеличился более чем в 2 раза (рис. 4).

   

       В 2005 году рейтинговым агентством «Fitch Ratings», независимым экспертом кредитоспособности, Республике Карелия был присвоен высший национальный кредитный рейтинг на уровне А(rus). Это дает республике дополнительные возможности для  привлечения финансовых ресурсов и увеличения ликвидности рублевых долговых обязательств.

Карелия после 1998 года успешно восстановила производственные связи в рамках российской экономики и постепенно интегрируется и в мировую экономику. Внешнеторговый оборот в 2005 году достиг 1276 млн. долларов США, в том числе экспорт - 1047 млн. долларов.

Рис.5 Доля Республики в структуре национальной

промышленности за 2005 год

Доля республиканских товаров в структуре национальной промышленности отражена на рисунке 5. Региональные предприятия являются бесспорными лидерами в России по производству бумажных мешков и газетной бумаги.

Доля важнейших видов продукции Республики Карелия в экспорте Российской Федерации составляет (%): газетной бумаги - 33,5, мешочной - 7,8, необработанных лесоматериалов - 11,7, пиломатериалов - 8,1, целлюлозы сульфатной - 3,4, железорудных окатышей - 35 %. На Северо-Западе России вырубается более 30 млн. кубометров древесины в год, в Карелии около 7 млн.куб.м.

Иллюстрацией результатов экономического роста является ежегодный прирост доходов в консолидированный бюджет республики. Если в 2000-2003 годах доходы увеличивались на 9-12 процентов, то в последние два года - уже на 23-30 процентов. По сравнению с 2001 годом они увеличились в 2005 году с 6,2 - до 13,8 млрд. рублей, в том числе собственные доходы - с 4,9 до 11,5 млрд. рублей. В 2005 году по отношению к уровню 2004 года доходы возросли на 32%, в том числе собственные - на 42%.

По сравнению с 2001 годом объем расходов консолидированного бюджета Республики Карелия вырос с 6,3 до 13,5 млрд. руб. в 2005 году, или в 2,15 раза. По сравнению с 2004 годом расходы увеличились на 24%. Впервые за последние годы консолидированный бюджет и бюджет Республики Карелия исполнены с профицитом.


Возросла социальная направленность бюджетных расходов (рис. 6). Так, если в 2001 году расходы на финансирование учреждений социальной сферы и социальную политику составляли 48% общего объема расходов консолидированного бюджета, или 3 млрд. рублей, то в 2005 году - уже 66%, или 8,9 млрд. рублей. Таким образом, расходы на социальные нужды за 4 года возросли на 5,9 млрд. рублей, или в 3 раза.

В течение 2002-2005 годов осуществлялась реализация программ, направленных на улучшение положения семьи, детей, лиц пожилого возраста и инвалидов, малоимущих граждан. В республике последовательно осуществляется реформирование жилищно-коммунального хозяйства. В 2005 году более 40 % средств Инвестиционной программы Республики Карелия было направлено на строительство, модернизацию и ремонт объектов коммунального хозяйства.


В республике стабилизируется  положение на рынке труда. Численность зарегистрированных безработных за 2005 г. изменилась незначительно (рост на 0,4%). Уровень  официальной безработицы на конец 2005 года - 3,5% от экономически активного населения - остался таким же, что и на начало года. В целом по Российской Федерации к концу 2005 года уровень безработицы составил 2,5%, по Северо-Западному федеральному округу - 1,8%.

В 2005 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работающего в экономике республики составила 8747 рублей, что на 25% превышает уровень 2004 года. Темпы роста средней заработной платы превышали темпы роста величины прожиточного минимума и потребительских цен (110% в декабре 2005 года к декабрю 2004 года). В результате за 2005 год реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 4,4% (РФ - на 8,8%), а реальная заработная плата - на 12,9% (РФ - на 10%).

В целом по Российской Федерации среднемесячная номинальная заработная плата одного работающего в 2005 году составила 8550 рублей, по Северо-Западному федеральному округу - 9757 рублей.

 Рис.8 Динамика ИРЧП Республики Карелия

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 23,0% в 2001 году до 17,3% в 2005 году. Реальные располагаемые доходы населения за 2002-2005 годы возросли на 37%, реальная заработная плата - более чем в 1,5 раза, чему способствовало  постепенное снижение инфляции в республике: с 18,3% в 2001 году - до 10% в 2005 году. Величина прожиточного минимума в среднем за 2005 год составила 3148 руб. на душу населения (рис. 7) Количество денежных средств, которые могут направить домохозяйства на потребительский рынок пока незначительно. Усиливается дифференциация населения по основным социально - экономическим характеристикам. Среднедушевые доходы 10% наиболее обеспеченных жителей республики превышают доходы 10% наименее обеспеченных более чем в 10 раз. За прошедшие пять лет разрыв в доходах наименее и наиболее обеспеченного населения увеличился на 40 %.

Изменение уровня жизни в республике, определяемого по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), широко используемого ООН в качестве ориентира развития территории, на протяжении последних лет имело позитивную направленность (рис. 8). На увеличение ИРЧП оказали влияние индексы дохода и образования.

Рис. 9 Динамика интегрального критерия развития

территории (ИКРТ)

Динамика социально-экономического развития Республики Карелия наглядно иллюстрируется динамикой интегрального критерия развития территории (ИКРТ) (рис. 9), которая свидетельствует о достигнутых в 2002-2005 годах позитивных результатах в экономическом развитии республики, что увеличивает и потенциал социальных возможностей.

Таким образом, в республике были решены задачи предыдущего стабилизационного этапа (2002-2005 годов), суть которого заключалась в обеспечении стабилизации социально-экономической и, соответственно, общественно-политической  ситуации за счет перехода к более интенсивным методам экономической политики, особенно в инвестиционной сфере, что позволило решать назревшие социальные проблемы и ставить новые задачи.

Вместе с тем, существенное снижение темпов экономического роста в начале 2006 года не позволяет делать выводы о способности экономики республики постоянно поддерживать достаточно высокие темпы экономического развития.

Республика  Карелия,  располагая  большими  лесными  ресурсами, представленными  лесной  площадью  9,4 млн.га и имеющей  запас  растущей  древесины  910 млн.куб.м., не может не быть  озабочена  низким уровнем его использования.

Потенциал развития лесопромышленного комплекса Республики Карелия далеко не исчерпан. Это наглядно следует из сравнения основных параметров работы ЛПК Карелии и Финляндии, страны, которая является ближайшим зарубежным соседом, с которым осуществляется давний культурный и торговый обмен. Основная доля  в экспорте лесопродукции  из Республики Карелия приходится на Финляндию.

Запасы лесных ресурсов Республики Карелия меньше, чем в Финляндии в 2 раза, но в расчете на единицу площади они  приблизительно одинаковы, а в расчете  на душу  населения запасы лесных  ресурсов в Карелии  превышают более, чем в три раза. По породному  составу  лесной  фонд  Республики Карелия и Финляндии не имеют  больших  различий - более 80% занимают наиболее  ценные в качественном отношении хвойные  породы. Эффективность  же освоения и использования  лесных  ресурсов значительно  различается - в соседней с нами Финляндии она значительно выше, чем в Карелии.

Доля ежегодной заготовки древесины от общего запаса в Карелии составляет 0,65 %, что в 4 раза ниже, чем в Финляндии (3,04 %). Съем древесины с 1 га  в Финляндии в 3 раза превышает этот показатель у нас в республике. На душу  населения в Карелии заготавливается древесины на 35 % меньше (8,6 куб.м), чем в Финляндии (10,7 куб.м).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»