• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 сентября 2006 года N 275р-П

[Об одобрении Концепции региональной целевой программы
"Активное вовлечение в топливно-энерегетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энерегетических ресурсов на 2006-2010 годы"]

1. Одобрить прилагаемую Концепцию региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы" (далее - Концепция).   
       
     2. Определить Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства государственным заказчиком региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы" (далее - Региональная программа).    
     
     3. Установить общие затраты на финансирование мероприятий Региональной программы в сумме 102,6 млн.рублей, в том числе за счет бюджетных кредитов, предоставляемых на конкурсной основе на реализацию инвестиционных проектов, - 44,5 млн.рублей, за счет внебюджетных средств - 58,1 млн.рублей.

Глава Республики Карелия С.Л. Катанандов

Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 8 сентября 2006 года N 275р-П


Концепция
региональной целевой программы  "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы"

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости разработки региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы"         
     
     Сложнейшая социально-экономическая ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) Республики Карелия в значительной мере обусловлена постоянным непредсказуемым ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, ввозимые в Республику Карелия (каменный уголь, мазут, дизельное топливо).    
     
     В Карелии, как и в России в целом, основными энергоносителями в коммунально-жилищной сфере, являются продукты переработки нефти и уголь, а в последнее время, и природный газ. При этом предприятия и службы ЖКХ республики базируются в основном на привозном топливе. Поэтому они постоянно испытывают негативные внутренние и внешние воздействия (внезапные скачки цен, диктат поставщиков, срывы сроков поставки и других), которые не поддаются прогнозированию и лихорадят топливную отрасль республики.     
     
     Об уровне использования древесного топлива в России свидетельствуют данные, приведенные в таблицах 1 и 2.     
     
     Эта ситуация препятствует стабильности обеспечения теплом населения, объектов социальной сферы и эффективности жилищно-коммунального хозяйства республики, что особенно обостряется в условиях низких температур зимой и в переходные периоды (осенне-зимний и зимне-весенний).    
     
     Проблема обеспечения эффективного и устойчивого энергоснабжения населения и объектов социальной сферы республики постоянно обостряется и входит в число важнейших проблем региональной экономической, энергетической и сырьевой безопасности Республики Карелия.   
     
     В то же время Республика Карелия располагает значительным потенциалом местных топливно-энергетических ресурсов в виде торфа, дров и отходов лесозаготовок, которые используется в ограниченных количествах. Доля всех используемых местных видов топлива на объектах коммунальной энергетики республики в балансе годового потребления топливно-энергетических ресурсов в настоящее время составляет всего 23,4 процента. При потреблении местных видов топлива в Республике Карелия топливные дрова обеспечивают 161934 тонн условного топлива в год (87,89 процентов от общего объема используемого местно топлива), топливная щепа - 21287 тонн условного топлива (11,55 процентов), торф - 1025 тонн условного топлива (0,56 процента).    
     

В то же время имеющиеся ресурсы дров в Карелии способны дать отдачу в объеме 303479,4 тонн условного топлива, отходы лесосечных работ - 759615,4 тонн условного топлива, топливный торф - 830380 тонн условного топлива в год (с учетом возобновления). Величина запасов этих ресурсов, их структура и расположение на территории республики, как показано в настоящей Концепции, таковы, что, безусловно, определяет целесообразность ускоренного вовлечения их в использование в качестве основы гарантированного обеспечения экономической и энергетической безопасности Республики Карелия, удовлетворения ее текущих и перспективных потребностей экономики России в топливно-энергетических ресурсах.

Таблица 1


Лесные ресурсы, площадь, 2000 год (по данным FAOSTAT)

Регион

Площадь земель,
гектар (10(6))

Площадь лесных земель,
гектар (10(6))

Проценты

Плантации, гектар (10(6))

Лесная площадь на человека,
гектар

Африка

2978

649

21,8

8

0,8

Азия

3084

547

17,8

115

0,2

Европа

2259

1039

46,0

32

1,4

Европейский Союз

313

115

31,0

-

0,7

Российская Федерация

1688

851

50,4

-

5,8

Северная и Центральная Америка

2136

549

25,7

2

1,1

Южная Америка

1754

885

50,5

10

2,6

Всего в мире

13 063

3869

29,6

171

0,6


Таблица 2

Производство древесного топлива, делового круглого леса, пиломатериалов и древесных панелей, (по данным FAOSTAT)

Регион

Древесное топливо, кубических метров (10(6))

Деловые круглые лесоматериалы кубических метров (10(6))

Пиломатериалы,
кубических метров (10(6))

Древесные панели, кубических метров (10(6))

1

2

3

4

5

Африка

546

67

8

2

Азия

782

222

61

59

Европа

107

480

127

63

Европейский Союз

30

234

80

45

Российская Федерация

49

125

19

6

Северная и Центральная Америка

159

615

152

57

Южная Америка

189

153

33

10

Всего в мире

1796

1587

390

195

Таблица 3


Баланс
потребления топливно-энергетических ресурсов по Республике Карелия
для муниципального теплоснабжения и коммунально-бытовых нужд в
разрезе видов топлива

Наименование муниципального
образования

Всего топливно-энергетических ресурсов по Республике Карелия

общий объем потребления

в том числе

жилищный фонд

объекты социальной сферы

тонн условного топлива

доля в топливном балансе (проценты)

тонн условного топлива

доля в топливном балансе (проценты)

тонн условного топлива

доля в топливном балансе (проценты)

1

2

3

4

5

6

7

Сортавальский муниципальный район

41379

5,3

24310

58,7

10493

25,4

Кемский муниципальный район

25561

3,3

11702

45,8

13137

51,4

Питкярантский муниципальный район

26638

3,4

21730

81,6

4532

17,0

Беломорский муниципальный район

28790

3,7

18533

64,4

7012

24,4

Калевальский национальный район

9881

1,3

3140

31,8

6648

67,3

Ланденпохский муниципальный район

21420

2,7

12180

56,9

8842

41,3

Лоухский муниципальный район

32683

4,2

16555

50,7

12655

38,7

Медвежьегорский муниципальный район

55013

7,0

22703

41,3

31936

58,1

Муезерский муниципальный район

13738

1,7

5076

36,9

7306

53,2

Олонецкий национальный муниципальный район

22248

2,8

11002

49,5

9448

42,5

Прионежский муниципальный район

28685

3,6

15622

54,5

12214

42,6

Пряжинский муниципальный район

24462

3,1

9115

37,3

14388

58,8

Пудожский муниципальный район

35091

4,5

16311

46,5

18063

51,5

Суоярвский муниципальный район

36378

4,6

18475

50,8

16703

45,9

Петрозаводский городской округ

196631

25,0

146527

74,5

23459

11,9

Костомукшский городской округ

44183

5,6

39731

89,9

4452

10,1

Кондопожский муниципальный район

57108

7,3

46909

82,1

8746

15,3

Сегежский муниципальный район

86037

10,9

63237

73,5

13394

15,6

Всего по республике

785926

100,00

502858

64,0

223428

28,4



Об одобрении Концепции региональной целевой программы


Об одобрении Концепции региональной целевой программы

Ускоренный и научно обоснованный перевод котельно-печного оборудования жилищно-коммунального хозяйства республики на региональные ресурсы низкосортной древесины и торфа позволит снизить зависимость Республики Карелия от привозных видов топлива, потребляемого объектами коммунальной энергетики республики, и повысить стабильность обеспечения теплом населения и объектов социальной сферы районов республики.     
      
     Для такого перевода необходимо обосновать комплекс стратегических и научно обоснованных решений и мер в области государственного регулирования и решения проблем развития топливной отрасли Республики Карелия на основе местных сырьевых ресурсов, привлечения инвестиций в топливную отрасль республики, становления конкурентных договорных взаимоотношений в области обеспечения топливом жилищно-коммунальной сферы, технического перевооружения коммунальных источников теплоснабжения и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.     
      
     Эти мероприятия должны соответствовать мировым тенденциям развития теплоэнергетики и могут быть реализованы только при условии участия средств бюджетов различных уровней, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, заемных средств.
     
     Немаловажно и то, что ископаемые источники энергии (каменный уголь, нефть и другие) являются невозобновляемыми, их ресурсы истощаются и, по мнению ряда специалистов, их цена в России со временем будет приближаться к мировым ценам.     
      
     Все это, а также понимание того, что Россия в ближайшее время подпишет Киотский протокол, обуславливает необходимость подготовки к интенсивному вовлечению в энергетику альтернативных, возобновляемых источников энергии.     
      
     Специалистами отмечается ограниченность во времени возможности использования ископаемых ресурсов - нефти, газа и каменного угля, так как они не возобновляются, а также то, что при их использовании происходит выделение углекислого газа в атмосферу. Это ведет к негативному глобальному изменению климата на планете Земля и, в частности, оказывает резко отрицательное воздействие на сельское и лесное хозяйства.    
     
     Мировые тенденции в целом и, в частности, опыт Европы показывают, что при развитии энергетики согласно Киотскому протоколу и соответствующим решениям Европейского Союза наряду с газом и атомной энергетикой биотопливо из числа потенциальных топливно-энергетических ресурсов уже стало реально используемым ресурсом.
    
      Такое явление в значительной мере определено тем, что биомасса лесов и болот является возобновляемой, что позволяет при соблюдении баланса образования и потребления биомассы организовать ее неистощительное использование.     
      
     В Европейском Союзе первым шагом в развитии общей стратегии использования возобновляемых энергетических ресурсов была Зеленая книга. Стратегия была сосредоточена на достижении к 2010 году доли возобновляемых источников энергии 12 процентов, то есть доля должна быть вдвое выше, чем в отправной точке (1995 год). Для достижения этой цели все страны Европейского Союза должны выработать собственные стратегии. Следует отметить, что в отправной точке был существенный вклад больших гидроэлектростанций. Потенциал для строительства новых крупномасштабных гидроэлектростанций в Европе ограничен. Тем больше должно быть расширено использование других возобновляемых источников энергии.     
     
     Довольно быстро был сделан следующий шаг - в конце 1997 года было издано сообщение Комиссии, под названием "Энергия будущего: возобновляемые источники энергии - единая стратегия и программа. Белая Книга", в которой отмечалось, что ресурсы возобновляемой энергии в странах Европейского Союза, даже доступные в изобилии и использование которых экономически оправдано, все еще используются довольно слабо. В 1995 году страны Европейского Союза до 50 процентов зависели от импорта энергии.     
      
     Если не принять никаких мер по более широкому использованию местных ресурсов, зависимость Европейского Союза от импорта энергии к 2020 году достигнет уже 70 процентов. Так как возобновляемые ресурсы в каждой стране местные, их развертывание уменьшило бы зависимость от импорта энергии и увеличило надежность снабжения. Кроме того, использование возобновляемых энергоресурсов даст работу местным мелким и средним предприятиям, способствуя, таким образом, развитию региона.     
     
     Для преференций в использование биотоплива страны-члены Европейского Союза согласно Директиве N 2003/96/ЕС приняли с 1 января 2004 года новое правило налогообложения. Согласно этой Директиве налогообложение энергетической продукции в пределах Европейского Союза было реструктурировано расширением спецификации облагаемых акцизом энергоносителей, от жидких топлив до твердых, природного газа и электроэнергии, уголь и кокс облагаются налогом, другие твердые топлива, включая древесину и торф, не облагаются. Новые возможности для расширения использования биотоплив появляются благодаря новой системе торговли квотами на выбросы парниковых газов в Европейском Союзе (Директива N 2003/87/ЕС).    
      
     В настоящее время Европейская комиссия инициировала подготовку плана использования биомассы. Поскольку до 2010 года осталось мало времени, в оставшиеся годы предполагается применять силовые методы и напряженную программу по использованию биомассы в трех сферах - производстве электроэнергии, теплоснабжении (и охлаждении) и на транспорте.     
      
     В Европейском Союзе используются различные меры, стимулирующие использование биомассы. Выбор мер зависит от страны и от особенностей технической инфраструктуры, природных ресурсов, индустриальных традиций, а также от географического положения, климатических условий и политической воли.     
      
     Главные рычаги можно классифицировать следующим образом: регулирование, основанное на рыночном механизме; освобождение от налогов; субсидии и гранты; специальные схемы финансирования. В то время как рыночное регулирование используется только для стимулирования выработки электроэнергии на базе возобновляемых источников, другие рычаги позволяют влиять также на использование биомассы. Обычно это означает или налогообложение только фоссильных (ископаемых) топлив, или освобождение от налогов биотоплив при дифференцированном налогообложении всех топлив.     
      
     Используется также комбинация этих двух вариантов (например, в Австрии, Швеции, Германии, Финляндии). В некоторых случаях инвестиции в биотоплива освобождаются от налогов (подоходный налоги или налог с оборота).     
      
     Субсидии и гранты обычно используются для стимуляции перехода от фоссильных топлив к биологической массе. Как специальные средства финансирования используются «мягкие» ссуды (с низким процентом или беспроцентные).    
      
     Традиционно биомасса широко использовалась в Финляндии и Швеции. В Финляндии биомасса дает почти пятую часть - 19,6 процентов, в Швеции - 16,1 процентов от полного потребления энергии. В Латвии доля биомассы самая высокая - 30,3 процентов, это самый высокий процент в расширенном Европейском Союзе.     
     
     По данным Интерпрессы, Швеция первой из Европейских стран Запада намерена провести кардинальные меры в энергетической сфере - в течение 15 лет полностью отказаться от нефти, при этом не строя новых атомных электростанций. Как сообщило правительство Швеции, план заключается в том, чтобы заменить энергию, полученную из ископаемого топлива, на энергию из возобновляемых источников энергии, не дожидаясь, когда нехватка нефти в мире приведет к новому скачку цен.     
      
     Министр экономики Швеции Мона Салин сформулировала задачу ликвидации зависимости от нефти к 2020 году, чтобы отопление любых зданий велось без топлива, полученного из нефти, и чтобы уменьшить зависимость от колебания цен на нефть, которые с 1996 года возросли в три раза. В Швеции уже в 2003 году на базе возобновляемых источников производилось 26 процентов всей энергии и только 32 процента из нефти (в 1970 году - 70 процентов). В Европейском Союзе эта цифра пока составляет только 6 процентов.
    
     В Швеции использование возобновляемых источников поощрялось в течение целого ряда лет. На правительственном уровне поощрялось использование биомассы. Высокий уровень налогообложения топлив и энергии в Швеции широко известен. Налоги стали все более и более сосредотачиваться на защите окружающей среды. Топлива обложены налогами на энергию, углекислый газ и серу. Например, налог на углекислый газ основан на содержании углерода в топливе и находится в диапазоне 95-126 евро на тонну углекислого газа. Биотоплива не облагаются налогами, только торф имеет налог на серу.    
      
     Швеция не одинока в стремлении обрести энергетическую независимость. Недавно президент США Джордж Буш в очередном послании конгрессу поставил цель - свести за 15 лет к нулю американские закупки нефти на Ближнем Востоке и ускоренными темпами развивать альтернативные производства энергии. Министерство энергетики США с 1978 года реализует программу выращивания специальных древесных пород с коротким оборотом рубки, обеспечивающих получение топливной биомассы. Средняя продуктивность культур должна гарантировать урожай не менее 5-6 тонн на гектар в год. Вопросы создания плантаций из быстрорастущих древесных пород обсуждались неоднократно. Считается, что на таких плантациях следует получать 20 и более тонн на гектар в год сухого вещества. В то же самое время приводятся более "скромные" цифры для стран с умеренным климатом. Некоторые специалисты полагают, что в развивающихся странах с учетом роста народонаселения и сохранения сложившегося расхода древесного топлива на душу населения следует создавать энергетические лесные плантации площадью не менее 50 миллионов гектар. Для стран Европейского Союза плантации с оборотом рубки до 15 лет могут быть созданы на площади около 15 миллионов гектар в связи с сокращением сельскохозяйственных угодий. Биомасса с них должна использоваться для энергохимических целей.    
      
     Британское правительство намерено к 2012 году вырабатывать 10 процентов энергии в стране из возобновляемых ресурсов. Энергетические станции Голландии, Бельгии, Дании готовы потреблять значительные ресурсы биотоплива. В мире все интенсивнее растет интерес к пеллетам - виду биотоплива, производство которого в Карелии пока так и не начато, хотя мировая экономика имеет значительную потребность в этом виде топлива. Россия уже производит и продает пеллеты за рубеж в небольших объемах, но с развитием производства и строительством новых заводов по их производству эти объемы могут возрасти, покупатели на эти объемы уже есть.    
      
     Например, датская компания "IЕСD Timber" на Северо-Западе России имеет уже четыре офиса по поставке в Данию сырья для производства биотоплива, осуществляя закупку дров, в основном осиновых, в России и заинтересована по поручению крупнейшей в Дании энергетической компании "Energi Е2" в надежном поставщике других видов биотоплива, в частности, пеллет (на мощностях "Energi Е2" сжигается ежегодно порядка 300 тысяч тонн древесных гранул. Особенности применяемой технологии сжигания позволяют использовать сырье с примесью коры и других золообразующих включений. Такая технология весьма выгодна для российских поставщиков пеллет, поскольку сырья для производства гранул из одних опилок не так уж много. Еще одна датская компания "VE Gruppen" - один из крупнейших игроков на рынке биотоплива Дании владеет современным складским комплексом для биотоплива на 20 тысяч тонн древесных гранул, где осуществляется приемка груза и его расфасовка в различную тару. "VE Gruppen" поставляет свою продукцию оптовым покупателям, которые в свою очередь продают ее населению. Здесь используют только опилки, стружку, щепу, наличие коры или торфа недопустимо.    
      
     Уже сейчас, развивающаяся биоэнергетика Европы потребляет и готова потребить огромное количество биотоплива. Поэтому развитие в Республике Карелия объемов производства и использование энергии биотоплива (полное использование вторичных ресурсов лесозаготовок, дров и развитие торфодобывающей отрасли) это не только путь к переводу котельных коммунально-жилищного хозяйства республики на использование местных энергетических ресурсов, но и возможность поставки излишков этих региональных ресурсов на международный рынок, а также возможность привлечения инвесторов к их производству.
    
      Интенсивно развивается потребление биотоплива в странах Прибалтики, а в последние годы и в Республике Беларусь и на Украине. Положительные примеры развития биоэнергетики имеются в Ленинградской области, где уже в 2003 году была создана Русская биотопливная ассоциация, учредителями которой стали пять предприятий Ленинградской области: общество с ограниченной ответственностью "Биотопливо" в Гатчине; общество с ограниченной ответственностью "Экоресурс" в Лодейном Поле; общество с ограниченной ответственностью "Экотех" в Подпорожье; общество с ограниченной ответственностью "Салотти" в Ломоносове; закрытое акционерное общество "РосПолиТехЛес" в Колпино, которые производят из древесных отходов лесопильных, мебельных и фанерных производств биотопливо, преимущественно в виде пеллет, которые поставляют водным путем в Швецию, Великобританию, Голландию, в редких случаях - автотранспортом в Швецию. Цена 1 тонны пеллет, произведенной на предприятиях Ассоциации, на ФОБе Санкт-Петербургского порта составляет 80 евро. В настоящее время основными потребителями пеллет являются западноевропейские электростанции и теплоэнергоцентрали.    
      
     Д. С. Холодков (директор Российско-Шведского учебно-информа- ционного центра Биоэнергетики (Биоцентр) приводит данные о том, что топливную щепу в России производят, в основном, из стволовой древесины и цена на топливную щепу постоянно растет и в настоящее время составляет 400-600 рублей за плотный кубический метр на складе производителя (на примере Государственного образовательного учреждения Лисинский лесхоз-техникум). Стоимость сырья (стволовой низкосортной древесины) при расчёте себестоимости щепы закладывается в пределах 300-350 рубля за плотный кубический метр.    
       
     Доставка составляет около 1 рубля за 1 плотный кубический метр щепы на 1 километр при перевозке стандартным щеповозом марки ЛТ-191 (объем 15 плотных кубических метров). Собственно производство щепы из отходов лесозаготовок ещё несколько лет назад считалось убыточным для лесозаготовительных предприятий. Но использование этих отходов имеет некоторые положительные моменты: быстрее происходит лесовосстановление, меньше затраты на подготовку почвы под посадки лесных культур, уменьшается пожарная опасность и вероятность размножения вредителей леса, кроме того, стоимость поступающего в переработку хвороста оценивается как равная нулю. Использование древесных отходов, возникающих при расчистках высоковольтных линий, трасс газопроводов и нефтепроводов, придорожных полос, а также лесных отходов, возникающих при рубках ухода и главного пользования, является перспективным решением и может быть востребовано в ближайшей перспективе для производства энергетической щепы.     
      
     Вышеизложенное определяет для Республики Карелия необходимость включить в число первоочередных задачу ускоренного освоения возобновляемых местных древесных и торфяных источников энергии.     
     
     Необходимо отметить, что поставленная уже 6 августа 1997 года в Региональной программе энергосбережения Республики Карелия до 2000 года задача организации замещения привозного энергетического ископаемого топлива местными топливно-энергетическими ресурсами и внедрения современных технологий по производству топлива из биомассы; производству тепловой и электрической энергии из торфа и древесного топлива не была реализована, а ее выполнение было активизировано только в настоящее время.
     
     При сохранении указанной ситуации с учетом постоянного роста цен на привозные виды топлива с учетом коэффициентов дефляторов указанный разрыв будет ежегодно увеличиваться не в пользу местных видов топлива.
    
      В Карелии за период с 2000 по 2005 годы цены на привозные виды топлива, закупаемые теплоснабжающими предприятиями республики, изменились в следующих пределах (за 1 тонну с учетом транспортировки):
    
      каменный уголь: от 450 до 1550 рублей (в 3,4 раза);
     
     топочный мазут: с 1642 до 6800 рублей (в 4,1 раза).
     
     В то же время средняя стоимость дров в Республике Карелия за указанный период возросла со 110 рубля за кубический метр до 220-280 рублей за кубический метр.    
     

Об одобрении Концепции региональной целевой программы



Рисунок 4.  Динамика цен на каменный уголь и топочный мазут по отопительным периодам с 2000 по 2005 годы


     Графики, приведенные на рисунке 4, наглядно демонстрируют изменение непосредственно цен на нефтепродукты и каменный уголь на внутреннем топливном рынке в ходе прохождения каждого отопительного сезона.     
     
     Характерные изменения (скачки) цен носят непредсказуемый и трудно прогнозируемый характер.
      
     При относительной стабильности цен на каменный уголь, цены на топочный мазут в течение отопительного периода могут изменяться в 1,2-1,7 раза.   
       
     В качестве основного фактора нестабильности цен на внутреннем топливном рынке и ограниченности предложения топлива можно выделить постоянное увеличение доли экспорта нефтепродуктов и каменного угля. При этом экспортные цены на топливо в разы превышают цены на внутреннем рынке.    
      
     В сложившихся условиях возникла острейшая необходимость развития собственной топливной отрасли Республики Карелия на основе местных сырьевых ресурсов, запасы которых (в первую очередь торфа) огромны и практически не освоены.     
      
     Разработка и реализация мероприятий для ускорения освоения и промышленного использования региональных ресурсов биотоплива и повышения на этой основе эффективности и надежности обеспечения теплом населения и объектов социальной сферы, повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства республики в целом требует активного участия органов исполнительной и законодательной власти Республики Карелия как субъекта Российской Федерации.    
       
     Все это обусловило разработку Концепции региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы".     
     
     Концепция сформирована в качестве базового информационно-аналитического документа для разработки Региональной программы, выработки и принятия Правительством Республики Карелия комплекса стратегических и оперативных решений и мер в области государственного регулирования и научно обоснованного подхода к решению проблем их использования на среднесрочную перспективу.   
       
     При разработке Концепции использовались опубликованные, в том числе в Интернете данные Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Региональной энергетической комиссии Республики Карелия, Карельского научно-исследовательского института лесопромышленного комплекса Петрозаводского государственного университета, Минэнерго России, Кареллеспромпроекта, государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Лестоппром", Санкт-Петербургской лесотехнической академии, Карельского научного центра Российской академии наук и других, а также материалы заказчика-разработчика Региональной программы и структур, участвовавших в ее разработке.    


     Концепцией предложен комплекс мероприятий, способствующих повышению надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на устойчивое обеспечение топливно-энергетическими ресурсами, создание надежной сырьевой базы и устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса Республики Карелия, что в целом будет способствовать обеспечению комфортных и безопасных условий проживания людей.    
      
     При ее разработке учтено, что согласно Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р, государственная региональная политика должна учитывать принципиальные различия условий энергообеспечения и структуры топливно-энергетических балансов районов России, а правильный учет этих различий - обязательное условие обеспечения энергетической безопасности регионов.   
       
     Поэтому ниже показаны основанные на анализе и учете специфических условий республики направления по организации производства местных видов топлива, модернизации оборудования, строительству новых источников теплоснабжения с учетом внедрения ресурсосберегающих технологий и мер стимулирования энергосберегающих программ, возможности использования и привлечения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства всех доступных ресурсов, включая собственные, что позволит решить вопросы надежного и качественного обеспечения потребителей услугами жилищно-коммунального хозяйства.
    
      Объект разработки: Концепция региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы".
    
      В Концепции предложен комплекс мероприятий, способствующих повышению надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на устойчивое обеспечение топливно-энергетическими ресурсами, создание сырьевой базы теплоэнергетики и развитие топливно-энергетического комплекса Республики Карелия, что в целом будет способствовать обеспечению комфортных и безопасных условий проживания людей.
   
       Концепцией акцентировано внимание на том, что задачи обеспечения теплом населения и объектов социальной сферы для нашей северной республики должна входить в число приоритетных, и предложены конкретные меры их разрешения с использованием мер государственного регулирования и поддержки, которые детально должны быть приведены в республиканской целевой программе.
    

В числе важнейших мер: организация освоения и промышленного использования имеющегося потенциала региональных видов биотоплива, техническое перевооружение (реконструкция) и строительство новых источников теплоснабжения, повышение инвестиционной привлекательности для привлечения в энергетику республики новых ресурсосберегающих технологий, организация научно-методического обеспечения и формирование базы данных для принятия оперативных и стратегических решений.    
      
     2. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
      
     2.1. Характеристика сырьевой базы торфяных залежей  Республики Карелия
    
     
     На территории Республики Карелия торфяники занимают площадь, равную 5450000 гектаров, что составляет 31 процент от общей площади территории республики (172400 квадратных километров). Общая площадь болот в Республике Карелия составляет 3,54 миллионов гектаров, из них исследовано и признано пригодными для промышленных разработок - 710000 гектаров.     
      
     Однако, несмотря на большое количество торфяных месторождений, сектор промышленного производства торфа находится только в стадии становления и не относится к ведущим отраслям экономики республики.     
     
     Общий объем исследованных полезных запасов торфа составляет более 2 миллиардов тонн. По данным Карельского научного центра Российской академии наук ежегодно возобновляющийся запас торфа (естественный прирост) составляет около 5,7 миллионов кубических метров.   
       
     Основные исследования торфяных месторождений Республики Карелия проводились в период 1994-98 годы в рамках программы ТАСИС. В работе принимали участие эксперты из Финляндии и Ирландии в тесном взаимодействии с карельскими учеными, местными экспертами в области торфяной промышленности, а также с представителями органов местного самоуправления на местах.   
        
     В ходе проводимых исследований выявлялись не только запасы торфа, имеющего промышленное значение, но и наличие осушенных болот, процедура прохождения лицензирования, производились расчеты технико-экономических показателей производства топливного торфа, технические возможности теплоснабжающих предприятий по использованию топливного торфа, возможности существующих производственных структур и необходимость создания специализированных предприятий по производству торфа.   
       
     К настоящему времени выявлено и разведано 1394 торфяных месторождения (общие сведения приведены в таблице 5). Наиболее полно изучены районы Приладожья, Суоярвский, Олонецкий, Пряжинский, Пудожский и Медвежьегорский. Болота северной и средней Карелии в основном имеют запасы слаборазложившегося торфа и требуют более тщательного исследования и отбора.    


     Торфяные месторождения Республики Карелия разнообразны по размерам площадей, мощности, строению, типам залежи и техническим свойствам торфа. Характерным для заторфованной территории Республики Карелия является наличие всех типов торфяных залежей.    
      
     По запасам торфа торфяные месторождения верхового типа составляют 42,8 процентов. Доля запасов низинного, переходного и смешанного типов соответственно равна: 28,55; 20,35 и 8,4 процентов.     
     
     Торфяные залежи верхового типа сложены в основном сфагновыми и пушицевыми видами торфа.     
      
     Степень разложения сфагновых видов торфа самая низкая, зольность колеблется от 1,5 до 3,5 процентов. Для низинного и переходного типов торфа характерны более высокие показатели степени разложения и зольности. Однако зазоленных торфяных месторождений в республике нет. На торфяных месторождениях верхового типа сосредоточены крупные запасы торфа малой степени разложения.
    
      Тем не менее, многие малые и средние по размерам торфяные месторождения, наиболее распространенные на территории республики, также располагают запасами торфа малой степени разложения, что создает предпосылки к их широкому использованию.
   
       Осушенные для промышленной добычи торфа болота в районах республики представляют собой сравнительно небольшие по площади и лучшие по своим качественным характеристикам месторождения. Качественные характеристики торфа таковы, что позволяют использовать его для производства различных видов продукции:

топлива (кусковой, фрезерный торф, брикеты, пеллеты);
     
     сельскохозяйственной подстилки;
     
     строительных материалов;
     
     органических удобрений;
     
     кормовых дрожжей.

Низкая зольность, средняя степень разложения торфа большинства осушенных месторождений дает возможность использовать их для добычи топливного торфа.

Таблица 4

Осушенные торфяные месторождения в разрезе районов

N
по кадастру

Наименование месторождения по кадастру

Расстояние от райцентра до месторождения, километров

Использование площадей,
гектар,

Современное использование и состояние

Принадлежность используемых земель

торфяные площадки

сельскохозяйственные угодья

1

2

3

4

5

6

7

Пудожский муниципальный район

1318

Круглое болото

25

103,4

-

не используется, каналы заросли мелколесьем, на площади редкий кустарник

ГЗФ*

3285

Бочиловское
болото

16

156,2

-

не используется, каналы заросли мелколесьем, редким кустарником

ГЗФ

3285

Бочилово 1 -
болото

22

-

209

частные сенокосы
каналы заросли мелколесьем

ГЗФ

3286

Афанасьевка -
болото

19

47,5

-

не используется, каналы заросли мелколесьем, на площади редкий кустарник

ГЗФ

17

Сума-Шальский 1 болото

30

-

98

не используется, сенокосы

ГЗФ

Сума-Шальский 2 болото

31

-

241

не используется, сенокосы

ГЗФ

528

Филимоновское болото

4

-

100

не используется, сенокосы, каналы заросли, кустарником и мелколесьем.

ГЗФ

Олонецкий национальный муниципальный район

768

Сармягское
болото

11

538

-

86 гектаров занято лесом

земли запаса

Безымянное
болото

10

44,5

129,3

выработано, не используется

земли запаса

Восточное болото

10

-

230,6

не используется

земли запаса

Инемское болото

30

-

216

не используется

земли запаса

Чупу-Суо болото

7

-

331

не используется

ГЗФ

Чупу-Суо 2 болото

11

-

331

используется под сельскохозяйственные культуры

в аренде
у ОАО "Племсовхоз
"Мегрега"

1241

Кукша Гора
болото

48

205

-

заросло, не используется

ГЗФ

754

Ильинское болото

используется частично, частный сектор

в аренде у
ООО "Агрофирма        "Тукса"

Старый совхоз болото

28

-

271

используется частично, выработано

земли запаса

Новинка болото

26

-

353

3665

Заболоченная площадь

18

84,3

-

не используется

земли запаса

Прионежский муниципальный район

704

Половинное болото

66

-

80

сельхозугодья

земли запаса

725

Сюрьгинское
болото

66

-

80

сельхозугодья

земли запаса

725

Сюрьга-2 болото

64

88

-

требуется капитальный ремонт, не используется

земли запаса

734

Гладкое болото

9,1

112

-

частично осушено,
не используется

земли запаса

Ланденпохский муниципальный район

1102

Суури-Суо болото

38

95,3

-

добыча торфа

земли запаса

1091

Васкеламен-Суо болото

14

61

-

добыча торфа велась, не используется

земли запаса

1106

Торхо-Йоки болото

21

9

-

в настоящее время не используется

земли запаса

Суоярвский муниципальный район

1024

Мекко-Суо болото

10

100

-

частично горело,
заросло

птицефабрика "Суоярви"

1021

Паперо болото

17

87

-

частично заросло,
велась добыча

ГЗФ

Пряжинский муниципальный район

605

Агвен-Суо болото

50

81,8

-

15 гектаров для добычи, 66 гектаров заросло по канавам

ЗАО
 "Эссойла"

664

торфоплощадка Финское болото

65

63

-

частично выработано

ГЗФ

Финское болото

65

-

538

под сельскохозяйственные культуры;  
заросло

ГП Племсовхоз "Ведлозерский"

1192

Маньгское болото

10

-

60

используется под сельскохозяйственные культуры 30,5 гектаров. Выработано 25 гектаров, не используется 86 гектаров

ЗАО "Пряжинское"

Маньга болото

10

55,6

-

торфопплощадка Свят-Ламба

10

98,3

-

Свят-Ламба болото

10

-

100

676

Валу-Суо

14

39,8

-

добыча топливного торфа

ЗАО "Пряжинское"

Сосновое болото

14

-

296,3

под сельскохозяйственные культуры

620

Киндасово -3
болото

25

-

182,1

601

Болото-11

83

85

-

добыча удобрительного торфа

ОАО "Агрокомплекс им. В.М.Зайцева"

Нижнее Падозеро болото

633

Кивиниемское
болото

52

-

138

под сельскохозяйственные культуры

ЗАО "Пряжинское"

606

Лиежесуо болото

48

-

545,4

под сельскохозяйственные культуры

ЗАО
"Эссойла"

Сортавальский муниципальный район

1333

Менсунваара
 болото

32

29,8

-

не используется, заросло мелколесьем

МУП Племсовхоз
им. А.М.Дзюбенко

1323

Суури -Суо торфоплощадка

30

208

-

использовалась для добычи торфа, каналы заросли кустарником, мелколесьем.

Сортавальский сельскохозяйственный техникум

572

Рюттю болото

24

30,9

-

выработано, заросло

ГЗФ

Об одобрении Концепции региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы

Название документа: Об одобрении Концепции региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы

Номер документа: 275р-П

Вид документа: Распоряжение Правительства Республики Карелия

Принявший орган: Правительство Республики Карелия

Статус: Действующий

Опубликован: Собрание Законодательства Республики Карелия N 9 2006 г. Ст.1049
Дата принятия: 08 сентября 2006

Дата начала действия: 08 сентября 2006
Дата редакции: 16 ноября 2006