ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об утверждении Республиканской целевой программы
по энергосбережению на период до 2006 года
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Карелия «О республиканских целевых программах» Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу по энергосбережению на период до 2006 года, одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 15 марта 2004 года N 119р-П.
2. Направить настоящее Постановление в Правительство Республики Карелия.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Республики Карелия Н.И. Левин
г. Петрозаводск
19 мая 2004 года
N 1170-III ЗС
ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства Республики Карелия
от 15 марта 2004 г. N 119р-П
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Законодательного Собрания
Республики Карелия от 19 мая 2004 г. N 1170-III ЗС
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
по энергосбережению на период до 2006 года
ПАСПОРТ
Республиканской целевой программы по энергосбережению на период до 2006 года
Наименование Программы | - Республиканская целевая программа по энергосбережению на период до 2006 года |
Нормативно-правовое обеспечение Программы | - постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 796 «О федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика на 2002 - 2006 годы и на перспективу до 2010 года»; |
Государственный заказчик Программы | - Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия - координатор Программы; |
Государственный комитет Республики Карелия по лесному и горнопромышленному комплексу - энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса; Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства - энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве, энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса | |
Основные разработчики Программы | - Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия; Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства; федеральное государственное учреждение «Управление государственного энергетического надзора по Карело-Кольскому региону» (далее - УГЭН) |
Цели и задачи Программы, важнейшие показатели | - повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития; |
Срок реализации Программы | 2004 - 2006 годы |
Основные направления Программы | - энергосбережение в сфере производства и потребления: |
Исполнители Программы | - органы исполнительной власти Республики Карелия, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия (по согласованию), организации (по согласованию) |
Объем и источники финансирования Программы | - общий объем средств финансирования, необходимый для реализации Программы за период 2004 - 2006 годов - 2,329 млрд. рублей, в том числе за счет средств: бюджета Республики Карелия - 194,7 млн. рублей; местных бюджетов - 17,6 млн. рублей; внебюджетных источников (кредитов финансовых организаций, средств предприятий и т. п.) - 2266,3 млн. рублей; средства федерального бюджета - 45 млн. рублей |
Ожидаемый экономический эффект от внедрения мероприятий Программы | - всего за период 2004 - 2006 годов - 276,92 тыс. тонн условного топлива (далее - т.у.т.), в том числе в пересчете на т.у.т.: по тепловой энергии - 4,954 тыс. т.у.т.; по электроэнергии - 8,85 тыс. т.у.т.; по котельно-печному топливу - 263,117 тыс. т.у.т. при цене тонны условного топлива 2610 руб./т.у.т. экономический эффект составит 722,8 млн. рублей |
Организация и контроль за исполнением Программы | - ответственность за организацию и контроль за исполнением Программы возлагается на Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Региональную энергетическую комиссию Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия и соответствующие органы исполнительной власти Республики Карелия, администрации местного самоуправления муниципального образования республики (по согласованию), государственные органы надзора и инспекции топливно-энергетиче-ского комплекса, действующие на территории Республики Карелия (по согласованию) |
1. ВВЕДЕНИЕ
Разработка Республиканской целевой программы по энергосбережению на период до 2006 года производилась на основании Федерального закона от 3 апреля 19966 года N 28-ФЗ «Об энергосбережении», Закона Республики Карелия от 25 февраля 1998 года N 264-ЗРК «Об энергосбережении», распоряжения Правительства Респуб-лики Карелия от 12 августа 2002 года N 192 р-П. Для разработки Программы указанным распоряжением была образована рабочая комиссия в составе представителей органов государственной власти (Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре), федерального государственного учреждения «Управление государственного энергетического надзора по Карело-Кольскому региону», крупнейших промышленных предприятий республики (ОАО «Кондопога», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «Карельский окатыш», ОАО «Надвоицкий алюминиевый завод», ОАО «Петрозаводскбуммаш»), Петрозаводского государственного университета и Карельского научного центра Российской академии наук.
По сравнению с 1990 годом энергоемкость отечественной экономики возросла на 22% и в настоящее время в 3 - 3,5 раза выше, чем в промышленно развитых странах Европы и в США.
По сравнению с российским в Республике Карелия уровень потребления на душу населения топлива выше на 23%, тепловой энергии - на 45%, электроэнергии - на 64%. Повышенная удельная энергоемкость экономики Карелии усугубляет дефицит топливно-энергетических ресурсов.
С ростом цен на энергоносители возрастают финансовые затраты на энергию и топливо, получаемые из других регионов России. Сохранение нынешнего уровня энергоемкости промышленного производства приводит к неконкурентоспособности выпускаемой продукции.
В последнее десятилетие в отраслях топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) накапливались нерешенные проблемы, которые состоят в следующем:
- не создан благоприятный инвестиционный климат, в результате чего объем годовых инвестиций в ТЭК за эти годы снизился более чем в 3 раза;
- не удалось добиться технического перевооружения как «большой», так и коммунальной энергетики;
- не произошло снижение энергоемкости экономики республики;
- диспропорции в ценовой и налоговой политике государства привели к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства отраслей ТЭК и к деформациям структуры спроса на энергоносители;
- в стадии формирования находится целостная система законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций ТЭК.
Программа призвана обеспечить реализацию государственной энергетической стратегии и предусматривает, участие органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления в разработке и реализации мероприятий, направленных на решение проблем ТЭК и обеспечение его сбалансированного развития.
Целевая направленность Программы определяется необходимостью решения задач, связанных с низкой энергоэффективностью экономики республики, и как следствие - с высокими издержками общества на свое энергообеспечение, необходимостью устойчивого энергоснабжения населения и экономики, снижения техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду.
Предусматривается создание социально ориентированного конкурентоспособного топливно-энергетического сектора экономики, основанного на рыночных условиях хозяйствования, и снижение энергоемкости валового продукта за счет структурных и технологических изменен-ий в энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслях. Реализация Программы позволит уменьшить потребность в энергоресурсах на 276,92 тыс. т.у.т. (8,8 % от общего объема первичных топливно-энергетических ресурсов), снизить затраты на производство продукции и оказание коммунальных услуг.
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
Анализ итогов работы по энергосбережению за период с 1997 - 2002 годов
Работа в Республике Карелия в области энергосбережения принимает все более системный характер. В 2000 году завершила свое действие целевая республиканская программа «Энергосбережение Республики Карелия до 2000 года». В процесс энергосбережения на территории республики были вовлечены практически все отрасли экономики республики: наука, промышленность, энергетика, жилищная и социальная сфера, транспорт, сельское хозяйство.
Однако работа по энергосбережению на территории республики в данный промежуток времени по разным причинам не приобрела значительных масштабов, о чем говорят итоги выполнения программы. Потенциал энергосбережения, имеющийся в Республике Карелия, используется в незначительной мере. Основными причинами. сдерживающими использование всего потенциала энергосбережения, является несовершенство нормативно-правового обеспечения энергосбережения, недостаточная освоенность предлагаемых инновационных технологий, недостаточность информации о внедрении конкретных энергосберегающих проектов.
За период 1997 - 2000 годы в энергосбережение было вложено 239,22 млн. рублей, что составило 27% от программного показателя. При этом энергетическая эффективность программы составила 58,47 тыс. т.у.т., а экономическая эффективность 31,44 млн. рублей. .
Таким образом, реализация программы «Энергосбережение Республики. Карелия до 2000 года» не оказала решающего значения на использование потенциала энергосбережения Республики Карелия, оцененного программой в 2 млн. т.у.т. В настоящее время Правительство Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации и, в частности, комиссия Государственной Думы по энергосбережению настойчиво рекомендуют усилить роль государства в деле энергосбережения.
В отраслях ТЭК и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) накапливались нерешенные проблемы, которые состоят в следующем:
не создан благоприятный инвестиционный климат для широкого внедрения энергосберегающих технологий и оборудования;
не произошло снижения энергоемкости выпускаемой продукции, которая возросла на 20% по сравнению с 1990 годом;
не сформирована целостная система законодательных и правовых нормативных актов, регулирующих деятельность энергоснабжающих организаций ТЭК в разработке и реализации энергосберегающих мероприятий и проектов.
Очевидная и многократно проверенная в мировой практике хозяйствования политика экономии энергоресурсов не стала у нас определяющим направлением в жилищно-коммунальной и других сферах.
Цель, задачи и основные положения Программы
Целью Программы является:
- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития; .
- существенное снижение объема потребления республикой топливно-энергетических ресурсов за счет использования энергосберегающих технологий и оборудования;
- уменьшение негативного воздействия объектов топливно-энергетического комплекса на окружающую природную среду;
- снижение бюджетных расходов на оплату энергоресурсов, потребленных объектами социальной сферы (учреждениями здравоохранения, образования, культуры и др.);
- создание топливной базы республики на основе местных видов топлива (торфа, древесной щепы и отходов деревопереработки);
- повышение надежности энергетического обеспечения региона.
В рамках данной Программы будет продолжаться осуществление решения задачи привлечения к работе по энергосбережению как потребителей энергии, так и ее поставщиков, а также республиканских структур, отвечающих за финансовое сопровождение Программы.
В Программу включены технические и организационно-технические мероприятия.
Основными показателями Программы выступает стоимость (затраты на проведение энергосберегающих мероприятий и ожидаемая от них экономическая и другая эффективность).
Характеристика топливно-энергетического комплекса
Электроэнергетика
Основу топливно-энергетического комплекса Республики Карелия составляют предприятия по производству электрической и тепловой энергии, входящие в систему ОАО «Карелэнерго», дочернее предприятие РАО «ЕЭС России». Основная часть электроэнергии в республике вырабатывается 17 гидроэлектростанциями (6 из которых малые), Петрозаводской ТЭЦ и блок-станциями, принадлежащими предприятиям целлюлозно-бумажной промышленности.
Структура генерирующих мощностей Республики Карелия
N п/п | Наименование электростанции | Установленная мощность, МВт |
Гидроэлектростанции | ||
1. | Кондопожская | 25,6 |
2. | Пальеозерская | 25,0 |
3. | Ондская | 80,0 |
4. | Палокоргская | 30,0 |
5. | Маткожненская | 63,0 |
6. | Выгостровская | 40,0 |
7. | Беломорская | 27,0 |
8. | Путкинская | 84,0 |
9. | Подужемская | 48,0 |
10. | Кривопорожская | 180,0 |
11. | Юшкозерская | 18,0 |
12. | Хямекоски | 2,7 |
13. | Харлу | 3,0 |
14. | Суури-йоки | 1,3 |
15. | Пиени-йоки | 1,3 |
16. | Игнойла | 2,7 |
17. | Питкякоски | 1,2 |
Всего по ГЭС | 632,8 | |
Тепловые электростанции | ||
Петрозаводская ТЭЦ |
| |
Дизельные электростанции | ||
ДЭС на о. Валаам | 1,0 | |
Всего по дизельным электростанциям | 1,0 | |
Всего по ОАО «Карелэнерго» | 915,3 | |
Блок-станции | ||
1. | ТЭЦ ОАО «Кондопога» | 108 |
2. | ТЭЦ ОАО «Сегежский ЦБК» | 66 |
3. | ТЭЦ ОАО «Целлюлозный завод «Питклранта» | 24 |
Всего по блок-станциям | 198 | |
Всего по Республике Карелия | 1113,3 |