ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Республиканской целевой программы
по энергосбережению на период до 2006 года


В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Карелия «О республиканских целевых программах» Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу по энергосбережению на период до 2006 года, одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 15 марта 2004 года N 119р-П.

2. Направить настоящее Постановление в Правительство Республики Карелия.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

   

  Председатель
Законодательного Собрания
      Республики Карелия Н.И. Левин




г. Петрозаводск

19 мая 2004 года

N  1170-III ЗС

 

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства Республики Карелия
 от 15 марта 2004 г. N 119р-П

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Законодательного Собрания
 Республики Карелия от 19 мая 2004 г. N 1170-III ЗС


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
по энергосбережению на период до 2006 года

ПАСПОРТ
Республиканской целевой программы по энергосбережению на период до 2006 года

Наименование Программы

- Республиканская целевая программа по энергосбережению на период до 2006 года

Нормативно-правовое обеспечение Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 796 «О федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика на 2002 - 2006 годы и на перспективу до 2010 года»;
Закон Республики Карелия «Об энергосбережении»;
постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 25 августа 2003 года N 66-э/1 «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 год»

Государственный заказчик Программы

- Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия - координатор Программы;
Министерство экономического развития Республики Карелия - энергосбережение в промышленности, энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса, энергосбережение на транспорте, энергосбережение в организациях (учреждениях) республиканской бюджетной сферы, контроль за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов;


Государственный комитет Республики Карелия по лесному и горнопромышленному комплексу - энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса; Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства - энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве, энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса

Основные разработчики Программы

- Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия; Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства; федеральное государственное учреждение «Управление государственного энергетического надзора по Карело-Кольскому региону» (далее - УГЭН)

Цели и задачи Программы, важнейшие показатели


- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития;
существенное снижение объема потребления республикой топливно-энергетических ресурсов за счет использования энергосберегающих технологий и оборудования;
уменьшение негативного воздействия объектов топливно-энергетического комплекса на окружающую природную среду;
снижение бюджетных расходов на оплату энергоресурсов, потребленных объектами социальной сферы (учреждениями здравоохранения, образования, культуры и др.);
создание топливной базы республики на основе местных видов топлива (торфа, древесной щепы и отходов дерево-переработки);
повышение надежности энергетического обеспечения региона.
Основными показателями Программы выступают: стоимость (затраты на проведение) энергоэффективных мероприятий и ожидаемый от них эффект (экономия в натуральных и стоимостных показателях)

Срок реализации Программы

2004 - 2006 годы

Основные направления Программы

- энергосбережение в сфере производства и потребления:
энергосбережение в промышленности;
энергосбережение в ОАО «Карелэнерго»;
энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве;
энергосбережение на транспорте;
энергосбережение в сельском хозяйстве;
энергосбережение в организациях (учреждениях) республиканской бюджетной сферы

Исполнители Программы

- органы исполнительной власти Республики Карелия, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия (по согласованию), организации (по согласованию)

Объем и источники финансирования Программы

- общий объем средств финансирования, необходимый для реализации Программы за период 2004 - 2006 годов - 2,329 млрд. рублей, в том числе за счет средств: бюджета Республики Карелия - 194,7 млн. рублей; местных бюджетов - 17,6 млн. рублей; внебюджетных источников (кредитов финансовых организаций, средств предприятий и т. п.) - 2266,3 млн. рублей; средства федерального бюджета - 45 млн. рублей

Ожидаемый экономический эффект от внедрения мероприятий Программы

- всего за период 2004 - 2006 годов - 276,92 тыс. тонн условного топлива (далее - т.у.т.), в том числе в пересчете на т.у.т.: по тепловой энергии - 4,954 тыс. т.у.т.; по электроэнергии - 8,85 тыс. т.у.т.; по котельно-печному топливу - 263,117 тыс. т.у.т. при цене тонны условного топлива 2610 руб./т.у.т. экономический эффект составит 722,8 млн. рублей

Организация и контроль за исполнением Программы

- ответственность за организацию и контроль за исполнением Программы возлагается на Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Региональную энергетическую комиссию Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия и соответствующие органы исполнительной власти Республики Карелия, администрации местного самоуправления муниципального образования республики (по согласованию), государственные органы надзора и инспекции топливно-энергетиче-ского комплекса, действующие на территории Республики Карелия (по согласованию)


1. ВВЕДЕНИЕ

Разработка Республиканской целевой программы по энергосбережению на период до 2006 года производилась на основании Федерального закона от 3 апреля 19966 года N 28-ФЗ «Об энергосбережении», Закона Республики Карелия от 25 февраля 1998 года N 264-ЗРК «Об энергосбережении», распоряжения Правительства Респуб-лики Карелия от 12 августа 2002 года N 192 р-П. Для разработки Программы указанным распоряжением была образована рабочая комиссия в составе представителей органов государственной власти (Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре), федерального государственного учреждения «Управление государственного энергетического надзора по Карело-Кольскому региону», крупнейших промышленных предприятий республики (ОАО «Кондопога», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «Карельский окатыш», ОАО «Надвоицкий алюминиевый завод», ОАО «Петрозаводскбуммаш»), Петрозаводского государственного университета и Карельского научного центра Российской академии наук.

По сравнению с 1990 годом энергоемкость отечественной экономики возросла на 22% и в настоящее время в 3 - 3,5 раза выше, чем в промышленно развитых странах Европы и в США.

По сравнению с российским в Республике Карелия уровень потребления на душу населения топлива выше на 23%, тепловой энергии - на 45%, электроэнергии - на 64%. Повышенная удельная энергоемкость экономики Карелии усугубляет дефицит топливно-энергетических ресурсов.

С ростом цен на энергоносители возрастают финансовые затраты на энергию и топливо, получаемые из других регионов России. Сохранение нынешнего уровня энергоемкости промышленного производства приводит к неконкурентоспособности выпускаемой продукции.

В последнее десятилетие в отраслях топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) накапливались нерешенные проблемы, которые состоят в следующем:

- не создан благоприятный инвестиционный климат, в результате чего объем годовых инвестиций в ТЭК за эти годы снизился более чем в 3 раза;

- не удалось добиться технического перевооружения как «большой», так и коммунальной энергетики;

- не произошло снижение энергоемкости экономики республики;

- диспропорции в ценовой и налоговой политике государства привели к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства отраслей ТЭК и к деформациям структуры спроса на энергоносители;

- в стадии формирования находится целостная система законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций ТЭК.

Программа призвана обеспечить реализацию государственной энергетической стратегии и предусматривает, участие органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления в разработке и реализации мероприятий, направленных на решение проблем ТЭК и обеспечение его сбалансированного развития.

Целевая направленность Программы определяется необходимостью решения задач, связанных с низкой энергоэффективностью экономики республики, и как следствие - с высокими издержками общества на свое энергообеспечение, необходимостью устойчивого энергоснабжения населения и экономики, снижения техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду.

Предусматривается создание социально ориентированного конкурентоспособного топливно-энергетического сектора экономики, основанного на рыночных условиях хозяйствования, и снижение энергоемкости валового продукта за счет структурных и технологических изменен-ий в энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслях. Реализация Программы позволит уменьшить потребность в энергоресурсах на 276,92 тыс. т.у.т. (8,8 % от общего объема первичных топливно-энергетических ресурсов), снизить затраты на производство продукции и оказание коммунальных услуг.

2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

Анализ итогов работы по энергосбережению за период с 1997 - 2002 годов

Работа в Республике Карелия в области энергосбережения принимает все более системный характер. В 2000 году завершила свое действие целевая республиканская программа «Энергосбережение Республики Карелия до 2000 года». В процесс энергосбережения на территории республики были вовлечены практически все отрасли экономики республики: наука, промышленность, энергетика, жилищная и социальная сфера, транспорт, сельское хозяйство.

Однако работа по энергосбережению на территории республики в данный промежуток времени по разным причинам не приобрела значительных масштабов, о чем говорят итоги выполнения программы. Потенциал энергосбережения, имеющийся в Республике Карелия, используется в незначительной мере. Основными причинами. сдерживающими использование всего потенциала энергосбережения, является несовершенство нормативно-правового обеспечения энергосбережения, недостаточная освоенность предлагаемых инновационных технологий, недостаточность информации о внедрении конкретных энергосберегающих проектов.

За период 1997 - 2000 годы в энергосбережение было вложено 239,22 млн. рублей, что составило 27% от программного показателя. При этом энергетическая эффективность программы составила 58,47 тыс. т.у.т., а экономическая эффективность 31,44 млн. рублей.                                .

Таким образом, реализация программы «Энергосбережение Республики. Карелия до 2000 года» не оказала решающего значения на использование потенциала энергосбережения Республики Карелия, оцененного программой в 2 млн. т.у.т. В настоящее время Правительство Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации и, в частности, комиссия Государственной Думы по энергосбережению настойчиво рекомендуют усилить роль государства в деле энергосбережения.

В отраслях ТЭК и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) накапливались нерешенные проблемы, которые состоят в следующем:

не создан благоприятный инвестиционный климат для широкого внедрения энергосберегающих технологий и оборудования;

не произошло снижения энергоемкости выпускаемой продукции, которая возросла на 20% по сравнению с 1990 годом;

не сформирована целостная система законодательных и правовых нормативных актов, регулирующих деятельность энергоснабжающих организаций ТЭК в разработке и реализации энергосберегающих мероприятий и проектов.

Очевидная и многократно проверенная в мировой практике хозяйствования политика экономии энергоресурсов не стала у нас определяющим направлением в жилищно-коммунальной и других сферах.

Цель, задачи и основные положения Программы

Целью Программы является:

- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития; .

- существенное снижение объема потребления республикой топливно-энергетических ресурсов за счет использования энергосберегающих технологий и оборудования;

- уменьшение негативного воздействия объектов топливно-энергетического комплекса на окружающую природную среду;

- снижение бюджетных расходов на оплату энергоресурсов, потребленных объектами социальной сферы (учреждениями здравоохранения, образования, культуры и др.);

- создание топливной базы республики на основе местных видов топлива (торфа, древесной щепы и отходов деревопереработки);

- повышение надежности энергетического обеспечения региона.

В рамках данной Программы будет продолжаться осуществление решения задачи привлечения к работе по энергосбережению как потребителей энергии, так и ее поставщиков, а также республиканских структур, отвечающих за финансовое сопровождение Программы.

В Программу включены технические и организационно-технические мероприятия.

Основными показателями Программы выступает стоимость (затраты на проведение энергосберегающих мероприятий и ожидаемая от них экономическая и другая эффективность).

Характеристика топливно-энергетического комплекса

Электроэнергетика

Основу топливно-энергетического комплекса Республики Карелия составляют предприятия по производству электрической и тепловой энергии, входящие в систему ОАО «Карелэнерго», дочернее предприятие РАО «ЕЭС России». Основная часть электроэнергии в республике вырабатывается 17 гидроэлектростанциями (6 из которых малые), Петрозаводской ТЭЦ и блок-станциями, принадлежащими предприятиям целлюлозно-бумажной промышленности.

Структура генерирующих мощностей Республики Карелия

N п/п

Наименование электростанции

Установленная мощность, МВт


Гидроэлектростанции


1.

Кондопожская

25,6

2.

Пальеозерская

25,0

3.

Ондская

80,0

4.

Палокоргская

30,0

5.

Маткожненская

63,0

6.

Выгостровская

40,0

7.

Беломорская

27,0

8.

Путкинская

84,0

9.

Подужемская

48,0

10.

Кривопорожская

180,0

11.

Юшкозерская

18,0

12.

Хямекоски

2,7

13.

Харлу

3,0

14.

Суури-йоки

1,3

15.

Пиени-йоки

1,3

16.

Игнойла

2,7

17.

Питкякоски

1,2


Всего по ГЭС

632,8


Тепловые электростанции



Петрозаводская ТЭЦ
- электроэнергия
- теплоэнергия, тыс. Гкал


280,0
689 Гкал/час


Дизельные электростанции



ДЭС на о. Валаам

1,0


Всего по дизельным электростанциям

1,0


Всего по ОАО «Карелэнерго»

915,3


Блок-станции


1.

ТЭЦ ОАО «Кондопога»

108

2.

ТЭЦ ОАО «Сегежский ЦБК»

66

3.

ТЭЦ ОАО «Целлюлозный завод «Питклранта»

24


Всего по блок-станциям

198


Всего по Республике Карелия

1113,3

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»