ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Республиканской целевой программы
«Социальное развитие села Республики Карелия до 2010 года»

____________________

Документ с изменениями, внесенными

26.01.06 г. Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу «Социальное развитие села Республики Карелия до 2010 года»" от 26.01.2006 N 2256-III ЗС

По всему тексту Программы и приложений к ней слова «Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре» и слова «Государственный комитет Республики Карелия по строительству, эксплуатации и содержанию автомобильных дорог» заменены словами «Министерство строительства Республики Карелия»

____________________

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Карелия «О республиканских целевых программах» Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу «Социальное развитие села Республики Карелия до 2010 года», одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 25 ноября 2003 года N 460р-П.

2. Направить данное постановление в Правительство Республики Карелия.


  Председатель
Законодательного Собрания
     Республики Карелия Н.И. Левин



г. Петрозаводск

11 декабря 2003 года

N 905-III ЗС

     ОДОБРЕНА
     распоряжением Правительства Республики Карелия
     от 25 ноября 2003 года
     N 460 р-П

     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Законодательного
Собрания Республики Карелия
от 11 декабря 2003 г.
N 905-III ЗС

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Социальное развитие села Республики Карелия до 2010 года»

ПАСПОРТ
республиканской целевой программы «Социальное развитие села Республики Карелия до 2010 года»

Наименование Программы

- республиканская целевая программа «Социальное развитие села Республики Карелия до 2010 года»

Основание для разработки Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года»; постановление Правительства Республики Карелия от 18 марта 2003 года N 25-П «О Межведомственной комиссии по вопросам развития села»

Государственный заказчик-координатор Программы

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия

Цели и задачи Программы

- основными целями Программы являются: повышение социального и инженерного обустройства муниципальных образований; улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
- основными задачами Программы являются: подготовка и создание условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований; создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности; закрепление кадров на селе

Сроки и этапы реализации Программы

- 2004 - 2010 годы: I этап - 2004 - 2006 годы; II этап - 2007 - 2010 годы

Основные мероприятия Программы

- мероприятия сгруппированы по следующим напрар лениям: жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура, торговое и бытовое обслуживание информационно-консультационное обеспечение, электрификация, газификация, водоснабжение, телекомуникационная связь, дорожное строительство. Система программных мероприятий обеспечивает расширение доступности улучшения жилищных условий с учетом платежеспособности сельского населения и установленных социальных стандартов; улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медицинской помощи; повышение образовательного уровня и качества образования сельских учащихся; активизацию культурно-досуговой деятельности на селе; развитие и расширение торгового, бытового и информационно-консультационного обслуживания на селе: повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений; обеспечение и повышение качества телефонной и телекоммуникационной связи; расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием; повышение уровня занятости и закрепление кадров на селе

Объем и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования, необходимый для реализации Программы (далее - объем финансирования), составляет в ценах 2002 года 1395,64 млн. рублей в том числе: средства бюджета Республики Карелия - 710,74 млн. рублей средства Территориального дорожного фонда Республики Карелия - 80,00 млн. рублей средства федерального бюджета - 203,80 млн. рублей средства местных бюджетов - 53,70 млн. рублей привлеченные внебюджетные средства - 347,40 млн. дублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- улучшение жилищных условий более 600 семей в сельской местности; обеспечение газификации 3 сельских населенных пунктов природным газом; обеспечение бесперебойного снабжения свыше 200 тысяч сельских потребителей электрической энергией;
сохранение достигнутого к началу реализации Программы уровеня обеспеченности сельского населения бльничными койками, амбулаториями;
сохранение достигнутого к началу реализации Программы уровня обеспеченности сельского населения клубными и другими культурно-досуговыми, культурно-спортивными учреждениями;
улучшение торгового, бытового и информационно- консультационного обслуживания сельского населения; обеспечение до 70 % сельского населения качественной питьевой водой;
обеспечение ввода 12 тысяч телефонных номеров; приведение в нормативное техническое состояние 175 километров автомобильных дорог в сельской местности;
повышение обеспеченности агропромышленного комплекса квалифицированными кадрами и учреждений социальной сферы муниципальных образований работниками социально значимых профессий

Корректировка Программы

- Программа корректируется по результатам фактического исполнения по представлению органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Карелия и собственников жилья; корректировка Программы осуществляется государственным заказчиком - Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия

Система организации контроля за исполнением Программы

- информация о ходе выполнения Программы представляется в Правительство Республики Карелия к 15 февраля ежегодно


I. Введение

Республиканская целевая программа «Социальное развитие села Республики Карелия до 2010 года» разработана в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006-2010 годы и федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года».

Сложившаяся социальная ситуация на селе не создает социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

В результате спада сельскохозяйственного производства, ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера села находится в неудовлетворительном состоянии, увеличивается разница по уровню и условиям жизнедеятельности между сельским и городским населением, растут кадровые проблемы в сельском производстве и социальной сфере села.


II. Содержание проблемы


1. Жилищные условия

Жизненный уровень сельского населения, его благосостояние, закрепление профессиональных кадров, создание трудового потенциала напрямую зависят от жилищных условий на селе. Объемы государственных капитальных вложений в строительство жилья на селе в связи с переходом на рыночные отношения резко сокращены. В результате чего ввод жилья по сравнению с 1980 - 1985 годами сократился в 50 раз и составляет менее 1000 кв. метров год. Увеличивается отток сельского населения, возникают кадровые проблемы в сельскохозяйственном производстве и среди работников социально значимых профессий в связи с недостатком как специалистов с высшим образованием, так и среднего звена.

Без обеспечения жильем специалистов проблему кадров не решить.

Большая часть сельского жилфонда постройки 1950 - 1970 годов со стенами из бревен, бруса, щитовые, каркасно-засыпные в деревянном исполнении. Более 40 процентов сельского населения не обеспечены социальной нормой площади жилья и нуждаются в улучшении жилищных условий.


2. Здравоохранение

На основании паспортизации материально-технической базы учреждений здравоохранения Республики Карелия, проведенной в 1999 - 2000 годах установлено, что ее состояние, особенно районного сельского звена неудовлетворительное. Износ многих зданий учреждений здравоохранения составляет до 100 процентов.

Уровень оснащенности лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием крайне низкий. В учреждениях республики используется медицинское оборудование морально и физически устаревшее, выпуска 70-80-х годов.

3. Культура

За последние 10-15 лет состояние сельских клубов и домов культуры ухудшилось. Большинство из них требуют капитального ремонта. Оборудование сельских учреждений культуры морально и физически изношено. Практическое отсутствие культурных услуг, а также доступа к культурным ценностям в отдельных сельских населенных пунктах оказывают свое негативное влияние на престижность проживания в сельской местности.

4. Электрификация села

В республике еще имеются сельские населенные пункты, не подключенные к единым электросетям и не обеспеченные постоянным надежным электроснабжением.

Более 30 процентов линий электропередачи, имеющихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находятся в ветхом, технически непригодном состоянии.

Потери в электросетях из-за сверхнормативного износа возросли на 15-20 процентов, увеличивается продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов.

5. Газификация села

В республике только начато строительство газопроводов природного газа. В сельской местности отсутствуют газораспределительные станции и пункты, распределительные газовые сети природного газа.

6. Образование

Обостряется проблема доступности общего образования в сельской местности. Крайне неудовлетворительно состояние учебно-материальной базы сельских школ: многие здания нуждаются в капитальном ремонте, все виды благоустройства имеют не более 50 процентов школ.

Сокращается сеть дошкольных образовательных учреждений на селе, снижается охват детей общественным дошкольным образованием.

Уменьшается количество выпускников сельских школ, поступающих в высшие учебные заведения, и как следствие - снижение количества специалистов с высшим образованием на селе, даже среди сельских учителей.

7. Торговое и бытовое обслуживание

В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения сократилась розничная торговая сеть на селе.

Практически не осталось на селе предприятий общественного питания, прекратила функционировать в сельских населенных пунктах сеть предприятий бытового обслуживания.


     8. Телекоммуникационная связь


В республике из 780 сельских населенных пунктов телефонизировано 540. Межстанционная сеть в основном построена на воздушных линиях связи. На начало 2003 года неудовлетворенных заявлений по установке телефонов числится 9823. Очень низок уровень цифровизации сельских телефонных сетей, автоматического выхода на междугородные телефонные станции, таксофонной связи на селе.

     
     9. Водоснабжение села

Большие проблемы с водоснабжением имеют сельские населенные пункты республики. Значительная часть сельских систем водоснабжения не имеют необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работают неэффективно, водопроводные сети в основном проложены в 1970 - 1980 годы из стальных, чугунных труб и нуждаются в реконструкции, а 15 процентов - в полной замене.

Около 40 процентов сельского населения не охвачены централизованным водоснабжением.

10. Дорожное строительство

По предложению органов местного самоуправления за период с 1994 - 1996 годов на баланс Государственного комитета Республики Карелия по строительству, эксплуатации и содержанию автомобильных дорог были приняты все дороги, отнесенные к дорогам местного пользования, включая дороги сельскохозяйственных предприятий.

Оставшиеся сельские дороги необходимо приводить в нормативное техническое состояние для последующего включения в перечень территориальных дорог общего пользования Республики Карелия.

Из-за бездорожья сельские населенные пункты не должны оставаться без автобусного сообщения.

Нормальная дорожно-транспортная сеть в сельской местности сократит расходы предприятий села на ремонт и эксплуатацию техники, горюче-смазочные материалы, увеличит сроки эксплуатации транспорта и, как следствие, сработает на улучшение их экономики.

11. Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена социально-экономической остротой проблемы.

Для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной работы различных производств на селе, и в первую очередь сельскохозяйственного, выполнения селом демографической, трудоресурсной, культурной, природоохранной и других функций необходима государственная поддержка развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создания для сельского населения нормальных условий жизнедеятельности.

III. Основные цели Программы

12. Основными целями Программы являются:

- повышение уровня социального и инженерного обустройства муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и качества базовых социальных благ;

- улучшение жилищных условий сельского населения;

- создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от сельскохозяйственных предприятий в муниципальную собственность.


IV. Сроки и этапы реализации Программы

13. Программа предусматривает комплекс мероприятий, которые предполагается выполнить в течение 2004 - 2010 годов.

Реализацию Программы предполагается осуществить в два этапа. На первом этапе (2004-2006 годы) должны быть созданы методические, организационные и нормативно-правовые условия для реализации основных задач Программы:

- определение количества недостающих специалистов в социальной и производственной сферах села, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не обеспеченных жильем;

- определение объемов строительства (приобретения) жилья специалистам и семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в сельской местности;

- определение объемов строительства объектов социальной и коммунальной сфер;

- создание условий минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных действующим законодательством гражданам, проживающим в сельской местности.

На втором этапе (2007 - 2010 годы) должно быть продолжено выполнение мероприятий Программы:

- строительство и приобретение жилья для участников Программы;

- переход к формированию в муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт и, как следствие - закрепление кадров на селе, устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий.

Сроки реализации программных мероприятий на первом и втором этапах установлены в зависимости от приоритетности решения конкретных задач.

На первом этапе, исходя из ресурсных возможностей источников финансирования Программы, приоритетными направлениями государственной поддержки определяются: жилищное строительство, водоснабжение, электрификация, газификация, дорожное строительство в сельской местности.


V. Основные направления Программы

14. Развитие жилищного строительства в сельской местности В целях улучшения жилищных условий сельского населения, не обладающего достаточными собственными накоплениями, Программа предусматривает:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»