Российская Федерация
Республика Карелия    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 мая 2003 года N 177р-П


Об инвестиционной политике Правительства Республики Карелия на 2003-2006 годы


В целях реализации Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006-2010 годы и Основных направлений деятельности Правительства Республики Карелия по социально-экономическому развитию Республики Карелия на 2002-2006 годы, а также повышения инвестиционной привлекательности Республики Карелия:

1. Утвердить  прилагаемую программу "Инвестиционная политика Правительства Республики Карелия на 2003-2006 годы" (далее - Программа).

2. Считать основным приоритетом в работе Правительства Республики Карелия, органов исполнительной власти Республики Карелия в сфере экономики  на период 2003-2006 годов  создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности на территории Республики Карелия.

3. Установить, что одним из основных критериев оценки деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия является вклад в повышение инвестиционной привлекательности соответствующей сферы деятельности, привлечение средств федерального бюджета, внебюджетных источников, а также средств частных инвесторов для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Карелия.

4. Министерству экономического развития Республики Карелия начиная с 2003 года представлять Главе Республики Карелия аналитическую записку по итогам года об инвестиционной активности в разрезе отраслей экономики Республики Карелия, а также предложения по совершенствованию работы органов исполнительной власти Республики Карелия в этой сфере.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципаль-ных образований  Республики Карелия:

- при разработке  программ и стратегии развития муниципальных образований уделять  первостепенное внимание вопросам повышения их инвестиционной  привлекательности;

- назначить лиц, ответственных за реализацию инвестиционной деятельности, и довести данную информацию до сведения Правительства Республики Карелия;

- согласовать с Министерством экономического развития Республики Карелия сроки и порядок прохождения кратковременных стажировок по инвестиционной тематике назначенных ответственных лиц, а также специалистов экономических подразделений органов местного самоуправления.

6. Органам исполнительной власти Республики Карелия в течение 2003 года внести в программы развития отраслей изменения, направленные на повышение инвестиционного потенциала, снижение внутриотраслевых рисков для инвестиций и привлечение как государ-ственных инвестиций за счет средств федерального бюджета, так и частных инвестиций.

7. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Карелия Шурупова И.М.

           Глава
Республики Карелия С.Л.Катанандов


 Утверждена распоряжением
     Правительства Республики Карелия
     от 5 мая 2003 года N 177р-П

     

Программа

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ НА 2003-2006 годы

Настоящая Программа разработана в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 годов (с изменениями и дополнениями по итогам 1999-2001 годов и с учетом перспектив экономического и социального развития республики до 2006 года).

Программа призвана объединить усилия всех органов исполнительной власти Республики Карелия  на реализацию главного экономического приоритета Правительства Республики Карелия (далее - Правительство) - развитие инвестиционной деятельности.

Программа носит комплексный характер и построена на принципе преемственности деятельности Правительства Республики Карелия.

Реализация Программы планируется путем ежегодной разработки плана действий и мер по повышению инвестиционной привлекательности отраслей, районов, городов, через проведение организационно-технических мероприятий и равноправное взаимодействие со всеми субъектами инвестиционной деятельности, имеющих прямое или косвенное отношение к инвестиционному процессу.

Ожидаемым результатом от реализации данной Программы должен стать двухкратный рост объемов инвестиций в основной капитал предприятий республики к 2006 году, который позволит Правительству выполнить взятые на себя обязательства по росту общеэкономических показателей и доходов населения республики, зафиксированных в Основных направлениях деятельности Правительства Республики Карелия по социально-экономическому развитию Республики Карелия на 2002-2006 годы.

I. Общие условия развития инвестиционной деятельности в Республике Карелия

1.1.О необходимости развития инвестиционной деятельности     

Необходимость выработки новых приоритетов вызвана целым рядом обстоятельств и факторов, складывающихся в республике в последнее время. Экономический рост, который происходил в 1998-2001 годах, имел в своей основе экстенсивный характер, что вполне соответствовало ситуации. После более чем 50-процентного падения объемов производства на протяжении 90-х годов и финансового кризиса августа 1998 года основной задачей исполнительной власти встал вопрос о загрузке имеющихся производственных мощностей, восстановлении ряда остановившихся производств, воссоздании рабочих мест и ликвидации высокой безработицы. Девальвация рубля и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по основным экспортным товарам помогли республике выполнить эту задачу. Многие экспортно-ориентированные предприятия республики обновили за это время часть своих основных фондов. По ряду отраслей приостановлена и изменена на противоположную тенденция на увеличение степени износа основных фондов. Выросли объемы инвестиций в основной капитал предприятий, главным образом - за счет внутренних источников финансирования. Анализ показывает, что экстенсивный рост экономики и увеличение инвестиционной активности карельских предприятий не позволяет отраслям экономики выйти на новую качественную ступень своего развития. Те инвестиции, которые сегодня пришли в карельскую промышленность, направлены в своей основе на "экстенсивные цели": поддержание существующих мощностей и расширение выпуска традиционной продукции с низким уровнем обработки. Модернизация производства зачастую происходит на основе приобретения бывшего в употреблении импортного оборудования, что фиксирует технологическую отсталость промышленности республики и не улучшает характеристики по степени  морального износа техники.

Экономика республики подходит к такому рубежу, когда появление новых видов производств на российском рынке на основе инноваций, передовых технологий и современного оборудования несет в себе угрозу вытеснения продукции карельских предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках, падения эффективности производства. Ресурс экстенсивного роста экономики исчерпан. В долгосрочной и даже среднесрочной перспективе без принятия кардинальных мер по модернизации реального сектора экономики неотвратимо последуют негативные социальные явления. Особенно опасно промедление в таких приграничных регионах как Республика Карелия. Уже началось формирование единого экономического пространства ЕС - Россия. Россия стоит на пороге вступления во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Поэтому очень многое будет зависеть от того, какая инвестиционная политика будет осуществляться в приграничной Карелии в ближайшие годы.

Все это предполагает переход на более интенсивные методы инвестиционной политики, нацеленной на привлечение не столько внутренних инвестиций карельских предприятий, имеющих ограниченный характер, сколько на инвестиции из-за пределов республики, как отечественные, так и иностранные.

1.2.Инвестиционная деятельность в Республике Карелия

В целом инвестиционная деятельность в республике с момента дефолта характеризуется положительной тенденцией к росту. Базисный индекс физического объема инвестиций в основной капитал по результатам 2002 года составил 3,1 по отношению к 1997 году в сопоставимой оценке. Основная часть предприятий осуществляет инвестиции в нефинансовые активы, из них 32 % направлено на приобретение машин и оборудования (2002 г.) *) В 2002 году в экономику республики привлечено 10,9 млрд. рублей, что на 26% выше уровня 2001 года.

_________________________

*) См. диаграммы в приложении N 1 к настоящей Программе

Опросы, проведенные Национальным банком Республики Карелия в 2002 году, показывают, что инвестиционная деятельность предприятий республики в своей основе направлена на поддержание существующих мощностей (40%), интенсификацию и модернизацию производства (30%), расширение существующего производства (15-20%) и выпуск новой продукции (7-10%).

Одним из главных источников привлечения инвестиций в основной капитал предприятий являются их собственные средства (56 %-2002 г.), однако прослеживается тенденция на уменьшение доли собственных средств и увеличение доли привлеченных. С 1998 по 2002 годы доля привлеченных средств увеличилась с 21 до 44 %. Соответственно доля собственных средств предприятий снизилась с 79 до 56 %. Такая тенденция выглядит достаточно закономерной. Ухудшение финансового состояния предприятий в последние 2 года  снизили их возможности реинвестирования по своим главным источникам: амортизации и нераспределенной прибыли.

Существенной особенностью инвестиционной деятельности республики является соотношение объемов инвестиций в основной капитал по отраслям, производящим товары и оказывающих рыночные и нерыночные услуги. За 2002 год данное соотношение соответственно равнялось 26% и 74%, что увеличило разрыв по сравнению с 1998 годом (46% - 54%). Увеличение разрыва явилось следствием роста объемов инвестиций в транспортную инфраструктуру, главным образом - в железнодорожную. Рост инвестиций по линии Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС РФ) является фактором, способствующим росту экономики республики, однако, данные инвестиции не дают быстрого эффекта по росту производства и доходов в бюджет республики.

Более настораживающий факт - падение темпов роста инвестиций в основной капитал в таких отраслях, как машиностроение, деревообрабатывающая промышленность, пищевая промышленность. Легкая промышленность в целом прекратила развитие. Снизились объемы инвестиций в строительную отрасль и лесное хозяйство.

Иностранные инвестиции в целом имеют тенденцию к росту с 1996 года. Существенные темпы роста стали наблюдаться с 1998 года: 5,1 млн.$ - 1998 год, 15,5 млн.$ - 1999 год, 22,2 млн.$ -2000 год, 41,7 млн.$ - 2001 год, однако, данные за 2002 год (20,9 млн.$)  показывают снижение объемов иностранных инвестиций.

Доля иностранных инвестиций составляет порядка 10-15% от общего объема инвестиций в основной капитал, что в целом соответствует российским тенденциям. К наиболее значимым инвестиционным проектам с участием иностранного капитала за последние годы можно отнести такие, как организация производства и углубление деревообработки на ООО "Пегас Интернейшнл" (США), модернизация производства газетной бумаги ОАО "Кондопога" (Австрия), реконструкция производства ООО "Бумэкс" (Великобритания), модернизация производства деревообработки ООО "АВ-Инвест" (Австрия), лизинг рыболовного траулера ОАО "Карельские морепродукты" (Кипр), расширение производства ООО "Кархакос" (Финляндия) и другие.

В целом в экономике республики за 1998-2001 годы произошли достаточно заметные сдвиги, характеризующие определенные позитивные изменения в состоянии основных фондов промышленной деятельности. Коэффициент обновления основных фондов вырос с 1,2% (1997 г.) до 7,8% (2001 г.). Наиболее высокими темпами вырос за этот же период коэффициент обновления основных фондов в деревообрабатывающей промышленности - с 2,0 % до 31%,  полиграфии - с  0,4% до 18,4%, целлюлозно-бумажной - с 0,9% до 13,0% и лесозаготовительной - с 1,4% до 12,1%. Инвестиции позволили несколько снизить износ основных фондов в промышленности с 48,7% (1998 г.) до 42,4 % (2001 год). Наилучшим образом за этот же период обновили свои фонды подотрасли лесопромышленного комплекса Республики Карелия: лесозаготовительная (снижение износа с 71,3 до 54,8%), деревообрабатывающая (с 43,9 до 22,1%), целлюлозно-бумажная (с 51,9 до 26,6%). Данное обновление затрагивает в основном ту часть фондов, которая направлена на поддержание существующих мощностей, а также на расширение и интенсификацию традиционно выпускаемой сегодня продукции с низким уровнем обработки, цены на которую подвержены мировым конъюнктурным колебаниям и с падающей эффективностью, в т.ч. из-за роста внутрироссийских затрат, в первую очередь - на энергоносители. Такое обновление в своей массе не имеет инновационной основы и не направлено на создание принципиально новых товаров с глубокой переработкой или с большей добавленной стоимостью, с высоким качеством и малой энергоемкостью. С этой точки зрения, подавляющая часть оборудования, механизмов и машин, работающих в экономике республики, имеет морально устаревшие характеристики и не способно выпускать высококонкурентную продукцию.

1.3.Конкурентные преимущества и слабые стороны

Правительство Республики Карелия строит свою инвестиционную политику исходя из присущих региону определенных конкурентных преимуществ и наличия слабых сторон.

Одним из главных конкурентных преимуществ республики выступают ее природные ресурсы: лес, минеральное сырье, вода. Это создает возможности для глубокой переработки сырьевых ресурсов и развития экономики в данном направлении.

Приграничное расположение республики (на границе с Евросоюзом) дает ей шанс на полное использование таких факторов, как относительно низкие транспортные издержки при осуществлении товарообмена с рынками европейский стран, являющимися основными торговыми партнерами республики, приоритетное получение средств европейских программ в сфере экологии, технической помощи, обучения кадров и т.д.

Наличие уникального исторического и культурного наследия в сочетании с уникальной северной природой и ее рекреационными возможностями должно быть положено в стратегию дальнейшего развития республики, как региона туризма, народных промыслов, активного отдыха и восстановления здоровья людей.

Республика Карелия расположена в центре Северной Европы. Через нее проходят сухопутные транспортные пути, соединяющие Финляндию и Европейский Север России. Через республику проходят железнодорожные и автодорожные магистрали, соединяющие Центральную часть России и Мурманскую область. Республика обладает уникальной водной системой, позволяющей выходить в пять морей Европы и Азии. Такое расположение дает республике перспективу реализовать свои транзитные возможности.

Республика Карелия традиционно относится к регионам с умеренным инвестиционным риском. Наравне с конкурентными преимуществами имеются факторы, объективно снижающие инвестиционную привлекательность республики.

Относительно низкие численность и плотность населения республики (особенно в ее северной части) препятствуют развитию ёмкого потребительского и финансового рынков, являющихся одним из главных факторов, привлекающих инвестиции. Карелия не обладает, как целый ряд субъектов Российской Федерации, такими инвестиционно-привлекательными отраслями, как топливно-сырьевые и энергетические.

Существенное влияние на Карелию оказывают Санкт-Петербург и Ленинградская область, обладающие мощным научно-техническим потенциалом, ёмкими потребительским и финансовым рынками, имеющие более выгодное геоэкономическое положение, в том числе за счет более развитой транспортной инфраструктуры, в 9,5 раз превосходящий потенциал по численности населения и обладающие в два раза меньшей территорией.

Сдерживающим фактором в формировании благоприятного инвестиционного климата в республике остается отнесение затрат карельских предприятий на исполнение российского законодательства по предоставлению северных льгот жителям республики, что снижает конкурентоспособность предприятий по сравнению с работающими в тех субъектах Северо-Запада Российской Федерации, на которые данное законодательство не распространяется (Ленинградская, Вологодская, Новгородская, Псковская области и др.).

Республика Карелия относится пока к дотационным субъектам Российской Федерации, что существенно ограничивает ее возможности для более широкого использования бюджетных финансовых инструментов с целью привлечения и поощрения инвестиций.

1.4.Факторы влияния

Достаточно сильное влияние на инвестиционную привлекательность в республике, как и в России в целом, в планируемом периоде могут оказывать внутрироссийские и внешние факторы.

Россия признана мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. В последнее время международные рейтинговые агентства регулярно сообщают о повышении кредитных рейтингов России и улучшении прогнозов состояния российской экономики. Наметилась тенденция на возврат капитала, вывезенного из России. Оффшорные зоны становятся одним из важнейших источников иностранных инвестиций в российскую экономику. На финансовом рынке России появляются новые институциональные инвесторы: пенсионные и страховые фонды. Рынок корпоративных бумаг становится важным источником инвестиционных ресурсов для крупных компаний России. За годы реформ крупнейшими российскими корпорациями, связанными с экспортом сырьевых ресурсов, накоплен капитал, требующий диверсификации в другие отрасли экономики. Данный капитал уже вкладывается ими в машиностроение, пищевую промышленность, сельское хозяйство. Наметилась тенденция направления накопленных средств в лесопромышленный комплекс России. Улучшаются макроэкономические показатели России, благоприятствующие развитию инвестиционной деятельности: укрепляется рубль, растут золотовалютные резервы Центрального банка Российской Федерации, снижается инфляция и стоимость кредитования, растут объемы промышленной продукции и валового внутреннего продукта (далее - ВВП). Выдерживается профицитным бюджет Российской Федерации. Положительное влияние на инвестиционный климат России может оказать факт ее вступления во Всемирную торговую организацию. Определенный прогресс достигнут в банковской и судебно-правовой сферах. Ослаблены ограничения по репатриации капитала, вышел ряд законов экономической направленности. Улучшены условия для использования лизинга, как одного из способов инвестиционной деятельности.

Республика Карелия также продвинулась в совершенствовании своего инвестиционного климата. В республике действуют Закон Республики Карелия "Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия" и ряд других нормативных актов, определяющих систему преференций и прямого финансирования инвестиционных проектов. За предыдущий плановый период выполнена программа "Инвестиционная политика Правительства Республики Карелия на 1999-2002 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 3 апреля 2000 года N 90-П, реализован целый ряд мероприятий, направленных на привлечение инвестиций.

Однако, пока ни субъекты рыночной инфраструктуры, ни предприниматели, ни органы республиканской и местной власти в целом не готовы к широкому приему инвестиций. При общем улучшении ситуации с инвестиционным климатом в республике имеется целый ряд проблем, требующих решения:

- отсутствует развитая инфраструктура по обслуживанию и подготовке инвестиций (консалтинговых фирм по разработке технико - экономических обоснований (ТЭО) проектов, бизнес-планов, фирм, оказывающих услуги по продвижению и согласованию проектов и т.п.);

- низок информационный уровень обеспечения инвесторов: инвестор сталкивается с проблемой отсутствия легкодоступной информации по лесосырьевым ресурсам, наличию свободных земельных участков промышленного назначения, производственных помещений, трудовых ресурсов и т.д.;

- не отработана система сопровождения наиболее значимых инвестиционных проектов, отсутствуют специалисты в области инвестиционного менеджмента как на предприятиях, так и в республиканских органах исполнительной власти, а также органах местного самоуправления.  

Есть проблемы в сфере создания благоприятного предпринимательского климата, снижения бюрократических и затратных барьеров по вхождению в бизнес, ряд проблем, имеющих отраслевой характер, в той или иной степени влияющих на привлекательность инвестиционного климата, на решение которых и направлена данная программа.

II. Повышение инвестиционной привлекательности Республики Карелия

2.1.Цели, задачи и основные направления инвестиционной политики

Основной целью инвестиционной политики является рост инвестиций в экономику Республики Карелия, структурная перестройка экономики, модернизация производств, повышение конкурентоспособности производимых на территории Республики Карелия товаров и услуг, рост доходов населения, предприятий и бюджетов всех уровней. Инвестиции рассматриваются как главный источник структурной перестройки экономики республики, обновления основных фондов, повышения производительности и условий труда, качества продукции.

Главной задачей Правительства Республики Карелия, исходя из поставленной цели, является создание более благоприятного и стабильного инвестиционного климата, оптимальных условий для реализации инвестиционного процесса, обеспечивающего взаимодействие инвесторов с объектами инвестирования, местными и республиканскими органами исполнительной власти, надзорными организациями и территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, с учетом интересов Республики Карелия. При этом, главными субъектами инвестиционного процесса остаются инвестор и предприятие, принимающее инвестиции.

Основными направлениями инвестиционной политики Правительства Республики Карелия являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»