ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О Концепции социально-экономического
развития Республики Карелия
Рассмотрев представленную Главой Республики Карелия Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006-2010 годов, Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:
1. Утвердить Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006-2010 годов.
2. Рекомендовать Главе Республики Карелия создать рабочую группу с участием депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия, представителей общественности для определения приоритетных законопроектов по реализации Концепции социально-экономического развития Республики Карелия, обобщить поступившие предложения и использовать их при разработке и корректировке республиканских целевых и отраслевых программ.
Председатель
Законодательного Собрания
Республики Карелия Н.И.Левин
г.Петрозаводск
25 декабря 2002 года
N 405-III ЗС
Приложение к постановлению Законодательного
Собрания Республики Карелия
от 25 декабря 2002 года N 405-III ЗС
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ НА
ПЕРИОД 2002-2006-2010 гг.
(с учетом изменений и дополнений в Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг. "Возрождение Карелии")
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
В 1991 - 1998 гг.
В 1999 - 2001 гг.
2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
На начало 1998 года
На начало 2002 года
3. ПРЕДПОСЫЛКИ, КОТОРЫМИ РАСПОЛАГАЕТ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
На конец 1998 года
На начало 2002 года
4. ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ, ВАЖНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
5. ОСНОВНАЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
6. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
7. СЦЕНАРИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ И ЭТАПЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
8. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
9. КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО РЕШЕНИЮ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
10.1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
10.1.1. Взаимоотношения Правительства республики с Федеральными органами исполнительной власти
10.1.2. Взаимодействие Правительства с Законодательным собранием Республики Карелия
10.1.3. Взаимодействие Правительства республики с органами местного самоуправления
10.1.4. Создание условий для обеспечения конституционных прав и свобод
10.1.5. Политика, направленная на развитие гражданского общества
10.1.6. Национальная политика
10.1.7. Совершенствование системы управления республикой
10.2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
10.2.1. Отношения собственности
10.2.2. Бюджетно-налоговая политика
10.2.3. Кредитно - финансовая политика
10.2.4. Политика землепользования и управление земельными ресурсами
10.2.5. Инвестиционная политика
10.2.6. Политика ценового регулирования
10.2.7. Развитие потребительского рынка
10.2.8. Рынок ценных бумаг
10.2.9. Инновационная деятельность
10.2.10. Антимонопольная политика
10.2.11. Международное и межрегиональное сотрудничество
10.2.12. Развитие малого предпринимательства
10.2.13. Политика в области экологии и охраны окружающей природной среды
10.2.14. Энергетическая политика
10.2.15. Промышленная политика
10.2.16. Управление лесными ресурсами и развитие лесопромышленного комплекса
10.2.17. Недропользование и горнопромышленный комплекс
10.2.18. Политика в области водного хозяйства
10.2.19. Аграрная политика
10.2.20. Рыбное хозяйство
10.2.21. Политика в области транспорта
10.2.22. Развитие строительства и промышленности стройматериалов
10.2.23. Развитие туризма
10.2.24. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).
10.2.25. Экономическая безопасность
10.3. СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
10.3.1. Занятость населения
10.3.2. Демографическая политика
10.3.3. Миграционная политика
10.3.4. Развитие образования
10.3.5. Молодежная политика
10.3.6. Развитие здравоохранения и спорта
10.3.7. Культура, сохранение и развитие ее ценностей
10.3.8. Социальная защита населения
10.3.9. Градостроительство, архитектура, жилищно-коммунальное хозяйства
10.3.10. Защита населения в условиях чрезвычайных ситуаций
ВВЕДЕНИЕ
Будущее Карелии определяется
вкладом каждого из нас
Республика Карелия - субъект Российской Федерации, активный участник межрегиональной, внешнеэкономической и международной деятельности. Она действует в правовых рамках, которые определены российским и карельским законодательством, международными договорами. Занимая особое геоэкономическое положение, Карелия обладает не только уникальной природой, но и культурно-исторической самобытностью, что предполагает создание особой системы защиты и реализации ее национально-территориальных, в том числе экономических интересов.
Концепция как система представлений о стратегических целях, важнейших задачах и средствах их достижения стала первым шагом в согласовании усилий Правительства, Законодательного Собрания Республики Карелия, предприятий, населения в направлении экономического и социального развития республики.
Она разработана в соответствии с Распоряжением Председателя Правительства Республики Карелия от 22 июня 1998 г. N 381-р во исполнение Конституции (Основного Закона) Республики Карелия. Документ создавался гласно и открыто. В соответствии с распоряжением Главы Республики Карелия от 18 сентября 2002 г. N 233-р в нее внесены изменения и дополнения по итогам 1999-2001 гг. и с учетом перспектив экономического и социального развития республики до 2006 года.
Подготовка Концепции и изменений и дополнений к ней осуществлялась временным творческим коллективом, в состав которого вошли ученые, ведущие специалисты министерств и ведомств республики. Был привлечен широкий круг высококвалифицированных специалистов.
Концепция представляет собой систему принципов, механизмов и мер преодоления кризиса и его последствий, создания предпосылок для перехода к устойчивому, социально-экономическому развитию республики.
Итоги 1998-2001 гг. показали, что Концепция внесла существенный вклад в объединение усилий конструктивных сил республики, верно определила приоритетные направления в экономической сфере. Поэтапное построение новой системы государственного регулирования экономики республики осуществлялось на основе программно-целевого подхода для последующего формирования в Карелии социально-ориентированной экономики. В этот период развитие республики строилось преимущественно с опорой на собственные силы, поддержкой собственных товаропроизводителей в таких отраслях как лесопромышленный комплекс, сельское хозяйство, горнопромышленный комплекс, промышленных предприятий других отраслей - основных налогоплательщиков. Привлекаемые инвестиции направлялись на обновление производственных фондов, приобретение современных технологий, расширение экспортного потенциала республики. Бюджетные инвестиции направлялись на развитие социальной и производственной инфраструктуры.
Проведена реструктуризация крупных социально-значимых предприятий, имевших значительные суммы задолженности в бюджеты и внебюджетные фонды. На базе имущества этих предприятий созданы новые акционерные общества, сохранены рабочие места.
Республика Карелия одна из первых среди регионов России оправилась после кризиса августа 1998 года. В результате принятых мер удалось обеспечить рост важнейших экономических показателей: валового регионального продукта, объема промышленного производства. Впервые за годы реформирования экономики с 1999 года был достигнут рост инвестиций в основной капитал. Вырос экспорт, снизился уровень инфляции, сократилась безработица.
Все это позитивно сказалось на динамике налоговых платежей в республиканский и местный бюджеты, во внебюджетные фонды, что позволило решить наиболее острые вопросы, связанные со своевременной выплатой пенсий, заработной платы работникам бюджетных учреждений, значительно сократить задолженность по заработной плате в отраслях производства и социальной сферы.
К настоящему времени на ситуацию в республике стали оказывать серьезное влияние сформировавшиеся новые политические и социально-экономические факторы, требующие уточнения ряда положений Концепции и уточнения приоритетов на среднесрочную перспективу.
В Российской Федерации происходит централизация власти, созданы федеральные округа, перераспределяются между уровнями власти функции, полномочия, бюджетные финансы. Приняты новые бюджетный, налоговый, трудовой, административный, арбитражный, процессуальный кодексы. Существенно изменен ряд федеральных законов.
На фоне снижающихся темпов роста мировой экономики, изменения подходов к реализации экономической политики на федеральном уровне существенно замедлились темпы экономического роста в республике. В сложившихся условиях объективно необходимым становится поиск мотиваций и стимулов для обеспечения устойчивого роста с учетом имеющихся резервов. Новый механизм экономического роста не может возникнуть спонтанно. Для его формирования требуется целенаправленная реализация ряда необходимых предпосылок - социальных, экономических и организационных, часть из которых пока отсутствует. При этом на первый план выдвигаются задачи улучшения качественных характеристик экономики. Необходимые темпы развития экономики и социальной сферы могут быть достигнуты только на основе структурно-технологической модернизации производства, повышения производительности труда и активизации инвестиционной деятельности.
В этих условиях ключевое значение приобретают хорошо подготовленные кадры, способные успешно решать актуальные задачи развития. Именно инвестиции в эту важнейшую составляющую социально-экономической системы республики - стратегический приоритет следующего периода. Помочь человеку стать более подготовленным, сильным, успешным, способным внести более ощутимый конструктивный вклад в развитие республики - важнейшая задача образовательной системы республики.
Только в этом случае модернизация экономики, основанная на поддержке конструктивной частной инициативы, и концентрация усилий органов государственной власти Республики Карелия на обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, будет залогом устойчивого развития республики в среднесрочной перспективе.
Основной особенностью нового этапа развития (2002-2006 гг.) является гораздо более открытый характер функционирования экономики, обеспечивающий равный доступ эффективных собственников к республиканским ресурсам для привлечения инвестиций и обеспечения необходимых темпов развития. Предстоит решение ряда новых задач, включая освоение самых современных технологий. Главными задачами инновационной политики в материальной сфере должны стать модернизация имеющихся производств на основе ресурсосберегающих и высокопроизводительных технологий, повышение качества и конкурентоспособности продукции.
Объединение усилий регионов Северо-Запада на взаимовыгодной основе в состоянии повысить конкурентоспособность республиканской экономики, в том числе при экспорте продукции. В рамках этого направления необходимо приступить к разработке и реализации совместных с регионами Северо-Запада проектов в энергетике, развитии лесного комплекса, трансграничного сотрудничества, развитии человеческого капитала, выстраивания мультикультурных коммуникаций и другие. Ключевое значение в успешной реализации данных проектов будет иметь построение эффективного межрегионального взаимодействия.
Настоящая Концепция ориентирована на создание эффективных механизмов развития различных сфер экономической и социальной жизни, поиск, поддержку и воспитание лидеров, способных решать существующие и возникающие проблемы.